На фоне общего спада российского авторынка сегмент премиальных и люксовых авто европейских марок демонстрирует уверенный рост. По ряду моделей объем продаж уже превысил показатели досанкционного периода, несмотря на подорожание машин и отсутствие заводской гарантии. Об этом пишут «Известия» со ссылкой аналитическое агентство «Автостат-Инфо».

 Фото: «БИЗНЕС Online»

Так, с января по ноябрь было продано более 14,2 тыс. новых автомобилей BMW — на 31,2% больше, чем за аналогичный период прошлого года, когда реализовали 10,8 тыс. машин. Продажи Mercedes-Benz за тот же период выросли на 25,9% — почти до 8 тыс. автомобилей. У Audi рост составил 25,4%, а общий тираж проданных машин достиг 3,6 тыс. экземпляров. Умеренную, но стабильную динамику показали Porsche (плюс 5,7%, 2 055 автомобилей) и Lamborghini (плюс 5,9%, 143 машины). При этом продажи Ferrari увеличились сразу на 75,6%, а Rolls-Royce — на 62,7%. В абсолютных значениях это 72 и 205 автомобилей соответственно, однако для этих брендов такие объемы традиционно считаются высокими.

Рост интереса к европейским премиальным моделям происходит на фоне резкого снижения продаж автомобилей данного класса из Китая: по итогам 11 месяцев у ряда китайских брендов продажи сократились в несколько раз.

Примечательно, что по отдельным моделям показатели продаж уже превзошли уровень 2021 года, несмотря на действующие почти четыре года ограничения на официальные поставки автомобилей из ЕС. Так, за январь — ноябрь россияне приобрели 1,7 тыс. Mercedes-Benz G-Class против 1,6 тыс. за аналогичный период 2021 года. Тогда автомобили поставлялись официально, имели заводскую гарантию и стоили 12–15 млн рублей. Сейчас Geländewagen ввозятся по альтернативным схемам, лишены фирменной гарантии и продаются по цене 27–35 млн рублей.

Досанкционные результаты также превзошли продажи Audi SQ8 (211 машин против 152 в 2021 году) и Audi RSQ8 (258 против 53). В несколько раз вырос спрос и на спортивные версии BMW M3 и M4 — по 124 проданных автомобиля каждой модели за 11 месяцев текущего года против 11 и 49 соответственно в 2021-м.

Как отмечает партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто, 2021 год был сложным для мирового автопрома из-за последствий пандемии и дефицита чипов, однако сегмент премиальных и люксовых автомобилей даже тогда сохранял устойчивость. «Всегда были и будут люди, которые хотят приобрести именно Mercedes-Benz или являются поклонниками, например, Porsche. Они имеют очень высокие доходы, и поэтому их не интересуют санкции, запреты, сложности с гарантией и прочие трудности. Если они хотят купить условный Mercedes, они его купят, невзирая на эти „мелочи“. И таких людей в нашей стране становится все больше», — сказал Моржаретто.

По его словам, дополнительным стимулом для роста продаж в этом году стало изменение правил расчета утилизационного сбора. Введение новых градаций ставок в зависимости от мощности двигателя с 1 декабря еще больше увеличило и без того высокий сбор для премиальных авто.

Главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков также отмечает, что, несмотря на активное продвижение китайских премиальных марок, в мировом автопроме остаются модели, которые служат своеобразным ориентиром. «Такие модели не просто транспортные средства. Это показатель статуса, положения в обществе. И определенная часть людей просто не может себе позволить ездить на другом автомобиле. Для них неважно, стоит машина 5, 10 или 30 млн рублей — вне зависимости от цены, они все равно ее приобретут», — добавил Кадаков.

Напомним, только за ноябрь этого года продали 65 новых премиальных автомобилей — это на 51% больше, чем в том же месяце прошлого года. Рост в премиальном сегменте фиксируется уже 8 месяцев подряд начиная с апреля.

При этом Татарстан занял 5-е место среди всех регионов России по объему начисленного налога на роскошь на авто. По итогам 2024 года в бюджет от владельцев дорогих машин поступит почти 124 млн рублей. Всего в РТ сейчас насчитывается порядка 785 люксовых автомобилей.

66 Maybach, 53 Bentley и 21 Rolls-Royce: сколько в Татарстане дорогих «игрушек»

В прошлом году «БИЗНЕС Online» писал об автомобилях категории «тяжелый люкс». Тогда стало известно, что 24 татарстанца ездят на Bentley Continental GT, 14 — на Bentley Continental Flying Spur, двое — на Bentley Mulsanne. Еще 20 автолюбителей предпочли Maserati Levante, Maserati Quattroporte и GranTurismo, Maserati Ghibli. Кроме того, в начале 2024-го на учете стояла 21 машина Rolls-Royce. Также в республике было зарегистрировано 10 ТС марки Lamborghini. В список дорогих авто также вошли пять транспортных средств марки Aston Martin.