Профессор МГИМО Сергей Шахрай, стоявший за кулисами Беловежских соглашений, в интервью «БИЗНЕС Online» рассказал о путях выхода из украинского кризиса. Киеву сейчас следовало бы не шарахаться от федерализации как от «наезда» Москвы, а взять на вооружение опыт Татарстана с его договором о разграничении предметов ведения. А на правах президента национальной федерации бадминтона РФ он оценил первое «европейское золото», взятое в Казани, и анонсировал строительство зала бадминтона в составе комплекса «ракетных видов спорта» рядом с академией тенниса в этом году.
ДОГОВОР ЕЛЬЦИНА И ШАЙМИЕВА ЕЩЕ НЕ ВЫРАБОТАЛ СВОЙ РЕСУРС. ОН ПРИГОДИТСЯ И В ИСПАНИИ, И В АНГЛИИ
— Сергей Михайлович, в ситуации на Юго-Востоке Украины, на ваш взгляд, все ли юридически выдержанно с возвращением Крыма под юрисдикцию России и референдума в Донецкой и Луганской областях?
— Когда государства распадаются, то юридически чистых решений не бывает. Но всегда во время распада государств происходят такие вещи, как возвращение Крыма в состав родной страны. При этом не надо обобщать. Ситуации по Крыму и Юго-Востоку Украины разные. И юридически, и исторически — разные.
Начнем с Севастополя. Он не входил в состав Крыма, никогда юридически не передавался. Я был председателем комитета по законодательству в Верховном совете РСФСР, и еще тогда мы все это юридически доказали.
Что касается Крыма в целом, то в соглашении об образовании СНГ мною была внесена на перспективу «хитрая» пятая статья, которая гласит, что границы, которые образовались между Россией и Украиной после распада СССР, признаются до тех пор, пока Украина юридически и фактически признает себя членом Содружества независимых государств. В случае, если Украина приостанавливает свое членство или уходит, то юридически вопрос о границах становится открытым, а значит, подлежит специальному обсуждению и урегулированию с помощью договоров или соглашений. Последующие годы немножко эту ситуацию, скажем так, подпортили, потому что появились двусторонние договоры между Россией и Украиной, и юридически ситуация ухудшилась.
И здесь важен еще один момент, о котором пока практически никто не говорил. После Второй мировой войны членом ООН стал Советский Союз в целом, а также Украина и Белоруссия.
— Отдельно?
— Да. А когда решается вопрос изменения территории между членами ООН, необходим договор между ними (это записано в уставе организации). Специального договора о передаче Украине Крыма не было. Иными словами, не была соблюдена международно-правовая процедура решения территориального вопроса. Вопрос о Крыме не был юридически закрыт.
Но в то время я предложил еще один вариант решения проблемы Крыма в российско-украинских отношениях. Проблему хотя бы иногда не стоит рассматривать только как яблоко раздора. Иногда бывает полезно просто развернуть ситуацию на 180 градусов.
В 1992 году я предложил концепцию свободной экономической зоны для всего Крыма. Не касаться, не обсуждать вопрос о суверенитете. А создать «на двоих» — России и Украине — особую экономическую зону. То есть вместо дележа Крыма мы превратили бы его в подобие того же Шеньчжэня, о котором скажем ниже. Это была бы площадка, на которой осуществлялся бы свободный экономический режим, который мог и должен был принести обоим государствам равный доход. Я в начале 1990-х написал проект закона об особой экономической зоне для Крыма. Но меня тогда не услышали.
Сейчас ситуация, естественно, сильно изменилась. Произошедший конфликт еще долгое время будет тлеть, но если через два-три года мы вспомним об этом предложении, то Россия вполне может протянуть руку Украине и предложить рассмотреть Крым как общую особую экономическую зону. Вопрос суверенитета уходит на второй план, а на первый выходит вопрос извлечения выгоды из этой уникальной ситуации. На сегодняшний день это предложение может представляться фантастическим, но жизнь летит очень быстро. Точно также, как договор с Татарстаном от 1994 года мог быть моделью для регулирования отношений между Симферополем и Киевом. Потому что это договор не только между федеральным центром и республикой, это метод решения территориальных проблем и конфликтных ситуаций. А он универсален. Ельцин и Шаймиев, при моем скромном участии, нашли универсальный метод решения территориальных и политических вопросов через разграничение полномочий и предметов ведения. В этом плане татарстанский договор еще не выработал до конца свой ресурс. Он еще может пригодиться и в Испании, и в Англии с Шотландией.
ДОГОВОР ЕЛЬЦИНА И ШАЙМИЕВА ПРИГОДИТСЯ ДАЖЕ ДЛЯ КИЕВА
— А для Киева он совсем неактуален?
— Для Киева этот договор как пример взаимоотношений пригодится для урегулирования своих отношений с юго-восточными территориями Украины. Потому, что здесь не будет повторения ситуации с Крымом, который просто вернулся в родную гавань.
Жаль, что Украина рассматривает термин «федерализация» как «происки» Москвы. Вообще-то, для Украины как страны, четко разделенной пополам, давно необходимо было ликвидировать пост президента. Я еще с 1992 года пишу об этом с периодичностью в два-три года. Почему? Единый президент в стране, расколотой пополам, — всегда конфликт. Второе, Украине необходимо было бы ввести статус федеративной республики по немецкому типу. Когда страна живет не как политическая, а экономическая, территориальная федерация. При этом Украине выборы в Верховную Раду следовало бы проводить только по партийным спискам, без одномандатных депутатов. Подобные депутаты все равно будут «привязаны» либо к Западу, либо к Востоку. В этом случае основным органом власти становится парламент, который формирует правительство. Ключевой фигурой исполнительной власти становится премьер. А если уж так нужен президент, то пусть будет для представительских функций, как в той же Германии. Хотя лучше этот пост вообще убрать. Чем быстрее политики в Киеве это поймут, тем будет лучше.
— А поймут ли?
— России лучше было бы действовать руками Евросоюза, и особенно Германии, Америки, потому что то, о чем я только что сказал, это рецепт спасения Украины. Ни в коем случае не рецепт ее ослабления. Нам можно и нужно вспоминать слова Ленина, который с большевиками до 1916 года клеймил позором федерацию, как способ организации государства, а потом, как прагматик, поменял позицию на 180 градусов. Если федерация служит для того, чтобы собрать страну из руин в единое целое, то это благо. Если же федерацию внедряют в процветающее государство, то это уже минус.
Поэтому для Юго-Востока Украины сейчас татарстанская модель — это модель регулирования отношений между регионами и центром. А на данный момент этим областям надо строить свою государственность или квазигосударственность. Чтобы получить возможность договариваться и с Киевом, и с Москвой. При этом на много лет там вырастет зона самостоятельных, но никем не признанных государств, с которыми прежде всего будет строить отношения Россия. Со временем трезвые голоса возобладают и в Киеве.
— Не знакомились с новой конституцией Крыма, в работе над которой частично были задействованы татарстанские юристы?
— Смотрел. Не участвовал в ее написании, но, как эксперт могу сказать, что это грамотно составленный документ.
— Вы говорите об этом, как человек со стороны...
— Отнюдь. Я родился и вырос в Крыму, в Симферополе. Вырос в поселке Кача под Севастополем. Там мой отец закончил в 1941 году Качинское летное училище, после чего ушел на фронт. Брат, который на 10 лет старше меня, родился в Бахчисарае. И я, пока не поступил на учебу в университет, каждое лето проводил у бабушки с дедушкой. Они в 1934 году по призыву страны и компартии приехали поднимать сельское хозяйство Крыма. Дед до этого был рабочим с Путиловского завода.
— Мой вопрос был в том, насколько давно вы там были?
— Я каждый год приезжаю на могилки деда Алексея и бабушки Антонины, чтобы поправить их, поухаживать.
Закладка камня первого в России центра бадминтона с участием председателя счетной палаты России Сергея Степашина, президента НФБР Сергея Шахрая, президента Республики Татарстан Рустама Минниханова, председателя наблюдательного совета федерации бадминтона РТ Алексея Демидова, декабрь 2012 |
КТО ЗАБИЛ ПОСЛЕДНИЙ ГВОЗЬ В КРЫШКУ ГРОБА СССР, ТАК ЭТО ТЕ, КТО ПОПРОБОВАЛ С ПОМОЩЬЮ ТАНКОВ ВОССТАНОВИТЬ СТРАНУ
— Уже отходя от проблем Украины. Недавно в СМИ поднимался вопрос о суде над Михаилом Горбачевым. Отдельные оппоненты высказывались в том плане, что к суду надо привлекать не только первого президента СССР, но и тех, кто готовил Беловежские соглашения. Можете как-то прокомментировать эти заявления?
— Могу в качестве советника в то время президента России. Знаете, в какой плоскости находится этот вопрос? Это все равно, что обвинить в убийстве врача, который зафиксировал летальный исход пациента и выписал соответствующую справку, без которой его близким нельзя ни похоронить человека, ни вступить в наследственные отношения.
Возвращаясь к Беловежским соглашениям. К 8 декабря 1991 года от былого Советского Союза оставались РСФСР и в какой-то степени Казахстан. Остальные 13 республик ушли. Кто-то еще до августовских событий того года. Кто забил последний гвоздь в крышку гроба СССР, так это те, кто попробовал с помощью танков восстановить страну. Может быть, они это делали из самых лучших побуждений. Но вопрос в результате. До августа отделились только три республики Прибалтики, Грузия. Но после августа «посыпались» все остальные. Я был в это время депутатом Верхового совета СССР, участвовал в Ново-Огаревском процессе и наблюдал, как число советских республик неуклонно уменьшается до 9, 8, 7 и дошло до 5. Выглядело тогда это так, будто партийные, коммунистические лидеры республик бежали куда подальше от демократических преобразований Москвы и прятались за суверенитетами. Впрочем, до сих пор некоторые из них находятся у власти, что тоже надо понимать.
А Михаил Сергеевич, обидевшись на путчистов, 24 августа 1991 года заявил о том, что он слагает с себя полномочия генсека, выходит из компартии и призывает честных коммунистов выйти из КПСС. Как человека его можно было понять, но как государственного деятеля — нет. Потому что другого механизма власти, помимо КПСС, в стране не было. Кстати, именно за участие в организации путча Верховный совет СССР (не России!) 29 августа 1991 года приостановил деятельность КПСС, поручил союзному МВД взять под охрану имущество партии для передачи Советам. Во всяком случае, должен был пройти какой-то переходный период, во время которого состоялся бы возврат власти от партийных органов к государственным. Если вы пороетесь в архивах, то можете прочесть страшно интересные лозунги, которые звучали на стотысячных митингах в Москве. «Вся власть Советам!» Непосвященный человек мог бы подумать, что произошел возврат к 1905 году, к Красной Пресне, а там люди имели в виду то, что по Конституции вся власть должна принадлежать Советам, вот и необходимо ее вернуть.
Мы должны помнить, что 1 декабря 1991 года на Украине прошел референдум о независимости, прошедший за неделю до образования СНГ, которое, по сути, из-за этого референдума и возникло. Тогда более 80 процентов жителей Украинской ССР выступили за независимость Украины. А без Украины в Союзе практически ничего не оставалось.
Поэтому хочу зафиксировать в сознании читателей один факт: к 8 декабря 1991 года ничего уже не надо было распускать в Советском Союзе, все уже давно разбежались. Ну не могли три человека в лесу развалить ядерную державу с почти двухмиллионной армией и с огромным аппаратом КГБ. Не могли!!!
— А что могли?
— Тогда речь шла о другом. Что делать дальше? Разлагаться и воевать всем со всеми, как в Югославии? Или предложить что-то иное? Вспомнили, что в 1922 году Советский Союз основали РСФСР, Белоруссия, Украина и Закавказская федерация, ЗСФСР. В 1936 году ЗСФСР была разукрупнена на три самостоятельных республики — Азербайджан, Армению и Грузию, и к декабрю 1991 года все эти республики уже вышли из состава СССР. Следовательно, у нас в Беловежской пуще собрались три из четырех республик-основателей Союза. Получается, что они основали СССР, и они же вынуждены были принять горькое решение о том, что Советского Союза больше не существует, а образуется новое Содружество независимых государств.
Спустя годы можно уже сказать, что там даже речь шла о славянском союзе. Но хватило здравого смысла, чтобы вспомнить, что Россия не мононациональное государство. И 21 декабря в Алма-Ате были подписаны все документы о том, что СНГ является правопреемником и наследником СССР.
Может быть, пройдут годы, вся тяжесть от распада страны, (поверьте, такие шрамы остались на сердце) немного спадет, и люди уже будут, сравнивая в том числе и события тех лет в Югославии, оценивать произошедшее по-иному. Как найденный способ мирного перехода в очень непростой ситуации. Ведь сначала энергия распада была столь велика, что республики разлетались друг от друга, как можно дальше. А с конца 90-х годов процесс пошел в обратном направлении. Интеграция, Таможенный союз, Союз России и Беларуси, последние, очень поучительные события на Украине, говорят о том, что интеграция неизбежна. Только ее надо осуществлять по-современному, технологично, без политического кликушества и неаккуратных юридических решений. В частности, использовать те механизмы, о которых я уже говорил, включая особую экономическую зону для Крыма, разграничение предметов ведения и полномочий, иными словами, все, что помогает решать совместные проблемы.
Президент НФБР Сергей Шахрай, президент Республики Татарстан Рустам Минниханов и президент Всемирной федерации бадминтона Пол-Эрик Хойер, июль 2013 (фото: president.tatarstan.ru) |
НЕ ТОЛКАТЬСЯ У ТРОНА, НЕ ТАЩИТЬСЯ В ОБОЗЕ И НИКОГДА НЕ БРОСАТЬ МГУ
— Сергей Михайлович, после ухода из Счетной палаты вы сейчас работаете в МГУ?
— 8 лет назад Счетная палата совместно с МГУ и академией наук РФ образовали новый факультет — Высшая школа государственного аудита. Это было решение ректора и ученого совета МГУ. Идея и концепция такого факультета родилась в моей голове после изучения профессионального состава Счетной палаты.
Подобный факультет пока единственный в мире, поскольку здесь мы соединили финансовое и юридическое образование в одно целое. Выпускники нашего факультета — это не просто юристы или экономисты общего профиля, а специалисты, ориентированные на деятельность в сфере финансового контроля.
Приведу пример. В прошлом году пятерых выпускников факультета пригласила на работу мировая аудиторская компания Pricewaterhouse Coopers. Помимо нее, наши выпускники трудятся и в других аудиторских компаниях с мировым именем (их, кстати, всего пять в мире). И туда нельзя устроиться, что называется, по блату. Необходимы прекрасные знания в области права, финансов и английского языка.
Если говорить о России, то здесь основные места работы для выпускников — это федеральная и региональные счетные палаты, казначейство, министерство финансов, государственные корпорации, бизнес-структуры. Что интересно: уже третий год по соглашению со следственным комитетом мы готовим финансовых шерлоков холмсов. Они будут специалистами в области расследования финансовых преступлений. Не секрет, что в судах разваливается до 90 процентов дел, связанных с финансовыми махинациями и хищениями, потому что не хватает «финансовых следователей».
— Да, очень тяжело такое доказывать.
— А мы начали готовить специалистов, которые способны это сделать. Это наше совместно со следственным комитетом России ноу-хау.
Поэтому, я бы не стал говорить, что перешел из Счетной палаты в МГУ. Еще работая там, я принимал участие в создании этого факультета, куда и пришел работать.
Меня отец, царство ему небесное, учил нескольким вещам. Не толкаться у трона, не тащиться в обозе и никогда не бросать МГУ! Вот я ему каждый раз кланяюсь за подобные наставления. Потому что я пришел в политику из МГУ, но, будучи депутатом Госдумы четырех созывов, работая в правительстве России и администрации президента, я все равно сохранял свой спецкурс в МГУ, вел дипломников, аспирантов. И сейчас вернулся в родные пенаты. Кстати, ректор поручил мне создать филиал МГУ в Китае.
МГУ СОЗДАЕТ ФИЛИАЛ В ШЕНЬЧЖЭНЕ
— В каком городе?
— Город Шеньчжэнь, где проходила летняя Универсиада 2011 года. Это смежная с Гонконгом территория, особая экономическая зона, зона высоких технологий. По объему ВВП — это две Португалии. Город, который 20 лет назад, я еще это помню, представлял из себя рыбацкую деревушку, а сейчас в нем проживают 17 миллионов человек. Сейчас Шеньчжэнь — это «китайское окно в мир». Рядом с комплексом Универсиады мы получили 25 гектаров земли, на которой и будем строить совместными усилиями «МГУ в Китае». Образовательные стандарты и лучшие преподаватели МГУ, обучение на китайском, русском и английском языках, а в итоге — диплом Московского университета. Сейчас я занимаюсь осуществлением этого проекта в качестве проректора МГУ. Естественно, там будет и центр бадминтона (смеется).
— Совместный характер проекта заключается в том, что китайцы финансируют строительство?
— Да, а МГУ обеспечивает интеллектуальную часть проекта.
— Следовательно вопрос о возвращении в политику снят с повестки дня.
— Абсолютно. Я в 1999 году ушел из политики и придерживаюсь правила «уходя — уходи».
— А отношения с бывшим шефом по Счетной палате Сергеем Степашиным вы сейчас поддерживаете?
— Конечно. Мы и дружим, и профессионально сотрудничаем. Сергей Вадимович в эти дни возглавляет государственную экзаменационную комиссию на нашем факультете, принимает экзамены у выпускников по теории права.
КАЗАНЬ СТАНЕТ ПИОНЕРОМ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ СО ЗРЕНИЕМ ЧЕРЕЗ ЗАНЯТИЯ БАДМИНТОНОМ
— Сергей Михайлович, не можем обойти стороной событие, из-за которого вы в апреле в очередной раз посещали Казань, а именно — чемпионат Европы по бадминтону. Турнир прошлогодней Универсиады прошел в академии тенниса, нынешний чемпионат Европы — в центре гимнастики, двух структурных подразделениях Поволжской академии спорта...
— Казань принимала бадминтон и в качестве хозяйки Универсиады, и в этом году, впервые в России, провела личный чемпионат Европы. С учетом того, что современные спортивные сооружение, которые есть в Казани, надо использовать эффективно, мы согласовали с руководством республики Татарстан и Европейской федерации бадминтона проведение этого соревнования в вашем городе. Условия были прекрасные, меня очень порадовало большое количество зрителей на трибунах, в том числе детей. Это говорит о том, что бадминтон в Татарстане приживется!
Я надеюсь, что в следующем году рядом с академией тенниса появится и специализированный зал бадминтона. Это будет, по сути, единый комплекс. Не случайно мы с Шамилем Тарпищевым, президентом Федерации тенниса России, подчас шутим, что у нас ассоциация «ракетных видов спорта», причисляя к ним еще и настольный теннис.
В этом специализированном зале бадминтона будет находиться два офтальмологических кабинета. Я неоднократно говорил, в том числе и вашему изданию, что Россия располагает патентом на лечение детских глазных заболеваний с помощью бадминтона. И в новом центре бадминтона мы дадим возможность родителям и детишкам перед тренировками пройти обследование у офтальмологов, а потом следить за результатами по улучшению зрения. Опыт показывает, что уже за 10 занятий дети снимают очки, потому они им просто не нужны. Я встречался и с главным офтальмологом РТ, и с руководством минздрава республики, и замечу, что Татарстан станет пионером в этом начинании.
— А что вы скажете о спортивных итогах чемпионата Европы?
— О них приятно вспоминать. У нас «золото», завоеванное мужской парой, есть «бронза» Владимира Иванова. В целом результат даже лучше, чем мы добились в прошлом году на Универсиаде, когда наши спортсмены стали серебряными и бронзовыми призерами студенческих стартов. Почти все лидеры мирового бадминтона приехали тогда в Казань. Поэтому я шучу, что оба наших достижения 2013 и 2014 годов можно заносить в российскую Книгу Гиннеса. За это, кстати, необходимо помимо прочего высказать слова благодарности президенту республики Рустаму Минниханову и руководству федерации — Алексею Демидову. Даже не представлял, что всего за три года Татарстан войдет в число ведущих регионов России по развитию бадминтона. А это в итоге произошло.
— Конкретизируя успехи российских спортсменов. И на Универсиаде, и на «Европе» отличилась мужская пара Владимира Иванова и Ивана Сазонова. Помогает им казанская земля?
— Видимо, так. Они стали больше тренироваться, поверили в себя и в свою удачу. А Казань — это еще и «родные стены», где всегда комфортно играть. Повторюсь, что в прошлом году им пришлось бороться с лидерами мирового бадминтона.
В ближайшее время состоится очень интересный матч по бадминтону между МГУ и Казанским университетом, посвященный грядущему юбилею ведущего вуза республики.
Сначала в Москве, а осенью — в Казани. Будут играть и преподаватели, и студенты. Я в качестве проректора возглавлю команду МГУ и сам сыграю. По личному опыту знаю, что придется очень трудно. Вы ведь знаете главное слово — алга!
Аскар Гареев, Дмитрий Катаргин, Джаудат Абдуллин
Справка
Сергей Шахрай родился в Симферополе в 1956 г. в семье военного летчика. Доктор юридических наук, профессор МГИМО, в прошлом — известный политический деятель.
С марта по 1990 г. по декабрь 1992 г. — народный депутат РСФСР. Председатель комитета Верховного совета РСФСР по законодательству, член президиума Верховного совета РСФСР. 12 декабря 1991 г. голосовал за ратификацию Беловежского соглашения и прекращение существования СССР.
С этого дня по апрель 1992 г. — зампред правительства РСФСР. Курировал вопросы государственно-правовой политики РСФСР в период проведения экономической реформы, а также минюста РСФСР, агентства федеральной безопасности РСФСР, министерства внутренних дел РСФСР, государственного комитета РСФСР по национальной политике. С 25 февраля 1992 г. — оперативное руководство деятельностью министерства безопасности и министерства внутренних дел Российской Федерации.
C 11 ноября 1992 года — заместитель председателя правительства Российской Федерации, председатель государственного комитета Российской Федерации по национальной политике. Участвовал в подготовке Федеративного договора. С 23 декабря 1992 года — заместитель председателя Совета министров правительства РФ, председатель госкомитета РФ по национальной политике.
С 1993 по 1998 годы занимал различные должности в правительстве, был советником премьер-министра в правительстве Евгения Примакова, депутатом Госдумы РФ, полномочным представителем президента в Конституционном суде и т.д.
22 ноября 2000 г. — замруководителя аппарата Счетной палаты России. Директор государственного НИИ системного анализа счетной палаты РФ. С 12 ноября 2004 года — руководитель аппарата Счетной палаты Российской Федерации.
Автор большого числа научных работ и публикаций, заслуженный юрист РФ.
Женат, имеет троих детей.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 19
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.