Перевозчики Набережных Челнов обратились к властям города и республики с предложением поднять стоимость проезда в автобусах городских маршрутов с нынешних 15 рублей до 18. В исполкоме автограда считают, что удорожания до 17 рублей будет вполне достаточно. В Госкомитете по тарифам РТ в ближайшее время должны поставить точку в этом вопросе. Опрошенные газетой «БИЗНЕС Online» эксперты полагают, что тариф поднимать надо, но не для всех видов автобусов одинаково, а разовый проезд должен стоить дороже, чем оплата по транспортной карте.
«МЫ БЫ ХОТЬ НА НОЛЬ ВЫШЛИ»
В Госкомитете по тарифам в ближайшее время будет рассмотрен вопрос о повышении стоимости проезда в общественном транспорте Набережных Челнов. Перевозчики настаивают на цене в 18 рублей, припоминая властям, что последнее изменение стоимости билетов произошло еще три года назад, в 2011 году. Один из них, генеральный директор ЗАО «ПАК-инвест» Фаргат Набиев, признался в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online», что 2013 год был очень тяжелым: «Мы полгода не получали деньги за перевозку льготников и потеряли из-за этого колоссальное количество средств. До сих пор не решен вопрос с поднятием тарифа за перевозку, хотя в других городах это давно уже сделали. Между тем расходы только растут. В 2013 году ввели обязательное страхование пассажиров, систему «ГЛОНАСС». Хотя бы поэтапно как-то вводили бы! Кроме того, постоянно растут цены на ГСМ, энергоносители и запасные части. Если бы билет стоил 17 рублей, мы бы хоть на ноль вышли, а для дальнейшего развития, конечно, надо, чтобы билет стоил дороже».
В исполкоме автограда, куда перевозчики обратились с предложением поднять тариф с нынешних 15 до 18 рублей, считают, что с учетом повышения зарплаты водителям, отчислений в различные фонды, обязательного страхования и других расходов 17 рублей будет вполне достаточно. Перевозчики же на это только горько усмехаются, мол, если уж «господа нефтяники» поднимают цены, они не спрашивают у местных властей. Вспоминают, что во время последнего повышения, в 2011 году, солярка стоила 17 - 18 рублей, а сейчас — 38. А Ford, который можно было купить за 980 тыс., сегодня обойдется не менее чем в 1,5 млн. рублей.
ТРАНСПОРТНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
На фоне грядущих перемен снова всплыл вопрос «больших автобусов», и, судя по соотношению прибыли и затрат, они, кажется, не нужны ни жителям, ни перевозчикам. Напомним, что намерение челнинских властей «приобщить» к городским перевозкам автобусы большой вместимости стало очевидно еще летом прошлого года, во время «транспортной революции». Тогда казалось, что привычные «Газели» и «ПАЗики» окончательно уйдут с городских маршрутов. Причина — в минимальных размерах транспортных средств, которые имеют право работать на городских маршрутах. Согласно условиям конкурса, автобусы малой вместимости должны иметь длину от 6 до 7,5 м, средней — от 8,5 до 10 метров. Наметился курс на избавление от «Газелей», длина которых 5,5 м, и «ПАЗов» (7,6 м) в пользу Ford и автобусов большой вместимости.
Это еще больше усложнило отношения перевозчиков и исполкома, которые и раньше не отличались гладкостью: здесь и затянувшаяся проблема льготного проезда, и критика системы тендера, по которой на конкурс предлагались лоты, включающие сразу несколько маршрутов. Любопытный факт: первый конкурс на пассажирские перевозки был объявлен почти сразу после того, как в город поступило 100 автобусов «НЕФАЗ» большой вместимости, работающих на газомоторном топливе. На их закупку из федерального и республиканского бюджетов было выделено почти 450 млн. рублей. Однако злополучные «НЕФАЗы» по сей день не пользуются популярностью у челнинских перевозчиков, хоть они и признают, что для развития автопарка такой транспорт необходим.
«ЛЮДЯМ ВСЕ РАВНО НА ЧЕМ ЕХАТЬ»
Учредитель такси «5 девяток» Сергей Валишев, который несколько лет занимался автобусными перевозками пассажиров, считает, что для нормализации движения в городе автобусы большой вместимости, конечно, необходимы: «Во всех цивилизованных странах горожан возят автобусы большой вместимости, а не «скорая помощь», — рассказал он «БИЗНЕС Online». А для того чтобы люди стремились ездить на «НЕФАЗах», проезд в них должен быть чуть дешевле, чем на Ford. В таком случае будет естественный рост автобусного парка за счет того, что люди будут стараться экономить на поездках. Почему народ сейчас с неохотой пересаживается на «НЕФАЗ»? Потому что он уступает Ford в скорости».
Он напомнил, что несколько лет назад, когда стоимость проезда на большие автобусы была 12 рублей, а на «Газели» — 13, транспортная система Челнов развивалась без проблем. Проблемы начались, когда цены уравняли. По его мнению, нет ничего удивительного в том, что перевозчики против «НЕФАЗов» — этот транспорт ездит пустой и не оправдывает затрат: «Я бы вообще поднял стоимость проезда на Ford до 20 рублей, и сделал бы их экспрессом, чтобы ездили через остановку, — пояснил Валишев. — А «НЕФАЗы» пустил бы как обычные автобусы, в которых люди могли бы ехать за меньшую стоимость и в тепле, потому что большой автобус позволяет водителю включать отопление. Это было бы экономически выгодно. Если бы, скажем, сейчас оставили автобусам 15 рублей, а Ford поставили цену 17 рублей, это был бы очень умный и правильный ход. Он был бы не очень популярным, но стратегически верным. Часть пассажиров перешла бы на большие автобусы, и перевозчикам стало бы легче эти автобусы содержать, и они бы их покупали».
ПРИВЫЧКА К МОБИЛЬНОСТИ
По словам начальника отдела транспорта и связи исполкома автограда Ильфата Исмагилова, идею сделать градацию цен за проезд в общественном транспорте власти обдумывают уже не первый год: «Я вышел с инициативой этих изменений еще в начале своей деятельности на посту. Идею поддержал и мэр. Нужна масштабная работа, чтобы сделать большие автобусы популярными, и прежде всего нужно немного поменять сознание людей — они уже привыкли к мобильности. Тот транспорт, который проигрывает в подвижности и комфортности, будет проигрывать и в пассажиропотоке. У нас были мысли, чтобы сделать Ford коммерческим транспортом, а в автобусах большой вместимости оставить все социальные льготы. Но тарифный комитет запретил. Пришлось убрать этот вариант в долгий ящик».
В Госкомитете РТ по тарифам от комментариев пока отказываются — до тех пор, пока вопрос о повышении стоимости проезда в Челнах не будет вынесен на согласование профильной комиссией. Однако заместитель начальника управления городского хозяйства и жизнеобеспечения населения исполкома Набережных Челнов Альфия Романова считает, что одной из причин отказа от различия в ценах может быть совместный учет двух видов автобусов: «Достаточно проблематично выделить отдельные затраты на Ford и «НЕФАЗы», для этого придется вести раздельный учет. В Госкомитете могли посчитать, что это слишком сложно в плане документации».
Между тем, по словам Исмагилова, на сегодня в челнинских маршрутах работают менее десятка «НЕФАЗов».
В МОСКВЕ — 30 РУБЛЕЙ, В ЕЛАБУГЕ — 13 РУБЛЕЙ
Напомним, что единый тариф с 15 февраля был введен и для всех видов общественного транспорта Казани. Для тех, кто пользуется транспортной картой (а это три четверти пассажиров), проезд теперь стоит 18 рублей, для остальных — 20. Больше всех от этого выиграет электротранспорт, так как ранее поездка в метро, в троллейбусе и трамвае была заметно дешевле, чем в автобусе. По сравнению с действующими пока ценами проезд в автобусе подорожал на 1 рубль, в метро и в троллейбусе — на 3 - 4 рубля, в трамвае — на 4 - 5 рублей в зависимости от способа оплаты.
Председатель комитета по транспорту исполкома Казани Айдар Абдулхаков объяснил рост стоимости проезда инфляцией: официальный показатель инфляции в РФ — 6%, повышение стоимости автобусного билета — 5,5%. Гендиректор МУП «Метроэлектротранс» Асфан Галявов отметил, что в 2013 году цена электроэнергии для предприятия выросла на 26,5%, в этом году рост — уже около 12%. К тому же, очень сильно подорожали запчасти — по некоторым позициям до 70%. Так что часть денег пойдет на покрытие этих расходов.
Транспорт большинства городов России работает по одинаковой цене, и после повышения Казань отнюдь не стала лидером по стоимости проезда. Так, в Нижнем Новгороде и Самаре разовый билет во всех видах транспорта — 20 рублей, в Екатеринбурге — 23 рубля, в Санкт-Петербурге — 25 рублей (метро — 28 рублей), в Москве — 30 рублей (метро — 40 рублей).
Что касается Татарстана, то, например, в Альметьевске стоимость одной поездки составляет 17 рублей, в Бугульме и Менделеевске — 15, в Елабуге — 13, в Чистополе — 14, в Нижнекамске — 18. К слову, насчет последнего у челнинских перевозчиков своя версия: в Нижнекамске всего два предпринимателя, занимающихся пассажирскими перевозками, потому власти более охотно идут им на уступки и поддерживают ту стоимость проезда, которую те запросят. В Челнах же перевозчиков много, и, если один обанкротится из-за непосильных затрат, на его место придет другой.
«РАЗОВАЯ ПОЕЗДКА ДОЛЖНА СТОИТЬ ДОРОГО»
Эксперты, опрошенные газетой «БИЗНЕС Online», считают повышение стоимости проезда недостаточным, поскольку затраты перевозчиков растут быстрее, чем прибыль.
Ильдар Фахразиев — генеральный директор ГК «Альтекс»:
— Вопрос о повышении стоимости проезда в Челнах до 18 рублей перевозчики ставили еще в 2011 году. За это время ежегодно тарифы по другим видам услуг повышались, а у нас нет. Нам почему-то труднее показать свои расходы, чем другим отраслям. И чиновников сложнее убедить. На энергоносители цены растут, на запчасти растут, а мы продолжаем работать по старым тарифам. Если будут низкие цены за проезд, мы не сможем качественно оказывать услуги. К тому же, мы ежегодно обновляем состав, чтобы участвовать в тендерах. Перевозчики добросовестно выполняют свои обязанности, но и власти должны их поддерживать. Мне непонятно решение исполкома сделать 17 рублей, а не 18 рублей. А кто нам этот 1 рубль будет компенсировать?
Что касается больших автобусов, то я бы не сказал, что они не пользуются популярностью — у каждого транспорта есть свой пассажир, как и у каждого товара есть свой покупатель. Пассажиры, которые ездят в автобусах большой вместимости, отмечают, что они более комфортабельны. Было бы хорошо установить на «НЕФАЗы» тариф в 17 рублей, а на Ford — 21 - 22 рубля. В этом случае вторые делали бы выручку за счет добавочной стоимости проезда, а первые — за счет притока пассажиров, желающих сэкономить.
Марат Хафизов — коммерческий директор ООО «УниДом», экс-начальник отдела транспорта исполкома Набережных Челнов:
— Если сравнивать с Европой и Америкой, то повышение с 15 до 17 рублей — это несущественно. На Западе проезд стоит от 1 до 2 евро минимум, то есть дороже, чем у нас в 3 - 5 раз, при этом цены на другие услуги у них сопоставимы с нашими. Хорошо, что тарифы хотят поднять, но озвучиваемый рост маленький, нужно было поднять еще больше. Проезд у нас должен стоить 20 - 25 рублей. Я имею в виду разовую поездку, она должна стоить дорого. А вот если человек возьмет проездной билет, то здесь больших изменений в стоимости быть не должно. В вопросе пассажирского транспорта социальная ориентированность государства почему-то проявляется особенно сильно — и бремя ложится на перевозчиков по всем статьям: и по тарифам, и по льготникам, и по многому другому.
Наиль Садриев — директор ПАТП-4 Казани:
— Мы всегда можем сказать, что повышение тарифа недостаточно. Нужно было сделать в Казани хотя бы 22 рубля за проезд. Ведь топливо увеличилось в цене, запчасти и энергоносители тоже. К тому же, надо повышать зарплату людям, так как идет постоянная инфляция. Сейчас водители не соглашаются работать меньше чем за 40 - 45 тысяч рублей, а слесарям, ремонтным работникам нужно платить в районе 20 тысяч, а у нас нет таких денег.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 19
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.