Сегодня серию распоряжений о сносе киосков опубликовал казанский исполком. Под бульдозер, впрочем, попал не только ржавый хлам, борьбу с которым анонсировали в мэрии, а вполне и респектабельные «шиномонтажки» «Пятого колеса». В компании подозревают, что этот бизнес не дает спокойно спать конкурентам. Но, по версии исполкома, которую озвучил «БИЗНЕС Online» замруководителя Иван Кузнецов, все 46 объектов известной сети установлены незаконно, но наибольшие претензии к 16, которые стоят на муниципальных землях и за которые годами не платятся деньги... «Шиномонтажная война» укладывается в контекст битвы за чистоту «ларечного» рынка: предстоит снос сотен незаконных киосков. Но одни эксперты газеты отмечают, что исчезновение уличного шиномонтажа грозит неудобствами для автомобилистов, конкуренты из крупных автосалонов готовы принять увеличившийся трафик...
16 «шиномонтажек» «Пятого колеса», которые стоят на муниципальных землях незаконно, могут пойти под снос |
«ШИНОМОНТАЖ НА СВОЕМ МЕСТЕ! РЯДОМ БОЛЬШЕ НЕТ! КУДА ЕХАТЬ?»
Сегодня серию распоряжений о сносе самовольно установленных павильонов мелкорозничной сети опубликовали в сборнике документов и правовых актов исполкома главы районных администраций Казани. В перечне — полтора десятка павильонов, и против каждого отмечается: «собственник не установлен». Работы по демонтажу могут начаться уже завтра.
Ранее исполком в течение двух недель публиковал предупреждения о сносе павильонов по аналогичным адресам, давая «неустановленным владельцам» 10 дней на добровольную разборку ларьков. Проехавшись по нескольким точкам, корреспонденты «БИЗНЕС Online» обнаружили, что более половины зависших под бульдозером объектов — вовсе не ржавые ларьки, а вполне презентабельные и популярные в среде автомобилистов киоски известной в Казани сети «Пятое колесо».
Так, один из шиномонтажей популярного бренда работает на популярном перекрестке улиц Чистопольская и Мусина (Чистопольская, 33). Рядом — ледовый Дворец спорта «Татнефть-Арена», множество банков, магазинов, аптек, элитных домов. Одним словом, место удачное. Поэтому когда администратор услышал от корреспондента «БИЗНЕС Online», что павильон могут снести, сильно удивился. «Впервые об этом слышу! У нас все в порядке. Нашему павильону года два уже, никаких проблем такого характера раньше не было», — рассказал молодой человек.
А вот на другой точке — шиномонтаж «Пятое колесо» на Ямашева, 51 — о проблемах слышали. Колесман, а именно так согласно корпоративной этике в компании называют работников шиномонтажа, рассказал, что знает о его скором сносе, но без деталей. Молодой человек не припомнил, чтобы сюда приезжали представители исполкома. «Вот из ГИБДД приходили, бумаги какие-то принесли, — сообщил парень и пожаловался на то, что дохода данная точка не приносит, несмотря на в общем-то тоже неплохое месторасположение. — Сейчас работы мало, больше в убыток мы работаем, потому что сейчас межсезонье и люди едут только за подкачкой колес».
По его словам, для шиномонтажа сейчас сезонный кризис, пошли сокращения, а чиновники лишь подливают масла в огонь, снося павильоны или киоски.
«К нам в день приезжают по 10 - 15 машин. У компании есть разные объекты: новые нераскрученные, средней проходимости и точки с большой проходимостью, и везде разная ситуация, а зарплата у нас зависит от количества приезжающих. Мы сидим на процентах», — поделился подробностями колесман.
Павильон на Ямашева стоял более двух лет. Правда, вывеска с названием на шиномонтаже была завешена черной тканью, что свидетельствует о том, что добро в исполкоме она не получила.
Также оказалась закрытой черным полотнищем и вывеска на третьей точке из списка. Павильон на Кулахметова, 35, тоже оказался принадлежащим «Пятому колесу». Администратор точки Ильдус Сыражев не слышал ничего о сносе, но философски отнесся к новости. «Руководство нам ничего о сносе нашего павильона не сообщало, если бы что-то намечалось, нас бы предупредили. Но если дело дойдет до сноса, нас отправят на другую точку», — пожал он плечами.
По словам Сыражева, ежедневно услугами шиномонтажа на Кулахметова пользуются как минимум 20 автомобилистов, что для февраля неплохо: место хорошее. Тут же вступился клиент: «Шиномонтаж на своем месте! Рядом больше нет! Куда ехать?»
«ТАКОЕ ОТНОШЕНИЕ ГОРОДА К НАМ НЕ МОЖЕТ НЕ УДИВЛЯТЬ»
Получить комментарий от владельца станций шиномонтажа «Пятое колесо», над некоторыми из которых замаячила угроза сноса, корреспонденту «БИЗНЕС Online» не удалось. Телефон Айдара Исмагилова оказался недоступен.
Айдар Исмагилов - владелец станций шиномонтажа «Пятое колесо» |
Однако, как рассказал информированный источник из компании, пожелавший остаться неназванным, проблема назревала уже давно. Хотя шиномонтажи «Пятого колеса» — вовсе не уродующие улицы ржавые развалины, а скорее бизнес с цивилизованным лицом, в котором заняты сотни человек, в Казани они попали под давление, считают в компании. «Очевидно, что полным ходом идет процесс вытеснения с рынка действующих игроков. Кто займет их место, мы увидим позже», — полагает источник в компании. Вся проблема в земле: часть земель компания арендует у других владельцев, оплачивая аренду. Другая же часть принадлежит компании. Но целевое назначение земли отличается от шиномонтажа.
«Администрация подает в суд на незаконную деятельность шиномонтажа. Автосервис — можно, шиномонтаж — нет? Это нонсенс, — недоумевает источник. — Опять-таки, нужно определить, что значит «нелегальные киоски». Суд, к примеру, нас таковыми не считает, в отличие от администрации города. Такое отношение города к нам не может не удивлять».
Справедливости ради, однако, добавим, что некоторые угодившие под снос объекты к «Пятому колесу» не относятся. В частности, на улице Минской корреспонденты обнаружили киоск «Атмосферы». Но до него здесь тоже стояла точка «Пятого колеса».
«ПЯТОЕ КОЛЕСО»: ДЕДЛАЙН НАСТУПИЛ...
Ситуацию с «Пятым колесом» прокомментировал «БИЗНЕС Online» замруководителя исполкома Иван Кузнецов. Он с ходу отмел все предположения о расчистке рынка для каких-либо других игроков. Проблема лишь в законности оформления этого бизнеса.
— Ни о каком рейдерском захвате речь не идет, — подчеркнул Кузнецов. — Есть четкий регламент использования земельных участков и схема размещения объектов мелкорозничной сети.
Из 46 объектов «Пятого колеса» незаконными являются все 46, обозначил позицию исполкома Кузнецов. Причем 16 объектов находятся на землях города, констатировал он. И за их аренду городской казне никто не платил годами и не платит.
— Это самый что ни на есть непосредственный захват муниципальных земельных участков, — пояснил он, напомнив, что примерно половина из находящихся в Казани 1 380 объектов мелкорозничной сети являются незаконными. — Но в данном случае захват земли носит сетевой характер. Целая сеть, не руководствуясь какими бы то ни было нормами ведения бизнеса, самовольно захватывает земли города.
Исполком вел переговоры с компанией, добавил собеседник «БИЗНЕС Online». Была договоренность устранить нарушения по объектам, находящимся на муниципальной земле без разрешительной документации.
— Эти объекты должны быть ликвидированы — и генеральный директор компании дал честное слово, что к 3 марта 16 объектов должны быть демонтированы, — продолжает Кузнецов. — Так что дедлайн наступил. По состоянию на воскресенье из 15 киосков были демонтированы только 9, какова ситуация на сегодняшний день (разговор состоялся 3 марта — прим. авт.), пока неизвестно.
Остальные объекты шиномонтажа расположены на земельных участках, находящихся в распоряжении частников. Но большинство расположены на автозаправочных станциях (в основном «Татнефтепродукта», который на 49 лет арендовал муниципальную землю), где вид разрешенного использования отличается от автосервисного направления. Между тем бизнес должен вестись с соблюдением целевого назначения земли, поэтому Кузнецов с сожалением констатировал, что по большему счету весь бизнес находится фактически вне правового поля.
— У нас нет желания в один день их демонтировать, — внес он примирительную нотку. — Мы неоднократно обращались к собственникам компании и предлагали привести всю документацию в надлежащий вид, все легализовать. Исполком заинтересован в том, чтобы малый и средний бизнес в Казани развивался. Доля МСБ в валовом территориальном продукте 34 процента, стоит задача ее увеличивать. Но в таком виде, в таком формате, когда идет самовольный захват земельных участков, когда бизнес осуществляется фактически незаконно, работать невозможно. Это касается всех, кто думает, что вести бизнес в Казани сегодня можно без разрешительной документации.
Иван Кузнецов: «Это самый что ни на есть непосредственный захват муниципальных земельных участков» |
Напомним, что борьба с ларьками в Казани идет уже несколько лет. И до начала ее активной фазы в городе было более 3 тыс. хаотично расставленных киосков. На волне универсиадского благоустройства в 2012 - 2013 годах было демонтировано почти 1,7 тыс. ларьков. Летом 2012 года Казгордума утвердила упрощенный порядок их демонтажа. Многие ларьки торговали пивом и сигаретами, а этот бизнес умер буквально сам по себе после изменения законодательства, запретившего реализацию алкоголя и сигарет вне стационарных объектов. И, что интересно, 80% демонтированных исполкомом киосков оказались невостребованы с баз хранения, перейдя в результате в собственность казанской казны.
«ПЯТОЕ КОЛЕСО» ОСВАИВАЕТ ДРУГИЕ ГОРОДА
Объехав сегодня указанные в постановлениях о сносе адреса, корреспонденты «БИЗНЕС Online» «Пятого колеса» уже не нашли — за исключением киоска на Чистопольской, 33: он оказался передвинутым на несколько сотен метров от прежнего места дислокации. Павильоны переезжают в другие города, объяснил источник в компании, добавив, что руководство решило согласиться с требованиями исполкома и демонтировать киоски 3 марта. Напомним, что сеть развивает свой бизнес также в Уфе, Екатеринбурге и Москве.
Насколько обоснованы требования исполкома? С таким вопросом газета «БИЗНЕС Online» обратились к экспертам.
— Правовое регулирование расположения киосков шиномонтажа осуществляется не только земельными нормами, но и градостроительными, санитарно-эпидемиологическими, пожарными и многими другими, — пояснил руководитель практики юридического агентства ЮНЭКС Валерий Ларягин. — Земельные участки, арендуемые у муниципальных органов, можно использовать только в соответствии с видом разрешенного использования.
Если изначально планируется на территории заправочной станции или автостоянки открывать какие-либо сопутствующие магазины, станции сервисного обслуживания или шиномонтаж, необходимо сразу включать данные объекты в проект при строительстве, отмечает Ларягин. Это понадобится при определении вида разрешенного использования земельного участка. А объекты на нем должны соответствовать требованиям, установленным договором аренды.
В случае если необходимость открытия подобных сервисов возникла уже после заключения договора аренды, необходимо получить на их размещение согласие муниципальных органов. При этом необходимо представить документы, подтверждающие соблюдение требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных норм и правил при их возведении.
При несоблюдении этих правил установленные объекты могут быть признаны самовольной постройкой, считает специалист агентства ЮНЭКС. И владельца через суд обяжут снести данные объекты.
— К тому же это может явиться основанием для муниципальных органов расторгнуть с таким владельцем договор аренды земельного участка, — добавил Ларягин. — Основанием для иска станет его использование с нарушением целевого назначения земли.
Эксперты отмечают, что исчезновение уличного шиномонтажа грозит неудобствами для автомобилистов |
ЛЮДИ ИДУТ В СКВЕР, А ПРОХОДЯТ ЧЕРЕЗ «БЭДРЭФ»
Заметили ли вы эффект от ларечной зачистки, кому пойдет это на пользу? Об этом корреспонденты «БИЗНЕС Online» спросили у экспертов.
Сергей Саначин — градостроитель, архитектор:
— Наблюдал в городе места, которые освободили от подобных незаконных конструкций. Безусловно, такие ликвидации положительно сказываются на облике города. Что хорошего в самовольных установках? Это не только незаконный захват чужих земель, но и несоответствие общему виду города.
Иногда киоски, ларьки, даже установленные на законных основаниях, занимают абсолютно несоответствующие места, могут закрывать красивый обзор, находиться в сквере. Поэтому каждый случай, когда устанавливается конструкция, нужно рассматривать отдельно: где-то это плохо, даже если красивый дизайн. Классический случай — чеховский сквер. Неплохое по архитектуре, красивое, но закрытое заведение. Но оно закрытое, кто им пользуется? Уже с другой стороны стоит «бэдрэф». Люди, которые идут в чеховский сквер, проходят через этот «бэдрэф». Какой бы он ни был по дизайну, это не очень хорошо.
Проблемы на самом деле нет. Когда давали разрешение на установку киоска, то оно, как правило, носило временный характер, чтобы более или менее поддержать бизнес. Сейчас этот этап прошел, предприниматели должны сами решить — уходить или на заработанные деньги сделать новый, современный киоск. Поэтому пусть они либо улучшают внешний облик своих заведений, либо уходят.
А чтобы процесс возникновения незаконных ларьков не повторился, нужно чтобы республиканские власти взяли это дело под контроль. Хотя что там киоски — у нас машины по тротуару ездят, просто никто не хочет заниматься этими проблемами.
Евгений Горожанин — директор Казанской школы высшего водительского мастерства:
— Дороги в городе, как ни крути, оставляют желать лучшего. Поэтому если такие киоски снесут — это будет очень неудобно. Я считаю, что их все нужно привести к единому порядку, стандарту, ведь действительно бывает, что торчат старые и ржавые шиномонтажки.
Кроме того, возможно изменить порядок легализации таких киосков, сдавать в аренду под выгодные условия. Запретить все можно, но ведь должна же быть какая-то альтернатива. Для людей же все это делается.
Сергей Чернов — заместитель генерального директора «КАН-Авто»:
— С какой стороны ни посмотри, устранение незаконно установленного шиномонтажа — это очень хорошо. Я, как представитель большой группы автомобильных компаний, могу сказать, что с исчезновением ларьков шиномонтажа возрастут заказы на наши сервисные услуги. Мы в этом очень заинтересованы.
С другой стороны, мы должны отчетливо понимать, что все эти киоски, как, например, «Пятое колесо», они никуда не денутся. Скорее, постепенно будут трансформироваться, и это уже будут не ларьки, а нормальные помещения. Вообще спрос на эти услуги очень большой, а на такого рода сервисах работы выполняются очень быстро, и даже действуют гарантии.
Однако наведение порядка в этой сфере — только благо. Во-первых, это нормально с точки зрения конкуренции, во-вторых, с точки зрения централизации подобных конструкций и приведения этих услуг под стандартизированные нормы. Ну и в-третьих, это доведение города до европейского вида.
Справка
ООО «Сервис групп» (сеть «Пятое колесо»)
Уставный капитал — 10 тыс. рублей, соучредителями являются Айдар Исмагилов, Ильдар Бикмуллин.
Количество объектов сети — 63 (50 в Казани и 13 в Уфе, данные владельца по состоянию на январь 2013 года).
Количество сотрудников — до 1 тыс. человек.
Количество обслуживаемых автомобилей — более 500 тыс. в год.
Рентабельность — 35%.
Средний чек — от 300 рублей.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 205
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.