Перед Универсиадой власти города и республики обратились к населению за предложениями по будущим проектам и вехам развития Казани. Опрос самых разных уважаемых людей выявил идею, с которой согласятся очень многие горожане - Казани нужно переходить от модели мегапроектов к модели методичного ежедневного развития. Но, к сожалению, такова уж система работы чиновников, что без чётких планок и сроков работа вязнет. Поэтому я хочу предложить планку, которая бы тогда стать отличным ориентиром для госмашины. Эта планка называется:

- Войти в топ-100 городов мира по качеству жизни

 

Когда в 2010 году компания Mercer исключила Казань из всемирного рейтинга, столица Татарстана занимала 191 место. Первая сотня не является чем-то заоблачным, сейчас в том районе обитают города вроде эстонского Таллина и болгарской Софии. Рейтинг очень серьёзный и включает в себя множество подзадач, которые нам и предстоит решить:

 

 

  • Экономика. Главным недостатком Казани даже в российских рейтингах является уровень жизни. С недавнего времени налоговая инспекция стала публиковать данные по городам, и эти данные лишь подтверждают отставание Казани:


  • Для повышения зарплат нужно концентрировать в городе зарабатывающих специалистов. К сожалению, сейчас этих специалистов пытаются вывезти в Иннополис и Смарт-Сити, оставив Казани расходы содержание инфраструктуры. Подобное расползание города по большой площади с нашим климатом - большая ошибка. Даже тёплые и богатые американские города стали банкротиться, будучи не в состоянии содержать огромную площадь, и задумались о переходе к многоэтажному жилищному строительству. Поэтому нам точно не надо пытаться копировать агломерацию Сан-Франциско.

 

  • Демография. Сейчас мы стоим на пороге очередной демографической ямы, когда должно будет рожать поколение 90-х, а оно малочисленное. В 2012 году в Казани уже произошло снижение числа браков после многих лет роста. Это первые цветочки, поэтому нужно заранее подготовиться к ягодам. При этом современной России, согласно закону Ципфа, существует социальный заказ на города населением 2,5-3 миллиона человек:   

  • -Распределение городов-миллионеров России по их рангу и размеру -
    При развитии экономики страны именно вторые-третьи города подхватывают начатое столицей, поэтому если Казань не озаботится устойчивым ростом населения, то это сделают другие города и получат свои бонусы.

 

  • Транспортные проблемы. Главная проблема - это избыточное автомобилепользование, которое приводит к потере времени, неудобству городской среды и загрязнению воздуха. Даже по автомобилизации Казань уже обогнала Лондон. Казанцы теряют время, комфорт и здоровье. Очевидно, с этим нужно что-то делать. Последние исследования показывают, что автомобили и успешные города в корне несовместимы, что социальное неравенство легче преодолевается в городах с развитой инфраструктурой для пешеходов и общественного транспорта. Поэтому в первую очередь Казани нужно развитие пешеходных зон и удобного общественного транспорта. Кстати, Антон Буслов  опроверг все байки о том, что нам нужно строить очень много дорог для достижения уровня развитых городов. Вот какова доля дорожной сети в площади города при одинаковой методике подсчёта:

 

  

 

Для Казани эта цифра равна примерно 7,5%. Всякие Сингапуры и Токио вполне обходятся нашим уровнем. О каких новых дорогах и путепроводах может идти речь, если у нет денег даже на содержание нынешних? Сейчас строительство и содержание дорог оплачиваются бюджетом, в ущерб образованию и медицине. А потом мы удивляемся, почему у нас автомобилизация растёт, а качество образования, например, падает.

 

 

  • В заключение. У рейтинга Mercer 39 позиций, куда входят те же медицина, образование, безопасность, экология, культура, развитость рынка, климат. Из этого списка мы не можем изменить только последний пункт. Всё остальное в наших сила

 

Подробные записи в блоге livejournal

1. Какие районы Казани надо срочно менять

2. Как привлечь туристов в Казань

3. Как сделать хорошие дороги в Казани

4. Какие районы Казани самые ценные

5. Казанские автомобилисты дотируются из бюджета больше песионеров

6. Перспективы аэропорта Казани

7. Проблема второй линии метро

8. Три причины, почему нужно развивать электротранспорт

9. Шесть действий, которые помогут Казани побороть пробки и стать удобной для жизни

10. Пять ложных доводов автолюбителей

11. Как строительство дорог может ухудшить ситуацию с пробками, или парадокс Браесса

12. Как зелёные насаждения могут ухудшить экологию Казани

13. Автомобили и успешные города в корне несовместимы

14. Почему все хотят офис в центре

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции