Мел и Нина Чудновы познакомились еще в 15 лет. Поженились – в 21. Год назад они отпраздновали золотую свадьбу Мел и Нина Чудновы познакомились еще в 15 лет, поженились — в 21. Год назад они отпраздновали золотую свадьбу

ТИПИЧНЫЕ АМЕРИКАНЦЫ

Мел и Нина Чудновы познакомились еще в 15 лет, поженились — в 21. Год назад они отпраздновали золотую свадьбу. По логике вещей мы должны их называть стариками. Но, честно говоря, это слово никак не вяжется с жизнерадостной парой. Даже более корректное словосочетание «пожилые люди» им тоже вряд ли подходит. Нина плавает в бассейне, Мел обожает пробежки, велосипед и катание на каноэ. Не забывая про своих детей и внуков, они находят время для старых друзей и различных тематических мероприятий. Плюс обычные домашние заботы. Вообще, у них каждый день расписан по минутам. Видели бы вы их ежедневник, исчерканный в каждой строчке. При этом семейная пара исколесила и продолжает путешествовать по всему миру, побывав во многих, в том числе очень экзотических, местах планеты. Вы думаете, что речь идет о каких-то необычных людях? Безусловно, Мел и Нина — неординарные личности. Но их неординарность весьма типична для США. «Я равняюсь на моего соседа, — говорит об этом сам Мел. — В плане здорового и активного образа жизни хочу брать пример с него. Ему недавно стукнуло 103 года».

Еще больше в чете Чудновых поражает другое: они постоянные участники различных волонтерских программ и благотворительных проектов. Например, Мел и Нина периодически размещают у себя участников программы Open World (собственно, так мы с ними и познакомились). Это значит не просто предоставляют им жилплощадь в своем прекрасном уютном доме (за который, к слову, супружеская пара 30 лет выплачивала ипотеку) на берегу озера, но и готовят им еду, ездят с ними на различные встречи, занимаются организацией их досуга и помогают в решении элементарных бытовых вопросов. И это все на бесплатной основе. Чистое волонтерство. 

Время от времени они ездят в Мексику, где помогают голодным и просто бедным людям. В те дни, когда мы гостили у четы Чудновых, в их местном приходе проходила акция по сбору донорской крови. Ее организатором был Мел, а его главной помощницей — Нина. «А в политике вы занимаетесь волонтерством?» — спрашиваю я. «Да, — отвечает Мел, — сейчас, например, мы собираем подписи для референдума по изменению границ избирательных округов». «Зачем?» — интересуюсь я. «Наши округа нарезаны с учетом электоральных предпочтений населения. Мы хотим, чтобы не было такой привязки, тогда голосование будет более справедливым», — рассказывает Мел. «И сложно инициировать референдум?» — снова уточняю я. «Нужно собрать 400 тысяч подписей», — отвечает 72-летний волонтер, показывая кипу бланков с уже собранными подписями. Глядя на его горящие глаза, понимаешь, что у этого парня (вот, пожалуй, самое подходящее слово) все получится.

Акция по сбору донорской крови, организованная семьей Чудновых Акция по сбору донорской крови, организованная семьей Чудновых

Мел и Нина в плане участия в общественной жизни — типичные американцы. Мел отвозит нас к Джуди, у которой разместилась еще одна участница программы из Казани. Затем Джуди также за рулем своего авто везет нас к Джиму и Пай, где живут еще двое наших коллег из России. И везде одна и та же история с волонтерской гиперактивностью, разве что с небольшими вариациями и своей конфессиональной спецификой. И, что удивительно, эта активность не знает возрастных границ. В информационных материалах возраст Джуди, Джима и Пай помечен как 65+. Сколько точно им лет, мы уточнять не стали, но по целому ряду косвенной информации полагаем, что далеко за 65. У нас в России жизни стариков пахнут нафталином, апатией и безволием, в США — жаждой действия, бодростью и радостью.

SELF-RELIANCE — НАДЕЯТЬСЯ И ПОЛАГАТЬСЯ ТОЛЬКО НА СЕБЯ

Наши герои — вершина социального айсберга, в толще которого сокрыты совершенно иное отношение к жизни и, как следствие, совершенно другая организация гражданского общества. В США никто никому ничего не должен. Что-то не устраивает в жизни? Хочешь ее изменить к лучшему? Действуй! Все в твоих руках. У американцев не принято ждать подачек от государства. Слово «патернализм» не из их лексикона. Они предпочитают решать существующие проблемы сами.

Подобное мировосприятие является не только драйвером философии успеха и — по инерции — экономики, но и основанием для развертывания колоссальной гражданской активности. Быть волонтером, заниматься благотворительностью, принимать участие в различных общественных акциях — норма для многих американцев. Америка строится снизу, «от корней травы», как говорят сами американцы. Об этом писал еще Марк Твен, говоривший, что, как только три американца собираются вместе, они тут же создают комитет для решения своих насущных задач. Иначе говоря, американцы не ждут у моря погоды, а действуют, меняя этот мир.

Несколько лет назад Чудновы организовали систему общественного бесплатного питания в Мексике для детей из голодающих семей Чудновы организовали систему общественного бесплатного питания в Мексике для детей из голодающих семей

Мел начал заниматься волонтерством в ранней юности. Еще учась в старших классах школы, он проводил бесплатные уроки для детей из бедных районов. Начав трудовую деятельность, он и Нина также всегда находили время для добровольческого служения, хотя американцы работают радикально много. Выйдя же на пенсию, это стало чуть ли не основным их занятием. Причем они волонтерят не только в своем районе и общине, но и за рубежом. Так, несколько лет назад они организовали систему общественного бесплатного питания в Мексике для детей из голодающих семей. «Зачем вам это нужно?» — спрашиваю я у Мела. Он сначала теряется и, не зная, как ответить, пожимает плечами, а затем, немного подумав, замечает: «Наверное, это просто часть моей личности». «Может быть, вами движет религиозная мотивация?» — уточняю я. «Отчасти, да, — соглашается он. — В нашей вере есть заповедь оставить после себя мир более хорошим, чем тот, в который ты пришел».

Синагоги, церкви и мечети являются у них не просто местом для молитв. Это общественные центры, в которых ведется колоссальная благотворительная работа Синагоги, церкви и мечети являются у них не просто местом для молитв, это общественные центры, в которых ведется колоссальная благотворительная работа

Похоже, такую заповедь нашли в своих религиях многие американцы. Синагоги, церкви и мечети являются у них не просто местом для молитв, это общественные центры, в которых ведется колоссальная благотворительная работа. Храмы всех трех конфессий, которые нам удалось посетить, помимо молитвенного зала содержат большие помещения для проведения разного рода социальной работы. Здесь обучают детей, кормят голодных, дают ночлег бездомным, делают прививки против гриппа и т. д. В Казани нечто подобное мы видим на примере мечети «Ярдэм» на улице Серова, где активно помогают инвалидам и сиротам. Но если у нас это скорее исключение, то для религиозных храмов в США подобные практики скорее правило. «Как вы думаете, почему американцы так активны в сфере благотворительности и волонтерства?» — спрашиваю я у Чудновых. «Не все американцы, — уточняет Мел. — Это больше характерно для либеральной части общества, которую представляет Демократическая партия. Республиканцы же более консервативны и не очень активны в плане социального служения». К слову, все размещающие семьи, у которых гостила наша делегация, в период своей трудовой деятельности были связаны с образованием: кто-то из них работал в школе, кто-то — в университете. И да: все они демократы, которые не в восторге, мягко говоря, от Дональда Трампа.

Американцы на благотворительность тратят почти 400 млрд. долларов в год Американцы на благотворительность тратят почти $400 млрд в год

Многие считают систему частной благотворительности в США уникальной в мировой практике. Американцы на благотворительность тратят почти $400 млрд в год. И это только прямые пожертвования. Помимо этого, согласно статистике, более 60 млн человек в США являются волонтерами. Сколько стоит их работа в денежном выражении, сложно подсчитать. Но если бы это удалось, то также получилась бы астрономическая цифра. «Как вы думаете, в чем глобальная причина этого?» — спрашиваю я у Мела. «Наверное, в том, что у нас настоящий капитализм, — рассуждает он. — Другие страны в той или иной степени являются социалистическими: у них государство решает некоторые проблемы граждан. Мы же помогаем себе сами». Self-reliance — надеяться и полагаться только на себя: в этом, пожалуй, заключается американская национальная идея, геном их ментальности, как выразилась сопровождающий нас переводчик, проживающий в США уже более 20 лет.

«ЭТИ СЛОВА ПЕРЕВОРАЧИВАЮТ МОЙ ВЗГЛЯД НА МИР»

Данная идея пронизывает даже бытовой уровень жизни людей в США. Когда американцы встречают дорогих сердцу гостей, они говорят им: «Help yourself!», что буквально переводится как «Помоги себе сам!» или в адаптированном под нашу ментальность переложении как «Чувствуй себя как дома!». Организаторы нашей программы пояснили, что значит эта фраза: «Если вы захотите чая, то встаньте и поставьте чайник себе сами. Захотели поесть — залезайте в холодильник и берите все, что вам захочется. У американцев так принято». «Если вы будете чувствовать себя скованно, — добавляет наш переводчик, — то дискомфортно будут чувствовать себя и хозяева». Конечно же, не хочется доставлять дискомфорт людям, которые распахнули перед нами двери своего дома и проявили большую доброту. Но, признаться честно, очень сложно, выходя за рамки правил приличия своей культуры, начать хозяйничать в чужом доме. Мел и Нина, кажется, это поняли. Все-таки мы не первые гости, которых они принимают из бывшего СССР.  И с деликатностью, достойной питерского интеллигента, супружеская пара проявляет гостеприимство, как это принято в России: исходя из ментальной матрицы патернализма, а не из парадигмы «help yourself».

Другим следствием данной установки является отношение к собственной старости. У меня был стереотип относительно того, почему многие американцы на исходе жизни оказываются в домах престарелых. Это отнюдь не бесчувственность детей, жесткий прагматизм которых, как я полагал, заставляет их избавляться в своей жизни от всего лишнего, что тебе мешает, в том числе от родителей. Это желание самих пожилых людей быть «help yourself» в любой ситуации. Они просто не мыслят себя иначе. «Дети нам нужны для любви, — объясняет Нина, — а не для решения своих проблем». Честно говоря, эти слова переворачивают мой взгляд на мир. Я всегда считал, что мы в России более душевны и искренни, в то время как американцы более холодны и расчетливы. Мне казалось, что они относятся к людям всего лишь как ресурсу. Но получается все с точностью наоборот. Это мы воспринимаем собственных детей как ресурс для своей старости, как своего рода выгодное вложение в свое пенсионное будущее, а они продолжают их просто любить, ничего не ожидая взамен.

Любовь — вот, пожалуй, главный фундамент в жизни Мела и Нины. Эта любовь чувствуется в их чутком отношении друг к другу. Она смотрит на нас глазами детей и внуков, многочисленными фотографиями которых украшен каждый уголок в доме. И именно эта любовь питает их страсть к усердному волонтерскому служению людям, делающему наш мир немножечко лучше.

Рустам Батыр

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции