Если пост в Рамадан снижает иммунитет, который является, по сути, единственной гарантией выживания в случае заражения COVID-19, то от первого во время пандемии лучше воздержаться, считает первый заместитель председателя ДУМ РФ Дамир хазрат Мухетдинов. И к этому мнению присоединяется постоянный автор «БИЗНЕС Online» Рустам Батыр. Рамадан — не оздоровительная диета, а духовная практика. Только вот коронавирусу все равно — он с удовольствием отправит на тот свет всякого, наплевавшего на свое здоровье.
COVID-19 внес коррективы в религиозную практику мусульман. Закрытые мечети делают невозможным проведение не только пятничных молитв, но и намазов таравих, исполняемых лишь в Рамадан
«НЕ БРОСАЙТЕСЬ СВОИМИ РУКАМИ К ПОГИБЕЛИ»
Исламский мир встретил самый долгожданный и любимый месяц года — священный Рамадан. Этот 30-дневный марафон добрых дел проходит на фоне строгого поста. Мусульманский пост, напомню, заключается в отказе от еды и питья, а также супружеской близости в светлое время суток: от рассвета до захода солнца. При этом от поста освобождаются те, кому он может нанести вред: больные и путники, а также лица, приравненные к ним, то бишь беременные, кормящие грудью, немощные старики и др. Возникает вопрос: а как соотносится угроза заражения смертельным вирусом с обязательностью постного предписания? Должны ли мы держать уразу на фоне всемирной пандемии? Вопрос этот не такой уж и очевидный, как может показаться на первый взгляд.
COVID-19 уже внес коррективы в религиозную практику мусульман. Закрытые мечети делают невозможным проведение не только пятничных молитв, но и намазов таравих, исполняемых лишь в Рамадан. На такие вынужденные ограничения исламская умма скрепя сердце согласилась. Однако никакая самоизоляция, считают подавляющее большинство мусульманских религиозных деятелей, не должна служить основанием для отказа от самой уразы. Подобную категоричность обозначили на прошедшей неделе целый ряд богословских инстанций как России, так и зарубежных стран.
И все же посреди темного леса ортодоксии начинают раздаваться и голоса благоразумия. В РФ один из таких принадлежит первому заместителю председателя ДУМ РФ Дамиру хазрату Мухетдинову. После того как президент РФ Владимир Путин объявил о продлении режима нерабочей недели до конца месяца и стало ясно, что мусульмане встретят Рамадан в самоизоляции, Мухетдинов обратился к единоверцам со специальный речью, в которой, помимо прочего, затронул и тему обязательности поста на фоне стремительно набирающего силу коронавируса.
Религиозный деятель отметил, что вопрос соблюдения поста в условиях пандемии сложный и не имеет однозначного решения, ведь в нем есть один важный нюанс, который многие из нас не учитывают. «Люди по-разному переносят постные воздержания, — отмечается в тексте обращения. — Чей-то организм в месяц Рамадан очищается и оздоравливается, а чей-то испытывает стресс и, как следствие, теряет часть иммунитета». На подобное положение вещей влияет много разных факторов: от изначального состояния организма до перечня продуктов, употребляемых во время поста. И подобное невозможно отрицать, из чего следует логичный вывод: «Если пост сопряжен со снижением иммунитета, то в условиях неблагоприятной эпидемиологической обстановки это означает, что человек подвергает свое здоровье и жизнь опасности, что в исламе категорически запрещено».
Однако дает ли сказанное мусульманину право на временный отказ от поста?
В Коране Аллах оговаривает два основания для законного с точки зрения шариата несоблюдения постных воздержаний: нахождение в пути и болезнь. Правила исламского фикха формализуют только критерии пути: он должен длиться не менее трех дней, что в пересчете на современную метрическую систему составляет более 80 километров. А вот что касается болезни, то в шариате не формализован (не оговорен) перечень болезней, служащих основанием для несоблюдения поста. Предполагается, что к таковому следует относить те заболевания, которые усугубятся и нанесут вред здоровью человека в случае соблюдения им поста. Отсутствие такой формализации Мухетдинов называет величайшей мудростью ислама, позволяющей людям самим определять перечень болезней, не совместимых с постом. «В свете этого мы можем утверждать, — резюмирует он, — что пост, сопряженный со снижением иммунитета, может быть отложен до спадения угроз коронавирусной пандемии, ибо неблагоразумное подвержение себя риску смертельно опасного заболевания подпадает под аят: „Не бросайтесь своими руками к погибели“».
Итак, если пост в Рамадан снижает иммунитет, который является, по сути, единственной гарантией выживания в случае заражения COVID-19, то от первого во время пандемии лучше воздержаться.
«ПОСТ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ — ПОНЯТИЯ ХОТЬ В ОТДЕЛЬНЫХ СЛУЧАЯХ И СОВМЕСТИМЫЕ, НО В ЦЕЛОМ ПРОТИВОПОСТАВЛЕННЫЕ ДРУГ ДРУГУ»
Для кого-то такие рассуждения могут показаться непривычными, ведь многие современные мусульмане слепо убеждены в том, что пост полезен для здоровья. Подобное апологетическое верование стало следствием зацикленности современных людей на идее здоровья, которая проникла в исламский мир вместе с западными либерально-антропоцентричными ценностями. В этой идее нет ничего плохого и предосудительного, но нужно понимать, что исламский пост возник не в обществе, помешанном на диетах, а среди людей, ориентированных на восприятие земной жизни как юдоли печали и испытания. Он задумывался исключительно ради довольства Всевышнего, а не для очищения кишечника. Поэтому пост и укрепление здоровья — понятия хоть в отдельных случаях и совместимые, но в целом противопоставленные друг другу.
Однако большинство мусульман считают иначе. На многих исламских сайтах вы легко найдете антинаучные пропагандистские статьи об оздоровительной пользе поста и вообще голодания. Отдельные «продвинутые» авторы вспоминают даже феномен аутофагии: дескать, клетки во время голодания начинают перерабатывать скопившийся «мусор», что приводит к очищению организма. За открытие данного феномена японский ученый Есинори Осуми, расскажут вам, был удостоен Нобелевской премии по физиологии и медицине. Есть и такие, кто утверждает, что периодическое голодание приводит даже к увеличению продолжительности жизни. Они тоже ссылаются при этом на научные исследования, о которых узнали из вторых и третьих рук.
Осуми действительно получил «нобелевку» за изучение процессов аутофагии у… пищевых дрожжей. А влияние голодания на увеличение продолжительности жизни изучали на примере… лабораторных крыс и иных млекопитающих. Но дело не только в этом.
Лабораторные крысы, которые голодают или ограничиваются в калорийности, действительно живут дольше... но не сородичей по популяции, а других лабораторных крыс, которые в том же эксперименте питались без каких бы то ни было ограничений — сколько влезет в брюшко. Это крайне важный момент, ибо последние жирели и начинали страдать всеми сопутствующими заболеваниями, от которых, собственно, и умирали раньше времени. Вот и получалось, что у голодавших крыс продолжительность жизни была выше, поэтому подобного рода эксперименты, на которые так любят ссылаться великопостники, показывали не столько пользу голодания или урезанного рациона, сколько вред ожирения.
Примерно та же картина и с аутофагией: к мусульманскому посту она не имеет никакого отношения. «Но как же? — возразит его апологет, — я сам голодал и на себе испытал чувство телесного перерождения». Все верно, только при чем здесь пост? Примерно на третий день у голодающего мозг переключается с питания глюкозой на питание кетоновыми телами (грубо говоря, жирами). К тому времени организм растрачивает все глюкозные запасы и начинает сжигать жир и вырабатывать кетоны. Само кетогенное питание намного полезнее углеводного, мозг на нем работает гораздо мощнее и ярче. Отсюда и то состояние эйфории, которые голодающий испытывает, когда переходит на сжигание внутреннего жира и выработку кетонов. Однако нескольких часов голодания, которое испытывает человек во время мусульманского поста, решительно недостаточно, чтобы получить все эти диетологические бонусы.
Да и потом не нужно забывать, во что на практике выливается окончание ежедневного постного воздержания. Хотя наши хазраты и напутствуют постящихся не обжираться, в реальности мало кто, включая самих хазратов, придерживается подобных наставлений. В том нет вины людей. Они здесь выступают невольными жертвами того углеводного питания, страсть к которому и стремятся преодолеть через пост. Все дело в том, что углеводы провоцируют большой выброс инсулина в кровь, а последний порождает чувство голода. Инсулин — грузчики для глюкозы, им постоянно нужно что то-таскать в клетки. Толпа этих грузчиков в крови и есть то, что мы переживаем как мучительное желание что-нибудь съесть. Когда с заходом солнца у нас открывается окно гастрономических возможностей, мусульмане не упускают свой шанс и снова набивают животы углеводной пищей. Получается замкнутый круг. Конечно, к середине Рамадана вырабатывается режим, эти эффекты несколько сглаживаются, однако обжорство никуда не уходит. В результате именно после Рамадана в мусульманских странах фиксируется всплеск заболеваний желудочно-кишечного тракта и сердечно-сосудистой системы.
Так что, если говорить в целом, Рамадан ухудшает здоровье и снижает иммунитет, хотя в отдельных случаях все может быть и наоборот. Еще раз повторим уже высказанную мысль: Рамадан — это не оздоровительная диета, а духовная (и в таком смысле крайне нужная) практика. Только вот коронавирусу, как говорится, барыбер — он с удовольствием отправит на тот свет всякого, у кого ослаблен иммунитет. Потому к предостережениям отдельных мусульманских богословов все же стоит прислушаться.
«ТЕ, КОМУ СЛОВО БОГА ДОРОЖЕ МНЕНИЙ ЕГО РЕДАКТОРОВ, ВСЕГДА МОГУТ ВЕРНУТЬСЯ К ПЕРВОИСТОЧНИКУ — ПЕРВОЗДАННОМУ ТЕКСТУ КОРАНА»
Есть и еще один выход из этой ситуации — условно реформаторский. В том смысле, что он противоречит многовековой традиции в интерпретации норм шариата, хотя и полностью соответствует как духу, так и букве Священного Корана.
Предписывая соблюдение поста, Всевышний оговаривает: «А те из вас, кто может осилить пост [но не делает этого], пусть во искупление кормят бедняка» (2:184). Слова «может осилить его (пост)» (йутыкуна-ху) в исламской экзегетике интерпретируют с точностью до наоборот. Наоборот в буквальном смысле: кто не может осилить пост. То есть смысл аята ставится с ног на голову. Такие ситуации, когда многоумные улемы корректируют волю Бога, в исламском богословии встречаются сплошь и рядом. В результате мы уже давно имеем традицию, во многом оторванную от своих корней. Правила поста не стали исключением.
Однако те, кому Слово Бога дороже мнений Его редакторов и корректоров, всегда могут вернуться к первоисточнику — первозданному тексту Корана. И тогда для них станет очевидно, что нынешняя ситуация с коронавирусом как никакая другая подпадает под процитированный выше аят: мы можем осилить пост, но из-за смертельной угрозы временно не делаем этого, заменяя постные воздержания пожертвованиями в пользу нуждающихся.
В этой связи уместно задаться вопросом: а кто будет более праведен — тот, кто, сидя дома, каждый день набивает по вечерам пузо, или тот, кто на фоне смертельной «чумы» действует ответственно и еще при этом жертвует кровными деньгами ради ближнего: одиноких стариков, инвалидов и сирот? Ответ представляется очевидным. Только вот кому нужно это самое Слово Бога, когда уже есть сложившиеся правила?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 46
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.