Весь мир нам завидует, я точно говорю!
Владимир Путин 06.04.09
(Падение ВВП Великобритании в 2009 году - 1.9 процента, России – 6 процентов, Китая - рост на 7.5 процента)
В предыдущей статье я уже показал, что природа нашего кризиса существенно отличается от природы кризиса в остальном мире. Легче всего убедиться в этом, представив себе, что кризис сегодня закончился.
Разве это "их" экономика выйдет из кризиса с изношенными основными фондами, с устаревшими модельными рядами, разрушенной системой образования, с коррупцией, в разы превышающей среднемировые показатели, монополизированной промышленностью и изверившимся малым бизнесом? К сожалению, в день "Х" это будет наш багаж.
Все перечисленное требует кардинального изменения экономической политики правительства и даже более того - основных принципов управления страной. Это изменение, равно как и "работу над ошибками" правительства надо начинать немедленно, однако результаты будут получены не ранее, чем через несколько лет.
Поэтому прежде чем говорить о том, что надо сделать в плане национальной стратегии, несколько слов о первоочередных мерах, без принятия которых время стратегических изменений может и не наступить.
У правительства любого уровня (национального, регионального) есть предельная "пропускная способность", выражающаяся в количестве осмысленных решений, которое оно способно принять за определенный отрезок времени. В условиях кризиса – за короткий отрезок. В результате правительство, опять же любого уровня, может или всесторонне рассмотреть ситуацию на максимум двух-трех десятках предприятий и выработать меры поддержки. Или принять системные решения по мерам воздействия на категории предприятий и предпринимателей, которые окажут воздействие на экономику в целом.
Пока российское правительство и, по его примеру, наше республиканское, концентрируют усилия на анализе ситуации в небольшом количестве крупных предприятий и выработке индивидуальных мер поддержки.
С одной стороны, это кажется оправданным, поскольку затрагиваются генераторы большей части ВВП (ВРП). С другой стороны, в наихудшем состоянии, требующем немедленных решений, оказались, как правило, предприятия, управлявшиеся не лучшим образом. То есть, помощь часто оказывается не лидерам рынка, а его аутсайдерам - типичный пример – АвтоВАЗ. Из республиканских организаций похожим примером можно считать "ВАМИН Татарстан". В то же время ряд предприятий, даже очень сильно пострадавших от изменения рыночной конъюнктуры, например "Татнефть" - отказываются от предлагаемой им господдержки.
Дополнительным минусом индивидуального подхода является то, что решения об оказании адресной поддержки неизбежно лоббируются различными группировками в правительствах. Причем в условиях дефицита времени почти невозможно отличить реальные точки зрения от проекций личных интересов.
Дополнительные проблемы возникают также и на этапе реализации принятых решений, поскольку лоббистская борьба продолжается до самого момента перечисления денег. Именно поэтому некоторые решения об оказании поддержки промышленным предприятиям, принятые еще в ноябре, до сих пор не реализованы.
При оказании системной поддержки всем субъектам экономики или их широкой категории ее плодами в большей степени воспользуются предприятия, управляемые наилучшим образом и имеющие наибольшие шансы на выживание. Коррупционное воздействие на решения такого рода хотя и возможны, но значительно менее вероятны.
Особенно важны системные решения для малого и среднего бизнеса. При наличии десятков и сотен тысяч субъектов предпринимательской деятельности и речи не может быть об индивидуальном подходе. (Есть такая поговорка: "Законы нужны только малому бизнесу - большому бизнесу нужно "свое" правительство").
Какие системные решения могут быть приняты в короткие сроки:
- снижение ставок налогообложения малого бизнеса, причем не только тех, кто находится на упрощенной системе налогообложения, но и индивидуальных предпринимателей на патенте и предприятий на вмененке. Выпадающие доходы могут быть скомпенсированы изъятием природной ренты не только у нефтяников (что уже делается), но и газовиков, металлургов, лесозаготовителей, одним словом, у всех сырьевиков в равной степени.
- снижение начислений на заработную плату, величина которых сегодня определяется не столько потребностями работников, сколько крайней неэффективностью управления социальными фондами и расточительностью их управляющих.
- возможны и радикальные решения типа разрешения предпринимательской деятельности без регистрации – по аналогии со знаменитым Ельцинским указом о свободной торговле.
- полная остановка как минимум на год всякой контрольной деятельности экологов, пожарников, милиционеров и других проверяющих в отношении предприятий, не относящихся к категории особо опасных производств
- организация общественных работ на социально значимых направлениях за пределами предприятий, с которых выводятся работники. Увеличение уровня оплаты труда, занятых на общественных работах, до величины минимального потребительского бюджета.
- увеличение ставок таможенных пошлин на предметы роскоши и товары, имеющие аналоги, производимые в стране, на 1-2 года.
- активная пропагандистская кампания в пользу приобретения товаров отечественного производства.
- полное освобождение от налогов вновь создаваемых предприятий производителей наиболее массовых импортируемых товаров.
- перевод малого бизнеса на отчетность один раз в год.
- расширение понятия малый бизнес до 50 миллионов рублей в год.
- замораживание тарифов естественных монополий.
Объективности ради надо сказать, что системные меры обсуждаются тоже, в том числе и в Государственной думе, но решения по ним принимаются крайне робкие и половинчатые. Например, снизить налог на малый бизнес, находящийся на упрощенке, но только для тех, кто работает по принципу доходы минус расходы. Принять закон о борьбе с коррупцией, но ввести его в действие с 2010 года, и тому подобные примеры неповоротливости. Но ведь могут работать быстро, когда хотят. Например "под Ходорковского" надо было срочно внести изменения в уголовный кодекс – справились меньше чем за месяц. Вот бы по всем вопросам так!
Поскольку это статья, а не программный документ партии "Правое дело", региональную организацию которой я возглавляю, я не буду дальше злоупотреблять терпением читателей и перечислять весь диапазон оперативных антикризисных мер, предлагаемых нами.
Основная направленность мероприятий понятна – сокращение накладных расходов везде, включая государственное управление, разумный протекционизм, поддержка национального капитала, демонополизация, поддержка малого бизнеса во всех формах.
Об уроках кризиса и экономической стратегии в следующей статье.
28.04.09
Александр Таркаев Председатель административного Совета Торгово-промышленной палаты РТ, председатель Совета директоров ОАО "Диалог Консалтинг", депутат Государственного Совета РТ. Кандидат технических наук, доцент. |
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 2
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.