Такой усадьба Ляхово запечатлена в фильме Марка Захарова «Формула любви» (1984 год)


О состоянии усадьбы, ее далекой и совсем недавней истории и формате будущего использования редакция «Мира искусств» побеседовала с руководителем реставрационных работ директором архитектурно-проектной мастерской ASG Альбиной Хайруллиной.

- Сюжет начинается с утверждения, что усадьба может не дожить до будущей зимы. Ее состояние действительно аварийное?

- Нет, вероятно, это было сказано для нагнетания интереса к репортажу. Состояние усадьбы Ляхово по сравнению с другими нашими объектами – казанскими и подмосковными – весьма приличное. Усадебный дом находится под кровлей. Он сухой, не поражен грибковой инфекцией. При этом до самого последнего времени усадьба была обитаемой, а это всегда благотворно сказывается на состоянии дома. Единственное, что сильно пострадало, - это декор, выполненный из белого камня, и портик. Но все это будет восстановлено.

Визитная карточка усадебного дома – его северный фасад. Несмотря на заброшенный вид, архитекторы-реставраторы ASG оценивают состояние усадебного дома как хорошее


- По каким источникам разрабатывается проект реставрации?

- Документальное обеспечение научного проекта реставрации довольно полное. У нас есть страховой план усадьбы от 1910 года, многочисленные фото, материалы паспортизации усадебного комплекса восьмидесятых годов прошлого века…

Многочисленные фотографии советского периода и страховые планы позапрошлого века положены в основу проекта реставрации


- А еще есть фильм, панорамные съемки, интерьер…

- С фильмом все не так просто. Я сама очень люблю этот фильм и обрадовалась, когда мы выиграли право длительной аренды этой усадьбы по губернаторской программе «Усадьбы Подмосковья». Но побывав в ней, поняла, что Ляхово использовалось только для части натурных съемок. В фильме совсем другой интерьер, он более парадный. Усадебный дом к тому же немного «подгримировали». Например, торцевые фасады дома не с окнами, а с нишами, а в фильме мы видим окна с расстекловкой, характерной для остальной части дома.

- В сюжете значительная часть времени посвящена инновационному проекту ASG – «Усадебное кольцо Подмосковья». В прошлом интервью Вы сказали, что восстановленные ASG усадьбы окружают Москву словно драгоценное колье. В чем прелесть Ляхова?

- Опуская всенародно любимое «кинематографическое прошлое», стоит отметить хорошую сохранность не только дома, но и всего усадебного комплекса. До нас дошли дом, флигели, парк с прудом. Они требуют реставрационно-восстановительных работ – пруд заилен, парк запущен -, но все это подлинное. Те объекты, что утрачены – коровник, сенники, конюшни, баня и т.д. – будут восстановлены в первозданном виде, во-первых, есть документы – планировки, фотографии, - во-вторых, территория, где они располагались, не застроена, относится к усадьбе. Поэтому изюминка усадьбы как части рекреационно-туристского кластера «Усадьбы Подмосковья» заключается в том, что это - образец архитектуры начала XIX века и полномасштабный усадебно-хозяйственный комплекс. К тому же ее близость с другими нашими усадьбами – Пущино-на-Наре и Кузьминское – позволяет сравнить усадьбы разного стиля и уровня достатка хозяев, что не только интересно, но и познавательно.

- В чьей собственности находилась усадьба до ее передачи в аренду?

- Усадьба переходила из рук в руки. Когда-то она принадлежала совхозу, использовалась под жилье, затем стала собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Московской области. Все типично для объектов культурного наследия постсоветского периода.

- Вопрос о владельцах вызван тем, какой урон нанесен усадьбе людьми. Все, что можно разрушить, разрушено…

- Вопрос сохранности объекта культурного наследия очень больной. Собственник, как правило, ограничивается тем, что запирает входную дверь на замок, нанимать охрану очень дорого. Поэтому усадьба страдает и от туристов, стремящихся увезти из нее что-то «на память» - дверную ручку, шпингалет, балясину от лестницы, и от «черных копателей», надеющихся найти в ней клад. В Ляхово все печи разрушены именно «кладоискателями», они же, скорее всего, сняли паркет.

Основной ущерб объектам культурного наследия причиняет не время, а человек: все печи в доме разломаны «кладоискателями», не сознающими, что самой большой ценностью в усадьбе является сам дом и его интерьер


-
Проект «Усадебное кольцо Подмосковья» предполагает возможность переезда туристов из одной усадьбы в другую, туристические услуги в каждой будут отличаться. Чем встретит гостей Ляхово?

- Сейчас трудно спрогнозировать все детали проекта. Ляхово интересно, повторюсь, тем, что в нем снимался фильм, который уже четвертый десяток лет является популярным, разобран на цитаты. Сравнить реальный и кинематографический образ усадьбы всегда интересно, многие достопримечательности привлекают туристов именно этим, например, Кострома, где Рязанов снимал «Жестокий романс», Баку, где проходили съемки «Бриллиантовой руки», туристам это интересно. Усадьба Ляхово строилась и перестраивалась с конца XVIII-го по начало XX века, поэтому возможно проследить эволюцию усадебного образа жизни. Наконец, близость к Домодедову, в котором много транзитных пассажиров, ожидающих своих рейсов иногда до половины суток, сделает востребованными обзорные экскурсии. Не исключаю, что, когда мы восстановим исторический интерьер усадьбы и наполним его шедеврами мебельного искусства на базе коллекций Большого собрания изящных искусств ASG, это снова привлечет кинематографистов для съемок «костюмных» фильмов в подлинных интерьерах. Вариантов множество.

- Во время визита в усадьбу Талицы депутаты Мособлдумы обещали помогать ASG – основному участнику губернаторской программы «Усадьбы Подмосковья». Какую помощь вы ждете в Ляхово?

- В Ляхово очень старинный парк, он явно старше времени постройки дома, его необходимо восстановить во всей полноте, но сегодня часть парковой территории находится во владении Лесного фонда. Будем вместе с депутатами добиваться восстановления парка в прежних границах, что благотворно скажется на привлекательности и самой усадьбы, и всей прилегающей территории.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции