Эта цитата из статьи «Божий гнев» Сергея Павловича Саначина как нельзя лучше описывает не только историю развития архитектуры города, но и метаморфозы, которые происходили с Усадьбой Урванцовых. Она пережила не один пожар после каждого из которых ее внешний облик претерпевал серьезные изменения.

Как я уже писал ранее, первые изображения дома – это дошедшие до нас снимки, сделанные с помощью камеры-обскуры в конце XVIII века Юлиусом фон Каницем. Здание с бельведером (в левом углу фотографий) выделялось на фоне остальных построек, возможно, поэтому автор сделал снимки с нескольких ракурсов. Вероятно, постройка башенки-бельведера было личное желание первого владельца дома, так как расположение подобного высотного акцента в глубине строения не может быть обусловлено лишь композиционно. Башня, скорее всего, имела конкретное функциональное назначение – как вариант, площадка для астрономических наблюдений или других домашних развлечений во вкусе того времени.

Вид со стороны улицы Миславского
Вид со стороны улицы Миславского
Вид со стороны улицы К.Маркса
Вид со стороны улицы К.Маркса

«После утверждения генерального плана В.И.Кафтырева, 17 августа 1768 года в Казани произошла служба на «основании града» - торжественная церемония начала строительства новой Казани, и были заложены два первых дома на погоревших местах. Преосвященный архиепископ Вениамин и губернатор Квашин-Самарин положили под дома по три камня во всех углах, а определенный от Правительствующего Сената, «за архитектора Василей Кафтырев клал под те камни известь» - С.П. Саначин, "Божий гнев на Старую Татарскую" Казань №6,2001. Существует предположение, что Главный дом усадьбы Урванцовых, наряду с Большим зданием адмиралтейской конторы (К.Маркса, 17) могут быть теми двумя зданиями, под основания которых заложили эти камни. Возможно в ходе дальнейшего изучения истории и архитектуры усадьбы, которое ведет Фарида Мухамедовна Забирова, эти факты найдут документальное подтверждение. Пока же Ф. Забирова поделилась другими, не менее любопытными фактами.

Фарида Забирова: «На основе обмерных чертежей были составлены картограммы планов и фасадов с показанием изменений в жизни здания – это основные пристройки и перестройки, растесанные и заложенные в советское время проемы, утраченные и сохранившиеся печи, своды, арки и т.д., а также выделены основные дефекты фасадов: отсутствующие детали декора, отбитая штукатурка и прочее.

Исследования планов позволяют судить об уникальном композиционном решении В.И. Кафтырева, спроектировавшего дом согласно вкусам нового времени и стиля – классицизма.

Планировочная структура усадьбы незначительно менялась во времени, о чем можно судить по заложенным оконным и дверным проемам. Помещения делились перегородками, непарадная зона имела свои, довольно узкие коридоры. К примеру на втором этаже, после снятия настила полов в центральной части раскрылись основания первоначальных стен круглого в плане помещения, вдоль которого, по всей вероятности, шел коридор, соединяющий парадную и жилую часть дома – прием, характерный для жилых усадебных домов конца XVIII века.

img099-1.jpg
Картограмма первого этажа
img100-1.jpg
Картограмма второго этажа
img101-1.jpg
Картограмма фасада в осях К-А
img102-1.jpg
Картограмма фасада в осях 1-8
img103-1.jpg
Картограмма фасада в осях А-И
img104-1.jpg
Картограмма фасада в осях 8-1

В ходе ведущихся на объекте работ был полностью снят штукатурный слой с фасадов, что позволило провести сравнительный анализ на основе архивных данных. Согласно архивным и библиографическим исследованиям удалось установить время постройки усадьбы – 1770-1880-е годы, затем последовала перестройка здания после пожара 1842 года. Натурные исследования кладки полностью подтверждают эту гипотезу. Обнажились следы сбитого при перестройке 1843 года декора фасада: пилястры, сандрики, подоконные ниши. Все окна уличных фасадов имеют следы перекладок, что свидетельствует о перемене их пропорций по сравнению с первоначальными.

img105-1.jpg
Зондажные раскрытия фасада по ул.К.Маркса
img108-1.jpg

img108-1_.jpg
Зондажные раскрытия дворовых фасадов
Зондажные раскрытия фасадов по ул. К.Маркса и Миславского
Зондажные раскрытия фасадов по ул. К.Маркса и Миславского
Зондажные раскрытия дворовых фасадов
Зондажные раскрытия дворовых фасадов

По результатам данного исследования, были приняты следующие решения по проекту реставрации:

  • сохранить фасадный декор 1843 года;
  • пристроенную лестницу с верандой и выступающий во двор объем 1866 года постройки;
  • двухэтажный пристрой по ул. Миславского 1899 года.

«Восстановление фасадного декора 1770-х годов представляется нецелесообразным, так как повлечет за собой утрату аутентичного декора XIX века – пилястр с ионическими капителями на уличных фасадах памятника.

Снятая и переложенная после пожара 1842 г. наружная верста кирпичной кладки не позволяет без утрат воспроизвести первоначальные пропорции оконных проемов, которые были в 1770-х гг. Восстановление первоначального облика усадьбы привело бы к изменению восприятия данного района города, стилистическое развитие которого шло по своим законам в течение трех столетий, а так же утрате привычного облика самого здания. Исторически логичным представляется сохранение облика усадьбы в своем развитии, иллюстрирующем стилистические изменения, происходившие в жилой архитектуре Казани XIX века. В целом считаем, что возврат к архитектурному решению XVIII века привел бы к утрате основного качества памятника - аутентичности, подлинности» - отметила Ф. Забирова.

А что же дальше???

Приспособление комплекса городской усадьбы под современные нужды ставило перед собой задачу, прежде всего, восстановить целостность домовладения, утраченную за последние годы. Представляется возможным достижение этой цели и наполнение городской усадьбы новой, отличной от прошлой, функцией – арт-резиденция с хостелом для временного проживания гостей города.

Формат арт-резиденции, широко распространенный за рубежом, мало известен в нашей стране. Арт-резиденции (Artist in residence) – постоянно действующее и, как правило, специально оборудованное место, куда могут приезжать художники, писатели, музыканты, деятели современного танца, театра, кино.

Существует множество моделей работы арт-резиденций: одни обеспечивают уединение творца, другие дают возможность включиться в жизнь местных сообществ, третьи являются инфраструктурой для подготовки крупных событий (выставкам, фестивалям и т.д.)

Принято выделять несколько этапов формирования института арт-резиденций.

В первые десятилетия XX века арт-резиденции организовывались исключительно «для искусства». Их целью в первую очередь было создание новых комфортных или особых условий для авторов. При этом можно было выделить первоначально два типа организации арт-резиденций: самими художниками (например Worpswede, Германия, 1884) и меценатами (например The Corporation of Yaddo, Нью-Йорк, 1900).

Арт-резиденция Worpswede
Арт-резиденция Worpswede
Арт-резиденция Worpswede
Арт-резиденция Worpswede
Арт-резиденция YADOO
Арт-резиденция YADOO

Затем миссия «инициативы меценатов» расширилась – кроме культурных задач, арт-резиденции стали инструментом гуманизации среды (взаимоотношения арт-резиденции Gregory Fellowships и University of Leeds, 1951).

Именно социальный аспект арт-резиденций стал флагом следующего периода – в 1960-е – 1980-е арт-резиденции, с одной стороны, были ориентированы на утопическое коммунальное отделение от буржуазного и создание собственного социума (например резиденции и сквоты 1970-х – 1990-х годов). С другой стороны включение деятелей культуры в жизнь локальных сообществ и отдельных социальных групп стало основной тенденцией резиденций конца XX века.

В России историю арт-резиденций можно исчислять с конца XIX века, понимая именно таким образом деятельность известных художественных кружков, имевших особую персонально-географическую локализацию (поленовский кружок в Абрамцево, тенишевский кружок в Талашкино, Смоленск).

Социалистическая модель художественных резиденций – дома творчества, принадлежавшие тем или иным творческим союзам (художников, писателей, композиторов). Здесь, особенно в 1980-е годы, активно осуществлялся межрегиональный и даже международный обмен художественным опытом. Типологически дома творчества явно соотносятся с моделью резиденции «для искусства».

В последнее время в России появилось небольшое количество резиденций (ГЦСИ, Музей пейзажа в Плёсе), существующих, в большинстве своем, на временной проектной основе. В Казани появление заведений подобного формата станет естественным развитием тенденций культурной жизни последнего времени – появление свободных пространств, активизация молодежного движения.

Музей пейзажа в Плесе
Музей пейзажа в Плесе

Атмосфера исторической усадьбы, включающая наслоения четырех веков, особенности планировочной структуры, геометрия криволинейных помещений, составляющих единую анфиладную ось, создают своеобразие комплекса, его неповторимый облик. Усадьба становится площадкой для плодотворной творческой работы, насыщенной духовной жизни, комфортного пребывания в историческом городе, где рядом находятся основные туристические и культурные объекты – Кремль, Богородицкий монастырь и др.

Функционально комплекс может обслуживать три основных потока: резиденты – создают определенную атмосферу и привлекательность объекта, как для жителей города, так и для туристов; посетители площадок резиденции – выставок, торговых учреждений, кафе; обитатели хостела. Все они пресекаются в общественных пространствах резиденции, и таким образом взаимодействуют, повышая событийную насыщенность, активность территории. Резиденция должна стать площадкой для событий культурной жизни города, местом междисциплинарных встреч, обсуждения актуальных вопросов современной культуры.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции