РУСТАМ МИННИХАНОВ ЛИЧНО ОТВЕТИТ НА ВОПРОСЫ ВЕНЕДИКТОВА

С 1 по 14 июня 2014 года «Эхо Москвы» в честь 25-летия радиостанции организует автопробег, который стартует из Москвы. Первым городом на пути пробега станет Казань. Как сообщается на сайте «Эха Москвы», команда радиостанции прибудет в Казань 2 июня. Приедут известные ведущие Сан Саныч Пикуленко, Саша Плющев, Таня Фельгенгауэр, Марина Максимова. Сбор друзей, слушателей, блогеров самого либерального и, пожалуй, популярного радио России — с 11:30 на площади 1 Мая у памятника Мусе Джалилю. Туда подъедет автомобиль «Эхо-пробега» с ведущими радиостанции в сопровождении колонны ретроавтомобилей. Ожидается и участие главного редактора «Эха» Алексея Венедиктова. Ориентировочно в 12:00 начинается встреча команды «Эха» с теми, кто придет их встретить. Все это будет в режиме оnline транслироваться на сайт «Эха». На этом этапе, как ожидается, к сбору должен присоединиться президент РТ Рустам Минниханов. Кстати говоря, в наше время, когда в России не те ветры дуют, нужно иметь определенную смелость, чтобы лично встречаться с представителями этой прозападной либеральной радиостанции. Однако Рустам Нургалиевич умудряется дружить как с либеральными грефами-кудриными, так и c такими «ястребами»-государственниками, как Чемезов и Шойгу. Поэтому он лично решил ответить на вопросы Венедиктова.

Интересно, что прошедшей весной в Казани незаметно для широкой общественности и даже медийных игроков произошла примечательная смена руководителя местного представительства «Эха». Как стало известно «БИЗНЕС Online», новым директором радиостанции стал не кто иной, как Данила Григорьев — 24-летний сын владельца холдинга «Эфир» Андрея Григорьева. Теперь он возглавляет две радиостанции, пояснила нашему изданию Марина Оганисян — директор по связям с общественностью медиахолдинга. По ее словам, Данила также возглавляет «Вести FM», вещание которого в Казани осуществляют структуры «Эфира».

Андрей Григорьев
Андрей Григорьев два года назад провел масштабные реформы в холдинге «Эфир», касающиеся радиовещания

К слову, сама Марина является дочерью Самвела Оганисяна — первого зама Григорьева и самого его доверенного лица, отвечающего в медиахолдинге за самый широкий круг вопросов — от безопасности до курирования коммерческой службы и новостной. Видимо, «Эфир» вступил в такую пору своего развития, когда и здесь дети основателей начинают выходить на заметные позиции...

Известно, что новый руководитель казанского «Эха» родился в 1990 году, у него высшее образование. Он окончил Казанский университет, но уже на третьем курсе в 2011 году начал трудовую деятельность в холдинге «Эфир». «Работал в телевизионной службе новостей «Города» в качестве корреспондента, затем в отделе продаж телеканала «Эфир». В 2013 году возглавил радиостанцию «Вести FM в Казани», в 2014-м — «Эхо Москвы в Казани», — рассказала Марина Оганисян. На вопрос, будут ли в связи с его приходом происходить какие-либо изменения на радиостанциях (по контенту и т.п.), ответ был кратким: «Были и будут».

Отметим, что Андрей Григорьев два года назад провел масштабные реформы в холдинге, касающиеся радиовещания. Так, был ликвидирован медиадепартамент «Эфира», объединявший долгие годы три радиостанции — DFM, «Шансон» и «Эхо Москвы в Казани». У каждой радиостанции появился свой собственный руководитель. У «Шансона» руководителем стал программный директор и одновременно директор по связям с общественностью телекомпании «Эфир» Алексей Зотин, у «Эхо Москвы в Казани» — Татьяна Барганова, DFM же возглавила Екатерина Воронцова. Сейчас Зотин и Воронцова уже не работают в холдинге, Барганова перешла в программу «Утро» на телеканал «Эфир» начальником отдела продаж, сообщают наши источники.

ГРИГОРЬЕВ-МЛАДШИЙ ПРИШЕЛ ВЫТЯГИВАТЬ ПРОСЕВШИЙ ПРОЕКТ

Согласно исследованиям TNS, аудитория радиостанций «Эхо Москвы» и «Вести FM» в Казани по итогам 2012 и 2013 годов достаточно обширная. Сравнивался период исследования за январь-декабрь 2012 года и январь-декабрь 2013 года. Так, по итогам 2012 года «Эхо Москвы» находилось в Казани на 12-й позиции (всего 25) с ежедневным охватом аудитории 101,4 тыс. человек, а «Вести FM» — на 19-й с охватом 40 тыс. человек.

По итогам 2013 года радиостанция «Эхо Москвы» несколько снизила позиции, спустившись на 14-ю строчку из 25 с охватом 79,3 тыс. человек, а «Вести FM», наоборот, несколько подтянулись, переместившись на 18-ю (40,08 тыс. человек). Возможно, этот факт и стал детонатором смены топ-менеджмента и прихода сюда Григорьева-младшего. По экспертным оценкам игроков рынка, «Эхо Москвы» в Казани зарабатывает на рекламе в месяц примерно 1 - 1,2 млн. рублей.

КАЗАНСКОЕ ЭХО СДЕЛКИ МЕЖДУ «ГАЗПРОМОМ» И ПОТАНИНЫМ

Отметим, что кадровые перемены в радиодепартаменте «Эфира» породили (или совпали, кому как нравится) массу слухов среди участников рынка. Некоторые из наших источников утверждают, что происходящие рокировки связаны с глобальными переменами на российском радиорынке. По их словам, всему виной поглощение крупнейшим российским медиахолдингом «Газпром-Медиа» другого крупного игрока — вещательной корпорации «Проф-Медиа» (ВКПМ) Владимира Потанина, которое произошло осенью 2013 года. Известно, что после завершения сделки M&A «газпромовцы» передали в оперативное управление команды ВКПМ все свои радийные активы.

Так, после слияния «Газпром-Медиа» владеет в Казани правами на следующие радиостанции: «Эхо Москвы», «Шансон», «Юмор FM» (напомним, в апреле казанскую частоту, на которой оно вещало, выкупил медиахолдинг «Крутой медиа» олигарха Михаила Гуцериева), «Энерджи», «Авторадио». Часть радиостанций контролируется напрямую из Москвы, а часть работает через местного партнера. Так, «Эхо Москвы» в Казани, как мы говорили выше, входит в медиахолдинг Андрея Григорьева, и теперь ВКПМ хочет якобы напрямую управлять и продавать рекламу на радио без посредника. Даже называют имя нового управляющего, который будет продавать рекламу на «Эхо» в Казани с нового года, — Борис Мазин. Он работал ранее в «Пассаже» (его контролировали в свое время Андрей Григорьев, Султан Салимзянов и Александр Таркаев), а теперь — представитель ВКПМ в Казани. Корреспондент «БИЗНЕС Online» дозвонилась до Мазина, но тот не стал как-либо комментировать этот слух. Среди других «доказательств» игроки видят то, что всех менеджеров по продажам «Эха» и «Вести FM» объединили в один отдел, «чтобы не разбежались». В ВКПМ не подтвердили, но и не опровергли информацию. «Пока мы не будем комментировать. Давайте вернемся к этой теме чуть позже», — таким был ответ Ольги Галиной, руководителя пресс-центра вещательной корпорации «Проф-Медиа».

В «Эфире», куда мы дозвонились и поговорили на уровне первых лиц, категорически опровергают эту информацию, называют это слухами и заявляют, что это все происки конкурентов. «Никаких оснований для этого не было и нет!» — было сказано самим Григорьевым.

Напомним, что «Эхо Москвы» появилось в Казани в 2004 году именно благодаря усилиям Андрея Григорьева. Тогда это было заметным событием для казанской деловой и политической элиты. Открывать «Эхо» приезжал Венедиктов. После запуска «Эха» в Казани приезжал в то время генеральный директор холдинга «Газпром-Медиа» Николай Сенкевич и встречался с Минтимером Шаймиевым. Тогда он привел в пример положительного сотрудничества с республикой именно запуск этого радийного проекта.

Помимо этого, в медиахолдинге отмечают, что частота, на которой идет вещание «Эха», принадлежит им. Действительно, согласно ответу управления Роскомнадзора по РТ нашему изданию, владельцем частоты 105,8 FM в Казани является ООО «Эфир Связь». По информации «Контур-Фокус», учредители данного ООО — Григорьев Андрей Парамонович (97%), Аминов Ильшат Юнусович (2%) и Григорьев Дмитрий Андреевич (1%). Уставный капитал — 10 тыс. рублей.

Напомним, что холдинг Григорьева, влиятельность и бизнес которого все-таки изначально построены на ТV, развивает сегодня в Казани DFM, «Радио Шансон», Love Radio, «Вести FM» и «Эхо Москвы».

У ДАНИЛЫ ЗА ПЛЕЧАМ РАСКРУТКА «ВЕСТЕЙ»

Если же отстраниться от конспирологических версий конкурентов, то назначение Данилы Григорьева однозначно можно воспринимать как очередной шаг Григорьева-старшего, одного из самых влиятельных медиаперсон не только Татарстана, но и, наверное, Поволжья, по подготовке будущей смены.

2.jpg
Эксперты отмечают, что у Данилы за плечами есть положительный опыт в СМИ (фото: twitter.com)

Отметим, что у Андрея Григорьева есть четверо сыновей, и как минимум двое из них с младых ногтей уже набираются опыта в медиаимперии отца. Так, Дмитрий Григорьев, согласно данным «Контур-Фокус», является соучредителем ряда компаний медиахолдинга. Среди них, например, ООО «ЭФИР», ООО «Прайм-ТВ», ООО «ЗТВ», ООО «УК «Эфир», ООО «ЦРТ «Столица», ООО «ТВ-Камск», ООО «Радио Защита» и ряд других.

Что же касается Данилы, то, согласно СПАРК, он числится соучредителем туркомпании ООО «ЭФИР-ВОЯЖ» и ООО «СМАРТ АРТ» (партнером на 2013 год являлся Расуль Минниханов), а также директором ООО «Медиа-Партнер».

Эксперты отмечают, что у Данилы за плечами есть положительный опыт в СМИ. «Безусловно, Данила Андреевич справится с задачами. Во-первых, ему генетически заложено побеждать и справляться с тяжело поставленными задачами. Во-вторых, у него уже есть успешно реализованный проект — радиостанция «Вести FM» в Казани. Запускать и продвигать новый проект крайне тяжело. В-третьих, Данила Андреевич зарекомендовал себя как грамотный топ-менеджер, которого уважают коллеги, и он хорошо понимает, как сплотить коллектив и направить его на достижение цели компании», — считает Екатерина Воронцова, коммерческий директор радиостанций «Русское радио», «Рекорд», «Юмор FM», «Маяк» (Тольятти). В то же время Вячеслав Долгополов — генеральный директор ООО «Информационные системы» («БИМ-радио»), считает, что оценку руководителю радиостанции могут дать только собственники, а оценка простая: на сколько в год увеличивается прибыль. Вот и весь главный и единственный показатель эффективности руководителя.

«ОЦЕНКА РУКОВОДИТЕЛЯ — КАК ЕЖЕГОДНО УВЕЛИЧИВАЕТСЯ ПРИБЫЛЬ»

Светлана Валеева — исполнительный директор радиостанций «Миллениум» и «Серебряный дождь» в Казани:

— «Эхо Москвы» — достаточно рейтинговая радиостанция в своем сегменте, ориентируется на бизнес-аудиторию. Концепция интересная. Радиостанция присутствует на рынке около 10 лет, соответственно, не может быть нерейтинговой. Сам бренд «Эхо Москвы» достаточно раскручен, известен и давно зарекомендовал себя на рынке. Рекламодатели радиостанции, соответственно, те, кто ориентируется на бизнес-аудиторию. Конкуренты «Эха Москвы» — «Вести FM», «Серебряный дождь».

Вячеслав Долгополов — генеральный директор ООО «Информационные системы» («БИМ-радио»):

— В Казани 90 процентов радиостанций не производят контент самостоятельно, а ретранслируют. Конечно, «Эхо Москвы» в Казани что-то делает, и для Казани это уже нормальный поток, но нужно еще понимать, что они интегрированы в информационную службу «Эфира», а это уже другая история. То есть проблем с поставкой местной информации у «Эха» нет. Также легко работать в рамках действующей системы — общая политика, стратегия, юридическая, финансовая поддержка. То есть инфраструктура уже есть, есть информационный коридор, есть управленческие технологии.

А вот если бы «Эхо Москвы» было вне холдинга, то они не заполнялись бы местными новостями в данном объеме и несли бы технические издержки в разы больше, чем они несут сейчас в рамках холдинга. То есть у директора отдельной, самостоятельной станции проблем намного больше, они сложнее.

Екатерина Воронцова — коммерческий директор радиостанций «Русское радио», «Рекорд», «Юмор FM», «Маяк» (Тольятти):

— У радиостанции «Эхо Москвы» довольно высокие рейтинги для информационно-разговорной радиостанции, которые стабильно держатся уже многие годы. Слушатели «Эхо Москвы» — это в первую очередь взрослые здравомыслящие люди, как правило, у которых есть деньги. Но просто так они их не готовы тратить. Поэтому реклама сработает на «Эхо Москвы» только в том случае, если она будет интересной слушателю. Наверное, именно поэтому на «Эхо» много коммерческих дискуссионных программ.

В Казани есть две информационно-разговорных радиостанции — «Эхо» и «Вести FM», каждая из них хороша по-своему. Если рассматривать «Вести FM», то ее все-таки в большей степени слушают бизнесмены. Благодаря региональным новостным блокам, которые выходят каждый час, за два года «Вести FM» сравняла аудиторию с «Эхо Москвы».

Марат Ибляминов — учредитель радиостанций «Орфей-Казань» и «Тэртип ФМ»:

— С точки зрения радиовещания и коммерции «Эхо Москвы» — это уникальный продукт, аналогов которому практически нет. Есть радиостанции информационной направленности: «Вести FM», «Спорт ФМ», но они работают немного в другом ключе. Концепция «Эха» уникальная, своеобразная и, естественно, имеет своего слушателя.

Продажи в коммерческом плане «Эха Москвы» велись следующим образом: продавалась реклама либо на телекомпанию «Эфир», либо на другие радиостанции, а «Эхо» частенько давалось в нагрузку или было включено в рекламный пакет. С одной стороны, «Эхо Москвы» все знают, но с другой — считаю, что потенциал станции в Казани еще не до конца раскрыт. Есть точки роста, есть к чему стремиться. С точки зрения радиоэфира «Эхо Москвы» — уникальный продукт, но он недооценен с коммерческой точки зрения. Невзирая на то, что люди черпают с него какие-то интересные факты, получают уникальную информацию, монетизация «Эха» по сей день была сложная.

Конкурентом «Эха Москвы» в той или иной степени является любая информационная радиостанция. Рекламный бюджет при полноценном контенте и хорошей рекламной нагрузке может составлять от 15 до 20 тысяч долларов в месяц.