БЮДЖЕТ — БОЛЕЕ 1,5 МЛН. ЕВРО

И вновь про велотематику. Мне как представителюВелотранспортного союза России довелось недавно участвовать в работе ежегодного собрания Европейской велосипедной федерации. Оно проводится в разных странах, на этот раз — в Ирландии. Я хотел бы поделиться впечатлениями и некоторыми своими выводами.

 Ильдус Янышев и президент Европейской велофедерации Манфред Неун

Что такое европейская велосипедная федерация European Cyclists’ Federation (ECF)? Это достаточно крупная, даже, можно сказать, самая крупная организация, представляющая интересы велосипедистов в европейском сообществе. Целью ее является продвижение велосипеда как транспортного внутригородского и туристического средства в странах Евросоюза и проведение с этой целью различных исследований, участие в выборах, поддержка велосипедных организаций, инициатив.

В настоящий момент бюджет этой организации — более 1,5 млн. евро. Он формируется частично за счет членских взносов, это порядка 250 тыс. евро. Примерно столько же средств дает Евросоюз, около 200 - 300 тыс., в зависимости от года. Также идут поступления по различного рода грантам. И есть средства, поступающие от спонсоров, так называемых субъектов велосипедной индустрии...

 

НАПРАВИТЬ НА ВЕЛОСИПЕДИЗАЦИЮ БОЛЕЕ 60 МЛРД. ЕВРО

В повестке дня был традиционный годовой отчет правления велотранспортной федерации. В штате этой организации, которая располагается в Брюсселе, порядка 20 сотрудников, есть очень большое количество волонтеров. Тут надо понимать, что федерация объединяет велосипедные национальные организации, в их число входит и Велотранспортный союз России, который я представлял на этом собрании.

Несколько цифр по велосипедной теме из отчета. По данным ECF, в Европе более 250 млн. велосипедистов. Из них 61 млн. используют велосипед регулярно, то есть ежедневно. Экономический эффект, который дает велосипед в Европе, составляет более 230 млрд. евро.

В то же время европейская велосипедная федерация стремится добиться расходования на цели велосипедизации 10% бюджета, направленного в Европе на развитие транспортной инфраструктуры. Грубо говоря, если в Европе бюджет развития транспортной инфраструктуры составляет более 600 млрд. евро, то ECF планирует направить на велосипедизацию более 60 миллиардов. В настоящий момент такие расходы составляют около 5 млрд. евро.

Целью европейской велосипедной федерации также является увеличение числа тех, кто ездит на велосипеде регулярно, к 2020 году более чем в два раза — до 120 млн. человек.

ПРАКТИЧЕСКИ ПОЛОВИНА ЕВРОПЫ — ВЕЛОСИПЕДИСТЫ-ИЗБИРАТЕЛИ

Что поразило? Конечно, организация конференции, в которой принимали участие не только представители мэрии Дублина, но и министр транспорта Ирландии. Вначале был мастер-класс. Высококвалифицированные специалисты провели тренинг по активизации деятельности общественных организаций, представляющих интересы велосипедистов. Говорили о технологии изучения проблем, постановке задач, их выполнении. Опытом обменялись представители велосипедных организаций Греции, Италии, Финляндии. Что удивительно, была также представлена организация из Украины. Надо отметить, что украинская делегация была приглашена на средства Евросоюза, в то время как российская делегация приехала на свои собственные деньги.

Одной из больших тем на конференции стало рассмотрение вопроса о возможностях и влиянии велосипедного сообщества на выборы в Европарламент, в парламенты государств и на муниципальные выборы, при этом достаточно серьезно были раскрыты механизмы лоббирования интересов велосипедистов в национальных и европейских органах власти. Напомню, что в Европе 250 млн. велосипедистов, то есть избирателей. Наверняка еще столько же сочувствующих. Получается практически половина Европы! Поэтому наличие в предвыборных программах велосипедной темы всегда интересно для очень и очень многих избирателей. Были озвучены конкретные предложения по продвижению интересов велосипедистов на предстоящих в мае этого года выборах в Европарламент.

Рассматривался также вопрос о расширении членской базы. ECF ставит перед собой цель увеличить количество членов. Сейчас европейская велосипедная федерация охватывает более 250 тыс. членов в 27 странах Евросоюза.

Одним из пунктов повестки дня стало создание всемирного велосипедного альянса WCA. Потому что перед европейской велофедерацией стоят задачи развития велосипеда как средства транспорта и как средства туризма. То есть спортивные вопросы практически в сферу действия ECF не входят. Вопросы развития велосипедной промышленности и велосипедного бизнеса — тоже вне рамок этой организации. А создание всемирного велосипедного альянса как раз ставит задачу координации деятельности в глобальном масштабе всех структур, так или иначе задействованных в «велосипедной» теме. Это промышленность, бизнес, сервис, спорт, образование, культура... Кстати, в Европе реализуется параллельно еще один грандиозный проект — EuroVelo.org со своим многомиллиардным бюджетом, связанным со строительством сети европейских велодорог.

 

ПРИНЯТО СЧИТАТЬ, ЧТО В РОССИИ ВЕЛОСИПЕД НЕ ПРИЖИВЕТСЯ В СИЛУ КЛИМАТИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ, НО...

Какие я сделал выводы для России? Конечно же, поразительна та активная роль гражданского общества и некоммерческих организаций в Европе. Только в одной швейцарской национальной велосипедной организации более 30 тыс. активных членов. Они своими взносами, а это порядка 50 евро с человека, ежегодно подтверждают поддержку этой организации. Надо отметить, что из этих 50 евро 5 евро идет на нужды национальной организации, 1 евро — на нужды европейской велосипедной федерации. То есть европейцы прекрасно понимают, что развивать велосипед в рамках своего города — это достаточно узкий взгляд, надо развивать в масштабах своей страны, всего Евросоюза.

Примерно такие же цифры членской базы и в Италии, и в Германии, и в Дании, где число членов измеряется десятками тысяч. Надо заметить, что в российском велотранспортном союзе число членов около 100.

Какие еще выводы? Принято считать, что в России велосипед не приживется в силу климатических условий. Но я разговаривал с нашими коллегами из Финляндии, и они говорили о северных городах этой страны, которые находятся по широте намного выше Москвы и Санкт-Петербурга. И там число регулярно катающихся на велосипедах зимой — зимой! — составляет 15%. Это среднеевропейский уровень. Более того, даже за северным полярным кругом есть города Финляндии, в которых велосипед зимой не умирает. Причина — конечно же, активная роль муниципалитетов, государства в развитии велосипеда, его поддержке. Велосипедные дорожки там регулярно чистят, обслуживают, то есть создают все условия для того, чтобы люди катались на велосипедах. Потому что совершенно понятно, что это экономия расходов на углеводороды, на бензин, на сохранность окружающей среды, на оздоровление людей... На конференции привели такие цифры: один евро, вложенный в велосипед, дает обществу 450 евро совокупного экономического эффекта. Этот подсчет провели немцы, и я думаю, что в их точности сомневаться не приходится.

news_image_uyBqSq.jpg
Премьер-министр Австралии — Тони Эббот ездит на работу на велосипеде

ПРЕЗИДЕНТЫ И ПРЕМЬЕРЫ НА ВЕЛОСИПЕДЕ

Какие еще проблемы в России, помимо того, что люди считают, будто климат не позволяет нам активно использовать велосипед? Я считаю достаточно серьезной проблемой то, что у нас до сих пор катание на велосипеде является неким актом такого дауншифтинга, непрестижного способа передвижения. В отличие от Европы, в России пока превалирует демонстративный способ потребления, нам нужно выделиться, продемонстрировать свое материальное преимущество над другими людьми. Придерживаться здорового образа жизни, «зеленого мировоззрения» еще не принято — принято блистать богатством, не всегда сопровождающимся бережным отношением к окружающей среде и уважительным отношением к людям. Наверное, такой мотив, действительно, является значимым для большого количества россиян, удерживает их от езды на велосипеде. Хотя при желании наши хедлайнеры, политики могли бы позволить себе больше времени уделять пропаганде велосипеда, самим кататься на нем, как это делают европейские президенты и премьер-министры. Так, президент Швейцарии ежедневно ездит на работу на велосипеде. Премьер-министр Дании проводит отпуск на велосипеде, катается из Амстердама в Париж...

skenovat.jpg
Вацлав Клаус едет в свою президентскую резиденцию. 2011 год

Велосипед — огромный ресурс здоровья для любого народа, и для нас, россиян. У нас есть хорошая цифра — 30% россиян регулярно занимаются физической культурой и спортом. Но давайте посмотрим на структуру этого показателя. В него включаются школьники и студенты, то есть люди, которые посещают занятия физкультуры в рамках учебного процесса. Но в Европе регулярно катаются на велосипеде, где 15%, где, как в Голландии, 50% населения — это охват большой части населения и даже преимущественно пожилых людей. А тот, кто ежедневно совершает поездки от 8 км в день, дает хорошую нагрузку на сердце, улучшает свой тонус и работоспособность. И это куда более значимо, нежели та сухая статистика, которая применяется в России. То есть акцент на вовлечение занятием физической культурой людей старшего возраста, мне кажется, для общества очень значим, о чем я еще скажу ниже.

 

УМЕНЬШАЕТСЯ ДАВЛЕНИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ, И ГОРОДУ ЭТО ЭКОНОМИЧЕСКИ ВЫГОДНО

На конференции я интересовался опытом зарубежных коллег, как им удается добиваться таких цифр, постоянно увеличивать число людей, которые регулярно катаются на велосипедах? Мне дали понять, что это процесс очень и очень нескорый, непростой, он совершается шаг за шагом, в результате целенаправленных, планомерных действий, в результате реализации муниципальных, национальных программ велосипедизации. Сводить вопросы развития велосипеда только к строительству велодорожек — это очень узко. Есть куча других связанных задач, таких, как пропаганда, обучение с детства езде на велосипеде, совершенствование правил дорожного движения, воспитание толерантности на дорогах, развитие велосипедной инфраструктуры в качестве бизнеса — торговля, сервис... Важно и стимулирование использования велосипедов. В частности, в Швейцарии есть программа, когда при подтверждении количества сотрудников, которые приезжают на место работы на велосипедах, предприятие получает какие-то налоговые преференции. Потому что тем самым уменьшается давление на окружающую среду, и городу это экономически выгодно.

Европейские страны принимают достаточно реалистичные планы — в год увеличить число велосипедистов на 5, на 6, на 8 и больше процентов. В России, в частности в Казани, сейчас количество регулярно катающихся на велосипедах незначительно. В столице РТ активных велосипедистов где-то 5 тысяч — на миллионный город это меньше полпроцента. То есть только-только начало. Но, думаю, чем раньше мы начнем, тем быстрее будет результат.

Кстати, на конференции я поймал себя на мысли о том, что если бы наши казанские 5 тыс. активных велосипедистов, как швейцарцы, собирали бы хотя бы по 500 рублей в поддержку своей общественной организации, то сообща можно было бы решить, как в Европе, много вопросов по созданию благоприятной среды для велосипедистов. Но, увы, как я уже писал ранее в «БИЗНЕС Online» про туризм, даже более богатые предприниматели пока еще не созрели для активной и цивилизованной совместной лоббистской деятельности. Все стараются выжить поодиночке...

Но мировой тренд очевиден — на велосипед пересели и пересаживаются индустриально развитые страны, в том числе северные. Это процесс естественный и необратимый, потому что большинство, более 50% поездок, горожане в городах совершают на расстояние до 5, 8 или 10 километров. И при наличии соответствующей инфраструктуры и преодолении тех проблем, о которых я говорил, наша Казань может рассчитывать на большую динамику. Тем более что у нас есть достаточно хорошие условия — мы второй город в России, где создали муниципальную систему велосипедного проката. К слову, это на конференции удивило наших европейских коллег: оказывается, в России есть велопрокат, как в Париже!

И сегодня вопрос лишь в том, чтобы мы осознали, что велосипед — не просто игры молодых, а реальность, серьезная социально-экономическая задача, которую решает Европа, и которую вполне способны решить и мы.

 

У НИХ ОЧЕНЬ МНОГО ЭНЕРГИИ, И ОНИ ХОТЯТ ПРИНОСИТЬ ПОЛЬЗУ ОБЩЕСТВУ

Всю общественную деятельность, связанную с развитием велодвижения в Европе, в частности, совет директоров европейской велосипедной федерации, возглавляют люди, уже ушедшие на пенсию. То есть это далеко не бизнесмены. Это люди, у которых есть свободное время, а также есть огромный накопленный управленческий капитал, есть знания. В совете директоров ECF — люди с учеными степенями, профессора, которые уже на пенсии, и они с удовольствие продолжают реализовывать себя на общественной ниве.

У нас в России пенсионеры недостаточно себя реализуют в общественной сфере. Выйдя на пенсию, они замыкаются на огородах. А вот в Европе, в Америке пенсионеры продолжают активно участвовать в общественной жизни и приносить пользу обществу. И в то же время реализуют самих себя. Это, как правило, люди с большим опытом и, я бы даже так сказал, с открытым сердцем и большой доброжелательностью.

Такие и в России могли бы продолжать себя реализовывать не только в ветеранских организациях, как принято у нас, но и в организациях, связанных с экологией, со здоровым образом жизни, с культурой... Есть много и других направлений для деятельности негосударственных некоммерческих организаций. То есть развитие любой хорошей общественной инициативы, благого дела, может и должно поддерживаться людьми, ушедшими на пенсию, у которых еще очень много энергии и которые способны приносить пользу обществу.

 

МЫ ИЗМЕНИМ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ФОН БОЛЬШИНСТВА АКТИВНЫХ ЛЮДЕЙ

И еще об одном — об оздоровительном эффекте влияния велосипеда на человека. Это очень важно, особенно в условиях России, ее индустриальных городов, где существует дефицит движения. Мы все являемся свидетелями того, что нация обладает избыточным весом, идет так называемое ожирение, очень высока смертность от сердечнососудистых заболеваний, которые занимают первое место, опережая даже раковые болезни. И тут велосипед может сыграть огромную профилактическую роль. Если бы мы добились регулярных физических нагрузок для лиц после 40, мы бы значительно снизили уровень смертности и повысили бы качество жизни для многих категорий горожан. Потому что здесь механизм действует очень просто — когда улучшается капиллярное кровообращение, то уменьшается нагрузка на сердце, улучшаются функции дыхания, организм получает огромный ресурс, чтобы быть здоровым...

Еще очень важное значение велосипеда — это хорошее психотерапевтическое средство. Медики доказали, что если физическая нагрузка длится более 20 минут, то она изменяет биохимию организма, в нем начинает формироваться эндорфин, так называемый гормон счастья. Люди, которые ходят в спортзал, бегают, они тем самым не только сердце укрепляют, но и получают эндорфины, тот самый внутренний «наркотик», абсолютно безвредный, даже полезный, который повышает наше настроение, нашу работоспособность. И отпадает необходимость в так называемых химических способах ликвидации стрессов — а это алкоголь, курево, наркотики. Как правило, велосипедисты не пьют и не наркоманят, у них всегда хорошее настроение и высокая работоспособность. Я даже за собой стал замечать, что садясь на велосипед, мне хочется петь и больше улыбаться.

Если добиться таких цифр, как 5, 10 или, как в Финляндии, 20% увлеченных велосипедом, то это, думаю, даст огромный психологический эффект. Мы изменим эмоциональный фон большинства активных людей. А также повысим производительность труда, за что бьются экономисты. Этот один из тех самых «ручейков», которые способствуют экономическому благосостоянию нашего общества.

399x640.jpg
Ли Мен Бак передвигается исключительно на велосипеде, даже когда был президентом Южной Кореи 

НАДЕЮСЬ, ЧИТАТЕЛИ ПОДЕЛЯТСЯ СВОИМИ СООБРАЖЕНИЯМИ

Я как человек увлеченный, очень много внимания уделяющий пропаганде велосипеда, проявляю и, наверное, должен проявлять субъективную заинтересованность. В России недавно вступили в действие новые «Правила дорожного движения», которые, с одной стороны, расширили права велосипедистов, а, с другой стороны, ввели абсурдную норму о запрете использования велосипедистами полос движения для общественного транспорта, тем самым выталкивая их на опасные для них полосы движения общего автотранспорта. Эти и другие проблемы требуют своего решения.

Хотелось бы через «БИЗНЕС Online» узнать мнение других людей — простых казанцев и чиновников — о том, как превратить велосипед в городах в средство ежедневного передвижения в школу, на работу? Как добиться того, чтобы в свои выходные дни горожане занимались велотуризмом, выезжали на велосипедах за город, наполняли свои легкие кислородом, убирали лишний вес, избавлялись от накопленного стресса, повышали свое настроение? Как сделать передвижение наших велосипедистов безопасным? Как развить велосипедный спорт? И так далее.

Надеюсь, читатели поделятся своими соображениями. Я очень хотел бы, чтобы в конечном итоге мы приняли «Комплексную программу развития велосипедной инфраструктуры в Казани и в Татарстане». С тем, чтобы решать эту задачу не только путем строительства велодорог, но и изменением нашего отношения к активному образу жизни, развития въездного, выездного велотуризма, создания безопасных условий передвижения велосипедистов. И создания такой атмосферы в республике, когда государство вместе с общественными организациями, бизнесом, обсуждают проекты, которые являются полезными и гражданину, и обществу в целом в рамках проектов государственно-частного партнерства.

...После окончания конференции ECF ее участники традиционно отправились в многодневный велопробег по Ирландии, в ходе которого я и написал эти заметки.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции