«Для нас погибли ангелы и их хранители. Никому и в голову в Татарстане не приходило задаваться вопросом, какой они были национальности и вероисповедания», — констатирует известный мусульманский и общественный деятель Рустам Батыр, рассматривающий, как медиа освещали кровавую драму в гимназии №175. Да, многие СМИ уже научились не приписывать тут же любое страшное преступление «мусульманам», но сегодня центр тяжести перетекает к свободным, и от норм морали, инфлюенсерам, которые ради хайпа не чураются любых подлых приемов. Автор «БИЗНЕС Online» уверен, что такие действия должны быть наказуемы во благо межнационального и поликонфессионального мира в России.
На заметку о боеприпасах и Коране, якобы найденном в квартире убийцы, был вынужден прореагировать муфтий Татарстана Камиль Самигуллин
На такие злодеяния толкает как раз таки отсутствие идеалов и ценностей Священного Писания в душе и жизни преступника
«В квартире казанского стрелка Галявиева нашли боеприпасы и Коран», — с таким бесстыдным заголовком отдельные СМИ освещали чудовищную трагедию в Казани. Совершенно очевидно, что монстр, расстрелявший детей под предлогом самопровозглашения себя богом, не имеет ни к исламу, ни к какой бы то ни было иной религии никакого отношения. Он имеет отношение к клинической психиатрии и ни к чему более. В этой истории нет никакого религиозного следа.
В произошедшей трагедии не прослеживается и системный сбой: гимназия оснащена «тревожной» кнопкой и оборудованием для экстренного оповещения (во всех ли школах России есть такое?), персонал учебного заведения был проинструктирован, как следует поступать в критических ситуациях, и повел себя в высшей степени профессионально и самоотверженно, силовики приехали на место уже через несколько минут после поступившего сигнала. По всему выходило, что отдельные авторы, которые в любой человеческой беде видят лишь повод для повышения читаемости своего издания и наращивания подписчиков, оставались у разбитого корыта — без той самой скандальности, на которую привыкли цеплять читателей. Будто бы им было мало произошедшего. Так и возникла тема с Кораном, молниеносно разлетевшаяся по многим СМИ и пабликам.
На заметку о боеприпасах и Коране, якобы найденном в квартире убийцы, был вынужден прореагировать муфтий Татарстана Камиль Самигуллин. «Можно понять настораживающее отношение к первому, — написал он в своем телеграм-канале, — но какие подозрения вызвала у журналиста Книга Аллаха? И почему они упомянуты в одном ряду, как неотъемлемая часть друг друга? Это нездоровый ассоциативный ряд человека с искаженным мировосприятием. Сомневаюсь, что автор выбрал для себя подходящую профессию и имеет моральное право „поднимать перо“ на тему религии».
Не знаю, с какой конкретно публикацией вступил в заочную дискуссию наш муфтий. Однако Коран, который в принципе имеется в домах многих татарских семей, в случае с Галявиевым так и не был предъявлен общественности. В исходной телеграм-заметке, ставшей первоисточником для всей этой фейк-истории, были опубликованы фотографии трех книжек на татарском языке: «Намаз», «Ислам дине турында белешмә сүзлек» и «Коръәндәге догалар». Видимо, последняя брошюра и послужила для русскоязычного журналиста, не сумевшего разобраться, что к чему, поводом для утверждения о том, что убийца вместе с боеприпасами держал в доме Священную книгу ислама.
Заметим, что первые две книжки совершенно допотопные и, кажется, были изданы еще до того, как казанский подонок появился на свет. А третья представляет собой карманный молитвенник из тех, что особенно любят татары старшего поколения. Поэтому, скорее всего, все три книжки принадлежали родителям мерзавца, проживавшего, как указывали СМИ, в оставленной ими квартире. Сам Галявиев, про которого отец с сожалением отмечал, что он был нерелигиозен, вряд ли когда-нибудь их открывал. Но даже если бы Коран действительно был обнаружен дома у зверя (как его метко охарактеризовал муфтий Татарстана в проповеди по случаю окончания рамадана), совершенно очевидно, что не Коран толкает человека (человека ли?) на убийство детей. На такие злодеяния толкает как раз таки отсутствие идеалов и ценностей Священного Писания в душе и жизни преступника.
Все информпровокации с «исламским следом» совершенно надуманны и безосновательны
После резонансных трагедий обычно летят головы начальников и ответственных, ибо, как правило, их есть за что наказывать. Так могло случиться и в Казани. Разбираться в произошедшем из Москвы прибыл лично председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин. Однако по итогам разбирательства президенту страны было доложено, что ответственных лиц в гимназии №175 нужно не наказывать, а, напротив, представить к государственным наградам. В Казани не было выявлено никаких нарушений. Система сработала у нас в высшей степени эффективно. Но, увы, никакая, даже самая эффективная, система не способна застраховать население от безумца. В итоге мы потеряли девять человек. Но если бы система оказалась дырявой, то потеряли бы еще больше. Напомню, что сумасшедший взял на массовый расстрел сумку со 150 патронами.
И все же системный сбой имел место. Трагедия в Казани показала, что мы совершенно беззащитны перед агрессивно-беспринципными журналистами и блогерами. Они приплели к истории с казанским чудовищем Священный Коран, и выяснилось, что у нас совершенно нет никаких общественных механизмов, чтобы остановить поток этой бессовестной лжи.
Я далек от мысли, что проблемы религиозных сообществ нужно ретушировать и замалчивать. Напротив, постоянные читатели моего блога знают, что мне приходилось освещать многие острые проблемы из жизни исламской уммы, в том числе вскрывать скрытые «гнойники» мусульманских реалий. Убежден, что без обсуждения и проработки данных тем мы так и будем сидеть на минах замедленного действия и вновь и вновь наступать на старые грабли. И если бы в случившейся трагедии имелся хоть малейший намек на исламскую составляющую, то ваш покорный слуга первым анатомировал бы ее на лобном месте публичного обсуждения. Но в данном конкретном случае Коран приплели не ради высвечивания общественной проблематики, а совершенно безосновательно и даже подло.
Помимо придуманной истории с Кораном отдельные авторы поспешили объявить, что массовый расстрел в казанской гимназии произошел на фоне православной Радоницы. Как будто бы подобные вещи были как-то связаны между собой. Мерзавцам-ньюсмейкерам явно хотелось обнаружить в деле исламский след. Но и тут они промахнулись. Все погибшие оказались мусульманского происхождения. В этом факте нет никакой подоплеки, кроме случайности. Под пули мог попасть кто угодно, но произошло то, что произошло. Для нас, татарстанцев, погибли просто дети и их учителя. Для нас погибли ангелы и их хранители. Никому и в голову в Татарстане не приходило задаваться вопросом, какой они были национальности и вероисповедания. Их гибель стала нашим общим горем. Только в день похорон вдруг выяснилось, что все погибшие будут преданы земле по исламским обычаям. Информационные подлецы снова остались с носом.
Для полноты картины заметим, что среди пострадавших оказались дети имама-хатыба мечети «Гаиля» Рустама Хайруллина — известного в республике исламского деятеля, в прошлом заместителя муфтия РТ. К слову, мы с ним четыре года вместе проработали в ДУМ РТ. Один его сын был ранен взрывом бомбы и попал в реанимацию. А второй оказался в том самом классе, в котором вооруженная сволочь учинила массовый расстрел детей. Сын Рустама хазрата чудом остался в живых. Другими словами, все информпровокации с «исламским следом» совершенно надуманны и безосновательны.
Для многонациональной и поликонфессиональной страны подобные провокации рано или поздно обернутся тяжелыми последствиями
Справедливости ради заметим, что за последние годы СМИ сильно эволюционировали в сторону социальной ответственности. Помню, как в конце 90-х на одной из конференций, посвященной религиозно-этническим вопросам, ныне уже покойный исламовед Талиб Саидбаев, 12 лет проработавший главным редактором газеты «Ислам минбяре», в присутствии собравшихся развернул первую попавшуюся газету, купленную им по дороге, и стал зачитывать хронику уголовных преступлений за минувшие сутки: изнасилований, убийств, краж и т. д. Если злодеяние совершал представитель «кавказской национальности», то этот факт в заметке низменно подчеркивался, а если «славянской», то ссылка на национальность отсутствовала. Выводы напрашивались сами собой.
Сегодня СМИ подобного себе не позволяют. Нынче они, как правило, не увязывают личность преступника с его этничностью и религиозными корнями. И это правильно, ибо у преступников, как известно, нет ни национальности, ни религии. Да и в целом СМИ стали более осторожно затрагивать религиозную сферу. Иногда мы даже видим образцовое поведение журналистского сообщества в данной связи, как это было, например, в истории с карикатурами «Шарли Эбдо»: никто в России гнусных картинок французского журнала, кажется, так и не перепечатал из уважения к чувствам мусульман и ради солидарности с ними.
Однако сейчас центр тяжести от зарегулированных СМИ перетекает к свободным (в том числе от норм морали) инфлюенсерам, которые ради хайпа порой не чураются никаких приемов. Безусловно, будет крайне грустно, если казанскую трагедию государство использует для очередного витка в завинчивании гаек (соответствующие вопросы уже ставятся), но с недобросовестными информаторами, которые злонамеренно натравливают людей на представителей той или иной религии и нации, все же надо что-то делать. Для многонациональной и поликонфессиональной страны подобные провокации рано или поздно обернутся тяжелыми последствиями. Поэтому те, кто цинично, лживо и подло вплел в казанский ужас Священный Коран, должны понести ответственность.
P.S. В дни безутешного горя мы молим Всевышнего Творца даровать стойкости и сил родным и близким погибших. Мы молим укрепить их сердца и оградить нашу землю от новых бесчинств людей с черной душой.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 34
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.