Ситуация на Украине, стремительно перерастающая в фазу гражданской войны, уже не может закончиться простым перемирием. В условиях, когда Виктор Янукович фактически не выполняет обязанностей президента, исход событий зависит от способности востока и юга страны к самостоятельному сопротивлению. Россия в этой ситуации может сделать немногое, но уже принимает у себя представителей Крыма, который в любой момент может заявить о самоопределении. Такие оценки в эксклюзивном интервью «БИЗНЕС Online» дал директор Института стран СНГ Константин Затулин.
«НИКАКОЕ ПОСРЕДНИЧЕСТВО ЗАПАДА К ВЫХОДУ ИЗ КРИЗИСА НЕ ВЕДЕТ»
— Константин Федорович, вчера Верховная Рада приняла решение прекратить антитеррористическую операцию и вывести войска из Киева. По вашему мнению, было ли это ошибкой или так и надо было действовать?
— Я в данном случае прекрасно себе представляю, что Рада, которая принимала эти решения, принимала их в условиях сомнительной легитимности, в отсутствии половины депутатов. В самом ли деле они приняты или мы сталкиваемся с фальсификацией, сказать сложно. Совершенно ясно на данный момент, что власть не готова до конца выполнять свои обязанности по наведению порядка в Киеве, что давление на украинскую власть, достигшее апогея в прошедшие дни, оказало свое влияние. В результате всего этого после неуклюжей попытки рубить хвост собаке по частям вместо того, чтобы отрубить его сразу, если это требуется, последовало странное стояние, принесшее наибольшее число жертв с обеих сторон. После этого, как мы знаем, готовится к подписанию некое перемирие. Дальше мы можем множить различного рода свидетельства о происходящем в Верховной Раде, о переговорах оппозиции и власти с участием посредников, нуждается в подтверждении или отрицании согласие Януковича на перевыборы. На мой взгляд, все эти решения ни к чему, кроме временного затишья, в украинской трагедии не приведут, ибо я не могу представить себе досрочные выборы, результатом которых стало бы избрание пользовавшегося доверием и запада, и востока Украины президента в создавшейся ситуации.
— Известно, что сегодня как раз будет подписано какое-то соглашение...
— Какое соглашение? Видите, мы не знаем, какое соглашение.
— Да, не знаем. Как вы думаете, это соглашение будет содержать мнение, навязанное Западом, раз в переговорах участвовали министры иностранных дел Германии, Франции и Польши?
— Министры участвовали днем, а кто участвовал вечером и какие будут результаты, мы в скором времени узнаем. Ясно совершенно, что Запад занимает однозначную позицию. Мне кажется, нам тут не приходится обольщаться. Никакое посредничество Запада к выходу из кризиса не ведет, если только не считать выходом капитуляцию действующей власти. В этой ситуации, мне кажется, назревает момент, когда регионы юга и востока Украины будут вынуждены действовать самостоятельно, защищая свои интересы и интересы граждан.
Во всяком случае до сих пор широким достоянием масс-медиа не стало известие, пришедшее вчера поздно вечером, о нападении в Черкасской области на возвращавшуюся из Киева колонну крымчан, в ходе которого было сожжено 7 автобусов, 350 человек подвергнуты издевательству, а несколько человек, 7 или больше, убиты. Их фактически заманили в засаду. Если это подтвердится, то этот акт может оказать на волеизъявление Крыма самое драматическое влияние. Вы знаете, что члены президиума Крыма были вчера в Москве, сегодня они срочно улетели.
Я думаю, что если подтвердится, что людей раздевали догола и если видели наколки ВДВ, то убивали сразу, то такого рода борьба за демократические европейские ценности означает просто переход в стадию гражданской войны. И эта гражданская война, безусловно, начинает приходить в семьи людей, которые удалены от событий. Гибнут волонтеры и сотрудники «Беркута», милиционеры, пришедшие служить или выражать свой протест или свою точку зрения из разных частей Украины, из восточных регионов Украины, где ничего сегодня не происходит, как, например, в Крыму и Севастополе, там нет никаких видимых попыток нападения на власть или попыток дестабилизировать ситуацию. Но сегодня, хотя в Крыму относительно спокойно, беда приходит в дом ко многим людям. Совершенно очевидно, что так просто это не может закончиться подписанием некоего перемирия о каких-то политических делах.
«ЯНУКОВИЧ ВЫГЛЯДИТ ЧЕЛОВЕКОМ, КОТОРЫЙ ПОТЕРЯЛ ГОЛОВУ»
— Допускаете, что подписание этого перемирия или соглашения и, грубо говоря, победа тех, кто сейчас на майдане, спровоцируют волну своих протестов на востоке Украины и в Крыму?
— Безусловно, потому что чем дальше, тем больше президент Янукович выглядит человеком, который или потерял голову, или потерял контроль над собой, или просто не выполняет своих обязанностей президента, которые на него возложены, не охраняет и не наводит порядок в стране, не в состоянии это сделать.
— Вам не кажется странным поведение Януковича: то он силовиков заставляет стоять на майдане, то нападать, то снова отступать — гоняет их туда-сюда?
— Я об этом и говорю, это выглядит просто унизительным для украинской власти, ее сложно назвать и властью после этого. Все, что касается перебежек, выхода из Партии регионов, поведения отдельных депутатов, которые выходят из фракции, — это старая, как мир, история. Она не удивляет. Кстати, она будет развиваться, ибо поведение самого гаранта Конституции дает к этому повод.
— Что скажете про судьбу Януковича? Некоторые считают, что он повторит путь Хусейна, Милошевича, Каддафи.
— Я не хотел бы так далеко загадывать, во-первых. А во-вторых, судьба Януковича меня меньше беспокоит, чем судьба огромных масс населения юга и востока Украины, Крыма и Севастополя.
«ОППОЗИЦИЦИЯ ЧУВСТВУЕТ СЕБЯ ВСЕ БОЛЬШЕ ХОЗЯИНОМ НА УКРАИНЕ»
— Возможен ли в таком случае (лучше это или нет, не берусь судить) распад Украины как раз на запад и восток?
— Безусловно, был бы лучше развод Украины, а не распад. Как развод Чехословакии.
— Федерализация — выход?
— Я боюсь, что это вряд ли может произойти без насилия и кровопролития. Где демаркационная линия, где граница, которая пройдет по линии этого развода? Явно же, что оппозиция чувствует себя все больше хозяином на Украине. Она не то что на развод, она на федерализацию Украины, о которой вы говорите, тоже не согласна. Если бы это была демократическая оппозиция, то она бы, безусловно, видела выход в том, чтобы создать минимальные гарантии для всех регионов и живущих в них людей, чтобы они так яростно не боролись за власть в Киеве, зная, что у них есть некий объем неотчуждаемых полномочий, которые они могут употребить по своему усмотрению, и на западе, и на востоке. Но оппозиция абсолютно не собирается предоставлять таких возможностей востоку Украины. Она хочет править балом, она хочет победы и не хочет никаких гарантий и возможностей для востока Украины, она действует в логике: «Мы победили, а все остальные проиграли». Поэтому сейчас все зависит от способностей востока Украины к сопротивлению.
— И все-таки какова роль Запада? Вчера вечером министр иностранных дел Польши сказал, что Янукович якобы согласен на досрочные выборы. Когда заявление такого рода делает человек со стороны, о чем это может говорить?
— Он участник переговоров. Запад давно не церемонится с дипломатическим этикетом. Если Янукович действительно согласен на какие-то перевыборы, то об этом должен сказать прежде всего сам Янукович. Но, как мы видим, посредники таковы, что они берут на себя функции за украинскую власть, это происходит уже не первый день. Мы уже отмечали, что в начале недели, когда еще ничего не предвещало такого всплеска, послы визировали передачу зданий. А сейчас министр иностранных дел делает заявление вместо президента Украины, которое существенно важно в создавшейся ситуации. Поэтому здесь трудно чему-либо удивляться.
«НЕ ВСЕ В ПОРЯДКЕ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ»
— Тогда почему же молчит Россия? Отправили туда только Владимира Лукина. Почему же Россия не предпринимает каких-то активных действий?
— А какие в данном случае активные действия возможны? Россия исходила из необходимости стабильного развития Украины и поддерживала законную власть на Украине. Сама же законная власть оказывается той, которая себя не готова защищать, не готова выполнять свои обязанности. Россия, конечно, не может поменять власть на Украине и привести к власти другую, более адекватную. Россия вынуждена работать с тем, кто есть. Все, что она могла сделать, — Россия финансово поддерживала Украину до того момента, пока на Украине было правительство. После того как Янукович отправил правительство в отставку, что было одной из первых фундаментальных глупостей, которые он сделал, Россия притормозила выдачу кредитов до выяснения ситуации. Дальше на этом этапе президент направил своего представителя, в данном случае для участия в переговорах. Я не комментирую это, могу лишь сказать, что не все в порядке в осуществлении внешней политики России, если посольство РФ и посол оказываются настолько не авторитетны, что никакого участия в событиях не принимают, их не видно, не слышно. В этом случае президенту приходится отправлять других. Остается вопрос: зачем нам такой посол, зачем он там находится? Я не могу ответить на этот вопрос, на него должны ответить в администрации президента и МИД.
Что касается результатов деятельности, то Лукин явно с миротворческими миссиями направлен. Думаю, Лукин не единственный посланец и не единственный представитель президента, который в настоящее время пытается разобраться в ситуации. Я думаю, что время настоящих решений для России наступит в начале следующей недели.
«ВНУТРИ САМОЙ ЛЕГАЛЬНОЙ ОППОЗИЦИИ ЕСТЬ РАЗНЫЕ ИНТЕРЕСЫ»
— Уточним еще по тем, кто на майдане находится. Это те люди, которые всей душой за свободу, или...
— Это разные люди. Но костяк майдана и основную движущую силу составляют приезжие с Западной Украины, люди, которые состоят в правонационалистических, полуфашистских и неонацистских объединениях. Они и являются в данном случае движущей силой событий. На их действия, их поведение опираются так называемые лидеры легальной оппозиции, которых сами эти боевики откровенно презирают, решения, которые им не нравятся, выполнять не намерены. Однако каждая группировка использует друг друга. Легальные оппозиционеры благодаря этому как бы обретают вес в глазах западного общества, украинского политикума, поскольку считается, что именно они могут от имени всей этой силы выступать, хотя это не так. В свою очередь боевики используют всякого рода договоренности легальных оппозиционеров для передышки, пересменки, для организации новых захватов, для дальнейшего проникновения во власть.
— Собственно, сами лидеры официальной оппозиции в случае победы «Евромайдана» будут иметь какой-то вес или неонацисты их используют?
— Этот вопрос следующего этапа развития событий. Ясно, что и внутри самой легальной оппозиции есть разные интересы, за которые еще предстоит схватка, за которые еще предстоит бороться. Внутри оппозиции эти столкновения на будущее не исключены. Как загнать этого джина, который вырвался из бутылки Западной Украины, никто сейчас из оппозиционеров не скажет. Сейчас они такой задачи не ставят, они рассчитывают, что дорвутся до власти, а дальше как-то справятся с ситуацией. Но как, на каких основах и на каких уступках этому отребью, на основе каких компромиссов, когда с ними никакие компромиссы невозможны, это сейчас сложно сказать. Самое главное, приемлют ли такое развитие событий на Украине огромные массы населения, регионы Украины, люди, которые не разделяют цели тех, кто собрался на майдане.
— Барак Обама сравнивал события на Украине с сирийскими. По вашему мнению, возможен ли затяжной военный конфликт или даже интервенция?
— Это зависит от того, кто будет на самом деле осуществлять власть на Украине в результате всех соглашений и перемирий. Интервенция, думаю, вряд ли просматривается сейчас, да она и не необходима пока для тех, кто хотел бы реализовать планы Запада. Если восток Украины попробует заявить вопрос о своем самоопределении в данной ситуации, то тогда в обстановке столкновения, которое может за этим последовать, могут быть разные решения и призывы. Здесь и роль России будет весома, чтобы предотвратить чье-либо вмешательство на Украину. Это тот случай, когда Россия совершенно не сможет отмолчаться.
Справка
Константин Затулин — директор Института стран СНГ, член правительственной комиссии РФ по делам соотечественников за рубежом. В прошлом — депутат Госдумы первого (1993 - 1995), четвертого (2004 - 2007) и пятого (2007 - 2011) созывов, первый заместитель председателя комитета ГД по делам СНГ и связям с соотечественниками (2004 - 2011). До 2008 года — член генерального совета партии «Единая Россия». Неоднократно объявлялся persona non grata на территории Украины (1996 - 2007; 2008). В мае 2010 года получил отказ во въезде на территорию Азербайджана.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 47
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.