Появление ГОСТов в сфере халяль можно было бы считать прорывом, призванным существенно минимизировать злоупотребления, ведущие к обману рядовых потребителей. Однако здесь существует ряд проблем, констатирует известный мусульманский и общественный деятель Рустам Батыр. О странных учебниках по орфоэпии РИИ, пропагандирующих свинину в исламском вузе, сидении на многочисленных начальственных стульях и сомнительных предпринимателях, принимающих важное решение, — в материале автора «БИЗНЕС Online».
Камиль хазрат Самигуллин (в центре)
«РАСТОПИТЬ СВИНОЕ САЛО...»
На этой неделе в Российском исламском институте прошло первое заседание технического комитета в сфере производства продукции халяль. «На сегодняшний день, если спрашиваем: «Что такое халяль?» – говорят: «Это отсутствие свинины». Есть непонимание вопроса», – несколько туманно высказался во время мероприятия муфтий РТ Камиль хазрат Самигуллин. Возглавить вновь созданный технический комитет и, соответственно, развеять данное непонимание муфтий поручил своему заместителю Рафику Мухаметшину, больше известному широкой общественности в качестве ректора сразу трех исламских вузов республики.
Тема свинины в контексте проблемы халяль для Мухаметшина не нова, никакого «непонимания вопроса» тут быть не может. Еще в прошлом году возглавляемый им Российский исламский институт издал учебное пособие по орфоэпии под названием «Совершенствование голоса и культуры речи мугаллима (преподавателя)». Автор – Г.С. Нуриев. Учебник небольшой, всего 104 страницы, но очень занимательный. «При чем тут тема халяль и свинины?» – спросите вы. Сейчас все поймете.
Учебник дает будущим служителям ислама, чья профессиональная деятельность напрямую связана с речевым общением, практический материал по усовершенствованию фонационного выдоха, голоса, дикции. Есть там и рекомендации, как нужно бороться с болезнями, которые могут помешать религиозным деятелям нести их проповедческое и педагогическое служение исламу, в частности с бронхитом. И вот здесь начинается самое интересное. Однако прежде чем процитировать соответствующие рекомендации, особо впечатлительных своих единоверцев хочу попросить приготовить пузырек валерьянки и сесть на стул, ибо то, что вы прочтете, может оскорбить ваши религиозные чувства. Итак, цитируем учебник Российского исламского института на случай заболевания бронхитом: «Растопить свиное сало (кишечное), прокипятить, охладить. Столовую ложку сала принимать в стакане горячего молока или сливок» (стр.11). Второй рецепт учит будущих служителей ислама лечить бронхит, если не дай Аллах, он кого постигнет, при помощи свиного смальца, который, видимо, также помогает быстро вернуться в строй к религиозной проповеди и чтению Св. Корана нараспев.
Учебник успешно прошел все стадии внутреннего рецензирования и издан по решению (от 16 марта 2016 года) ученого совета РИИ, который возглавляет сам ректор ВУЗа – Мухаметшин Рафик Мухаметшович, а с недавнего времени и председатель технического комитета в сфере производства продукции халяль. Теперь вы понимаете, насколько символично было то, что первое заседание этого комитета прошло в стенах Российского исламского института, собственно, при нем и созданного. В самом деле, где его еще проводить, как не в ВУЗе, который не испытывает никакого «непонимания вопроса» касательно свинины и халяля?
«САМОКЛОНИРОВАНИЕ РУКОВОДСТВА НЕ МОЖЕТ СОЗДАТЬ ПРИНЦИПИАЛЬНО НИЧЕГО ИНОГО ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ»
Учебники Российского исламского института и прежде попадали в центр общественного внимания. Так, его учебное пособие «Классическое исламское семейное право», как оказалось, учит мусульманских студентов тому, что в брак и, соответственно, интимную связь можно вступать с детьми начиная с 9 лет и даже раньше.
Между педофилией, которую в РИИ втайне от морально адекватной общественности пытаются легализовать через исламскую традицию никаха, и лечением бронхита с помощью свиного сала, есть огромная разница. Первое – это атавизм исламского средневековья, которое наши религиозные деятели упорно пытаются реанимировать среди татар, несмотря на то, что они в большинстве своем уже давно освободились от этого.
«Мне приписывают, что я сторонник дремучего средневековья, – сказал в данной связи недавно Мухаметшин. – Вообще-то это так. Потому что ислам – это средневековье. А что еще? Чего вы от меня хотите как мусульманина, который должен придерживаться канонов ислама, формировавшихся в Средневековье?»
Второе – скорее недоразумение, однако имеющее под собой своего рода системное основание. Все дело в том, что, как уже было отмечено выше, помимо работы заместителем муфтия РТ, Мухаметшин возглавляет сразу три (читай: все) исламских вуза Татарстана: Российский исламский институт, Казанский исламский университет и Болгарскую исламскую академию. При этом он руководит работой совета по исламскому образованию и участвует в работе многих других организаций. Попытка усидеть на мягких сидушках одновременно целого множества должностных кресел – это отнюдь не тот случай, когда количество переходит в качество. Скорее наоборот. Свиной смалец в этом смысле лишь наиболее анекдотичное, но далеко не единственное проявление данной проблемы.
На юридическом языке она называется словом «халатность», в простонародье – «халтурное отношение к делу». Как известно, люди не меняются. Неслучайно к Пророку Мухаммаду возводят такие слова: «Если вы услышите, что гора сдвинулась со своего места, то поверьте. Но если вам скажут, что человек изменился, то не верьте». А это значит, что данная методология работы, к сожалению, будет неизбежно перенесена и в Болгарскую исламскую академию, призванную стать вершиной исламского образования России.
В исламских странах подобный конфуз даже сложно было бы себе представить. Там нередки случаи, когда деятели исламского образования демонстрируют свою приверженность ретроградному средневековью, но никто из них никогда не будет писать в учебниках как само собой разумеющееся, что мусульмане должны лечиться с помощью свиного сала. И если подобное произошло бы – хотя повторюсь: это невозможно в принципе, – то любой уважающий себя ректор, допустивший пропаганду свинины в исламском вузе, незамедлительно ушел бы в отставку. У нас же, напротив, он поощряется, получая в управление новую вотчину, а именно – и это воистину достойно журнала «Чаян» – сферу халяль. Потом мы удивляемся, почему мусульманская молодежь стремится получать исламское образование не здесь, а за рубежом.
К слову, проблему оттока российских мусульман на учебу за рубеж и была призвана решить Болгарская исламская академия. Но она сама оказалась в тех же самых цепких руках, что и Российский исламский институт. Получается, как говорится, тот же вид, только сбоку, ибо самоклонирование руководства не может создать принципиально ничего иного по определению.
Рустам хазрат Нургалеев (слева) и Марат Низамов
ПРОБЛЕМЫ ТЕХНИЧЕСКОГО КОМИТЕТА
Технический комитет по халялю создан при Росстандарте. В его задачи будет входить разработка соответствующих ГОСТов. Первый из них, регламентирующий общие понятия и терминологию в сфере халяль, появится уже в следующем году, полагает ответственный секретарь комитета Рустам хазрат Нургалеев.
Для появления технического комитета огромную и очень кропотливую работу на протяжении многих лет провел Марат Низамов, председатель комитета по стандарту халяль при ДУМ РТ. Однако его детище возглавил поистине вездесущий Мухаметшин. Ответственный секретарь объяснил данное решение существующими процедурными требованиями. Впрочем, Низамова не вычеркнули из процесса, а оставили в ранге заместителя, что позволит ему и дальше заниматься делом, которому он посвятил многие годы своей жизни. Сам Марат хазрат ни на кого в данной связи обиды не держит. «Считаю, что это результат труда многих мусульман, – скромно отметил он в разговоре с «БИЗНЕС Online», говоря о ТК – Альхамду Лильлях, и мне предоставили возможность в нем работать».
Бросается в глаза, что председатель технического комитета в состав его высшего руководства не включил никого из представителей мусульманских структур других регионов России, которым дали порулить только двумя подкомитетами на уровне среднего звена новой структуры. Стремление замыкать все высшие руководящие посты исключительно на себе уже давно стало визитной карточкой нынешнего исламского истеблишмента республики, что, конечно же, входит в противоречие с вектором, который дальновидно задается властями Татарстана в плане становления нашей республики в качестве площадки для консолидации российских мусульман, прежде всего из татарского мира. Технический комитет также вполне бы мог подойти для решения подобных задач, но, видимо, не в ближайшие годы.
При этом в работе комитета принимает участие небезызвестный в российском мире халяль Динар Садыков, руководитель коммерческой структуры ООО «Центр сертификации „Халяль“». Этот казанский бизнесмен широко прославился тем, что в буквальном смысле слова подложил свинью мусульманам нашей страны. Именно его организация выдала сертификат халяль на продукцию московского мясокомбината «Царицыно», в частности, на вареную колбасу «Докторская особая» и полукопченую колбасу «Дагестанская „Новинка“», которые, кстати, можно встретить и на прилавках магазинов Татарстана. Тест на наличие в них ДНК свинины, проведенный этим летом, показал положительный результат, о чем уже подробно писалось на страницах «БИЗНЕС Оnline». Как сообщают источники, московская делегация выразила руководителям технического комитета решительный протест за подобную непринципиальность и неразборчивость. Однако отдавать предпочтение прежде всего количеству, а не качеству привлекаемых по тому или иному поводу людей также уже давно стало визитной карточкой татарстанских лидеров ислама. Остается предположить, что предприимчивого горе-эксперта привлекли для разработки требований к халяльным лекарствам от воспаления легких.
«ГЛАВНОЕ, ЧТОБЫ ТЕПЕРЬ ЗДОРОВЬЕ НЕ ПОДВЕЛО»
Появление ГОСТов в сфере халяль можно было бы считать огромным прорывом, призванным существенно минимизировать злоупотребления, ведущие к обману рядовых потребителей, если бы не одно существенное но. К сожалению, согласно современному законодательству России, исполнение ГОСТов в целом ряде отраслей экономики не является общеобязательным для всех участников рынка, а значит, с прилавков не исчезнут товары, маркированные словом «халяль», без надлежащего контроля. Однако в отношении тех, кто выберет работать по ГОСТу, у потребителей появляется правовая база, которая сегодня отсутствует в принципе. В частности, можно будет привлекать контролирующие органы государства для обеспечения соответствия товаров и услуг ГОСТу. Правда, как отметил в разговоре с «БИЗНЕС Оnline» ответственный секретарь ТК, пока остается открытым вопрос о том, каким образом в документации будет регламентироваться и, соответственно, контролироваться духовная составляющая понятия «халяль», предполагающая, в частности, что забой животного должен осуществляться мусульманином и с чтением нужных молитв.
При этом, согласно уведомлению о создании технического комитета по стандартизации «Продукция и услуги халяль» (именно так официально называется обсуждаемый комитет), к области его деятельности относится не только мясная продукция. Сферы услуг от финансовых до транспортных также будут регламентироваться будущими ГОСТами. В планы ТК входит также желание «халялизировать» производство товаров и оказание услуг, которые, на первый взгляд, с понятием «халяль» никак не соотносятся, а именно: соль и хлорид натрия чистый, вода морская; целлюлоза, бумага и картон; изделия из бумаги и картона и услуги по розничной торговле компьютерами, периферийными устройствами к ним и программным обеспечением в специализированных магазинах и многое другое. Словом, запал на будущее создан большой: бизнесменам от ислама будет где развернуться, а потому работы предстоит много.
Главное, чтобы теперь здоровье не подвело. И потому мы молим Всевышнего Аллаха оградить руководство технического комитета, равно как и всех исламских вузов Татарстана, от напастей и болезней, прежде всего от бронхита, в этом, следующем и особенно в 2019 году.
Рустам Батыр
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 110
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.