Село Викторовка
Село Викторовка

«ЛЮДИ ПРИВОЗИЛИ ВЕЩИ, А ИХ ВЫВАЛИВАЛИ НА ГОЛУЮ ЗЕМЛЮ КОНТЕЙНЕРАМИ!»

В 20 минутах от Бахчисарая по направлению к морю друг напротив друга расположены два поселка — Викторовка и Маловидное. Историческое название села Викторовка — Кучук-Яшлав. В начале XIX века здесь насчитывалось 18 дворов с 94 жителями, все — крымские татары. Раньше здесь проходила древняя дорога из крымской столицы в главный порт ханства Гезлев (нынешняя Евпатория) и утратившая свое значение только после строительства железной дороги. К концу советской эпохи село практически обезлюдело (к 1990 году здесь было 7 дворов), но за последние десятилетия число жителей многократно выросло за счет возвращающихся из мест депортации крымских татар.

В эти дни на заднем дворе местного магазина столпотворение — здесь выдают российские паспорта. Процесс оформления документов, вопреки ожиданиям местных жителей, затягивается, многие начинают нервничать, но очередь не покидают. Затем многие из них едут на попутке в районный центр, чтобы сделать фотографии на паспорт, сетуя на то, что их отвлекают от работы. Корреспондента «БИЗНЕС Online» встречает Рустем — крымский татарин, депутат местного сельского совета.

— Здесь еще есть русские переселенцы. Откуда вы приехали, Николай Филиппович? — обращается Рустем к старичку в очереди. — Сумская область? Здесь одно время строили дома для крымских татар, но потом нам перекрыли путь и дали это жилье переселенцам. Вот Николай Филиппович ходил выбирал себе дом. Кто эти переселенцы? У них в свое время были проблемы с законом. Перед ними ставили условие — или в ЛТП (лечебно-трудовой профилакторий — прим. ред.) пойдешь, или в Крым поедешь жить. Дома эти им здесь дали бесплатно, обеспечили углем и дровами. Только живи! Это была культурная ссылка со всеми льготами.

Рустем — крымский татарин, депутат местного сельского совета
Рустем — крымский татарин, депутат местного сельского совета

В 1988 году крымские татары начали возвращаться в Крым, и директор местного совхоза выделил им землю под строительство жилья. Местные жители говорят, что здесь были скалы, пустыри и свалки. Люди перевозили сюда вещи из Узбекистана, их вываливали контейнерами прямо на голую землю. Поэтому крымские татары и негодуют, говоря о том, что русские переселенцы приехали на все готовенькое.

— Дом был готов не полностью! Я еще сам доделывал, — протестует Николай Филиппович.

— Ну, ты один гвоздь забил и въехал в дом. А мы приехали сюда на скалы, 20 лет строились. Здесь кругом первое время стояли «балаганы» — это такие строения из рубероида. Там была печка, продувал ветер, света и воды не было, дорог нет. Но у нас был энтузиазм, мы хотели вернуться на Родину. Нам в Узбекистане давали землю в Каршинских степях, обещали назвать это место Крымско-татарской областью, но нам была не нужна эта земля, мы все стремились на Родину в Крым, — спорит Рустем.

Рустем говорит, что рад тому, что Татарстан взял кураторство над Бахчисарайским районом. Все односельчане, которые собрались вокруг него, поддерживают — да, это хорошо, что татары стали сюда приезжать, что муфтий Татарстана здесь был, президент Рустам Минниханов и премьер-министр Ильдар Халиков.

— Многие начали возмущаться, почему в последнее время сюда из России так много официальных и неофициальных лиц едет — татары, чеченцы, дагестанцы. Извините, вы же сами кричали: «Россия», а не «русские». А в России каждый третий — мусульманин. Многие недовольны тем, что чеченцы стали строить мечеть в Севастополе. А что, они не граждане России? У нас большая дружная и толерантная семья — привилегии одной нации здесь не будет, — заявляет депутат.

«У МЕНЯ ДВА СЫНА — ОДИН ТРУБАЧ, ДРУГОЙ АККОРДЕОНИСТ. МНЕ НУЖНО ДВА ДОМА ДЛЯ НИХ!»

В очереди на оформление документов стоит местная жительница Афизе, мать двоих детей. Она показывает свой дом на окраине села Маловидное — его она строила 20 лет. Женщина не скрывает — она не рада тому, что Крым вошел в состав России. Больше всего сейчас ее беспокоит рост цен и судьба ее детей. Один из ее сыновей — военный, он играет в Севастополе в составе оркестра на трубе. Многие его товарищи были из Украины и покинули музыкальный коллектив еще в марте. Меджлис, куда обратилась семья парня, посоветовал, если он не уехал, пускай продолжает работать в оркестре.

— Мы здесь выжили, 20 лет строились, — говорит она. — Вы бы знали, в каких условиях наши женщины рожали в чистом поле! А знаете, как нас здесь в 90-х, казалось бы в цивилизованное время, прописывали? Как в 53-м году! В горисполкоме тогда сидели члены комиссии — представитель милиции, прокуратуры, исполкома. Посмотрели документы и говорят: «Мы тебя прописываем, но с одним условием — ты должен найти работу». Человек идет искать работу, видит, что в местный совхоз требуются электрики, сантехники, приходит к директору и просит взять его на работу электриком. Работодатель смотрит документы и говорит: «Сперва пропишись». Замкнутый круг получается!

Местная жительница Афизе
Местная жительница Афизе

Но затем люди начинают хвалиться успехами. У некоторых крымских татар хорошо идет бизнес (некоторые особо предприимчивые владеют ресторанами на южном побережье), в Крыму есть известные крымско-татарские доктора, свое телевидение, которое несколько раз хотели закрыть. На два поселка работает 8 магазинов, сюда провели газопровод, воду, свет и телефон. На одном из домов, который принадлежал семье крымских татар, уехавших на постоянное место жительство в США, установили минарет — брошенное помещение служит мечетью, в нем регулярно проходят службы.

— Мы любим эту землю, — продолжает Афизе. — А переселенцы, которые сюда приехали в 1967 году, так и остались на том же уровне. Мы когда сюда переехали, они отставали по уровню жизни на 20 - 30 лет! У них до сих пор есть люди, у которых дома даже бани нет! Они просто тряпочками обтираются — я могу вам их показать. Никто русскому человек воду не подаст, а крымский татарин поможет ему, хоть он и враг.

Афизе вздыхает и говорит, что русских здесь не ущемляют, хоть и принято так думать. Женщина несколько раз повторяет: «Самый миролюбивый народ — это крымские татары!»

— А к нам какое отношение? Первые годы у нас на Песчаном (куроротный поселок в Бахчисарайском районе — прим. ред.) пансионаты были круглогодичные, и нас татар туда не брали. Открывали документ, изучали данные и говорили: «Нам уже этот штат не нужен — вакансия закрыта». Если бы квартиры сейчас выдавали, как раньше. Вот у меня два сына — один трубач, другой аккордеонист. Мне нужно два дома для них, — заявляет женщина.

Сами крымские татары полагают, что в умах многих людей еще жива советская идеология, согласно которой их народ считали предателями, изменниками Родины, ненадежным элементом.

Село Маловидное
Село Маловидное

Возле магазина еще долго рассказывают истории о новом укладе жизни — проверить их подлинность, к сожалению, сложно. Крымские татары говорят, что в их районе обещают увеличить численность правоохранительных органов, другие говорят о том, что в Бахчисрайском районе якобы должны открыть игорную зону с казино, кто-то заявляет, что им теперь запрещают говорить на крымско-татарском языке. Красноречиво было и заявление одной женщины, которая рассказала, что русскоязычное население Бахчисарая якобы ходило по их селу и выбирало себе дома, ожидая, что крымских татар вскоре отсюда снова будут прогонять.

Напоследок к толпе подходит престарелая женщина. Поставив стул прямо перед другими людьми, она садится и рассказывает, что родилась в 40-е годы прошлого столетия в Узбекистане, но сколько себя осознанно помнит, с самого детства, у нее всегда было ощущение, что она не дома. «Мы сюда приехали и жили в трудностях, но на родной земле», — качает бабушка головой.

КАК КРЫМСКИЕ ТАТАРЫ ПРИНЦА УЭЛЬСКОГО ВСТРЕЧАЛИ

Глава Ароматненского сельского совета, в состав которого входит Викторовка и Маловидное, Асан Чобанов живет вместе с семьей в Викторовке. Только что он участвовал в юбилее детского сада в поселке Ароматное. Он говорит, что дошкольное учреждение удалось построить пять лет назад за счет средств по программе Украинского фонда социальных инвестиций (УФСИ).

— Пророк Мухаммад сказал: «Кто построит мечеть, Аллах построит тому дом в раю», — говорит Чобанов, бережно откладывая в сторону детскую аппликацию, подаренную детьми. — Мы выделили участок земли под строительство, но пока нет финансовой возможности. Правильно ведь говорится, нужно обеспечить человеку достойную жизнь, чтобы он не переживал о пропитании, жилье, и тогда он сможет полностью отдать себя строительству домов для своих молитв.

Молельный дом в селе Викторовка
Молельный дом в селе Викторовка

Хозяйство Чобанов ведет завидное — он разводит волкодавов, бойцовских петухов, коз. Его сын учится на агрария, поэтому ему выделили отдельный участок для работы в земле. Пока супруга главы сельского поселения накрывает на стол, глава семейства включает телевизор — на экране с пародиями выступает Максим Галкин.

— Это же муж Аллы Пугачевой, — улыбается глава сельсовета. — Хорошо артистам — им все равно, кого веселить — русских, украинцев, крымских татар...

Чобанов переключает на телеканал АТР — тот самый канал для крымских татар, который вещает из Симферополя. Это первый коммерческий крымско-татарский телеканал, вещание которого проходит на трех языках: крымско-татарском, украинском и русском. Сейчас в дневное время здесь показывают турецкие и бразильские сериалы, переодически выходят выпуски новостей, которые, оно и понятно, по своей риторике отличаются от тех новостей, что транслируют российские каналы...

За обедом Чобанов вспоминает изречение «поскреби русского — найдешь татарина». Чобанов выдвигает версию о том, что английская королевская семья имеет крымско-татарские корни. Как выяснилось, эта теория очень популярна в Крыму. Асан Ремзиевич говорит, что в прошлом году на полуостров приезжал член королевской семьи Великобритании Майкл Кентский, двоюродный брат королевы (к слову, такой визит действительно состоялся). Чобанов говорит о том, что принц Кентский посещал Бахчисарай, изучал культуру крымских татар. Теперь одна из улиц Бахчисарая носит имя принца Уэльского. Причем рядом находится улица Мишки Татарина (так поляки называли Умера Адаманова — крымского татарина, который героически погиб 1 июня 1943 года при спасении польских жителей от уничтожения гитлеровцами — прим. ред.). Так вышло, что перекресток двух улиц можно именовать как «угол Принца Уэльского и Мишки Татарина».

Диктор новостей на телеканале АТР рассказывает о том, как накануне полиция разогнала митинг. Организаторы акции хотели привлечь внимание новых властей к проблеме взяточничества в Севастополе и во всем Крыму. Правоохранители представились полицейскими из России. Они требовали от участников разрешительные документы и обвинили их в несанкционированном собрании.

— По этому поводу у нас теперь есть анекдот, — говорит Чобанов. — Собака переходит границу — идет из Украины в Россию. Ее спрашивают: «Шарик, ты зачем в Россию идешь?» Собака отвечает: «Погано у вас». Вскоре собака возвращается, на таможне ее спрашивают: «Шарик, зачем вернулся?» Собака в ответ: «И там, и тут паршиво. Только в России еще и лаять не дают!»

Александр Шагулин
Бахчисарай — Казань

Читайте также: