«РОДИТЕЛИ У МЕНЯ СПРАШИВАЛИ: ПОЧЕМУ НАШ СЫН НЕ ИГРАЕТ, КАК ПАВЕЛ БУРЕ»?

- Зухра Тагировна, вас, наверное, часто спрашивают, как воспитать из ребенка профессионального спортсмена?

34847.jpg
Зухра Усманова (вторая справа) на пресс-конференции отца и сына Василевских

- Воспитание спортсмена всегда начинается в семье. Какой посыл они дают своему ребенку, такого он и придерживается. К примеру, возьму случай из моей практики. Приехала на консультацию семья из Самары, где мальчик занимается хоккеем. Но он не мог общаться со сверстниками, хотя с детьми помладше общался прекрасно. В результате выяснилось, что родители учат своего ребенка по модели: я плюс, ты минус, или я хороший, ты – не очень. Когда я предложила родителям модель  поведения «я хороший – ты хороший», его папа спросил – «А это не отразится на самооценке моего сына?» Подчас родители могут обращаться к тренеру с претензией – почему мой ребенок не играет, как успешные спортсмены прославившие отечественный спорт  Александр Овечкин, Павел Буре? На полном серьезе. А основания для игры в стиле Буре родители видели в том, что обмундировали своего ребенка во всю фирменную хоккейную экипировку. Ведь этого недостаточно…

Велика роль родителей в спортивном увлечении детей. Главное, чтобы ребенок занимался хоккеем с удовольствием. Особенно на начальном этапе, когда только начинаешь. Важное условие – трудолюбие, усердие, умение добиваться маленьких целей, чтобы продвинуться в большой. Не всегда всё получается, не получилось – повтори снова. Упал, ударился - встал и пошел дальше. Чтобы добиться успеха, нужно много качеств, которые воспитываются с детства. Хоккей, как и все спортивные игры, это конфликтный вид спорта, провоцирующий их. Даже в своем коллективе. Вы себе можете представить ситуацию, когда девятилетние партнеры по команде не только радовались голу своего одноклубника?

- Дети в этом возрасте не играют на команду, на победу. Они играют для себя. Там даже тактики, как таковой нет, все кучей бегают за одной шайбой или мячом.

- По этому поводу интересна точка зрения известного  профессионального канадского спортсмена  Бобби Халла в книге «Моя игра - хоккей», который кстати  попал в  организованный хоккей, когда ему исполнилось десять лет. Автор рассказывает об умении месяцами, годами готовить себя к успехам в спорте, подчеркивает роль самодисциплины, строгого соблюдения спортивного режима.

Как ни в одной другой командной игре, в хоккее создаются игровые положения, в которых спортивные качества отдельного игрока подвергаются проверке в исключительно неблагоприятных условиях, редко встречающихся в других видах состязаний. Причиной этого являются, скорее всего, скорости, на которых ведется игра. Хоккеист, мчась со скоростью более 30 километров в час, должен в доли секунды принять решение, куда ему метнуться и что ему сделать в обстановке, когда пять игроков команды соперника пытаются у него шайбу отобрать. На начальном этапе подготовки спортсмена, дети носятся по льду, сбивая с ног всякого, кто попадается на пути. Каждый мальчишка играет сам за себя! Смысл игры состоит в том, чтобы самому загнать шайбу в ворота. Дашь пас – неизвестно, кто его примет – свой или чужой, так что дети предпочитают не пасовать.

Вы правильно указали, мальчишки играют для себя. Это хоккейная привычка данного возраста, где главной задачей тренерского штаба и спортивного психолога, на мой взгляд, является развитие умения играть с партнерами в команде. Хоккей – это командная игра, в которой ярко проявляется индивидуальное мастерство. В одиночку победы в хоккее не добьешься, она приходит лишь к сильному дружному коллективу единомышленников.

- А с каких регионов приезжали слушатели ваших тренингов?

- Практически со всей России и ближнего зарубежья. К нам приезжают молодые хоккеисты  повышать свое спортивное мастерство. С юными хоккейными звездочками  работают организаторы учебно-тренировочного процесса,  которые проводят мастер-классы. Это лучший  бомбардир в истории «Салавата Юлаева» Владимир Петрович Герасимов, тренер-преподаватель юниорской и молодежной сборной Латвии Гинтс Бисениекс, Петр Новак (тренер-преподаватель сборной Чехии). А также небезызвестный во всем мире тренер-преподаватель по вратарям СДЮШОР ХК «Салават Юлаев», заслуженный мастер спорта Андрей Леонидович Василевский, отец вратаря сборной России по хоккею.

34848.jpg
Андрей Василевский-старший (слева) с Андреем Василевским-младшим (в центре) на пресс-конференции в Набережных Челнах 

«Я НАБЛЮДАЛА ЗА ПРЕВРАЩЕНИЕМ МАЛЬЧИКА В ИГРОКА НХЛ»

- Тот самый Василевский?

- Да, он самый, причем, он приезжал все шесть лет со своими сыновьями. Я наблюдала, как растут его сыновья: Алексей - игрок уфимского «Салавата Юлаева» и Андрей - чемпион мира прошлого года, а ныне  вратарь «Тампа-Бэй Лайтнинг».

Как спортивный психолог международного хоккейного лагеря, каждый год работаю над программой психологической подготовки юных хоккеистов. К примеру, в прошлом году Зинэтула Хайдарович Билялетдинов объяснил поражение на Олимпиаде тем, что его игроков подвели эмоции. Вот мы и работали над темой: «Эмоции – помощники  или не помощники  спортсменов?» Или другое направление формирование устойчивого  интереса и любви к данному виду спорта, формирование  спортивной мотивации. К работе в данном направлении вдохновил меня один  спортивный тренер из Казани, который ведет своих воспитанников на матч, чтобы те записывали наблюдения за тактикой игры, проявлением дерзания с первых секунд, борьбой за овладение инициативой и территорией. А юные спортсмены обращают внимание не на суть игры, а на ее оболочку, у кого круче клюшка, у кого какие шнурки на хоккейных ботинках… Это возрастная проблема, когда дети больше интересуются атрибутами, а не содержанием вида спорта, которым занимаются. Живой пример. Сын одного олигарха захотел ходить в спортивную секцию. Ему купили всю хоккейную экипировку, снаряжение, он жил этой мечтой буквально до первой тренировки. После которой категорически отказался тренироваться дальше.

- Почему?

- Проблема с отсутствием спортивной мотивации, отсутствием устойчивого интереса к данному виду спорта. На наших  занятиях с элементами тренинга мы изучаем этапы становления спортивной карьеры титулованных хоккеистов современной России, знакомимся с их психологическим портретом. Тот же Андрей Леонидович Василевский в прошлом году выступал уже не слушателем, а лектором, рассказывая, как с малолетства учил своих сыновей жизни и спорту. К нам в лагерь даже приезжал его сын Андрей, уже в статусе новоиспеченного голкипера команды НХЛ. Естественно, для юных хоккеистов это было существенным моментом в формировании спортивной мотивации. 

34849.jpg
Андрей Василевский с Зухрой Усмановой 

- Мальчишки приезжали к нему помогать во время проведения тренировок на льду. Андрей стоял на воротах, Алексей играл в площадке. Кстати, интересно было наблюдать за их ростом, как они превращались из подростков в мужчин. И оба уже успели жениться, едва перешагнув порог 20-летия. Андрей, взял в жены топ-модель, и уехал с юной супругой за океан.- А что делали на ваших тренингах его сыновья?

- Вопрос, несколько выбивающийся из темы нашего разговора. Более старшие коллеги новоиспеченного голкипера НХЛ Василевского два года подряд попадают в неприятные истории, связанные со своими вторыми половинками. В 2013 году проблемы с подругой были у Семена Варламова, в прошлом году с ними столкнулся Вячеслав Войнов…

- Больно за тружеников… Вячеслав Войнов, Семен Варламов - российские игроки. К примеру, самый молодой россиянин с двумя Кубками Стэнли, Войнов живет в Америке, кажется, 5 лет. Российский хоккеист плохо владеет языком, не знает американского правосудия. Обвинения в сторону Войнова были не обоснованы, тем более его супруга подтвердила, что это был несчастный случай. Это привело к международному резонансу, мировому скандалу. По мнению тренера, это позитивный человек, настоящий мужик, который не поднимет руку на женщину. Конфликт с домашним насилием между Вячеславом и его супругой Мартой просто раздули.

34798.jpg
Вячеслав Войнов

Думаю, что у Василевских подобных проблем не будет. Они из очень дружной, здоровой и спортивной семьи. Кстати, отец вратаря сборной России по хоккею Василевский-старший сам является хорошим психологом. Но Андрей Леонидович – это отдельная тема. Вы бы видели, как любят его подопечные, смотрят в его рот, проглатывая каждое слово. Андрей Леонидович и мне помог вырасти, как  спортивному психологу в командном виде спорта, увидеть психологические проблемы в хоккее на различных этапах многолетней подготовки спортсмена. Однако в настоящее время специалистов в области именно спортивной психологии недостаточно.

- Может быть, и не нужны?

Спорт - это в первую очередь работа над собой. Мы серьезно не задумывались о роли психологии в подготовке спортсменов высокого класса, не уделяли должного внимания индивидуальному подходу, взаимоотношениям тренера и спортсмена, в чем сильно проигрывали. Нередко одержимый тщеславием тренер мнит себя психологом. Позже, оглядываясь назад, с горечью замечаешь, что многие молодые талантливые спортсмены почему-то не дошли до своей цели. Я  за должность психолога в спортивных организациях. Особенно в детско-юношеских. Некоторые дети в 6 - 7 лет уже мечтают о больших спортивных результатах и планируют серьезно заниматься хоккеем, а некоторые и в 11 - 12 лет не могут понять, для чего они пришли в спортивную школу и что хотят получить от занятий спортом. Полезно также иметь штатного психолога в спортивных командах, где требуется слаженное взаимодействие группы людей и возможны конфликты, а также наличие должности психолога в спортивных организациях, на мой взгляд, в целом повышает психологическую грамотность тренерского состава.

 «НА ОЛИМПИАДЕ В ВАНКУВЕРЕ СО СБОРНОЙ США РАБОТАЛО ТРИ ДЕСЯТКА ПСИХОЛОГОВ.
СО СБОРНОЙ РОССИИ – ЕДИНИЦЫ»

- В прошлом сезоне с хоккейной сборной России работали два наставника Билялетдинов и Знарок с абсолютно разной психологией. На ваш взгляд, чей пример поведения более уместен для наставника сборной России?

- Олег Валерьевич кардинально сумел поменять положение дел в хоккейном хозяйстве! У нашей сборной на Олимпиаде в Сочи не чувствовалось победной психологии! Наши спортсмены не смогли реализовать себя. Чувствовалось, что наши хоккеисты были не в своей тарелке. Вспоминается знаменитая фраза Ильи Брызгалова «канадцы выскочили на лёд, словно гориллы из клетки». Речь шла не столько о физическом превосходстве спортивной команды, сколько о сумасшедшем настрое разорвать русских и вырвать победу! Наши ребята выглядели неуверенными, потерянными и скованными на льду. Я вспоминаю лица хоккеистов, вышедших из раздевалки с потухшими глазами. Конечно же, новый рулевой национальной сборной России Знарок, выступил в роли тренера-победителя, сумевшего сплотить команду вокруг себя и зарядить ребят общей идеей.

34797.jpg
Олег Знарок является очень сильным мотиватором

- Олимпийский чемпион по хоккею Андрей Трефилов вспоминал в интервью, как великий голкипер Доминик Гашек мог в перерывах матчей мог вытащить щипчики и сидеть, подравнивать себе ногти. Подобное спокойствие – это труд психолога или работа над собой?

- По-видимому, и то и другое. Кстати,  исследования показали, что для психического здоровья требуется нахождение себя в спокойном состоянии. Не перманентная радость, не выплески гнева, а именно спокойствие, хладнокровие, умение держать себя в руках. В борьбе равных - побеждает психология! 

«ХОТЕЛОСЬ БЫ, ЧТОБЫ ЛЕГИОНЕРЫ ХОТЯ БЫ ПОНИМАЛИ ЯЗЫК СТРАНЫ, КУДА ПРИЕХАЛИ»

- Недавно в Казань вернулся волейболист Мэттью Андерсон, которые уехал обратно в США, сославшись на депрессию и даже расторг контракт с клубом. Что произошло со спортсменом? 

- Я смотрела видео, в котором Мэттью Андерсон объяснял причины своего отъезда из Казани. Раздумывала над теми эмоциональными факторами, которые оказываются проблематичными для иностранных спортсменов при адаптации к климатическим и социально-экономическим условиям  России. Спортсмен, который будет всегда скучать, психологически нестабилен. Психологическое сопровождение в спорте является одним из необходимых условий адаптации. Это деятельность спортивного психолога, обеспечивающая создание условий (поддержка, помощь) для освоения спортсменом системы отношений с миром и самим собой. Это проблема чрезвычайно сложная. Мы изучаем спортивный опыт легализации, который применялся по отношению членов сборных России корейца Виктора Ана (шорт-трек), американца Вика Уайлда (фристайл), японки Юко Кавагути (фигурное катание).    

В частности, эта работа необходима для скорейшего вхождения в российскую действительность студентов нашего вуза из Кении. Последний опыт беспрецедентен, ведь мы не берем готовых спортсменов, а работаем с перспективными юниорами. Для них, как для представителей циклических видов спорта, необходимо искать отдельные рецепты адаптации, отличные от командных видов спорта, где спортсмены «погружены» в среду той страны, в которой играют.

34792.jpg
Виктор Ан быстро вписался в российскую действительность 

Если говорить о состоянии в ведущих командах Татарстана, то 53% легионеров играют в УНИКСе, 35% в «Рубине», 13% в «Ак Барсе», 11,7% в наших волейбольных командах. К настоящему времени спортивная практика располагает определенным опытом пребывания спортсменов высокой квалификации в разных странах и континентах, тренировки  и выступления их в крупнейших соревнованиях. Современному спортсмену приходится тренироваться и соревноваться в различных климатических и географических условиях. Проведение крупнейших соревнований и особенно планетарного масштаба в различных регионах мира ставит спортсменов перед необходимостью адаптации к огромным тренировочным и соревновательным нагрузкам в условиях экстремальных температур, высокой влажности, влияния различных погодных факторов. С психологической точки зрения, адаптация определяется активностью личности спортсмена, где ее показателями будут выступать отсутствие или низкий уровень тревожности или высокий уровень самооценки, положительные эмоции в отношениях с другими и ощущение душевного комфорта.

В этом плане мне было интересно интервью переводчика ФК «Рубин» Юрия Солано, который, несмотря на отсутствие специального образования, интересуется внутренним миром своих подопечных. В частности, он говорил о том, что, если спортсмен скучает, то он теряет эмоциональную устойчивость. Для спортсмена важно чувствовать, что он значим, что с ним считаются, что он пришел в сильную команду. К примеру, в Турции для преодоления проблем с адаптацией легионерам сильнейших команд  дается определенное время, с ними работают наставники, которые в течение некоторого времени помогают войти  в местный уклад, преодолеть языковой барьер. В России принята другая система. Хочется, чтобы приезжие спортсмены если не разговаривали, то хотя бы понимали язык страны, ее культуру и традиции, куда они приехали. Стремиться к этому нужно.

34793.jpg
Юрий Солано в «Рубине» был больше, чем переводчик. На фото Солано с Кристианом Ансалди 

- За 20 лет, когда в Татарстане появились легионеры на руках одной руки можно пересчитать спортсменов, которые стремились изучить русский язык, вжиться в местную среду. На Западе с легионерами не цацкаются. Не хочешь знать местный язык – твои проблемы. И россияне его учат. А иностранцы, приезжая в Россию, таким стремлением отличаются куда реже. Отсюда вопрос: нужен ли нам такой подход, назовем его, инкубационным?

- Нужен, хотя вы правы, легионеры тоже должны стремиться к ассимиляции в той стране, куда они приехали соревноваться. Они же приезжают в Россию, по большей части, с меркантильным интересом, заработать. И, прежде всего, им необходимо знать культуру и традиции той страны, куда приехали,  иметь хотя бы минимальный лексический запас, тем более, что узнавание слов,  у представителей игровых видов спорта происходит во время тренировочного процесса. Но адаптационный период, так или иначе, необходим. Просто в той же Турции он кратковременный, а у нас растянут на все время карьеры иностранца в клубе, и осуществляется за счет работы переводчиков...

- ...которые, как тот же Солано, теперь уже бывший переводчик «Рубина», не только помогают во время рабочего процесса, игр, тренировок, но и, во многом, решают все бытовые проблемы иностранных спортсменов. Разве это правильно?

- Конечно, нет, если происходит такая опека. Но это не отменяет и решение проблем с иностранными спортсменами со стороны клубов, которые усилили свои ряды легионерами. Возвращаясь к нашим советам, первое, что необходимо – это диагностика психического состояния легионера. На основе этой диагностики тренерский штаб получает определенные рекомендации по вопросам адаптации и организации спортивной деятельности. Второе, это оказание психолого-педагогической  помощи, поддержки, коррекция каких-либо негативных психических состояний: тревога, агрессия, стресс, страх с целью повышения эффективности спортивной деятельности. И затем идет ситуативное управление состоянием спортсмена в зависимости от времени его вливания в коллектив. Кому-то необходим месяц-два для адаптации, кому-то и года оказывается недостаточно.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции