Антон Сайфутдинов: «Хотелось бы сразу заявить, чтобы не было недоговоренностей, что это не рынок, а торгово-ярмарочный комплекс, и что местный рынок от нашего появления не обрушится»

«ПРОЦЕСС БЫЛ СОГЛАСОВАН НА ВЫСОКОМ УРОВНЕ»

— Антон Ринатович, прежде чем говорить о параметрах проекта, расскажите, почему для властей Челнов новость об открытии китайского торгового центра стала неожиданностью? По крайней мере, такое ощущение у нас сложилось. Разве с ними такой многоплановый и сложный проект изначально не согласовывался?

— Получилось так: менеджмент согласовывал транспортный маршрут, потому что комплекс находится вне города, это трасса М7 Казань – Уфа. Необходимо направить туда дополнительные маршруты. Они будут рентабельны, люди будут туда ездить. Мы даже готовы на первых порах сами оплачивать автобусы. Все шло в рабочем порядке, пока начальник отдела транспорта и дорожного хозяйства Набережных Челнов на деловом обеде с местным бизнесом невзначай не рассказал об этом, немного опередив события. Но весь процесс, уверяю, был согласован на высоком уровне, но это была на тот момент конфиденциальная информация, которая раньше времени вышла наружу.

Надо смотреть на конечный результат. Хотелось бы сразу заявить, чтобы не было недоговоренностей, что это не рынок, а торгово-ярмарочный комплекс, и что местный рынок от нашего появления не обрушится. Откуда, вообще, взялась эта информация (сказанная на деловом обеде), что товары там будут в пять раз дешевле? Я думаю, что это было сказано для красного словца.

— Хорошо, пусть так. Кто инициатор создания этого ТЦ в Челнах?

— Им является российско-китайское партнерство «Шелковый путь», созданное предпринимателями из Москвы и Екатеринбурга, в котором состою и я. В Челнах реализуется пилотный проект — он также называется «Шелковый путь». Половина вложений — российские, половина — китайские. Я являюсь генеральным директором управляющей компании ООО «Шелковый путь». Сейчас сам торговый комплекс принадлежит Алексею Миронову (владелец известной челнинской компании «ЕвроГрупп» прим. ред.), он его построил, обеспечил инфраструктурой и сдает нам в аренду с правом выкупа. Если у нас пойдет бизнес — нам будет выгодно это сделать.

Замечу, что «Шелковый путь» — это общероссийская организация, которая сейчас находится на этапе формирования. Основная ее цель — создание благоприятного инвестиционного климата и новых возможностей для совместных предприятий малого и среднего бизнеса как на территории РФ, так и в Китае. Что происходит сегодня? Китай обладает огромным инвестиционным потенциалом. Особенно для малого и среднего бизнеса, у которого в России точек приложения сегодня мало. Сами видите: кредиты на приемлемых условиях получить нельзя, к тому же МСБ и так закредитован. У китайцев потенциал инвестиций избыточный. Некоторые китайские компании принимают гарантии только первоклассных европейских банков либо ВЭБ или Сбербанка, что многим нашим бизнесменам не под силу. Но философия китайских бизнесменов такова, что они не могут просто отгрузить товар в кредит. Она немного другая, она заточена на партнерство, когда можно разделить риски. И, соответственно, они хотят поближе узнать Россию и стремятся к долгосрочному и эффективному сотрудничеству. Основное направление нашего партнерства — это поиск партнеров для инвестиционных проектов, консалтинг в проведении переговоров как для российских предприятий в Китай, так и для китайских предпринимателей в России. Будем оказывать помощь в обеспечении подготовленными трудовыми кадрами и трудовыми ресурсами, современными технологиями предприятий, в том числе и предприятий легкой промышленности.

— Почему у проекта название «Шелковый путь»?

— Челны географически близки к историческому шелковому пути. И сеть действительно будет выстраиваться по линии, близкой этому маршруту. Это правильно даже с энергетической точки зрения. Ведь на шелковом пути Восток и Запад обменивались и технологиями, и культурой, и знаниями, это была мощная артерия. Наша цель — его возродить. К тому же Китай нам гораздо ближе по идеологии, чем другие страны, с учетом недавних событий.

«ЭТО БУДЕТ РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ, НЕ ОПТОВАЯ»

— Кто является учредителем управляющей компании?

— Пока это номинальное физлицо, но скоро появится юридическое. Зарегистрировано предприятие в Челнах, все налоги будут платиться там же. Этот проект — важный этап деятельности ассоциации. По сути, это создание инфраструктуры для реализации вышеперечисленных задач. На самом деле, это не рынок, как уже успели написать. Это торгово-ярмарочный комплекс, где действительно без посредников будут торговать индивидуальные предприниматели из Китая. Это первый блок на 5,8 тысячи квадратных метров, который откроется в середине апреля, на 300 торговых точек, каждая площадью в 12 квадратов с удобной навигацией. Позади него построим складские помещения. В первой декаде мая, надеюсь, запустим весь комплекс.

— Что в нем будет продаваться?

— Товары народного потребления. Одежда, в том числе детская, белье. Зачем платить 3 тысячи, чтобы одеть ребенка в школу, если можно за 1,5 - 2? Здесь будет стоить дешевле, потому что будет продаваться без посредников. Причем там будут работать консультанты, переводящие с русского и татарского, мы выставим 100 вакансий на биржах труда. У китайцев будет 5 - 6 своих переводчиков, но для всех они не смогут переводить. И через консультантов будет выстраиваться коммуникационная связь. Они будут помогать продавать товар. Потому что центр межрегиональный. Он рассчитан на Челны, Нижнекамск, Елабугу, Мензелинск — на ареал из миллиона жителей.

Антон-Сайфутдинов_60111_02.jpg
Антон Сайфутдинов создал вместе с ТФБ знаменитую сетку DOMO

— Амбиции серьезные, но 300 мест — это не так уж и много.

— Для одежды это достаточно. На обычных рынках все повторяется. А у нас будет работать мерчендайзинг, все будет грамотно поделено. 5,8 тысячи метров для одежды, без шуб (они будут вынесены в отдельный блок) — это прилично.

Это будет розничная торговля, не оптовая. Это принципиальное отличие. Если приедет предприниматель из Сарманово или Бугульмы и захочет купить 20 курточек и продать потом у себя, в этом ничего плохого нет... Кстати, в Челнах много торговых площадей. Тот же рынок «Южный» до сих пор не заполнен до конца. Пожалуйста, 500 рублей за квадратный метр. После вашей статьи нам стали звонить и проситься местные предприниматели. Для них будет предоставлена квота в 20 - 30 процентов.

— Что еще планируется открыть?

— Второе здание, где будут продаваться крупногабаритные товары, в частности, велосипеды, коляски, будет отдельный блок под сад-огород. Технику продавать не планируем, нет смысла.

И еще два блока по 3 тысячи квадратных метров. Один — это игровая зона, традиционный китайский ресторан и зона фаст-фуда, здесь будут представлены наши предприниматели, мы проводим переговоры с татарстанскими сетевыми ресторанами, которые работают на масс-маркет. Он будет работать 24 часа, это принципиально, потому что комплекс располагается на трассе M7. Следующий комплекс — учебный центр, медицинский центр, где будут адаптировать китайцев, обучать их русскому языку. Там же будет располагаться центр обучения китайскому языку и представительство ассоциации. Это уже вторая линия. В принципе, комплекс получается довольно большим, суммарно под 20 тысяч квадратных метров.

— Китайские предприниматели смогут выкупить арендованное место в ТЦ?

— Нет, иначе не будет возможности регулировать процесс. У нас нет цели запустить китайцев, которые нас поработят. Вот вам 300 бутиков, докажите, что вы лучшие. Кто не нравится — расстаемся.

— А если китайцы все же захотят расширяться, выйти в другие ТЦ города?

— Все эти люди — состоявшие предприниматели. У них есть торговые точки в Екатеринбурге, Новосибирске, у многих вид на жительство, долгосрочные разрешения на работу. Если им понравится в Челнах, они просто поставят здесь русского партнера. В Екатеринбурге и Новосибирске у них уже торгуют русские.

— Какой оборот ожидается у «Шелкового пути»?

— Сейчас я не смогу назвать точные цифры. Но могу сказать, что вопрос не в обороте. 300 мест — это поддержание инфраструктуры. Это возможность китайских предпринимателей реализовать свои товары на легальных условиях

— Кто разрабатывал проект? Проводились ли маркетинговые исследования в Набережных Челнах, Закамье?

— Разрабатывали проект маркетологи из Москвы и Шэньчжэня, существует глобальное маркетинговое обоснование. А Челны — это наиболее интересный для запуска пилотного проекта город. Это не моногород, но здесь живет много людей, работающих на КАМАЗе, здесь можно увидеть любопытный социальный срез, рядом Елабуга, Мензелинск, Нижнекамск.

— На какую посещаемость ТЦ вы хотели бы выйти?

— Мечта есть, но пока я не буду ее озвучивать. Поверьте, если все правильно сделать, это будет место притяжения. Когда подобные комплексы создавались в других городах: на окраинах города, в захолустных местах — позже они стали самыми развитыми.

— Планируется ли открытие новых комплексов?

— Да, в первую очередь в Поволжье. Мы выбираем город — это может быть Оренбург или Чебоксары.

«КИТАЙЦЫ ГОТОВЫ РАБОТАТЬ С НАМИ»

— Такие комплексы уже существуют в России?

— Они есть. Но не такие цивилизованные, поэтому мы и создаем ассоциацию. Они собирались стихийно в Екатеринбурге, Новосибирске. Их попытались облагородить. Потом оценили цели китайских и российских предпринимателей и решили, что должны появиться ворота, путь для инвестиций малого и среднего бизнеса. То, что мы представляем товары народного потребления, — это одна сторона комплекса. У нас можно будет получить консультационные, туристические услуги. Если, скажем, бизнесмену нужно найти какое-то оборудование, мы организуем бизнес-тур. Недавно подходил человек, говорил, что хочет купить линию по розливу обмывающей жидкости без запаха. Вся система, которая уже работает в России, стоит порядка 25 тысяч долларов. Мы можем свести его с продавцами, придумать гарантийные механизмы. Не хочу загадывать, но некие венчурные схемы будут применяться.

— Вы сами же говорите, что товары будут дешевле. И представители местных швейных производств, легкой промышленности справедливо опасаются, что по ним будет нанесен ценовой удар.

— Китайцы готовы работать с ними. Местную меховую фабрику, которая делает тапочки, они могут загрузить заказами. Мы даже хотели пригласить «Спартак». Местные швейники должны на нас выйти и сказать, что готовы представить свою продукцию. Если бы в Челнах была мощная швейная продукция, то о ней было бы известно в Татарстане. А если кто-то и шьет — я о них не знаю. Они не обеспечивают все Набережные Челны. И даже нынешние рынки, где перепродается дешевый товар с наценкой в 100 - 300 процентов, не учитывают их интересы.

— По сути, вашим конкурентом станут большие рынки?

— Даже с ними пересечение по товарам будет не более, чем на 10 процентов. Предприниматели оттуда также могут подъехать, посмотреть, заключить договоры, поехать в Китай. Цель ассоциации — не перепродать втридорога.

— Согласны ли вы с утверждениями, что на розничных вещевых рынках 80 процентов товара — это контрабанда из Китая, небезопасная для здоровья людей?

— Сегодня за весь процесс мы отвечать не можем. Наша задача — создание цивилизованного канала инвестиционного сотрудничества, в том числе поставок легального качественного товара, чтобы его здесь продавали легальные продавцы и платили в местную казну налоги.

«ЭТО БУДЕТ МЕСТО КОМПАКТНОГО ПРОЖИВАНИЯ, НЕ КАКОЙ-ТО ЧАЙНА-ТАУН»

— Китайские предприниматели уже приезжали в Челны знакомиться с проектом?

— Были командировочные, представители из Екатеринбурга, Новосибирска, они осмотрели комплекс, им все понравилось. Сейчас мы решаем вопрос с легальным пребыванием китайцев.

— И как будет решаться вопрос проживания китайцев?

— Он будет решаться цивилизованно. Появится свой гостиничный центр, где будет осуществляться регистрация, сервисная и правовая поддержка, учебный, медицинский центры. Все инфраструктурные вопросы будут решены. Это будет место компактного проживания, не какой-то Чайна-таун.

«ДАВНО ИНТЕРЕСОВАЛА ФИЛОСОФИЯ КИТАЙСКОГО БИЗНЕСА»

— Откуда у вас такой интерес к совместному бизнесу с китайцами?

— Я занялся этой темой в значительной степени благодаря «БИЗНЕС Online»...

— Каким же образом, интересно?!

— Вы часто публикуете статьи, касающиеся китайской темы. В частности, я читаю у вас тексты китаеведа Андрея Девятова. Я и сам, работая генеральным директором и председателем совета директоров DOMO, имел деловые контакты с Китаем. Одним из наших стратегических направлений было разворачивание там производства бытовой электроники под собственным брендом. Компания «АвтоАудиоЦентр», где я являюсь вице-президентом, также работает с Китаем, заказывая оттуда ресиверы для ГЛОНАСС. Так что меня давно интересовала философия китайского бизнеса. И вот теперь настал новый этап, когда опыт, парнерские наработки, возможность инвестиций дадут синергию.

Если вы следите за политикой, то понимаете, что Китай сейчас в тренде. По сути, благодаря негласной его поддержке Путин так решительно действует с Крымом и не боится санкций Запада. Какие санкции, когда за спиной надежный парнер с необъятным рынком сбыта для энергоносителей, оружия и машиностроительной продукции (то, чем в первую очередь торгует Россия), необъятным экспортным потенциалом различных товаров? Я считаю, что мы далеко не случайно запускаем проект «Шелковый путь» в Челнах именно сейчас — это первая ласточка для более тесного сотрудничества с новым стратегическим партнером в лице Китая. Не сомневаюсь, что Россию ждет бум сотрудничества с этим азиатским гигантом, который сделал заявку на то, чтобы играть первую скрипку в XXI веке в мировой экономике. На эту тему можно долго рассуждать, и это отдельная тема для разговора. Скажу одно: очень важно, что именно Татарстан здесь становится пилотом для России в проекте «Шелковый путь».