Сегодня «Газпром» и китайская национальная нефтегазовая корпорация CNPC в Шанхае подписали договор на поставку российского газа в КНР по восточному маршруту. Речь идет о 30-летнем контракте на поставку до 38 млрд. кубометров газа в год. Депутат Госдумы России, председатель комитета по энергетике Иван Грачев в интервью «БИЗНЕС Online» рассказал, что проект, несмотря на масштабные инвестиции, окупится менее чем за 10 лет. Кроме того, он назвал баснями снижение потребления российского газа в Европе, а наиболее оптимальным вариантом европейских поставок — транзит через неспокойную Украину.
Иван Грачев
«ЦЕНЫ МОГУТ БЫТЬ ЧУТЬ-ЧУТЬ НИЖЕ ЕВРОПЕЙСКИХ»
Событие, которого ждали с прошлого года, произошло. Сегодня был заключен контракт между «Газпромом» и китайской национальной нефтегазовой корпорацией CNPC на поставку российского газа в КНР. Речь идет о 30-летнем договоре на поставку до 38 млрд. кубометров газа в год. Меморандум о взаимопонимании по проекту поставок газа был подписан еще в марте 2013 года, однако сторонам с тех пор никак не удавалось окончательно согласовать вопрос цены. Стоимость 30-летнего контракта с Китаем по газу составляет $400 млрд., сообщил глава «Газпрома» Алексей Миллер. Свое мнение об этом событии газете «БИЗНЕС Online» высказал депутат Госдумы России, председатель комитета по энергетике Иван Грачев.
— Иван Дмитриевич, подписание газового контракта — событие нерядовое и для России, и для Китая. Как вы оцениваете значимость заключения контракта для обеих из сторон?
— Китай в ближайшие годы будет нуждаться примерно в 100 миллиардах кубометров газа в год. Взять его гарантированно по нормальным ценам, кроме как у России, Китаю негде. Поэтому Китай, я так думаю, позарез был заинтересован в этом контракте. России, я думаю, развивать восточные газоносные провинции, которые уже пошли в рост, и тем более осваивать Север без дополнительных стран сбыта практически невозможно. Поэтому наша страна была заинтересована в этом контракте. Споры шли несколько лет назад с Китаем, что у них там свой сланцевый газ. Я им всегда объяснял, что это утопия. Никакого сланцевого газа по цене, сопостовимой с российской, не будет. Теперь иллюзии кончились, контракт был подписан.
— Тем не менее меморандум о взаимопонимании был подписан больше года назад, а контракт заключили только сейчас, так как были разногласия по цене газа. Какая цена, на ваш взгляд, оптимальна?
— Объективно есть европейские цены — 350 - 400 долларов за тысячу кубометров. Япония сегодня готова покупать сколько угодно газа по 500 долларов. Я считаю, что с учетом транспортировки цены будут на уровне европейских. Ну транспортные «плечи» там поменьше, чем до Европы, соответственно, цены могут быть по факту чуть-чуть ниже европейских. Но разница, на мой взгляд, должна быть несущественной.
— Что будет с пошлинами? Надо ли их отменять? Кто в этом случае будет главным выгодополучателем?
— Таможенные пошлины, я думаю, отменять не надо. Я вообще не сторонник таких мер. Ну разве что когда осваивают новые месторождения по новым технологиям. Да и то временно. Так что, на мой взгляд, ДПИ, НДСы всякие — это все можно отменять на достаточно долгие сроки, а пошлины я бы не отменял.
— Какие геополитические выгоды есть у России и у Китая?
— Китай получает гарантированные поставки в растущих объемах, потому что мы и Охотское море освоим, и Север. Команды, которые могут это сделать, они есть, я их видел, они готовы. Соответственно, других вариантов у Китая и не было. Потому что южные морские поставки всегда будут проблемными. Иран? Ну это такая история сложная. Туркменистан — да, они в значительной степени его осваивают. Но я так думаю, что они уже получили то, что могли получить. Объемов там недостаточно. Конечно, они решают проблему чистой энергии. Это совершенно фундаментальная проблема. Мало кто понимает, но не СО2 цену имеет, а объем чистой энергии на единицу площади. Китай в этом смысле по своей угольной технологии на пределе. Это только казалось, что они по угольной технологии могут и дальше по 7 процентов в год увеличивать объемы.
А Россия получает на случай каких-то глупых неадекватных реакций со стороны Европы гарантированный рынок сбыта.
«ЕВРОПЕ ПО-ПРЕЖНЕМУ НЕОБХОДИМ РОССИЙСКИЙ ГАЗ»
— Насколько инфраструктура готова для реализации столь крупного контракта? Будет ли что-то строиться и на каких условиях?
— Я думаю, что трубы проложат, конечно. Западный маршрут, который идет по ветке нефтепроводов, построят в короткие сроки. На мой взгляд, там все готовы, чтобы сделать это быстро и эффективно — до Владивостока с ответвлением на Китай. Другой маршрут, с той стороны Байкала. Я там не был, не видел, не знаю, какие там команды, что там может быть. Но тоже думаю, что серьезных проблем ожидать не приходится. Поэтому на цифру порядка 30 миллиардов кубометров в год Россия быстро выйдет.
— Инвестиции в проект оцениваются на уровне 55 миллиардов долларов со стороны России и 22 миллиарда — со стороны Китая. Эти деньги пойдут на разработку месторождений. Как по-вашему, в какие сроки окупятся эти вложения?
— Ну давайте прикинем. Почти 40 миллиардов кубометров газа, условно по 500 долларов за тысячу кубов возьмем. 20 миллиардов долларов в год выручки. Там рентабельность обычно хорошая. Окупится все в очень короткие сроки, это даже не десятилетие.
— Каково будущее украинско-европейского направления поставок — закроют, переформатируют, сократят поставки?
— Прежде всего, вопреки мнению многих экспертов, я считаю, что никакого снижения потребления российского газа в Европе не будет. Это все басни. Реально же еще около 100 миллиардов кубометров газа Европе будет нужно. И в основном покупать его будут в России, потому что все остальные там сворачивают поставки. Поэтому я уверен, что не только нынешние объемы — рекордные по прошлому году — более 160 миллиардов кубометров, но и больше российского газа Европа будет требовать и получать. Следовательно, желателен украинский маршрут, потому что дорого там обходить, особенно с юга. «Северный поток» легче достроить.
Я бы считал, что правильнее с Украиной договориться, используя Европу, потому что она тоже заинтересована, во-первых, в гарантированном транзите, а во-вторых, в меньших затратах. Потому что, если обходить с юга, это будет дороже. И лишние расходы лягут все же на конечного потребителя. Я всегда и везде говорю, что надо тройственный консорциум по украинским трубам собирать — Германия, Россия и Украина.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 91
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.