Диана Сафарова

СОКУРОВ ВСЕМУ ГОЛОВА

— Чем занимается фонд «Живой город»?

— История фонда началась с того, что я и моя коллега Инна Яркова, которая в настоящий момент является директором фонда, посмотрели фильм Александра Сокурова «Отец и сын». Идея фильма, ее режиссерское воплощение, работа непрофессиональных актеров настолько поразили нас, что мы решили, что было бы здорово познакомить жителей Казани с творчеством Александра Николаевича. Так было организовано трио Яркова-Сафарова-Силкин. Артем, кстати, также является соучредителем нашего фонда. Можно сказать, что работа над ретроспективой фильмов Сокурова и заставила нас задуматься о проведении такого рода мероприятий как можно чаще. Кроме ретроспективы фильмов Сокурова, с успехом прошедшей в апреле прошлого года, были проведены такие мероприятия, как лаборатория по поддержке театров малых городов России в Свияжске , IV Казанский международный фестиваль любительского и молодежного кино и гастроли «Театр.doc» совместно с центром современной культуры «Смена». Таким образом, основной деятельностью и задачей фонда на сегодняшний день является развитие современного искусства и организация событий в театральной сфере и кинематографе. С развитием фонда планируется расширить и его сферы деятельности.

— Кем сегодня поддерживается деятельность фонда?

— Большую помощь нам оказывает администрация города и министерство культуры республики. Большинство проектов удалось осуществить благодаря их поддержке. Мы надеемся продолжать взаимодействие и активное сотрудничество. Также нам очень сильно помогают заинтересованные и неравнодушные к культуре и искусству граждане.

«ДЛЯ НАС ЭТО АБСОЛЮТНО НОВЫЙ ОПЫТ. ДУМАЮ, ДЛЯ КАЗАНИ ТОЖЕ»

— Расскажите, пожалуйста, подробнее об идее создания «тотального театра».

— Идеей «тотального театра» нас заразил Олег Лоевский. «Тотальный театр» — термин, обращенный прежде всего вовнутрь самого театра. На мой взгляд, сегодня существование театра только в стенах здания, специально приспособленного для просмотра спектаклей — с буфетом, с креслами, с гардеробом, — не отвечает задачам этого вида искусства как такового. Театральная публика, постоянная и случайная, ориентируется на такое «классическое» времяпрепровождение. Они знают или догадываются, чего хотят от театрального искусства. То есть театр оставляет без внимания людей, которые не знают, что они любят театр и хотят туда попасть. Да и сам театр как-то не стремится выйти за пределы своего здания, гримерок, оборудованной сцены. И при этом нет такого театра, в котором творческий потенциал артиста реализовался бы полностью. То есть получается, что есть потенциальный зритель и есть творческие силы. Почему бы им не встретиться? Вот из этой мысли и возникла идея сделать театральную лабораторию вне стен театра, в нетеатральных пространствах и пытаться привлекать на эти спектакли нетеатрального зрителя. И если спектакли будут играться в спальных районах, заброшенных зданиях или в школьных классах — везде, — вот тогда «тотальный театр» и возникнет.

— Какова механика организации данного фестиваля?

— Для нас это абсолютно новый опыт. Думаю, для Казани тоже. Механизм и систему организации пришлось формулировать по ходу самого процесса. Наверное, самое важное, что у нас есть команда, где каждый выполняет свои обязанности. Важно понимать, что для нас это любимое дело. А когда люди горят и болеют одной идеей, все становится гораздо проще и преодолевать препятствия интересно. Мы все получаем колоссальный опыт.

— С какими проблемами вы столкнулись при организации фестиваля «Город-арт-подготовка»?

— Не хотелось бы называть это проблемами, потому что мы все делаем ради идеи. Естественно, всегда есть трудности, с которыми приходится сталкиваться, но все решается совместными усилиями. Адаптировать ангар, сквер или галерею для показа эскиза — это трудоемкая работа, определенный процесс, зачастую спонтанный и заранее не спланированный в силу того, что эскиз рождается шаг за шагом. И преодолевать те или иные трудности приходится по мере их поступления.

КАМАЛОВСКИЕ АКТЕРЫ ЗНАМЕНИТЫ НА ВЕСЬ МИР

— Готово ли театральное сообщество Казани к таким экспериментальным практикам?

— Подобные эксперименты в России проводились еще в 20-х годах прошлого столетия. Мы немного это подзабыли. До правильного развития театра Казань уже доросла. На наш взгляд, сейчас важно вернуться к этим истокам и переосмыслить их. Таким образом театр становится интересен не только определенной публике, но и молодежи.

Что касается опыта местных актеров, они уже не в первый раз участвуют в театральных лабораториях. Поэтому на наше предложение они охотно согласились. Единственное, предыдущие лаборатории проходили в стенах театра. Мы же предлагаем историю театра вне театра. В какой-то степени это возращение к Древней Греции. Мы убираем все стены, и живое искусство начинает жить на улице. Если говорить о профессионализме актеров, то, например, немецкий режиссер Андреас Мерц-Райков на первой встрече рассказал, что когда ему предложили поработать с Камаловским театром, его коллеги сильно позавидовали. Они слышали о нем и знают многие имена.

— Насколько мы знаем, сейчас фонд также занимается освоением острова Свияжск в качестве театральной площадки. На какой стадии находится данный проект? Каким вы его видите в перспективе?

— Со Свияжском у нас особо теплые взаимоотношения, и мы видим большие перспективы развития острова в качестве театральной и фестивальной площадки. В прошлом году именно там совместно с театром Наций мы провели театральную лабораторию по поддержке театров малых городов России. Это был крайне удачный опыт, и в июне этого года пройдет уже вторая лаборатория. Кроме того, в августе мы приглашаем режиссеров, драматургов из Москвы и Санкт-Петербурга для организации театральной лаборатории на основе свияжских мифов. Помимо этого, в рамках проекта «Город-арт-подготовка» мы проводим круглый стол с участием Олега Лоевского, Ярославы Пулинович и Натальи Наумовой для осмысления возможностей освоения пространства Свияжска как своеобразного театрального пространства. Для нас это новое и очень интересное направление. Думаю, мы сможем заинтересовать как профессиональное сообщество, так и обычного обывателя.

ТЕАТРАЛЬНАЯ ПОСТАНОВКА В АНГАРЕ НА РЕЧНОМ ПОРТУ

— 28 и 29 мая будут представлены на зрительский суд три эскиза спектакля. Расскажите, пожалуйста, о том, как они создавались.

— За эти 10 дней мы проживаем маленькую жизнь, очень интересную для нас. Сейчас в Казани работают три режиссера, и методы работы у всех разные. Выбор режиссеров из Санкт- Петербурга, Москвы и Берлина для работы в нашем проекте неслучаен, потому что это абсолютно разные школы, абсолютно разный формат работы, и нам очень интересно, как это прозвучит в нашем городе. Что касается актеров, нам показалось очень важным, чтобы это были не только профессиональные актеры, но и студенты, которые только готовятся к профессиональному полету. Поэтому в эскизах заняты актеры театра им. Камала, ТЮЗа и студенты Казанского театрального училища. Мы стараемся не программировать себя ни на какой результат, потому что для нас принципиален в первую очередь процесс.

— Каким образом вы выбирали площадки для показов эскизов спектаклей?

— Когда родилась идея проведения лаборатории, мы выбрали пространства, которые показались нам далекими от привычного понимания театрального пространства, и предложили их режиссерам. Андреас выбрал в первый же день. Что касается Антона и Георгия, они принимали решение уже на месте. Георгий репетировал на разных площадках, чтобы понять, какая из них более подходит и взаимодействует с драматургией. И дальше мы попытались создать им максимально комфортные условия для работы. Что из этого получится, мы увидим на показах, и вместе со зрителями решим дальнейшую судьбу этого эскиза. Очень важно понимать, что мы делаем не спектакли, а делаем эскизы, стараемся максимально рассказать историю, и если эта история найдет отклик у зрителя — можно продолжать работу.

— Какие ближайшие планы у фонда?

— Творческие планы рождаются каждый день. И для их осуществления очень важно закрепить существующие позиции. Для дальнейшего развития мы планируем создать собственную площадку, которая позволит разрабатывать и реализовывать новые идеи и проекты.