Исмагил Шангареев и Нурали Латыпов

Нурали Латыпов: Исмагил Калямович, в продолжение нашего диалога я предлагаю, насколько это возможно, избегать категоричных суждений, отдавая предпочтение теории вероятности. Особенно в вопросе, связанном с возможным выбором Владимиром Красное Солнышко ислама как объединяющей религии.

Исмагил Шангареев: Совершенно с вами согласен. Категоричность суждений – тупиковый путь. Говоря с позиций вероятности, мы с вами свободны делать самые смелые предположения, оценивать события так, словно перед нами несколько альтернативных реальностей. Это, безусловно, продуктивный и, главное, в своей основе системный подход. Кто-то очень верно заметил, что часто через ворота мечты мы легко попадаем в мир реальности. В нашем случае это возможная реальность, неизрасходованный ресурс самоорганизации в истории России.

Предлагаю начать с версии доктора философских наук Виталия Поликарпова, изложенной в его фундаментальном труде «Если бы... Исторические версии». Так, в частности, он пишет: «…русские X столетия были уже подготовлены к восприятию ислама, который мог предопределить пути развития русской цивилизации. Ислам имеет свои особенности, отличающие его от других мировых религий – христианства и буддизма: он не просто религия, а образ жизни. Уникальность ислама представляет собой целостную культуру – право и государство, философия. И искусство, религия и наука, обладающие своей неповторимостью, и, хотя ислам исторически близок многим европейским культурным традициям, сравнительный анализ показывает наибольшую удаленность ислама от европейского стандарта и его определенное сходство с китайскими религиозно-доктринальными нормами. И все эти черты и свойства ислама были восприняты Киевской Русью, придав своеобразие русской цивилизации и в значительной мере определив пути ее развития».

И как главное следствие: «Русская культура впитала все достижения арабо-мусульманской цивилизации в области науки, медицины, архитектуры, поэзии и пр., что сделало Россию лидером в мире науки и обеспечило ее экономический расцвет и неслыханный взлет культуры и авторитет в мире».

Все замечательно в этом отрывке  и то, с какой вдумчивой объективностью дана идея русского халифата, и то, как масштабно раскрыты вероятные геополитические процессы, и глубокое понимание того, что, получи русская культура научные достижения арабо-мусульманского мира, Россия стала бы бесспорным лидером в науке задолго до западноевропейского Ренессанса уже в X - XI веков.

Нурали Латыпов: Добавлю к этому, что сам ислам обогатился бы пассионарностью активного тюрко-славянского этногенеза, несущего в себе ритмы иного созидания, иного созидательного культурного наполнения. Исламская цивилизация могла получить расширение духовных границ, что, несомненно способствовало бы ее еще большей эллинизации и открытости, толерантности и синергичности (взаимообуславливаемость) в отношении других цивилизаций, культур и религий.   

Не стоит забывать, что Арабский халифат VII - XII веков во сто крат более сильный социальный механизм интеграции культур и народов нежели, к примеру, Римская империя в период ее расцвета и мирового господства. Это был мир, где от Кордовы до Самарканда все города-крепости были превращены в транзитные центры торговли с базаром, единый арабский язык стал основой общей науки, литературы, поэзии для многих народов, религиозная толерантность была столь высока, что при дворах халифов иудеи были врачами и советниками. Вспомним хотя бы Маймонида – врача и советника легендарного халифа Саладина. То же самое можно сказать и о христианах. Учитель Ибн Сины врач-энциклопедист Абу Сахл аль-Масихи был христианином, что не мешало ему быть ведущим ученым в Академии Мамуна в Хорезме.

Скажу только, что у князя Владимира выбор был, и, согласно многим фактам, он делал его не раз, сначала выбрав язычество, далее тесные связи с Византией продиктовали ему новый выбор – православие. Существовала вероятность и иного выбора. Россия могла стать католической или мусульманской, но я убежден, что это была бы та же великая страна, та же матушка-Россия, но, несомненно, с менее драматичной историей и более позитивной демографической ситуацией. 

Исмагил Шангареев: Наши диалоги не носят политический характер, но волей-неволей касаются тем, которые имеют политический контекст. Увы, когда речь заходит об историческом выборе князя Владимира Красное Солнышко, невозможно оставаться в рамках событий прошлого, все время тянет посмотреть в окно нынешнего дня. Мне как мусульманину горько видеть, что сегодня слово «халифат» стало символом устремлений экстремистов ДАИШ (арабское название запрещенной в РФ группировки «ИГИЛ» прим. ред.), что многие искренне полагают, будто исламский вариант развития это талибы в Афганистане или беженцы в странах Евросоюза.  

Так и хочется обратить внимание мировой общественности туда, где Ибн Сина пишет свой бессмертный «Канон врачебной науки», Аль-Хорезми создает свою аль-жабр (алгебру), Хайям сочиняет рубаи, записывая их на полях своих математических трактов.     

Хочу особо отметить, что мусульманский Ренессанс это не только эпоха, в которую жил Ибн Сина, но и время реформаций Владимира Красное Солнышко. Время их жизни приблизительно совпадает. Ибн Сина в начале XI века работает в Академии Мамуна в Хорезме, князь Владимир, отправляет примерно в то же время послов к Хорезмшаху в надежде найти ответы для будущего Киевской Руси в культуре мусульманского Ренессанса. Если все так и было, то надо с полной ответственностью признать, что князь Владимир был действительно творцом российской истории, что бы о нем ни писали, обвиняя в неоправданной жестокости и пьянстве. 

Нурали Латыпов: Вы затронули очень важную тему. Сегодня чуть ли каждый день происходят теракты по всему миру. США, Россия, Турция, Франция, Англия, Швеция…Нет страны, где бы не гибли невинные люди. Это не просто страшно, это чудовищно страшно. Но! Надо понимать, что все это результат политических игр на мировой шахматной доске. Один из ведущих физиков США Роальд Сагдеев в одном из своих интервью предупреждал: «Перед тем как ставить вопрос о том, что делать с экстремизмом, надо договориться, чтобы не охаивать ислам как таковой. Надо вспоминать век великого мусульманского Ренессанса. Если бы это не было возможно, у современного человека пропали бы плоды древнегреческой и римской культуры». Добавим к этому и научные плоды самой исламской цивилизации, которая, усвоив уроки античности, сказала свое весомое слово в истории науки  

Ренессанс мог охватить Россию еще в Х веке, Арабский халифат был на пике своего развития, когда научная мысль античности обретала новые смыслы. Понимал ли это князь Владимир Красное Солнышко? Возможно. Но выбор был сделан в пользу византийских системообразующих идей, которые увели Киевскую Русь с магистрального пути планетарного развития. Отсюда отчаянный бросок Петра Первого в сторону Европы (через столько веков), которая оказалась восприимчивой к идеям Ренессанса и приняла эстафету античности из книг исламских ученых, сохранивших и обогативших пассионарный посыл античного наследия. Можно сколько угодно говорить о проблемах с экстремизмом, противоречиях между суннитами и шиитами, культурной ограниченности тех, кто сегодня пытается строить псевдохалифат. Но при расширенном взгляде на проблему все эти явления проявятся как политические и социальные, но никак не религиозные. Причинно- следственная связь их возникновения уведет нас далеко от исламской религии, науки и культуры. 

Недалек тот день, когда наши внутренние потребности контакта с Богом, со Вселенной станут естественной потребностью для всего человечества и мы перестанем скрывать наши стремления шагнуть за грань дозволенного социальной клеткой. Роальда Сагдеева однажды спросили:

– Что вы, Роальд Зиннурович, татарин по национальности, испытали после взрывов в Нью-Йорке и Вашингтоне, совершенных мусульманами, представителями религии ваших предков?

– Это очень серьезный вопрос. Чтобы ответить на него, вернусь на много лет назад, когда умирала моя мама. Она, как и отец, была неверующей, во всяком случае, я и мои братья так считали до самой смерти родителей. Языком нашего семейного общения был русский, хотя иногда, между собой, родители говорили по-татарски, желая от нас, очевидно, что-то скрыть. Но никогда в доме разговоров о религии, об исламе не было. Мама пережила отца на несколько лет, она была учителем математики, довольно светским человеком. И вот когда я приехал в Казань на ее похороны, брат мне сказал: «Мама оставила завещание, в котором просит похоронить ее по мусульманскому обряду». Что-то, видимо, в этом есть. Когда люди думают о вечности, они задают себе вопрос: с кем быть? Мама не только просила похоронить ее на мусульманском кладбище, более того, она выбрала себе определенного муллу!» 

Это был честный ответ, в котором ислам и мама слились в одно духовное устремление, которое, пронизывая социальную среду, условности светской жизни, оказалась единственным для Сагдеева критерием истины, ибо вопрос не в исламе, а в политических играх тех, кто в своей жалкой самонадеянности хочет присвоить себе право Создателя решать судьбы мира. Это прямой ответ, хотя, на первый взгляд, кажется, что Сагдеев вообще ушел от ответа. 


Исмагил Шангареев: Духовный выбор человека всегда присутствует в нем как дар Аллаха. Сразу вспоминаются строки из бунинского «Зеленого стяга»:

Ангел смерти сквозь тьму

Вопрошает у мертвых их символы веры:

Что мы скажем ему?

Роальд Зиннурович в своем выступлении о событиях 11 сентября нашел единственно верный ответ, отделив ислам духовный от терроризма, который маскируют под некую идейную борьбу мусульман против всего мира. Война цивилизаций – полная чушь. Цивилизации возрождаются в друг друге. Это показывает вся мировая история. Князь Владимир Красное Солнышко мог выбрать ислам для объединения Киевской Руси, и цивилизация античного мира проявилась бы мусульманским Ренессансом на русских просторах. Ибн Сина со своим бессмертным «Каноном» отправился бы из Хорезма не в персидский Исфаган, а в Киев, аль-Бируни мог создать Академию Владимира Красное Солнышко в Великом Новгороде, Омар Хайям мог заглянуть к друзьям в Чернигов…  

Демонизируя ислам, далекие от какой-либо веры люди создают сегодня локомотивы хаоса вроде псевдохалифата, не понимая, что раскачивают лодку прогресса, устойчивого развития и формирования мира, где для всех истинных мусульман пути к Аллаху пролягут через мусульманский Ренессанс XXI века. Он уже начался, и люди всех наций и религий могут посетить Белую мечеть Шейха Зайда в Абу-Даби или заглянуть в филиалы Лувра и Сорбонны, послушать Бочелли и Сару Брайтман в уникальном оперном театре Дубая.

Он уже начался и в России. Третья столица России, Казань, на сегодняшний день – главная площадка экономического взаимодействия Российской Федерации и стран исламского мира. Республика Татарстан в составе РФ по-новому раскрывает потенциал взаимодействия с государствами исламского мира. В настоящее время в Татарстане действуют: крупнейшая в России особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Алабуга», четыре индустриальных парка, технополис «Химград», 14 целевых технопарков.

Процесс созидания в современном исламском мире углубляется и расширяется, и никакие проекты экстремистского характера его не остановят. Ислам открыт для Мира, и недалек тот день, когда все религии сбросят с себя путы политических интересов во имя общего прогресса и устойчивого развития на земле.

Блог Исмагила Шангареева

Размещается на платной основе
Фото и видео: из личного архива Исмагила Шангареева

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции