Сегодня Госдума рассмотрит во втором и третьем чтении законопроект, который защищает рядовых потребителей от навязанных торговых услуг и товаров. Цель поправок — противодействие агрессивным практикам маркетинга, зачастую используемым продавцами для максимизации своей прибыли. Об этом заявил «БИЗНЕС Online» депутат Госдумы Сергей Чижов, один из авторов инициативы.
«Проект разработан с целью обеспечения охраны прав потребителей, установления соразмерной ответственности для должностных лиц, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — в случае нарушения ими прав потребителей. Документ обеспечит защиту граждан от излишних расходов», — заявил парламентарий.
По его словам, в деятельности продавцов нередко применяются недобросовестные преддоговорные практики, такие как умалчивание существенных сведений, искажение информации и злоупотребление доверием покупателя, что ведет к заключению коммерческого договора на невыгодных для потребителя условиях.
В качестве примеров депутат упоминает автокредитование с «обязательными» страховками, навязывание других услуг в автосалонах, продажу авиабилетов на интернет-сервисах с предотмеченными опциями вроде обязательной оплаты багажа. «Для максимизации своей прибыли продавцами используются агрессивные методы маркетинга. Потребитель подвергается угрозам негативных последствий в случае отказа от дополнительных услуг — это отказ от подписания коммерческого договора, неприменение скидки, взыскание с потребителя неустойки и так далее», — перечислил Чижов.
«Следует помнить, что свобода коммерческого договора не является абсолютной. Прежде всего, необходимо учитывать интересы потребителя как наиболее уязвимой стороны», — считает собеседник.
В обоснование необходимости принятия законопроекта депутат привел статистические данные — в стране отмечается значительный рост правонарушений в сфере защиты прав потребителей: в 2024 году их число увеличилось на 130% по сравнению с предыдущим периодом. «Отмечается рост количества жалоб, регистрируемых Роспотребнадзором, в сфере жилищно-коммунальных услуг, где собственникам навязываются платежи за услуги, не относящиеся к содержанию и ремонту общего имущества», — привел пример Чижов.
По мнению депутата, еще одной целью документа является создание превентивного механизма, не допускающего причинение ущерба потребителям в будущем. «Задача государства состоит в том, чтобы в практику хозяйствующих субъектов вошла добросовестность», — подчеркнул парламентарий.
Законопроект предусматривает значительное увеличение штрафов: для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей — от 100 до 300 тысяч рублей. Для юридических лиц штрафные санкции установлены в размере от 250 тыс. до 1 млн рублей.
Действующий закон, принятый Госдумой в 2023 году, предусматривает значительно более мягкие наказания за навязывание потребителю дополнительных товаров, работ или услуг: для должностных лиц — 2–4 тыс. рублей, для юридических лиц — 20–40 тыс. рублей.
в Telegram
Комментарии 4
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.