Из воспоминаний штурмана 125 гвардейского Борисовского, им. Марины Расковой бомбардировочного авиационного полка Людмилы Леонидовны Поповой. Это был один из 3 женских авиаполков, сформированных Героем Советского Союза Мариной Расковой зимой 1941-42 гг.

- Я вам сейчас расскажу случай. Нас сбили, и у нас, в общем, машина была потеряна. А «пешки» делала Казань. И вот мы в Казань прилетели, получать новую машину. Там в Казани – вот где аэродром - мильон на мильон, как хочешь – так взлетай, так взлетай, так взлетай… Поле большое, все… И вот говорят: вот стоят машины (мы с техником прилетели) – выбирайте. Ну, выбрал там техник машину, мы взлетели ее облетывать. Взлетели, а после второго разворота на «коробочке» - обрыв шатуна, разрушился мотор. Ну, на этом-то аэродроме – сели! Подходит машина, этот… «козлик». Выходят два инженера, правда вид замученный, серые – ну что, господи, я понимаю. И смотрят – такая вот дыра, шатун вылетел. А я и говорю – «Чего ж вы такие машины-то делаете, чуть не убились!». Этот инженер на меня посмотрел, открыл дверцу и говорит: «Садись!» Я села. Поехали. Мы подъехали… знаете, типа ангара – сборочный цех, такой большой, ворота закрыты, а там идет сборка. Мы подъехали, вышли, он открывает эту дверь, станки так и так стоят, посередине – проход. В середине проходим: мальчишки – играют в чехарду. 12-13 лет. Около каждого станка – ящик, понимаете? Иначе он не достанет, этот мальчишка. Дети, знаете, с такой вот шейкой, и тоже – голубые… но они дети – и они играют в чехарду. Они перепугались, мордочки такие… А он и говорит: «Вот сейчас на вашем самолете чуть не разбился экипаж». Стоят, опустили головенки. И я заплакала. А он говорит: «Видишь, кто делает тебе самолеты?» Я тут лихорадочно стала вспоминать, у меня всегда… нам же давали шоколад, и у меня в комбинезоне несколько плиток… Брала дощечки, связывала их с плитками и так клала – ну мало ли, вынужденная… Я быстренько вытащила этот шоколад. А их было человек шесть. Было у меня плитки три-четыре. Я, значит, сопли распустила, даю первому, говорю: «Вот возьми, и поделите со всеми». А он так смотрит и говорит: «А что это?» И вот этим детям НАДО дать медаль «За трудовую доблесть» или как она там называется, потому что они, их руками делали эти машины. И мы на них летали. А их вот в свое время – забыли! А у них – детства не было! Ну вот что он там – поиграл в чехарду, а может там не то, не так соединил, но он же ребенок – ему 12-13 лет, от силы 14. 
А там и спали-то в этом цеху – смотрю там навалены какие-то куртки, чехлы…Он говорит: «А здесь они спят».
 Я видела этих детей. И когда тут встал разговор… я не знаю, приравняли ли этих детей, которые работали на оборонных заводах… Не приравняли? Я читала где-то статью, что они сделали очень много, и они должны быть приравнены к тем, кто работал в войну. http://www.airforce.ru/history/ww2/popova/page_05.htm

Не знаю, всем ли давали медаль "За доблестный труд в Великой Отечественной войне" и достались ли медали казанским ремеслушникам... Этой медалью награждено 16 096 750 человек. Найдите цветы и добрые слова и для этих теперь  уже давно не юных людей! Они отдали на алтарь Победы свое детство и юность!

 

 

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции