Приравнивание образования к «услуге» привело к тому, что к учебным заведениям стал применяться закон «О защите прав потребителей». За этим логично последовала деградация педагогического состава: если родители относятся к ним как к обслуге и позволяют себе хамить, то почему педагоги не могут в ответ хамить студентам или школьникам? В результате сфера образования, некогда несущая свет просвещения, превратилась в подобие рыночных отношений, где одна сторона делает вид, что учит, а другая — что потребляет эти услуги. О том, как профессия педагога была низвергнута с пьедестала почета и к чему это привело, в своем блоге для «БИЗНЕС Online» пишет завкафедрой реактивных двигателей и энергетических установок КНИТУ-КАИ Алексей Лопатин.
Алексей Лопатин: «Еще в древности мудрецы отмечали, что об уровне и потенциале развития государства можно судить по отношению в обществе к учителям»
Что из себя представляло образование в прошлом?
Образование — это миссия или услуга? Таким вопросом задаются не только в нашей стране, но и в большинстве развитых государств мира. Можно сказать, что последние несколько лет во всем мире идет некое переосмысление ценности образования. Где-то можно услышать о его девальвации, многие считают это естественным следствием массовизации образования, а где-то, наоборот, декларируется возврат к традиционным, как правило достаточно жестким подходам к обучению на всех уровнях.
Начнем с исторического погружения. Потребность в обучении присуща человеческому роду с самого начала его осознанного существования. Люди стремятся к знаниям с незапамятных времен. Первые университеты в истории человечества принято возводить к знаменитым лекториям Аристотеля. Кто не помнит, Аристотель не только знаменитый философ античности, но и наставник-воспитатель великих полководцев и политиков древности — царя Александра Македонского и сатрапа Египта (будущего царя) Птолемея. В те далекие времена образование было, мягко говоря, малодоступным, а его наличие являлось отличительной чертой не просто состоятельных членов общества, а именно граждан, принадлежащих к высшему, как правило, аристократическому классу.
Само образование не имело своей абсолютной ценности среди широких масс населения. Но умение свободно изъясняться на различные темы (риторика), писать и знать арифметический счет, понимать различные аспекты человеческого бытия (философия), медицинские знания — все это безошибочно определяло в собеседнике человека очень влиятельного и богатого. В те далекие времена еще не существовало системного образования (школы, колледжи, университеты), воспитанием отпрысков богатых и влиятельных семей занимались приглашенные педагоги. То же можно отнести и к медицине. Носителей сакрального умения врачевать было немного, и ценились они очень высоко.
На протяжении веков отношение к образованию претерпевало множество трансформаций. Во времена так называемого высокого и позднего Средневековья монополия на образование в Западной Европе практически полностью была в руках Римской католической церкви. Небольшими источниками знаний являлись монастыри с их библиотеками. Но при этом трактовка и, главное, доступ к источникам знаний находились в жестких руках церковных иерархов. Полагаю, что в те далекие времена образование точно не являлось услугой.
Шли годы, наступила эпоха Возрождения, характеризовавшаяся усилением самостоятельности крупных европейских городов, продвинутые умы захватили идеи «реформации». Все это создало предпосылки для бурного роста количества университетов и колледжей (речь о периоде с конца XV до конца XVI века). Несмотря на активное развитие формального образования, в те времена даже простая грамотность все еще считалась признаком образованности, что уж говорить о людях, которым удалось пройти обучение в университетах. Ценность образования в Западной Европе в то время оставалась высокой.
«Первый университет появился в Москве в 1755 году»
Как зарождалась система образования в России?
В нашей стране ситуация была более патриархальной. Первый университет появился в Москве в 1755 году. До этого формальное образование существовало в формате епархиальных школ, где обучались в основном дети духовенства. К 1727-му в России насчитывалось 46 епархиальных школ с 3 056 учащимися. Среди высшего сословия было распространено преимущественно домашнее обучение. Более или менее системное обучение получали в основном только мальчики.
В 1701 году в Москве в здании бывшей Сухаревской башни была основана школа математических и навигационных наук. В том же 1701-м была открыта Артиллерийская школа, в 1708 году — медицинское училище, в 1712-м — инженерная школа. В 1715 году старшие классы школы математических и навигационных наук были переведены в Петербург и преобразованы в Морскую академию (ныне Высшая военно-морская академия). К концу первой четверти XVIII века по указу в губерниях было открыто 42 цифирных школы с 2 тыс. учащихся.
При Анне Иоанновне (1730–1740) дети солдат учились в гарнизонных школах. При металлургических заводах на Урале и в Олонецком крае правительство организовало первые горные школы, готовившие специалистов горного дела. Закладывались основы для развития системы замкнутых сословных школ, сложившейся к середине XVIII века. В 1732 году был учрежден корпус кадетов, или сухопутный шляхетский (дворянский) корпус. После окончания этого учебного заведения дворянские дети получали офицерские чины. С 1730-х широкое применение получила практика записывать в полк малолетних детей, так что к совершеннолетию они получали по выслуге лет офицерский чин. При Анне Иоанновне были учреждены морской, артиллерийский и пажеский корпуса. При Елизавете (1741–1762) военно-учебные заведения были реорганизованы. В 1744 году вышел указ о расширении сети начальных школ. Открыты первые гимназии: в Москве (1755) и Казани (1758). В 1757-м по инициативе фаворита императрицы Ивана Шувалова основана Академия художеств.
Во второй половине XVIII века прослеживаются две тенденции в образовании: расширение сети учебных заведений и усиление принципа сословности. Все это свидетельствует об очень слабом проникновении формального образования в повседневную жизнь наших предков.
Согласно данным проведенной в 1920 году в РСФСР переписи населения, до 60% жителей ни читать, ни писать не умели. Но уже во времена первых советских пятилеток мы наблюдаем совершенно другую ситуацию. К концу 30-х годов прошлого века бо́льшая часть населения СССР была грамотной. Стать страной всеобщей грамотности, самой читающей в мире и обладающей мощнейшими научными кадрами, Россия смогла только лишь после установления советской власти. И это признают все, включая яростных противников Октябрьской революции или переворота (в зависимости от того, что кому больше нравится).
«Согласно данным проведенной в 1920 году в РСФСР переписи населения, до 60% жителей ни читать, ни писать не умели»
Образование как миссия: расцвет и упадок
Но грамотность — это только начальная ступень образования. Индустриализация страны, стартовавшая в 30-е годы ХХ века, базировалась на формировании обширной сети отраслевых вузов. Для обеспечения растущей советской промышленности профессиональными рабочими кадрами в регионах активно создавались профтехучилища и ссузы. Начался бурный рост в стране разноуровневой образовательной сети, ее структура представляла собой классическую пирамиду, где на базовом уровне находится общее образование, охватывающее максимально возможное количество населения, а далее с уменьшением идет различное профессиональное образование (рабочие профессии, СПО). На вершине же находится меньшая часть населения, обладающая высшим образованием, и незначительная доля так называемых кадров высшей квалификации (кандидаты и доктора наук). Это образовательная пирамида сохранялась в СССР достаточно долго, вплоть до распада страны.
В первые постсоветские годы престиж высшего образования упал настолько, что в университетах практически не было конкурса. У молодежи тех лет создавалось ощущение того, что для успеха в жизни вообще необязательно учиться. Эти годы можно считать нижней точкой престижа высшего образования в нашей стране. Ближе к концу 90-х начинается новый бум высшего образования. Массово открываются коммерческие университеты. В подавляющем большинстве негосударственные вузы ведут подготовку специалистов по юриспруденции, экономике и менеджменту. Государственные вузы начинают набирать студентов-платников. В этот период наблюдался активный рост филиальных университетских сетей. Все это позволило вузам стать коммерчески ориентированными организациями. У меня есть парочка знакомых, которые в начале нулевых получили дипломы юристов по сходной цене, при этом они практически не появлялись в учебном заведении, которое оканчивали. Уверен, что многие читатели могут привести схожие примеры из жизни университетов начала нулевых годов.
Такая специфическая коммерциализация, а по сути, дикая массовизация высшего образования достаточно быстро сделала из образования просто услугу. Ситуацию, сложившуюся де-факто, де-юре закрепил закон «Об образовании» 2012 года, в котором появилось понятие «образовательная услуга». Вроде бы появилась и появилась, что тут такого?
Приравнивание образования к «услуге» привело к тому, что к учебным заведениям стал применяться закон «О защите прав потребителей», что само по себе просто унизительно для педагогов. Применение закона «О ЗПП» к учебному процессу ставит образовательные учреждения в заведомо оправдывающуюся позицию. Для образовательной системы это недопустимо, т. к. низвергает педагога с некоего морально-этического пьедестала и приравнивает, например, к продавцу. Я ничего плохого не хочу сказать о профессии продавца, она очень нужна и важна. Но здесь можно провести такую аналогию: если с продавцом в магазине некоторые граждане позволяют себе ругаться вплоть до мата, то почему нельзя так же вести себя и с педагогом?
Далее следует естественная деградация самого педагогического состава. Если им могут хамить родители — потребители услуг, то почему педагоги не могут в ответ хамить, например, студентам или школьникам? И вот мы уже получаем не образовательные организации, несущие свет просвещения и новые мысли, а некое подобие рыночных отношений, где одна сторона делает вид, что учит, а другая — что потребляет эти услуги.
Развенчание педагогов
На бумаге вроде бы все хорошо, а по форме и содержанию система стремительно движется в пропасть. Думаю, что и продажа оценок в отечественной системе образования стала распространяться не только из-за финансовой незащищенности наших педагогов. Важной причиной этого стало развенчание педагога. Раз он оказывает услугу, то почему ее нельзя просто купить? А педагог, в свою очередь, размышляя об окружающей ситуации, пару раз отказывается, а потом принимает заманчивое финансовое предложение. И вот уже вовсю идет продажа того, что является одной из основных ценностей для развития общества.
Авторитет школьного учителя или университетского педагога должен быть непоколебим. Для этого его работу ни в коем случае нельзя низводить до уровня услуги. Приведу такой пример: когда больной пациент попадает в тяжелом состоянии в больницу, единственно важной мыслью для него остается желание выжить. Вряд ли он будет оспаривать решения врача применять тот или иной протокол лечения. В тот момент доктор для пациента является самым главным человеком в его жизни и неоспоримым авторитетом. Именно таков был авторитет педагогов в эпоху «немассового образования». Если подходы и решения преподавателя не будут подвергаться постоянной ревизии и проверке, возможно, через несколько лет педагоги снова обретут уверенность и ученики, а главное, их родители начнут относиться к ним с должным уважением.
Репетиторство, повышение квалификации — услуги. И это нормально
Не стоит думать, что абсолютно все образование я считаю некоей особой миссией, это не так. Приведу аналогию. На рубеже XIX–XX веков в мире фундаментальной науки существовал спор по поводу физической основы света. Одни утверждали, что свет — это материя (или частицы), другие — что волна. В результате правы оказались и те и другие. Примерил всех корпускулярно-волновой дуализм — идея, высказанная Альбертом Эйнштейном при рассмотрении фотоэффекта в работе 1905 года и удостоенная Нобелевской премии по физике. Так и образование — это особая субстанция, которая в зависимости от применимой формы и некоторых обстоятельств может быть как миссией, так и (иногда) услугой.
В силу различных причин современная школа не всегда способна одинаково качественно подготовить учеников к ОГЭ и ЕГЭ. Природа не терпит пустоты, и на помощь родителям и детям приходят репетиторы. Все они работают за деньги и зачастую дают неплохой результат. С каждым годом рынок репетиторов становится все больше преподавательским. Такие педагоги не отказывают в занятиях никому, это их хлеб. Среди репетиторов есть педагоги, стабильно подготавливающие высокобальников. Репетиторство — это яркий пример образовательной услуги, не несущей в себе какой-либо значительной ценностной нагрузки.
Аналогично можно оценить как услугу обучение в рамках дополнительного образования или профессиональной переподготовки, формирующее у слушателей конкретные профессиональные компетенции. Эти программы обеспечивают поддержание на достойном уровне основной образовательной и исследовательской повестки университетов или, например, корпоративных центров подготовки.
В последние годы, особенно во время пандемии, общество достаточно сильно попыталось сделать крен в сторону дистанционных образовательных технологий. Большую популярность приобрели дистанционные образовательные платформы. Образовательный процесс в таких системах максимально не персонифицирован и исключает важнейшую воспитательную функцию. Ее отсутствие, по моему мнению, и отличает «образование-услугу», от «образования-миссии».
Нет ничего страшного в том, что значительная часть современного неформального образования является в той или иной степени услугой. В этом случае обучающейся выбирает индивидуальную образовательную траекторию и оплачивает ее сообразно своим сегодняшним и перспективным профессиональным потребностям.
«Отношение к образованию как к безусловной и абсолютной ценности обеспечивает поступательное развитие всего общества»
Об уровне и потенциале развития государства можно судить по отношению в обществе к учителям
В то же время необходимо четко понимать, что образовательная вертикаль (школа, СПО, ВО, аспирантура), обеспечивающая формирование станового хребта личности как в социальном, так и в профессиональном плане, должна, по моему мнению, базироваться на идее формирования ценностной картины мира и включать в себя в обязательном порядке воспитательные аспекты. При этом воспитание должно происходить не отдельно от дисциплинарной подготовки, а вместе с ней.
Например, если мы хотим воспитывать у будущих инженеров идеи гуманизма, то совершенно необходимо обучать их основам этики изобретательской деятельности. В качестве примера можно привести гениального физика-ядерщика академика АН СССР А. Д. Сахарова. Понимая, к чему могут привести испытания 100-мегатонной термоядерной бомбы (она была в 2 раза мощнее знаменитой «Царь-бомбы), он ценою собственной карьеры и где-то даже свободы боролся за то, чтобы эта бомба никогда не была испытана. Сахаров, как великолепный физик, рассчитал, что даже испытание оружия такой силы может привести к непоправимым воздействиям на земную кору. А это уже грозило всему человечеству. Вот так, на вполне наглядных примерах, можно воспитывать молодое поколение, одновременно формируя у них ценностные ориентиры.
Для реализации такой модели обучения необходимо иметь подготовленный и полностью разделяющий такие подходы педагогический состав. Иначе даже самые лучшие идеи останутся прожектами или в лучшем случае активной имитацией.
Отношение к образованию как к безусловной и абсолютной ценности обеспечивает поступательное развитие всего общества. Молодежь с самого раннего возраста необходимо воспитывать в уважении к учителям, педагогам, наставникам, и не просто на словах, а на деле. В ином случае общество обречено на интеллектуальную деградацию. Еще в древности мудрецы отмечали, что об уровне и потенциале развития государства можно судить по отношению в обществе к учителям.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 19
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.