КОНЦЕПЦИЯ «НОЛЬ ОТХОДОВ» В РОССИИ НЕ СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ БЕЗОПАСНОСТИ

В последнее время в Татарстане активно обсуждается тема внедрения в нашу жизнь раздельного сбора мусора. Этот вопрос действительно назрел и даже перезрел. С каждым годом в республике, как и в России в целом, возрастает количество образуемых отходов, прежде всего бытовых, которые законодательство определяет как твердые коммунальные отходы (ТКО). Хотим мы того или нет, но в России уже четверть века действует модель потребительской экономики, хотя и с огромными социальными изъянами. А вот действующая система обращения с отходами у нас архаичная. Даже в советское время отрасль переработки отходов была более развитой, чем в настоящее время, да и отходов она производила намного меньше.

Пришло время кардинально менять стандарты. И это тот случай, когда не стоит изобретать велосипед. Достаточно обратить свое внимание на опыт стран-лидеров в сфере экономики и экологического развития. Это наиболее развитые страны Европы, Япония, а также ряд других. Во всех этих государствах активно используется рациональное обращение с отходами. Это предполагает поступательное снижение доли отходов, направляемых на уничтожение (захоронение), в пользу увеличения доли отходов, направляемых на переработку (рециклинг) для последующего вторичного использования.

В Швейцарии, например, пытаются реализовать концепцию «ноль отходов», которая в идеале предполагает отсутствие вредного воздействия на окружающую среду. Что касается нашей страны, то, на мой взгляд, пока что обсуждаемые варианты концепции не соответствуют указанным требованиям, прежде всего в контексте безопасности.

Хочу сказать, что принятые в последние годы законодательные изменения и нормативные акты в сфере обращения с отходами вызвали неоднозначную реакцию профессионального сообщества. С одной стороны, в них немало позитивных моментов. С 1 января 2017 года в России планировалось ввести запрет на захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие переработке. Негативный момент в том, что многие положения, внесенные поправками в ФЗ «Об отходах производства и потребления», оказались не до конца проработанными (в части условий работы так называемых региональных операторов). В результате приняли решение отложить вступление этих поправок в силу на два года. Подобная ситуация свидетельствует о том, что законодательное обеспечение реформы стало жертвой поспешности и не полной продуманности: большинство регионов оказалось к реформе не готово.

НЕКОТОРЫМ ГРАЖДАНАМ ПРОСТО ЛЕНЬ ВНЕДРЯТЬ ПОЛЕЗНЫЕ НОВШЕСТВА

Каким бы сырым ни было законодательное обеспечение «мусорной» реформы, курс на модернизацию отрасли остается неизменным. И в основе его лежит главная идея — отказ от бездумного уничтожения отходов, грозящего экологическими и иными негативными последствиями, и переход к поступательному увеличению доли перерабатываемых отходов для вторичной переработки.

В связи с этим возникает вопрос: как увеличить долю переработки ТКО? Прописанные в законе нормы предполагают, что региональный оператор должен ввести в строй станции сортировки отходов. Это правильный путь, но следует признать, что только таким путем кардинально увеличить долю переработки не удастся. Реальным способом решения проблемы может стать лишь обязательное внедрение раздельного сбора мусора, позволяющего отделять полезные фракции еще до того, как они попадут в мусоровоз. Ведь та же бумага, смешавшись с органикой, маслами и жидкостью, уже не пригодна к переработке.

Технология раздельного сбора отработана на практике, она доказала свою состоятельность и эффективность. Все заявления о том, что раздельный сбор мусора якобы экономически нерентабелен, что это слишком сложно и народ у нас «не тот», якобы ментальность иная — все это от лукавого. Если бы люди все время следовали подобной логике, человек остался бы обезьяной.

Есть и еще один аспект, которым любят оперировать противники раздельного сбора мусора. Очень часто кивают на маленькие кухни, где якобы невозможно установить три-четыре емкости для сортировки отходов. Но это на самом деле не является серьезной проблемой. В той же Германии далеко не все жители живут в домах с большими кухнями. И это не является основанием для отказа от раздельного сбора мусора. Здесь мы имеем в виду скорее проблему психологического свойства, когда некоторым гражданам лень внедрять полезные новшества. Впрочем, при грамотно поставленной информационно-просветительской работе, а также внедрении стимулирующих факторов, проблема маленьких кухонь вполне решается.

Фото: metshin.ru

ПЕРЕРАБОТКА ОТХОДОВ — ЭТО ЕСТЕСТВЕННАЯ СРЕДА ДЛЯ МСБ

Каковы плюсы от внедрения раздельного сбора мусора?

Экономический аспект.  Внедрение раздельного сбора мусора с утвержденными показателями ежегодного увеличения доли отходов, направленных на вторичную переработку, даст стимул росту перерабатывающих мощностей. А это, в свою очередь, будет способствовать созданию дополнительной прибавочной стоимости, а также расширению числа рабочих мест и увеличению налогооблагаемой базы. Это особенно важно в контексте развития МСБ. Реальная экономическая политика государства ориентирована на крупный бизнес. Мегапроекты — это, конечно, хорошо. Но в условиях кризиса и санкций именно мегапроекты и реализующие их крупные компании становятся главной проблемой государства. МСБ же более адаптивен. Так давайте его развивать там, где для него есть естественная среда. Отрасль переработки отходов и есть та самая естественная среда, которая может стать и источником инноваций.

Экологический аспект. Здесь и так все очевидно. Раздельный сбор с последующим рециклингом отходов будет способствовать снижению негативной нагрузки на окружающую среду, так как постепенно сократится потребность в полигонах. Есть и еще один момент. Внедрение раздельного сбора мусора необходимо для безопасной утилизации ртутьсодержащих приборов, люминесцентных ламп, батареек и прочего. Попадание их на свалку или в печь грозит тяжелыми экологическими последствиями.   

Общая культура. Раздельный сбор мусора также станет стимулом повышения культуры населения, основанной на необходимости сохранения окружающей среды и укреплении ценностей патриотизма. У нас нередко патриотизм понимается упрощенно и даже вульгарно, ограничивается громкой риторикой на митингах и в СМИ. Хотя в основе своей настоящий патриотизм есть идея, ориентированная на сохранение привычного уклада и культуры своего народа, а также чистоту своей земли.

Есть и еще один позитивный момент — это вовлечение населения в реализацию положительных социальных практик. Одно дело, когда люди выбрасывают отходы в урну, не интересуясь их дальнейшей судьбой, другое дело  когда они сознательно сортируют их, понимая, что эти отходы получат вторую жизнь, а окружающее пространство станет чище.

Фото: eco.tatarstan.ru

ОРГАНЫ ВЛАСТИ ПРОИЗВОДЯТ ОГРОМНОЕ КОЛИЧЕСТВО ЦЕННЫХ  БУМАЖНЫХ ОТХОДОВ. ОНИ ДОЛЖНЫ ПЕРВЫМИ ПОКАЗАТЬ ПРИМЕР

В нашей республике предпринимаются локальные попытки внедрения раздельного сбора мусора. Например, в Набережных Челнах с ноября 2015 года нашей компанией ООО «ПромИндустрия», специализирующейся на переработке различных фракций отходов, проводится экологическая акция «Зеленая улица». В рамках ее удалось разместить в городе 42 модульных контейнера для раздельного сбора мусора, а также распространить по бюджетным учреждениям контейнеры для бумаги (более 5000 штук).

Следует признать, что эта практика пока реализуется на энтузиазме и не носит системного характера, так как не имеет необходимого нормативного подкрепления. В федеральном законодательстве раздельный сбор мусора прописан как рекомендательная мера. Это серьезный изъян, так как большинство рекомендаций чаще всего игнорируются. Месяц назад кабмин РТ принял постановление «Об утверждении Порядка сбора ТКО на территории РТ». В нем раздельный сбор мусора также прописан на рекомендательной основе. Поэтому есть серьезные сомнения, что документ окажет стимулирующее воздействие на реализацию самой идеи и развитие перерабатывающей отрасли. Пока в указанном постановлении не пропишут этот пункт как обязательную норму. Такое же положение должно быть и в территориальной схеме обращения с отходами. Еще лучше, если данная норма приобретет законодательный статус через поправки в соответствующий профильный республиканский закон.

Понятно, что данную идею в масштабах всей республики не удастся реализовать быстро. Во всех передовых странах раздельный сбор мусора вводился постепенно. Где-то на это потребовался десяток лет или даже больше. Внедрять новшество лучше поэтапно, сначала вводя его в бюджетных учреждениях, особенно в органах власти, которые производят огромное количество ценных бумажных отходов. Один из моих знакомых чиновников рассказывал, что, по его мнению, введение электронного оборота не сильно повлияло на количество используемой в работе бумаги. Сократилось лишь использование газет, так как они де-факто перестали быть значимым источником информации. Их если и выписывают, то больше по разнарядке. Так что бюрократические структуры должны первыми показать людям достойный пример.

Что касается жилых комплексов, то было бы целесообразно разместить в них контейнеры для раздельного сбора мусора наряду с традиционными. А по прошествии времени внедрить эту практику на обязательной основе. Кроме того, необходима системная просветительская работа среди населения – через СМИ, встречи с различными категориями граждан, через детсады, школы, вузы. Хорошим стимулом стало бы внедрение приема той же пластиковой и стеклотары в магазинах через автоматы с выдачей платы или талонов с соответствующим денежным эквивалентом для приобретения товаров.

Следует обратить внимание и на упрощение процедуры пользования земельными участками, предназначенными под контейнеры (если речь идет о муниципальной земле). Существующая процедура создает чрезмерное финансовое обременение для компаний, желающих внедрять раздельный сбор мусора.

Татарстан уже давно ввел в практику быть первым в реализации передовых проектов. Думаю, что внедрение на обязательной основе раздельного сбора мусора с развитием предприятий по рециклингу отходов могло бы стать еще одной «национальной идеей» в рамках республики. Мы опять можем стать новаторами в масштабах всей России. Надо только захотеть и начать делать!

Николай Атласов

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции