НИКТО НЕ ХОЧЕТ РАЗОБРАТЬСЯ В ПРИЧИНАХ НЕУДАЧ

Ну, сказал Владислав Третьяк — президент ФХР, что надо ограничить количество легионеров в командах КХЛ тремя. Так ведь он не с того края начал. Сейчас все пытаются себя оправдать в том, что произошло на Олимпиаде в Сочи. Но, на мой взгляд, начинать нужно не с этого, а с детско-юношеского хоккея. А у нас почему-то вспоминают, что у нас катков меньше, чем в Канаде, форма другая, хотя 40 лет назад в десятки раз было меньше катков, а клубы и сборные НХЛ мы обыгрывали. Снизу надо начинать. А ограничивать можно все что угодно, какой толк будет? Да и КХЛ — лига независимая, и нынешняя квота в пять легионеров вполне оправданна. У нас нет воспроизводства игроков! Ну, ограничим мы количество легионеров тремя, кем тогда заполним образовавшиеся вакансии? Для начала нужно восстановить систему воспроизводства игроков. Даже в лихие 90-е мы сумели сохранить эту систему, именно эти ребята на протяжении последних 10 лет выступали в сборной России и не так плохо выступали. Давайте сначала досконально разбираться, почему мы проиграли в Сочи, почему проиграли в Ванкувере, почему проиграли чемпионат мира 2013 года американцам. Ведь никто не хочет разбираться в этих причинах! Потому что потом их нужно будет устранять, а это гораздо сложнее.

В Сочи проиграли, потому что не сделали выводов из уроков Ванкувера. Никто не проанализировал ситуацию на профессиональном уровне. Сказали: с кем не бывает, случайность. Но причины были и есть, и они не были устранены, остались прежними и перекочевали в другую сборную. Как не было розыгрыша большинства, так и нет, как не было взаимодействия нападающих и защитников, так и нет, и так далее. Все то же самое мы видели в Ванкувере. Наступаем и будем наступать на те же самые грабли. Латаем тришкин кафтан. Дырки закрываем, и все сразу успокаиваются. Так и не выяснив, почему проиграли в Ванкувере, почему и в Сочи проиграли, почему топовые нападающие нашей сборной так мало забивают в ее составе, что диву даешься — вроде бы меньше россиян никто не забил на этой Олимпиаде. Как же так можно с нашими звездными нападающими? Вот с этого надо начинать, а бросать в толпу лозунги — дело нехитрое...

Все элементарно просто. Когда школьник пишет контрольную работу на двойку, учитель его заставляет делать работу над ошибками, чтобы не повторить их вновь. А мы при нынешнем президенте ФХР не делаем никаких выводов из поражений. Как же можно готовиться к следующей Олимпиаде, не устраняя ошибок предыдущей! Мало того, надо уметь просчитывать возраст команды, с какими именно игроками мы подойдем к Олимпиаде, кого воспроизводим. А где у нас игроки? Спрашивается, что, Александр Бурмистров выглядел бы в Сочи хуже Алексея Терещенко или Артема Анисимова? Надо ведь думать о будущем. Валерия Ничушкина берут в сборную на перспективу, а почему не взяли Бурмистрова, который еще год назад играл в НХЛ? Повторюсь, начинать нужно с того, чтобы сесть за стол и сделать спокойный анализ. И не в компании друзей и родственников Третьяка, это должны делать профессионалы, не стесняющиеся говорить о том, что есть на самом деле. Чтобы для тех, кто будет работать со сборной в дальнейшем, была выработана некая позиция. Почему такой анализ сделали шведы после провала на Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити, приняв соответствующую программу, почему это сделали в свое время американцы, когда им надоело быть «туристами» на чемпионатах мира что юниорских, что молодежных, что взрослых — сели и сделали лет 15 лет тому назад программу. Тогда я работал с ребятами 1980 года рождения. Встретился в Канаде на турнире с известным американским тренером Лу Вайро, он неплохо говорил по-русски, уважает наш хоккей. «Подожди, Владимир, — говорит Вайро, — да, у тебя, конечно, хорошая команда, но мы приняли программу, и она скоро заработает». И она заработала! Там люди работают, а у нас — отобрать, забрать, разделить. Не с того начинаем. Разобраться надо, выработать программу. Дать рекомендации — это дело профессионалов, хотя решать все равно будет главный тренер сборной, просто сказать: вот здесь мы хороши, здесь надо усиливать, а здесь плохо, надо что-то делать, устранять. А наши наставники сборной продолжают упорно наступать на старые грабли. Посмотрите, Билялетдинов сделал то же самое, что и его предшественники Вячеслав Быков-Игорь Захаркин...

Фото: Алексей Куденко, РИА Новости (с)
Фото: Алексей Куденко, РИА «Новости» (с)

«МНЕ СКАЗАЛИ: «ПОДУМАЙ О СЕБЕ»

Я был четыре года назад на заседании исполкома ФХР, где Быков докладывал о работе на Олимпиаде в Ванкувере. И при всех он сказал дословно следующее: «Мы готовили команду по последним нанотехнологиям, мы были готовы к игре с канадцами, но не ожидали, что они так сыграют!» Я серьезно, верьте свидетелю. На этом исполкоме сказал в присутствии друзей, родственников Третьяка, руководителей КХЛ, что мы ничего не выиграем, пока не изменим систему подготовки игроков начиная с детско-юношеского хоккея, пока не изменим ситуацию с судейством, судьи у нас не дают хоккеистам играть в хоккей, у нас любое столкновение судится. Но хоккей-то — контактная игра! Причем характерно, что на международной арене наши арбитры работают отлично. Но меня не стали слушать! Я сказал, что у нас будут проблемы. Кто тогда был на подходе? Евгений Кузнецов и Владимир Тарасенко, где они сейчас? Один из них, Тарасенко, лавочку шлифовал на трех чемпионатах мира, Кузнецов и вовсе выпал из обоймы. Где молодежь? Так в ответ мне сказали отдельные руководители: не надо нас пугать, мы ведь чемпионы мира, лучше о себе подумайте. Я все понял. Вот вам подход к решению проблем нашего хоккея. Было это, повторюсь, четыре года назад после Олимпиады в Ванкувере. Если вы этого не видите, допускаю такое, но слышать-то надо, говорил-то им не мальчик, пришедший с улицы, не друзья главы ФХР из строительных фирм, работающие в хоккее.

Вторая Олимпиада с нынешним руководством ФХР, второй провал. Не многовато ли? Это сказал человек, прошедший юниорские, юношеские, молодежные сборные, дававший результат тогда, когда никто не давал результата. Работавший не за те деньги, что платят сейчас главному тренеру сборной России, а у Зинэтулы Билялетдинова, как я понимаю, хороший контракт. Больше было «За Родину, за Сталина!» В юношеских и молодежных сборных была только одна штатная ставка, главного тренера, меньше, чем сейчас у массажистов в КХЛ, поэтому мне приходилось пробивать зарплату моим помощникам. Считалось, что, отрываясь от работы в клубе, в сборную человек приезжает работать за честь. Подход у нас такой. А раньше за «бронзу» и «серебро» с работы снимали!

Зинэтула Билялетдинов. Фото: Алексей Куденко, РИА Новости (с)
Зинэтула Билялетдинов. Фото: Алексей Куденко, РИА «Новости» (с)

КОМУ ЕХАТЬ НА ЧЕМПИОНАТ МИРА?

Пора определиться с главным тренером, и не сидя в узком кругу в кулуарах: «Давай поставим этого». Методом тыка — этот мне нравится, а этот нет. Иначе всегда тренер будет крайним — выигрываешь, рядом с тобой море людей, суют физиономию, чтобы сфотографироваться. А как проигрываем — ты враг народа, и никто больше не виноват. Новая сборная начнет играть с чистого листа. Спрашивается, кто у нас сейчас может начать работать со сборной с чистого листа? Кто возьмет на себя такую ответственность? Насколько я знаю, Билялетдинов в 2012 году отказывался, не хотел брать сборную. Значит, на то были причины. Да, у него был очень приличный контракт в «Ак Барсе», который ему потом повторили, если не увеличили в сборной России. Главное — он понимал, куда он идет, но не понимал, что ему делать в сборной. Так за три года он ничего в сборной и не сделал! Весной ехать на чемпионат мира, а кому ехать? Те, кто готовился и хотел попасть на Олимпиаду, три года об этом мечтал, их бросили, им сказали, что они дерьмо, вы никому не нужны, у нас есть получше.

Те, кто играл в Сочи, вряд ли поедут в Минск. И многие другие, думаю, не поедут, сославшись на травмы и усталость. Кого везти? И кому везти? Тренеру, которого, скорее всего, освободят в июне после истечения срока контракта или новому тренеру? Надо сейчас спокойно сесть и разобраться в ситуации еще до назначения нового главного тренера, по какой схеме играть. Выбрать пять-шесть кандидатов, поговорить с ними, пускай они представят свои программы, хотя бы примитивные. Какой хоккей будет... Говорили, говорили, а в Сочи выяснилось, что мы в нападении очень плохо играем. А кто говорил, что Билялетдинов любит атакующий хоккей? Он никогда этого не любил, всегда предпочитал игру от обороны. Разве можно было изменить эту ситуацию за месяц до Олимпиады? Вот и забили в Сочи неприлично мало с таким блестящим набором нападающих в играх с такими соперниками, как Словения, Словакия, Норвегия. Серьезно, по государственному, не совково, на современном уровне нужно подходить к хоккею, ведь спорт высших достижений давно стал политикой. Нужно выигрывать у себя дома, когда страна столько сделала в Сочи, создав в кратчайший срок столь уникальные сооружения, заставив гостей Олимпиады обливаться соплями зависти. И команда должна была от зубов отскакивать. А тут, кто за неделю приехал, кто за два дня до старта, другие чуть ли не в день начала Игр — профессионалы пошли играть. Звезды — это еще не звездная команда. Команду еще нужно сделать, где-где, а в Казани это хорошо знают. В сезоне 2004 - 2005 годов в «Ак Барсе» была собрана такая банда, что могла бы всех рвать в клочья и в НХЛ, а в итоге вылетела в первом же раунде от «Локомотива».

Да, у нас есть КХЛ, где играет масса хоккеистов из лучших сборных в Сочи. Нашей сборной занимается ФХР. И где, помимо НХЛ, надо брать игроков в национальную команду? Правильно, в клубах КХЛ, МХЛ, РХЛ. И что мы выиграли в последние годы, кроме двух чемпионатов мира? Ничего, полный провал на юниорском, юношеском и молодежном уровнях, уж и забыл, когда наши сборные что-то выигрывали на этом уровне. Если не ошибаюсь, последними были мои ребята 1980 - 1983 годов рождения. А сейчас некому заниматься молодежью, никто не хочет, тренеров не хватает, опыта. Мораль: нужно восстанавливать систему подготовки игроков начиная с детско-юношеского уровня, чемпионатов регионов. Пока же у нас в ходу «Кубок Третьяка» на арене «Фетисова».

Владимир Плющев