«Татарстанский муфтият, кажется, нашел свою фишку, свое УТП, как говорят в бизнесе. Ею стала идея сохранения татарского языка», — констатирует известный мусульманский и общественный деятель Рустам Батыр, подводя итоги жизни уммы в РТ в 2021 году. ДУМ РТ под руководством Камиля Самигуллина действительно есть чем похвастать и в части образовательной деятельности, и в издательской работе. Одновременно, констатирует постоянный автор «БИЗНЕС Online», главный провал — это по-прежнему стратегическое концептуальное поле, которое продолжает утрамбовываться кадимистско-консерваторским катком.
«Татарстанский муфтият, кажется, нашел свою фишку, свое УТП, как говорят в бизнесе. Ею стала идея сохранения татарского языка»
Татарстанский муфтият, кажется, нашел свою фишку, свое УТП
Татарстанский муфтият, кажется, нашел свою фишку, свое УТП, как говорят в бизнесе. Ею стала идея сохранения татарского языка. Все началось с 2016 года, когда ДУМ РТ приняло резонансное решение — проводить пятничные проповеди в мечетях Татарстана исключительно на татарском языке. Инициативу тепло встретила не только татарская общественность, но и, по слухам, руководство республики. С тех пор национальное направление в работе ДУМ РТ стало одним из главных, что логически вылилось в 2020-й, который муфтият объявил Годом родного языка и тем предвосхитил год 2021-й, объявленный, но уже на уровне республиканской власти, Годом родных языков и народного единства. Само собой ДУМ РТ включилось и в эту работу.
Что же было сделано нашим муфтиятом за минувший год и в чем исламское поле республики просело? По традиции подведем итоги.
Важнейшим успехом ДУМ РТ в нынешнем году стал запуск первого татарского онлайн-медресе, которое заработало еще в январе. За 11 месяцев сайт виртуального медресе посетили ни много ни мало 50 тыс. «шакирдов». При этом 400 из них успешно завершили курс обучения и стали обладателями сертификата об освоении программы по основам ислама. Интересно, что 35% всех пользователей медресе — в возрасте до 44 лет. Муфтият таким образом «продвигает» не только ислам, но и татарский язык среди в общем-то молодой аудитории. Любопытна и география слушателей татарского онлайн-медресе. Львиная их доля, конечно, была из России, но немало «шакирдов» законнектилось из других стран. Всего из 17: Казахстана (996 человек), Узбекистана (368), Австралии (310), США (298), Канады (56) и даже Ирландии (23) с Китаем (17). Вот уж воистину татары заполонили весь мир.
Совершенно грандиозные успехи продемонстрировал издательский дом «Хузур» ДУМ РТ, который суммарно охватил аудиторию — только вдумайтесь! — в 50 млн человек. Речь идет о 6 ключевых медиапроектах: телеканале «Хузур ТВ», интернет-портале Islam-Today, радио «Азан», газетах «Дин вэ мэгыйшэт» и «Умма», журнале «Шура». По крайней мере, так говорится в отчете самого «Хузура» по итогам года. Главным поставщиком столь гигантского трафика стал телеканал «Хузур ТВ», который в этом году вышел на вещание в 9 регионах России. В эфире телеканала было показано более 200 программ собственного производства, а также сторонние художественные фильмы, сериалы, познавательные и детские программы. В 2021 году только количество подписчиков официального YouTube-канала «Хузур ТВ» достигло 1,14 млн человек, а число просмотров контента — 26,2 миллиона.
Преуспел ИД «Хузур» ДУМ РТ и на ниве книгоиздательства. За год им было издано 80 наименований книг общим тиражом 96,5 тыс. экземпляров. Всего же за 8 лет работы «Хузуром» было выпущено в свет более 700 тыс. экземпляров богословской, исторической, научной литературы на арабском, русском, татарском и старотатарском языках. Конечно, можно придираться к качеству отдельных «хузуровских» книг. Но, несмотря на огрехи, нельзя не констатировать, что в плане книгоиздания республиканский муфтият за последние годы превратился в одного из главных лидеров страны среди всех российских муфтиятов.
«Новый вариант «Казан басма» получил признание в ряде международных центров изучения Священной книги»
Работа, актуализирующая традицию казанских изданий Корана, имеет фундаментальное значение
Татарстанский муфтият по праву может гордиться и другим направлением в работе — на ниве возрождения коранической традиции.
Сначала ДУМ РТ отредактировало по современным стандартам «казанское издание» Корана, являющееся своего рода историческим брендом татарского народа, причем новый вариант «Казан басма» получил признание в ряде международных центров изучения Священной книги. Затем последовало два канонических перевода Корана от ДУМ РТ — на русский и татарский. Переводов Корана на русском существует предостаточно. Обычно их делают ученые или образованные мусульмане. Но, чтобы такая работа была проведена под руководством муфтията, причем сразу на двух языках, такое свершилось в России впервые. В эту корзину следует добавить и аудиовариант Корана, который татарстанский муфтий еще в 2016 году записал в профессиональной студии звукозаписи, что до сегодняшнего дня также не удавалось ни одному из российских религиозных лидеров, ибо традиции рецитации по таджвиду у нас в стране в целом утрачены. Все эти формы Корана от ДУМ РТ активно продвигаются в регионах России, выступая в роли мягкой силы, которая закрепляет в орбите татарстанского влияния исламское поле страны. Другими словами, Камиль Самигуллин придумал троянского коня, который позволяет преодолевать границы межмуфтиятского размежевания татаро-мусульманской уммы. В копилку следует отнести и запуск беспрерывного чтения Корана в Кул-Шарифе и в Болгаре, что было сделано впервые в истории татарского народа, издание приложения с текстом Корана и многое другое.
В этом году работа в кораническом направлении была продолжена. Так, ДУМ РТ разработало дизайнерский компьютерный шрифт «Казан басма», который был создан на основе аутентичного типографского оттиска исторических изданий казанского Корана. На основе данного шрифта к 1100-летию принятия ислама Волжской Булгарией муфтиятом была подготовлена новая редакция «Казан басма». Она учла замечания известных татарских богословов (Мусы Бигиева и Шихабутдина Марджани), которые мечтали довести «казанское издание» Корана до совершенства, но не успели воплотить свои замыслы в жизнь.
Вообще, работа, актуализирующая традицию казанских изданий Корана, имеет фундаментальное значение. Неслучайно Рустам Минниханов этой осенью на заседании группы стратегического видения «Россия — исламский мир» в Джидде выступил с инициативой установить 1803 год как памятную дату издания первого печатного Корана, подготовленного мусульманами, а также провозгласить Казань «городом первого печатного Корана в мусульманском мире». Если бы республиканский муфтият не провел весь тот гигантский объем упомянутой работы, которую не стыдно показать в том числе и нашим зарубежным партнерам, не факт, что президент Татарстана выступил бы с подобной инициативой.
Главный провал — он по-прежнему концептуальный
А в чем же муфтият пробуксовывает?
В данном отношении можно вспомнить ряд нереализованных проектов, но все это частности. Главный провал — он по-прежнему концептуальный. Исламское поле Татарстана все так же активно утрамбовывается кадимистско-консерваторским катком. Консерватизм — это неплохо. Он долгое время помогал татарам выживать. Однако выживанием нельзя исчерпывать духовный ориентир народа и строить на нем глобальную стратегию. Нужно и развитие. Поэтому наши предки сформулировали двухполярную, кадимистско-джадидитскую модель ислама. Но сегодня в Татарстане из этой двухсоставной полноты татар мусульманской традиции зациклились лишь на одной половинке, ставящей ее единоутробного брата вне закона.
Негативные проявления такого перекоса рано или поздно дадут о себе знать. Впрочем, пока потенциальные проблемы успешно купируются тотальным контролем государства. Правда, при этом не получается совершить и идейных прорывов, хотя по-маниловски их очень уж хочется увидеть. В этом отношении весьма показательна Болгарская исламская академия, которая вроде как должна была оживить сонное царство республиканского кадимизма. Но вместо этого она сама впала в спячку: в этом году БИА не смогла породить ни одного, пусть и самого убогого, серенького, докторанта. В самой академии столь печальный факт объясняют двумя факторами: коронавирусом и ужесточением требований к защите докторских, которые (эти самые повышенные требования), стало быть, оказались непосильны для нынешних ее докторантов. Словом, хотели получить всероссийский центр бурлящей богословской мысли, а получили то, что получили. Впрочем, как заверяют в БИА, защита диссертаций состоится в феврале. Ну дай-то бог!
Конечно, «кадимисты» — они удобные. Критицизм у них на минимуме, а умение прославлять царя — на максимуме. Нынче это востребовано. Однако Татарстану с его Иннополисом и IT-парком, как мне представляется, важно и другое — инновационное лидерство. Ислам также мог бы послужить одной из граней этой грандиозной задачи. Но для этого надо выпустить из загона реформаторско-джадидистскую мысль, перестать ее душить и тем самым расправить второе крыло «татарского» ислама. А вместо этого у нас предпочли концептуальные провалы маскировать завесой количественных показателей и внушительным объемом кирпичей, потраченных на строительство мусульманских зданий.
Как бы там ни было, в текущем моменте успехи на исламском поле Татарстана выглядят весьма привлекательными, особенно в сравнении с другими регионами, которые и количественными показателями-то особо похвастать не могут. Может, ислам у нас в республике и не хватает концептуальных звезд с неба, но он и не создает каких-то особых проблем, не порождает скандалов. А это тоже дорогого стоит. Как говорится, в Багдаде все спокойно. И потому мы вполне можем тешить себя этой убаюкивающей мыслью, по-крайней мере, до той самой поры, когда монголы в лице перемен и неотвратимых вызовов современности окончательно не подступят к стенам нашего прекрасного города.
Мнение авторов блогов не обязательно отражает точку зрения редакции
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 48
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.