Вчера в Казани одновременно с триумфальным для татарстанской сборной завершением чемпионата рабочих профессий WorldSkills Russia прошел бизнес-форум «Будущее города: кто будет работать в Казани в 2020 году?», организованный журналом «Деловой квартал». Лейтмотивом мероприятия как раз и стал больной вопрос привлечения молодых кадров в производственную сферу. Почему в будущем татарстанская молодежь может остаться не у дел, чем поколение Y вызывает недоумение у работодателей и кадровых агентств, а также что посоветовал казанским топ-менеджерам и профессуре экспат из Италии, вице-президент ГК «Нэфис» Массимо Бонори, узнал корреспондент «БИЗНЕС Online».
KPMG: КАЗАНИ НУЖНЫ СПЕЦИАЛИСТЫ, НО КТО ПРИЕДЕТ НА ТАКИЕ ЗАРПЛАТЫ?
Своеобразной затравкой для дискуссии стало сообщение Сергея Суркова — менеджера международной компании KPMG, которая специально для форума провела исследование перспектив экономики столицы РТ. По его словам, Казань полностью восстановилась после кризиса 2008 - 2009 годов и сейчас является одним из привлекательных городов для трудоспособных людей из других регионов. Одними из востребованных сфер, в которых люди будут работать через 5 - 6 лет, станут деревообрабатывающая промышленность, строительство, оптово-розничная торговля, а также область образования и науки. Кроме того, он отметил, что самым приоритетным направлением развития в Казани стала IT-индустрия. Уже сегодня РТ по развитию информационных технологий входит в пятерку лидеров регионов РФ. Так, согласно данным компании KPMG, к 2020 году ожидается рост вклада IT-сектора в ВРП РТ до 10%.
Ключевой проблемой будущего Сурков назвал несоответствие динамики роста экономики с реальным ростом зарплат, которые значительно ниже, чем в других городах-миллионниках, не говоря уже о Москве или Санкт-Петербурге. На главный вопрос о том, кто будет работать в Казани в 2020 году, он ответил, что в столице РТ будут работать «квалифицированные специалисты в области IT, которых сможет привлечь непосредственно сама республика».
Сергей Сурков |
МИНТРУД РТ УПОВАЕТ НА ПЕНСИОНЕРОВ И МИГРАНТОВ
Заместитель министра труда, занятости и социальной защиты РТ Клара Тазетдинова подтвердила слова Суркова, отметив, что в Татарстане уже давно наметился дефицит рабочих кадров.
«Мы признаем тот факт, что без трудовых мигрантов, скажем, из ближнего и дальнего зарубежья обойтись мы не можем. Другое дело, кого мы должны привлекать в свою республику. Здесь необходим точечный подход. Сегодня мы говорим о свободных рабочих местах в количестве 45 тысяч мест — это в целом по Татарстану. Из них практически каждое четвертое рабочее место — это место, которое не требует квалифицированного труда, а именно — дворники, уборщики, подсобные рабочие. И сегодня эту нишу у нас занимают как раз мигранты из дальнего и ближнего зарубежья», — рассказала она.
Тут от модератора форума прозвучал вопрос: «Не получится ли так, что через 6 лет в Татарстане рабочая сила будет представлена лишь мигрантами?» Тут Тазетдинова напомнила, что с каждым годом квота на иностранную рабочую силу в Татарстане уменьшается. Для сравнения: в 2013 году этот показатель составлял 23 тыс. мест, а уже на 2014 год — 8,3 тысячи. Причем более половины из этого числа должны быть задействованы в особой экономической зоне «Алабуга». Что бизнесу делать с остальными вакансиями, которые традиционно занимают мигранты, осталось не совсем ясным. Видимо, их заполнят нелегалы...
Клара Тазетдинова |
Между тем, в ближайшие годы перед экономикой в полный рост встанет эффект от демографической ямы 90-х.
— В ближайшие три года численность трудовых ресурсов будет сокращаться за счет вступления в пенсионный возраст и сокращения трудоспособного населения. Но занятость будет сохраняться на высоком уровне за счет стимулирования на уровне РФ занятости людей пенсионного возраста, — оптимистично отметила замминистра. — Будет решаться и вопрос стимулирования внутрироссийской миграции.
КАПРИЗНОЕ ПОКОЛЕНИЕ Y
Не меньше вопросов о количестве, вызывает и вопрос о качестве кадров. В ходе обсуждения работодатели не смогли пройти мимо темы неадекватных запросов так называемого поколения Y — молодых парней и девушек, на плечи которых через 5 - 6 лет ляжет строительство экономики будущего.
«Ребята не хотят подходить к станками — ведь они шумят, они пахнут. Подрастающее поколение заинтересовано в IT-технологиях и робототехнике. Нам остается лишь подстраиваться под их интересы. Здесь необходимо менять психологию именно родителей, которые могут повлиять на выбор своих чад», — посоветовала Галина Маштакова, директор рекрутингового агентства ООО BPS Executive.
Очень точно подметил региональный президент Schneider Electric по Татарстану Альберт Марданов, что в Казани через 5 - 6 лет будет работать наиболее трудоспособная молодежь. И, к сожалению, возможно, эта молодежь будет привлечена из таких европейских городов, как Чехия, Прага, Будапешт, где кризис ощущается гораздо болезненнее. Поэтому тут очень важно не упустить момент воспитания специалиста под собственное производство.
«Вы знаете, мы идем к тому, что для коммерческой сферы деятельности мы вынуждены привлекать молодежь из других регионов. Либо привлекать ребят, которые отучились за рубежом и вернулись обратно к нам», — сообщил Марданов.
По его словам, такие ребята адекватно оценивают свой уровень знаний, умений и способностей. С первых дней работы они не требуют кресла менеджера и зарплаты, несоответствующей их выполняемому функционалу. Как правило, такие молодые люди имеют колоссальный опыт как в бытовой, так и профессиональной сфере, поэтому они не отказываются даже от самой, казалось бы, грязной работы. У них просто нет таких барьеров.
Действительно, по словам многих предпринимателей, поколение Y с максимальными зарплатными и карьерными запросами на выходе из вуза не могут элементарно написать две-три базовых формулы. Кто в этом виноват — школа, высшее учебное заведение — вопрос, скорее, риторический. Но его нужно решать уже сейчас.
«ТОП-МЕНЕДЖЕРЫ, ОБЩАЙТЕСЬ С НИЗОВЫМ ПЕРСОНАЛОМ!»
Пожалуй, наиболее оптимистичным выступлением на форуме стал спич вице-президента по перспективному развитию ГК «Нэфис» Массимо Бонори. О своих взглядах и любопытной истории переезда в Казань из Италии он подробно рассказывал в интервью нашей газете.
По его словам, уже сейчас на производствах Европы становится все больше и больше IT-технологий, электронной поддержки предприятий, технологий расширенной реальности. Все это постепенно приходит и на наш рынок. Так, к примеру, Бонори продемонстрировал макет упаковки продукта, выпускаемого ГК «Нэфис», изготовленного на «очень качественном» 3D-принтере. Или пример расширенной реальности и электронной поддержки, когда всего лишь поднеся планшет к работающей машине, можно получить всю информацию о ней: настройки, запасные части и так далее. Поэтому самыми востребованными профессионалами к 2020 году, как считает Бонори, станут инженеры в области IT-технологий».
Вопреки расхожим стереотипам, Бонори очень высоко оценил уровень российской молодежи:
«Я считаю, что ваши нынешние выпускники вполне отвечают всем запросам работодателей. Они вполне амбициозны, при этом имеют очень хорошую квалификацию. Я очень доволен системой российского образования. Молодые менеджеры, которые подготовлены ведущими вузами России, вполне могут конкурировать с европейскими студентами, которые также оканчивают ведущие высшие заведения своей страны», — поделился он своей оценкой.
Массимо Бонори |
Другое дело, что вузы и предприятия должны более тесно взаимодействовать. Университеты должны прислушиваться к нуждам предпринимателей, которые могут обращаться к ним с требованием создать определенные курсы по необходимым параметрам:
«Профессора университетов, действуйте, ведите переговоры с производством, узнавайте, какой курс обучения им необходим, какие специалисты им нужны — будьте впереди всех», — призвал Бонори сидящих в зале представителей вузов.
Итальянец подчеркнул, что частные компании должны активнее приглашать студентов из университетов на стажировки. Студенты растут, а компании смогут выбирать лучших из них, таким образом оставаясь в выигрыше. В качестве примера он привел фирму Hoffstetter в Швейцарии. Это ведущий производитель пресс-форм, поставщик ГК «Нэфис». 200 человек работают на компанию, и один цех у них отведен под обучение, где работают два тренера. В течение 6 месяцев студенты-тинейджеры обучаются по два-три дня в неделю, работая по 8 часов в день в компании.
Приоритетное же внимание, по мнению Бонори, следует уделять выращиванию кадров внутри компании. Здесь, помимо тренингов и курсов повышения квалификации, важен институт наставничества. Научить местные кадры западным стандартам управления проектами — это, по его словам, было одной из главных задач, поставленных перед ним руководством ГК «Нэфис». В качестве поучительного примера он вспомнил о своей собственной молодости, когда рядовым менеджером пришел работать в компанию Barilla (крупнейший в Италии производитель пасты).
«Мы встречались с владельцем производства один на один три раза в год по два-три часа за визит, и это очень сильно мотивировало на работу. Это дало свои положительные плоды, многие молодые менеджеры, прошедшие эту программу обучения, стали сейчас топ-менеджерами компании. Это отличные вложения, а главное — они имеют эффект. Топ-менеджеры, обязательно находите время для общения с вашим персоналом. Они слушают вас, они хотят быть похожими на вас, способствуйте их росту, и они останутся с вами», — обратился он в зал, заканчивая историю.
«ПРИХОДИЛОСЬ С НУЛЯ УЧИТЬ И РАБОЧИХ, И УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ПЕРСОНАЛ»
С этими подходами согласились представители казанского бизнеса. Айрат Баширов, президент группы компаний «Данафлекс» намерен делать ставку на местные кадры, хотя и признал, что специалистов-технологов вынужден искать за рубежом:
«Мы ориентируемся на казанцев, которые составляют основу нашего коллектива, и будем конкурировать за рабочую силу с местными компаниями не столько благодаря высоким зарплатам, сколько уровнем образования в компании и условиями работы, целями и ценностями, корпоративной культурой, которую мы будем развивать и дальше. Мы не приглашали людей со стороны: приходилось с нуля учить и рабочих, и управленческий персонал, они росли в компании. Большинство руководителей выросли с нуля».
Светлана Афанасьева — руководитель отдела технического обучения ОАО «Казанский вертолетный завод» — поделилась продуктивным опытом взаимодействия с вузами:
«Мы прогнозировали нехватку кадров уже достаточно давно, поэтому программы для привлечения новой рабочей силы у нас уже были подготовлены. Мы активно сотрудничаем с Казанским национально-исследовательским институтом им. Туполева, причем мы пришли к ним и сказали, что мы заинтересованы в ваших студентах, нам нужны самые лучшие кадры. На конкурсной основе мы отобрали лучших. Кроме технических специальностей мы готовим их и по управленческим навыкам. По итогу такой работы имеем молодые кадры в роли уже руководителей некоторых подразделений», — порадовалась она.
Представители вузов, со своей стороны, делали акцент на том, что работа на производстве требует широкой пропаганды. Декан магистерской программы университета «Иннополис» Максим Антоненко отметил, что не стоит ограничиваться сотрудничеством с вузами — предприятиям нужно идти в школы.
— Вузы, которые не поймут, что надо взаимодействовать с компаниями, будут быстро замещаться университетами корпоративными, — заметил при этом эксперт.
Юрий Гортышов,президент КНИТУ-КАИ, советует уделить особое внимание желанию студентов учиться:
— Превалирующую роль играет мотивация студентов получить качественное образование, упорно трудиться. Мотивация ослаблена, имидж технических специальностей невысок. Но это будут самые востребованные специалисты в 2020 году. Пока же молодежь ориентирована на специальности, не требующие большой физико-математической подготовки, — подвел он неутешительный итог.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 25
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.