ОДИН ИЗ САМЫХ ГРОМКИХ СУДЕБНЫХ ПРОЦЕССОВ В РТ ПОДХОДИТ К СВОЕЙ КУЛЬМИНАЦИИ: ОNLINE-ТРАНСЛЯЦИЯ ИЗ ЗАЛА СУДА. ЧАСТЬ 137-Я

Сегодня в Московском районном суде Казани началось одно из ключевых заседаний по делу «Булгарии». Сторонам процесса дана возможность выступить с репликами, а подсудимым — с последним словом. Сторона обвинения уже попросила назначить субарендатору теплохода Светлане Инякиной наказание — 14 лет 6 месяцев колонии общего режима с лишением права в течение 3 лет заниматься коммерческими перевозками. Что она ответит прокурорам? Корреспонденты «БИЗНЕС Online» ведут текстовую трансляцию из зала суда.

11:20. Представители гособвинения, отвечая на вопросы журналистов, не смогли сказать, почему судья принял такое неожиданное решение, но уточнили, что, по всей видимости, у него были на то основания.

11:16. Затем судья сообщил, что в деле объявляется перерыв до середины июня. Таким образом, последнее слово Инякиной будет предоставлено после возобновления процесса. После того как она выскажется, судья удалится в совещательную комнату. Почему судья Якунин принял решение сделать в деле столь длительный перерыв, неизвестно.

11:14. «Корабль был технически пригоден к плаванию, в нем были средства спасения, на которых благополучно спаслись люди. К гибели людей я непричастен, поэтому я прошу меня полностью оправдать», — сказал в своем последнем слове Ивашов.

11:01. «Мы, Ространснадзор, ни одного документа, разрешающего плавание «Булгарии», не выдали. Ясно, что гибель 122 людей необходимо просто положить на чью-то ответственность», — заявил в своем последнем слове Семенов. Он заявил, что признает только моральную сторону обвинения. «Я, конечно, приму все, что мне назначит суд, но это истину вам не раскроет. А истина такова, что гособвинение и следствие пытаются все исказить. Если бы я чувствовал свою вину, по-настоящему был виновен, я бы себя за эти три года сожрал уже!» — сказал подсудимый, напомнив, что он был обычным подчиненным, который не мог по собственной инициативе проводить проверки.

1.jpg
Семенов

10:55. Около 10 минут Тимергазиев анализировал деятельность надзорных органов: транспортной прокуратуры, полиции на транспорте, Ростехнадзора, следственного комитета. По его мнению, их бездействие, провал в их работе по линии контроля безопасности речных перевозок привели к трагедии. Потерпевшие слушают подсудимого, то и дело возмущенно высказываясь. В какой-то момент судебный пристав даже вынужден сделать им замечание. «Наши доводы никто не хочет слышать, на нас уже, наверное, крест поставили. Надеюсь, ваша честь, вы вынесете справедливое решение», — напоследок заявил Тимергазиев, обращаясь к судье.

10:44. Последнее слово предоставляется подсудимым. Старпом Хаметов выразил соболезнования семьям погибших и сказал, что воспринял гибель теплохода как личную трагедию. «Если бы я управлял этим судном, трагедии бы не случилось», — сказал Хаметов и закончил свое короткое выступление.

Тимергазиев выразил соболезнования и заявил, что это не его вина. Его выступление было более содержательным — он вспомнил, как происходило его задержание, заявил, что сейчас только ленивый не пинает чиновников, подобных ему. По мнению подсудимого, судно погибло из-за неквалифицированных действий экипажа — они не закрыли иллюминаторы, выходя в плавание в непогоду.

«Корабль потопила не бумажка А4, не акт проверки, а эти злосчастные иллюминаторы!» — заявил подсудимый.

1.jpg
Тимергазиев

10:38. От всех потерпевших слово взял Игнарин. Он заявил, что на судебном процессе «истину постоянно затаптывали». По его словам, сторона защиты «переводила стрелки» на членов экипажа. Хотя, по словам Игнарина, никто из потерпевших не исключает вину экипажа. По мнению потерпевших, Инякина не имеет права просить об амнистии, ссылаясь на несовершеннолетнего ребенка. «Если бы она раскаивалась, признавала свою вину», — заявил Игнарин. Потерпевший по-прежнему считает дни с момента катастрофы — он сообщил, что прошли 1338 дней со дня трагедии. В заключении он попросил назначить подсудимым максимальное наказание, связанное с реальным лишением свободы.

1.jpg
Игнарин (справа)

10:31. Гособвинитель сообщает, что все слова подсудимых о том, что многие свидетели и потерпевшие якобы давали ложные показания, голословны. Все доказательства, по его словам, свидетельствуют о вине подсудимых — она полностью доказана. Адвокаты, в свою очередь, взяли ответные реплики, в основном касающиеся того, что гособвинение не учитывало состояние их подзащитных. Многих не устроило то, что уголовного преследования удалось избежать членам экипажа теплохода.

3.jpg
4.jpg

10:23. Подсудимых завели в клетку. Потерпевшие, рассаживаясь, активно обсуждают возможность амнистии подсудимых и в начале заседания заявляют, что хотят выступить с репликами. Но сперва слово берет гособвинитель Нуруллин, который говорит, что гибель теплохода связана с рядом обстоятельств, которые находятся в прямой связи с деятельностью подсудимых.

1.jpg

Газета «БИЗНЕС Online» максимально подробно освещала каждое судебное заседание. Надо отдать должное судье Сергею Якунину — во многом благодаря ему процессу изначально был задан динамичный темп. Когда летом выяснилось, что в суд для дачи показаний неохотно идут потерпевшие, выжившие пассажиры теплохода, Якунин распорядился обеспечить принудительную явку, и дело не забуксовало.

2.jpg
Судья Сергей Якунин

10:15. Подсудимых поочередно отводят в комнату конвоя, чтобы они оставили там свои вещи. Первой в здании суда появляется Инякина.

Напомним, 25 апреля гособвинение в прениях попросило суд назначить Инякиной наказание — 14 лет 6 месяцев колонии общего режима с лишением права в течение 3 лет заниматься коммерческими перевозками. Ивашов, по мнению прокуратуры, заслуживает 7 лет колонии общего режима и в течение 3 лет не должен работать в регистре.

Начальнику Казанского отдела Ространснадзора Тимергазиеву прокурор просил назначить наказание в виде 8 лет лишения свободы в колонии общего режима. Для другого подсудимого Семенова — бывшего главного государственного инспектора Казанского линейного отдела Волжского управления Госморречнадзора Ространснадзора — 8 лет колонии общего режима. Для Хаметова старший помощник татарской транспортной прокуратуры Евгений Дикарев попросил 6 лет и 10 месяцев лишения свободы в исправительной колонии общего режима.

3.jpg
Инякина и Тимергазиев

10:01. В коридоре собралось немало потерпевших, журналистов — процесс вызывает повышенный интерес.

2.jpg
1.jpg

* * *

Трагедия произошла 10 июля 2011 года примерно в 13 часов 30 минут в Куйбышевском водохранилище в районе села Сюкеево Камско-Устьинского района. Двухпалубный теплоход (дизель-электроход) «Булгария» был построен в 1955 году на верфи в Чехословакии. С момента постройки теплоход носил имя «Украина», в феврале 2010 года был переименован в честь Волжской Булгарии — древнего государства. До 1962 года принадлежал Волжскому объединенному речному пароходству (ВОРП), порт приписки — Горький, затем был передан в Камское речное пароходство (в настоящее время — ОАО «Судоходная компания «Камское речное пароходство»», генеральный директор — Валерий Незнакин, крупнейший акционер — Михаил Антонов), порт приписки — Чайковский.

По окончательным данным, из 201 человека, находившегося на борту, спаслись 79. Гибель остальных 122 человек подтверждена. Среди погибших — и капитан теплохода «Булгария» Александр Островский.

Судебный процесс по делу о гибели теплохода «Булгария» стартовал в Московском районном суде 6 мая, то есть спустя почти два года после самого ЧП. За этим судебным разбирательством, равно как и за делом о пытках в «Дальнем», следят не только в Татарстане, но и за пределами республики. Процесс начался не в стенах суда, а во Дворце культуры «Юность» просто потому, что маленький зал суда не смог бы вместить всех участников. На скамье подсудимых по громкому делу оказались пять человек: субарендатор «Булгарии» Светлана Инякина, старший эксперт Камского филиала Российского речного регистра Яков Ивашов, старший помощник капитана теплохода Равиль Хаметов и два сотрудника Ространснадзора Владислав Семенов и Ирек Тимергазеев. Все подсудимые, кроме Семенова, свою вину не признали. Семенов признал ее частично.