Михаил Делягин — экономист, главный редактор журнала «Свободная мысль»:

— Почему бы и нет. Доллар не является символом мира. Много других приятных валют: евро, юани. Это всего лишь значит, что мы не будем экспортировать наше сырье за доллар. Можем за рубли, за юани, за швейцарские франки. То есть мы говорим: все контракты на нефть, газ будут номинированы в чем угодно, но не в долларах. Это мера будет вредить только США. А они при таких действиях начинают бомбить. Но при наличии ПВО, которое, как я понимаю, у нас есть, это не проблема.

Николай Лаптев — директор казанского филиала брокерского дома «Открытие»:

— Хочу заметить, что это исключительно мое мнение, а не компании. Сейчас отказ от доллара — это что-то из области фантастики. Дай Бог, если в обозримом будущем, лет через 6 - 7 появится альтернативная валюта. Очевидно, это будет юань. Отказ от доллара невозможен, все расчеты ведутся в них, позиции доллара не такие сильные. Даже если представить, что доллар запретят — ну, так у нас не Советский Союз, он все равно будет иметь хождение. Конечно, появление другой валюты, резервной — благо. Это обеспечит нам стабильность, независимость от одного курса. Вчерашние события вновь показали, что деньги лучше хранить по разным корзинам. К тому же сейчас по телевизору постоянно говорят, что доллар ничем не обеспечен. Это зеленая бумажка — объект культа. И ее могут печатать сколько угодно, увеличивая госдолг и скупая европейские компании.

Роман Мугерман — генеральный директор СП «КАМАЗ-Марко»:

— Все определяет рынок. И если бы существовали альтернативные варианты валюты, то так оно и было бы. Я считаю, что сейчас любые высказывания на тему Украины, отношений со странами НАТО — это пиар. Только ленивый об этом не рассуждал. А руководство нашей страны все делает правильно. Хотя, безусловно, диверсификация полезна, вместо моновалюты или даже бивалюты. Хорошо бы было, если бы рубль стал резервной валютой или хотя бы расчетной в некоторых странах.

Антон Сороко — аналитик инвестиционного холдинга «Финам»:

— Россия давно проводит процесс по децентрализации потоков своих ресурсов за рубеж. Сейчас одним из ключевых торговых партнеров нашей страны стал Китай, которому нужны наши энергоносители, да и синергия с областями Дальнего Востока не выглядит лишней. Китай, кстати, работает над отказом от доллара в торговле нефтью, и многие соседствующие с ним страны уже перешли на такого рода расчеты. А вот переориентация российского экспорта с европейского рынка на азиатский может негативно сказаться на ЕС — Европа может просто не успеть найти адекватный вариант замещения, учитывая дорогостоящие инвестиции в необходимую инфраструктуру. Заявление Глазьева — скорее обычное заявление в рамках текущего напряженного диалога между РФ и Западом. Не думаю, что это будет необходимо в ближайшее время. А, как я уже сказал, попытки снизить зависимость от доллара происходят уже сейчас, так что ничего удивительного в его заявлении нет.

Александр Разуваев — директор аналитического департамента «Альпари»:

— Не стоит воспринимать такие заявления всерьез. Да, из-за Крыма и Украины в целом мы наблюдаем жесткую свару. Однако современный мир, внешняя торговля и финансовые рынки построены на долларе. И это на самом деле устраивает всех. Россияне вряд ли захотят отказаться от импортных товаров и поездок за рубеж. Господину Глазьеву не стоит путать патриотизм с большевизмом.

Линар Якупов — руководитель агентства инвестиционного развития РТ:

— Обычно в обороте находятся деньги тех стран, у которых стабильная экономика, финансовая обстановка. И если говорить о России, то отказ от доллара возможен, но, базируясь на ситуации на международных торгах, он не может быть моментальным. Возьмем пример Китая. Я был в начале прошлого года на Азиатском финансовом форуме. И там шла речь о том, чтобы использовать юани в региональном торговом обороте. И это Китай, который показал невероятный экономический рост за последние 10 лет, занимающий по оборотам второе место после США. Так что России еще расти и расти. Надо развивать экономику и выстраивать такие отношения с партнерами, чтобы проводить с ними расчеты не только в евро и долларах, но и в рублях.

Азат Хаким — генеральный директор ГК «Тулпар»:

— Сейчас я считаю, это не совсем реально. Кроме рубля нужна еще сильная валюта, сильная экономика. И потом, мы работаем в основном на продажу сырья. Как наши покупатели на это отреагируют? Каким образом будут построены расчеты? Они будут расплачиваться евро и долларами. В противном случае сразу большая часть мирового рынка Россией будет потеряна. Желающих продавать газ и нефть хватает и без нас. Двигаться к уменьшению зависимости от доллара нам надо, это понятно давно. Доллар — инструмент политики, инструмент роста могущества США. Одновременно это инструмент «надувательства» остального мира. Частная организация ФРС, в которой заседают 5 - 6 директоров, сидят и решают, что делать с этим миром, выпускают ничем не обеспеченные бумажки. В свое время французский президент Шарль дэ Голь собрал все имеющиеся во Франции доллары и потребовал у США обменять их на золото. После долгих проволочек США нехотя сделали это, но после этого ФРС сразу же золотое обеспечение доллара отменили. С тех пор доллар — это просто бумажка. Но на ней строится вся западная экономика.

В одиночку отказаться от доллара России не получится. Это надо делать совместно с Китаем и Индией, которых сейчас подсаживают на долларовую иглу. Они при этом сильно теряют. Вместе с ними мы можем организовать какую-то серьезную валюту. Понятно, что юань имеет больше шансов стать такой валютой, чем рубль.