Науруз в Казани, 22 марта 2014 года, фото автора Науруз в Казани, 22 марта 2014 года, фото автора

НОВОГОДНИЙ ПЕРВОМАЙ

Первомай — первый общезначимый праздник нового года, наступившего на рубеже весеннего равноденствия. Этот рубеж — Науруз для тюрков и персов, у других же народов есть свои имена для обозначения начала годового цикла.

Пришли волны перемен, они смывают временное, случайное, наносное и готовят нас к исправлению имен, восстановлению изначальных смыслов и базовых ценностей.

РАЗВЕДКА ГОДА — JЫЛГАЙАК

Науруз — астрономический новый год. Он для всех землян, не имеет национальной или религиозной привязки, хотя окрашен в тюрко-исламские оттенки. К этой исходной точке годового цикла во все времена привязывались народы, кто как может (см. календари разных религий). Просто у тюрков и персов летоисчисление было верно настроено на солнечный природный цикл еще в добиблейские времена («У вас — часы, у нас — время»).
Нынешний Науруз (смотрим не праздник, а планетарно-астрономическую ситуацию) наступил между двумя затмениями — солнечным и лунным. Поэтому активный Jылгайак (разведка и прогноз года по-алтайски) пришелся на период между 9 и 23 марта. Вторая же пара затмений произойдет в этом году 1 и 16 сентября, т. е. до наступления осеннего равноденствия — точки стареющего года, т. е. нисходящей волны годового цикла. Это как новолуние и старолуние, но только применительно к солнечному году (на Алтае хорошо понимают разницу). В прошлом году эта солнечно-лунная пара затмений также окаймляла Науруз, причем солнечное затмение едва не пришлось на точку весеннего равноденствия.

А до этого, в течение 7 лет (2008 - 2014), новый год начинался без затмений, они сдвигались на другие месяцы. Пока можно только догадываться, не пришли ли «7 тощих лет» на смену «7 тучным годам», как в известной по Писаниям притче о Юсуфе. Ведь тогда первая волна кризиса покажется временем благоденствия, как сейчас вспоминают брежневский застой.
В 2007 году затмения пришлись на март (накануне равноденствия) и конец августа- начало сентября. Это вольно-невольно синхронизируется с началом ипотечного кризиса в США и крахом LemоnBrothers, что стало детонатором для остальных.
Парное затмение 2008 года (1 и 17 августа) синхронизируется с «грузинской войной» (08.08.08) и приходом волны кризиса в российскую тихую гавань.

Науруз в Казани, 20 марта 2016 года, фото Ш. Абдюшева из архива  автора Науруз в Казани, 20 марта 2016 года, фото Ш. Абдюшева из архива автора

ВЕСЕННЯЯ НАСТРОЙКА НА ВОЛНУ ПЕРЕМЕН


Это не астрология и не шаманизм. Jылгайак основан на сонастройке внутренних и внешних циклов перемен. Это просто настройка своего организма (психосоматики), души и духа на циклы перемен в природе и обществе. В результате есть шанс получить адресное знание, актуальное здесь и сейчас, обходясь без лукавых посредников (политологов, астрологов, шаманов, гуру, платных экспертов-аналитиков, психотерапевтов и т. п.). Настройка — на злобу дня, нерв времени и волну перемен.

Намеренное восприятие, называемое творческими людьми интуицией, вдохновением, видением и т. п., выхватывает из потока событий и информации самое нужное и рисует узоры синхронизации, которые разумеющий человек увидит правым полушарием и прочтет левым.
Системное рациональное мышление современного человека дополняется при этом органическим, образным видением... По мере погружения в поток информации (ленту новостей, кардиограмму событий и знаки информационных поводов) легко рисуются узоры синхронизации больших внешних событий, отсекается информационный шум и муть. К примеру, Россия вошла в Сирию после сентябрьского Старогодия (нисходящий, иньский годовой цикл, лежащий в основе еврейского календаря), а вышла накануне солнечного восходящего нового года, рождая тем самым надежду на мирные для страны перемены в начавшемся новом году...

Но это только внешний фон. Главное же — результаты внутренней сонастройки и те знаки и образы, которые вы получаете персонально. Так, 7 апреля один из моих друзей отметил совпадение в этом году православного праздника Благовещения (этот день знаменуется великой благой вестью о скором появлении на свет Иисуса Христа, которую принес Марии/Марьям архангел Гавриил/Джебриил) и памятной, благой для мусульман Ночи Рагаиб (Ночь Даров, Ночь светлой надежды) — праздник, посвященный дню сочетания родителей Пророка Мухаммада. Это и есть искомый в наше смутное время спасительный Свет на Свет (см суру «ан Нур», аят 35: «Бог есть свет небес и земли...», что одинаково значимо и близко православному и правоверному сердцу), несмотря на различия солнечного и лунного календарей и способов летоисчисления.

А мой земляк (Хабаровский край, Амур — тонкая мембрана между Россией и Китаем) — известный китаевед, переводчик и толкователь китайского пятикнижия Бронислав Виногродский 12 апреля прошлого года разместил в сети памятный узелок на память (своего рода «узел восприятия для эпохи перемен»):

«Когда разложение и застой в сознании сообщества доходит до своего предела, мудрый хранит покой и чистоту духа, не вступая в обычные грязные игры, присущие людям в это время. Высокое искусство и жизнь на природе — таков путь в эти времена. Вэй Дэ-Хань».

Кстати, уже лет 12 тому назад, как раз накануне острой фазы нынешнего цивилизационного кризиса, вышла книга Виногродского и Кузык «Путь правителя — История будущего» (для тех, кто хочет научиться мылить и действовать стратегически). Это адаптированное для нашего начальства и менеджеров толкование известного трактата «Дао Дэ Цзин» (ДаоДаЖизнь). Не просто узелок, а полноценная сеть восприятия, позволяющая вылавливать рыбу смыслов в ускоряющемся потоке перемен...

Если же ее укрепить прочными узлами «Русской модели управления» (см. бестселлер по версии «Эксперта» примерно 12-летней давности, автор Прохоров, но не тот плейбой, про которого вы подумали) и придать этой сети невыразимую гибкость, лежащую в основе «татарского стиля управления». Как говорится, имеющий уши услышит...

О ПРИРОДНЫХ КОРНЯХ БОЛЬШЕВИСТСКИХ МАЕВОК

В сознании многих из тех, кто социально озабочен и политически ангажирован, особенно среди старших поколений (кому сейчас за 40) — тех, кто еще помнит советскую доперестроечную атмосферу, Первомай остается праздником коммунистическим. Кумачовые флаги и лозунги, коммунистические субботники (уборка перед праздником), оптимизм песен и маршей, бодрящая, свежая энергия демонстраций и парадов, конкретные серп и молот (вместо чаромутия нынешней двуглавой птицы, а вернее — ее чучела, т. к. окормляющий имперский дух исчез или спрятался, осталась бессильная пиар-символика).

Но на самом деле большевики, пока они еще сохраняли кровную связь с народной массой и имели полное право петь хором «Вышли мы все из народа — дети семьи трудовой», пока они не превратились в совчиновников и партаппарат, они просто бессознательно использовали во имя революции ту мощную природную энергию восходящего годового цикла, которая неизмеримо мощнее любых социальных энергий, в том числе революционных. Энергия первых пролетарских маевок затем оформилась в советский Первомай.

Из истории известно, что первые маевки были связаны со встречей весны, пикниками на природе, семейными и дружескими встречами в первые майские дни. А корни традиции можно найти еще в Древнем Риме, где поклонялись богине Майе — покровительнице земли и плодородия. В СССР маевками иногда называли весенние выезды на природу с шашлыками.

Большевизм — это тоже разновидность религии, которая действует в качестве живой силы-веры, пока не превратится в окостеневший социальный институт. Религия бессознательная, замаскированная под атеизм и потому недолговечная в силу внутреннего противоречия... Этот момент истины ясно виден сегодня после того, как пережиты ветры перемен, и теперь накатывают волны перемен. И недаром Александр Лисафьин (сетевое литературное сообщество) в день рождения Ленина, 22 апреля, посвятил ему следующие строки:

«Попытка. Подвиг. Новая дорога.
Ошибка: править божий мир без Бога...»

Спираль весенней восходящей энергии хорошо известна старым религиям, она помечена яркими точками, которые до сих пор служат путеводными знаками для многих, кто не разуверился или ищет путь: Науруз, Песах, Пасха, Троица и многие другие — разные по форме, но единые по сути. Как выразился один казанский бизнесмен-благотворитель: «Бог один — пророки разные».

По опыту последних трех лет особенно важна сонастройка организма в период между православной Пасхой и Троицей. Она целительна и творчески плодотворна, независимо от вероисповедания.

Эти календарные отметины восходящей энергии Весны и обновления даже трудно назвать праздниками в привычном поверхностном смысле — настолько они драматичны в истории народов и в истории восприятия Откровения. В этом смысле более строг и аскетичен мусульманский календарь: список памятных дней короче, а праздник воспринимается в изначальном смысле праздности, т. е. освобождения от обыденной суеты и сосредоточения личной силы, внимания и намерения на главном — управлении своей жизнью, следуя прямым путем...

ЯЗЫЧЕСТВО — ИСКУССТВО ВОСПРИЯТИЯ ПРИРОДНЫХ ЭНЕРГИЙ

В свете сказанного яснее становится и место язычества в истории народов и религий. По сути, это первая ступень познания окружающего мира и Творца — познания через Природу. Язычество — это «детский сад», «дошкольное образование» для народов, когда интуитивное единобожие проявляется в неясной, еще не осмысленной рациональным умом форме, проникает в «детское» восприятие первобытных народов в виде ярких явлений Природы и т. п. Ценность такого восприятия в том, что оно пока еще свободно от социальной обусловленности, непосредственно и искренне, как восприятие неизбалованного ребенка, рожденного и растущего в любви.

Более поздние религии Откровения (иудаизм, христианство, ислам) зарождались и возникали вместе с развитием основ современной цивилизации — семьи, частной собственности и государства. Они объединены единой линией пророков — каждый раз это новая ступень Откровения, которая завершается Кораном (Пророк Мухаммад — «печать пророков»). Эти религии, когда они разделяют Откровение и Книгу на части, неизбежно несут на себе печать социальной обусловленности, как и ребенок, попадая в школу и во взрослую жизнь, теряет непосредственность и чистоту мировосприятия, в большей или меньшей степени попадает в социальное рабство.

Это проявляется в том, что живая и животворящая вера постепенно превращается в религию, выступающую уже в виде социальной организации со своими правилами, догмами и профессиональными служителями с функционалом посредника между человеком и Всевышним... Поэтому мы видим явное противоречие, когда живая вера на основе единой линии пророчеств и единого Откровения (именно это единство многократно подчеркивает Коран, что, к сожалению, забывают многие мусульмане) представлена отдельными, а зачастую и воюющими между собой религиями...

Разделенность мировых религий проявляется и в их высокомерном, догматичном, а иногда и враждебном отношении к язычеству. Между тем следует различать историческое язычество как необходимую ступень на пути к единобожию, как корень последующих религий и современное лицемерное язычество как уклонение от веры и знания.

Язычество в современном понимании и в современных условиях — это бездуховность, приверженность мирским, материальным благам, культ денег, безудержное потребительство и т. п. Это отказ от веры, от суда совести, от своей человеческой ответственности перед Богом и людьми... Это похоже на то, когда взрослый человек ведет себя безответственно, как капризный, избалованный ребенок. Это один из главных пороков и болезнь нашего времени. Надо лечиться, пока еще жизнь дает шанс.

Но не стоит отказываться от тех дорелигиозных, добиблейских верований, мифов и легенд, которые сохранились в нашей исторической памяти, как не стоит отказываться от своих детских впечатлений и полученных в детстве уроков. Из них складывается мир нашего подсознания, мир архетипов и базовых ценностей человека и народа. Это «фамильное серебро» и народное достояние поможет нам в смутное время перемен различить подлинное и мнимое, друзей и врагов, сохранить непреходящие ценности.

К чему это отступление?

Первомайские энергии весны и обновления даны небом и землей, они не зависят от нас. От нас зависит только то, как разумно и гармонично мы с ними управимся и какие получим результаты. В ладу с собой, своей совестью, Природой и другими людьми. Как видно, управлять и управляться получится только со знанием дела.

В этом смысле у татарстанцев, независимо от формы их личной социальной обусловленности, счастливая судьба: имена Тангре — Ходай — Алла образуют кольцо тысячелетий, соединяющее алтайское язычество с православием и исламом, а немногословные молитвы звучат по сути на одном языке (Ата, чын аш ижасы... — Отче наш, иже еси...)

Удачи вам на светлых волнах Первомая!

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции