Проходной барьер на выборах в Госсовет РТ планируют снизить с 7% до 5%. Такие поправки в избирательный кодекс Татарстана будут рассмотрены на ближайшей сессии Госсовета 21 мая (фото: www.speaker.tatarstan.ru)

ПАРТИИ НАЧАЛИ БОРОТЬСЯ ЗА СНИЖЕНИЕ ПРОХОДНОГО БАРЬЕРА ЕЩЕ В ЯНВАРЕ

Чем ближе 14 сентября — день выборов в Госсовет Татарстана, тем явственнее ощущается предвыборное напряжение, в том числе в парламенте республики. Вот и вчера, когда собирались комитеты ГС РТ, обсуждение проходило, скажем так, эмоционально. Поскольку в повестке дня были вопросы вполне себе «горячие», напрямую касающиеся как будущей (впрочем, неофициально она уже началась) избирательной кампании, так и собственно голосования. Это проходной барьер в ГС, видеонаблюдение на избирательных участках, а также проведение митингов, число которых, как было видно 1 мая, заметно увеличилось.

В борьбу за снижение проходного барьера татарстанские партии (то есть отделения федеральных) вступили, как писала газета «БИЗНЕС Online», еще в январе этого года. Тогда татарстанские лидеры 31 партии и 12 общественных организаций подписали письмо с настойчивой рекомендацией снизить на выборах проходной барьер с 7 до 3%. Реакция властей на это письмо была нулевой. Так что на мартовской встрече партий с председателем Центризбиркома РТ Экзамом Губайдуллиным первый секретарь рескома ТРО «Коммунисты России» Альфред Валиев потребовал от ЦИК ответить, наконец, на письмо партий.

Но только вчера такой ответ, можно сказать, был получен. На заседании комитета по государственному строительству и местному самоуправлению ГС РТ депутаты рассмотрели законопроект «О внесении изменений в Избирательный кодекс РТ и отдельные законодательные акты РТ о референдумах». Среди этих изменений — снижение барьера с 7%, правда, не до трех, а до 5%. Фактически нет сомнений, что на заседании ГС РТ, которое запланировано на 21 мая, депутаты дружно проголосуют за эти 5%. А поскольку изменения в избирательное законодательство будет принято до объявления выборов (оно ожидается где-то 6 июня), новый проходной барьер «заработает» уже 14 сентября.

Впрочем, большой заслуги татарстанских парламентариев в снижении этого барьера нет — просто изменилось федеральное законодательство, 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Но 67-ФЗ, помимо прочего, еще и поменял условия регистрации кандидатов и партийных списков кандидатов. Естественно, в худшую, особенно для молодых партий, сторону. Так, теперь практически всем им предстоит собирать подписи избирателей. Кандидат должен собрать 3% от числа избирателей своего округа, партия — 0,5%.

Альфред Валиев и Марсель Шамсутдинов
Марсель Шамсутдинов: «Дума РФ вынуждена была снизить проходной барьер, потому что заграница просто смеялась над этими семью процентами — в цивилизованных странах набрал один процент — и уже представлен в парламенте»

РАЗМЕСТИТЬ ВИДЕОКАМЕРЫ, ЗНАЧИТ ВЫРАЗИТЬ НЕДОВЕРИЕ ЧЛЕНАМ УИК И ТИК

Комитет по госстроительству рассмотрел еще один законопроект, имеющий прямое отношение к грядущим выборам, — о видеонаблюдении на избирательных участках во время голосования. Проект внес депутат из фракции КПРФ Артем Прокофьев. В своем проекте он написал: «...Предлагается организовать видеонаблюдение на избирательных участках в целях повышения уровня доверия граждан к избирательному процессу». Прокофьев считает, что видеокамеры надо установить во всех помещениях для голосования в РТ и организовать трансляцию на специальной странице в интернете. Депутат напомнил про опыт применения видеокамер на выборах президента РФ 4 марта 2012 года.

Но даже ссылка на президентские выборы не помогла — коллеги Прокофьева его законопроект не одобрили, сославшись на то, что на организацию видеонаблюдения потребуется до 300 млн. рублей. Чрезвычайно выразительную фразу при этом произнесла председатель комитета Валентина Липужина: «Установка видеокамер — это не просто затратное дело, разместить сейчас видеокамеры, значит выразить недоверие членам участковых и территориальных избирательных комиссий». Sapienti sat.

ПЛОЩАДЬ СВОБОДЫ ДЛЯ МИТИНГОВ ПО-ПРЕЖНЕМУ ЗАКРЫТА

Вчера же состоялось заседание комитета ГС по законности и правопорядку. Здесь Прокофьев (уже не в первый раз) попытался в преддверии избирательной кампании отстоять право граждан проводить митинги, например, на площади Свободы в Казани. Сейчас это запрещено законом, поскольку митинговать надо не ближе, чем за 50 м от зданий органов госвласти.

Прокофьев рассказал «БИЗНЕС Online», как через комитет проходил, но не прошел, его законопроект «О внесении изменений в закон РТ «Об обеспечении условий реализации прав граждан на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований в РТ»: «Было видно, что прокуратура, аппарат президента и минюст занимают относительно нейтральную позицию. А вот МВД и особенно город, исполком Казани, настаивают, что не надо менять запретительный закон. То есть если раньше в исполкоме говорили, что проблема в законе, то на заседании комитета выяснилось, что, оказывается, в исполкоме — ярые его сторонники. И они полагают, что если принять поправки, то граждане будут митинговать перед кабмином и парламентом. Но митинги и проводятся для публичного выражения позиции!.. На комитете ссылались даже на украинских экстремистов — дескать, если в законе не будет про 50 метров, то и у нас могут захватить здания. Но, я считаю, экстремистам совершенно плевать — 50 метров, 100 метров, 10 километров... Если что, придут и захватят, им закон не указ».

Законопроект будут рассматривать депутаты на ближайшем заседании ГС, но каковы шансы, что он будет принят?..

Артем Прокофьев
Артем Прокофьев: «Никто до пяти процентов не добирался. Сейчас 5 процентов будут означать два или, в лучшем случае, три мандата. Это не принципиально»

СНИЖЕНИЕ ПРОХОДНОГО БАРЬЕРА С 7 ДО 5% ПРОЦЕНТОВ НЕ НИКАК НЕ ИЗМЕНИТ СИТУАЦИЮ

Представители татарстанских отделений политических партий прокомментировали для «БИЗНЕС Online» снижение проходного барьера на выборах в Госсовет РТ 14 сентября.

Альфред Валиев — первый секретарь рескома ТРО «Коммунисты России»:

— Дело не в снижении проходного барьера, которое прописано в федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а в самом этом законе. Мы считаем, что это антидемократический закон. Да, барьер снижается с 7 до 5 процентов. Но закон обязывает собирать подписи избирателей. Если раньше для кандидата был нужен 1 процент от числа избирателей в округе, то теперь — 3 процента. Реально по нашим одномандатным округам на выборах в Госсовет РТ каждый наш кандидат должен собрать около 2 тысяч подписей. Раньше было 600. 2 тысячи собрать очень тяжело. Для партий — 0,5 процента. То есть нам, например, надо собрать 15 тысяч подписей. Поэтому, с одной стороны, закон вроде бы лоялен к партиям, так как снижает проходной барьер. Но, с другой стороны, ужесточает для них условиях участия в выборах. Это, я считаю, опять сделано в угоду четырем парламентским партиям. Конечно, мы соберем подписи. Но ведь еще надо, чтобы их приняли. В четверг, 15 мая, мы, как и другие партии, будем в 6 вечера проводить у памятника Вахитову митинг, где как раз будем говорить про этот закон. Хотим обратиться к президенту Татарстана, как к гаранту конституции РТ, чтобы он помог обеспечить законность на выборах в нашей республике.

Артем Прокофьев — член ЦК КПРФ, депутат Госсовета РТ (фракция КПРФ):

— С одной стороны, я, конечно, хотел бы, чтобы новый состав Госсовета Татарстана отражал богатую палитру разных политических взглядов. Но зная тот расклад сил, который сегодня есть в республике, те условия политической конкуренции, которые существуют, я считаю, что снижение проходного барьера до 5 процентов, оно никак не изменит ситуацию. Более существенным является факт, что теперь, с учетом изменения федерального законодательства, новым партиям понадобится сбор подписей. Соответственно, многие из них, абсолютное большинство, в принципе лишатся шанса вступить в предвыборную борьбу, потому что не смогут собрать такое количество подписей. Поэтому 7 или 5 процентов, на самом деле, никакого влияния не окажут на расклад сил в парламенте. Раньше 5 процентов гарантировали один утешительный мандат, но его же у нас никто и никогда не получал, мы же это хорошо знаем. Никто до пяти процентов не добирался. Сейчас 5 процентов будут означать два или, в лучшем случае, три мандата. Это не принципиально.

Марсель Шамсутдинов — председатель татарстанского отделения Республиканской партии России — Партии народной свободы (РПР-ПАРНАС):

— На все надо в комплексе смотреть. Да, снижение проходного барьера повышает шансы партий попасть в Госсовет Татарстана. Потому что 7 процентов — это вообще запредельно. Наши татарстанские депутаты снизили до 5 процентов, потому что так в федеральном законе. А Дума РФ вынуждена была снизить проходной барьер, потому что заграница просто смеялась над этими семью процентами — в цивилизованных странах набрал один процент — и уже представлен в парламенте. Но параллельно Дума отменила право партий выдвигать кандидатов и участвовать в избирательной кампании по факту их регистрации, — теперь надо собирать подписи избирателей. Даже наша партия, «ПАРНАС», у которой есть в Ярославской области депутат областного законодательного собрания, теперь будет вынуждена собирать подписи. Но собрать — это еще не все, нам ведь могут сказать, мол, а вот здесь закорючку неправильно поставили... И забраковать подписи. Это удобный предлог не пускать на выборы неугодных. Тем не менее снижение проходного барьера — это, конечно, шаг в правильном направлении.