ОШЕЛОМИТЕЛЬНЫЙ УСПЕХ

В начале этой недели в Москве под руководством заместителя председателя Совета Федерации РФ Ильяса Умаханова прошло всероссийское совещание по подготовке к сезону хаджа 2014 года. На нем было объявлено о распределении квот для паломников из разных регионов и духовных управлений нашей страны. Мусульман Татарстана ждал приятный сюрприз. Количество квот для нашей республики было увеличено с 1,2 тыс. до 1,8 тыс. мест, т.е. ровно на половину. Это без преувеличения настоящая сенсация, если учесть что в нынешнем году произошло снижения общего количества квот, выделенных Саудовской Аравией России, как впрочем и другим странам. Если раньше квота России составляла 20,5 тыс. мест (из расчета 1 место на 1 тыс. российских мусульман), то в нынешнем году по причине проведения реконструкционных работ в окрестностях мекканских святынь оно было сокращено на 20% и составило всего 16,4 тыс. мест.

Столь ошеломительный успех Татарстана выглядит неожиданным только для непосвященной публики. На самом деле он стал результатом масштабной и кропотливой работы, которую проводил муфтий РТ Камиль хазрат Самигуллин на протяжении последнего года. Целая череда встреч в Москве и Саудовской Аравии, принципиальная твердость позиции при проведении переговоров с чиновниками самого высокого ранга — и результат не заставил себя ждать: еще 600 верующих мусульман нашей республики смогут осуществить свою мечту и отправиться в святые земли ислама.

ПРЕДСТОЯНИЕ ПЕРЕД БОГОМ

Хадж — это одно из пяти основных богослужений ислама. Каждый мусульманин, у кого есть такая возможность, должен совершить его хотя бы раз в жизни. В древности люди, совершившие духовное путешествие в Мекку, в глазах единоверцев выглядели настоящими героями, т.к. поездка в далекие аравийские земли давалась очень тяжело, была дорогостоящей и достаточно опасной. По возвращении паломникам порой под ноги стелили даже ковры на разных улицах аула с тем, чтобы хаджи своей поступью прошелся по ним и тем самым каждый смог бы унести к себе в дом частичку его подвига. У многих народов был также обычай выделять людей, побывавших в хадже, особым цветом чалмы.

Сейчас все немного иначе. Усилия и расходы для поездки в Мекку сопоставимы с тратами на очередной зарубежный отпуск у моря. И в этом смысле роездка не выглядит уже чем-то исключительным. Однако по-прежнему остаются актуальными духовные измерения мусульманского паломничества. Для многих людей хадж становится водоразделом между прежней и новой жизнью, между неосознанностью и духовностью.

Ведь что такое хадж? Это символическое предстояние человека перед Богом. Паломники во время хаджа облачаются в белые накидки, олицетворяющие похоронный саван и полную отрешенность (ихрам) от мира. И в этом состоянии абсолютной наготы от всевозможных социальных доспехов человек произносит слова, сдирающие с нас любые маски и притворные роли: «Вот я перед Тобой, о Боже! Вот я перед Тобой». Это момент истины. Момент осознания себя. И это настолько глубокое переживание, что многие люди по возвращении домой уже не могут терпеть в своей жизни наигранности, бездумной неосознанности и бесцельности существования. Они возвращаются другими. Они возвращаются в родные края самими собой.

Конечно же, каждый от хаджа возьмет только то, что может взять. То, к чему он внутренне готов. В начале 90-х многие советские граждане, впервые оказавшись за границей, закупали в Мекке видеомагнитофоны и телевизоры, которые тогда являлись еще дефицитом в нашей стране. Было и такое. Многие и сейчас, воспринимают хадж как разновидность туризма, эдакое путешествие с восточной изюминкой. Такова природа людей — брать от жизни только то, что они способны увидеть. Впрочем, как писал Руми, лучше все же спать на Пути, чем не быть на нем вообще: возможно, идущий сзади споткнется об тебя и тем самым разбудит. Духовные уроки хаджа могут «накрыть» человека спустя годы, когда он будет готов воспринять их. Поэтому ехать туда надо в любом случае.

МЕСТО СОБИРАНИЯ ТАТАРСКОЙ НАЦИИ

В мусульманской традиции есть еще один вид духовного пилигримства — зиярат. Это неканонический, народный обычай посещения особо значимых с духовной точки зрения сакральных мест. В Татарстане ярчайший пример подобной практики — Жиен в Болгаре, который каждый год проводится в день принятия ислама волжскими булгарами, считающийся в Татарстане с недавнего времени официальным памятным днем. Десятки тысяч татар из разных уголков страны и даже мира съезжаются в этот день к святыням древнего Болгара отдать дань памяти своим предкам и вознести молитвы Всевышнему.

На сегодняшний день Жиен в Болгаре — без преувеличения самое массовое ежегодное национально-религиозное мероприятие татарского народа. Оно возникло как движение снизу, как абсолютно стихийная воля простого народа, которая затем была поддержана и руководством республики. Сейчас благодаря огромным стараниям нашего первого президента Минтимера Шаймиева в Болгаре идут масштабные реставрационные и строительные работы, которые обещают превратить его наряду со Свияжском в духовную жемчужину мирового масштаба.

У булгарской земли в духовном ландшафте татарского народа вырисовывается сегодня новое предназначение. Он становится местом собирания татарской нации. Ведь мы разбросаны по разным регионам, раздроблены на разные духовные управления и языковые субэтносы, но есть место, где мы забываем о своих различиях и разногласиях, где мы все едины перед ликом нашей общей истории, пред единым истоком нашей духовной культуры. И это место именуется Болгаром, превращающимся сегодня в духовный град единения татарского народа.

ДУХОВНЫЙ ТУРИЗМ

Помимо собственно духовного измерения Болгар сегодня способен стать и одной из точек роста для татарстанской экономики, ведь по сути речь идет о развитии туризма в нашем регионе. Болгар, как и Казань, может быть в этом смысле очень интересным не только татарам и мусульманам, но людям, далеким в туристическом плане от каких бы то ни было религиозных и национальных предпочтений. Работа в данном направлении в Татарстане уже ведется.

Однако если мы говорим о развитии духовного туризма, то важно понимать, что у него есть свои особенности. Достаточно вспомнить, какую разную оценку получила идея разместить в Болгаре монумент «Хранительница». Когда речь идет о сакральном месте, то затрагиваются глубинные души народа и любые решения в данной связи будут восприниматься особенно чувствительно.

Вместе с тем когда реализуемые проекты выражают самую суть нашей духовной культуры, то это всегда находит теплый отклик в душах людей. Очень удачным в этом плане оказалось решение разместить в Болгаре самый большой в мире печатный Коран, ведь именно Коран является тем ядром, вокруг которого центрируется вся мусульманская культура. Не случайно в главном дворце Османской империи «Топкапы» уже на протяжении 400 лет беспрерывно, днем и ночью, читают текст мусульманского Священного Писания. Эта традиция не прервалась даже в период правления Камаля Ататюрка, активно боровшегося с религией. Если в Болгаре татарский народ также сможет организовать беспрерывное чтение Корана, то это станет дополнительным смысловым притяжением для болгарских святынь, добавив новую грань к их уникальности в масштабах России, ведь такой практики пока нет нигде в нашей стране.

Эту идею муфтий Татарстана Камиль хазарт Самигуллин уже озвучивал на форумах и встречах разного уровня. Кому-то, возможно, кажется, что осуществить ее будет непросто. Но с другой стороны, где сейчас те скептики, которые сомневались в том, что во время всемирного снижения квот на хадж мусульманам Татарстана все же увеличат их число? Еще полгода назад это казалось нереальным. А сегодня это свершившийся факт.

Первый заместитель муфтия РТ
Рустам Батыр