ДОЛГИ ДОСТИГЛИ 3,5 МИЛЛИАРДОВ

Сегодня Арбитражный суд РТ констатировал давно очевидный факт — признал авиакомпанию «Татарстан» банкротом.

Известно, что перевозчик сам инициировал процедуру несостоятельности. Причины всем известны: дело не во вдруг возникшей неплатежеспособности, как того требует закон — таковой авиакомпания, как подтверждали самые разные источники, являлась уже давно, а в силу чрезвычайной ситуации, в которой она оказалась. Речь о крушении принадлежащего АКТ «Боинга», унесшего 50 человеческих жизней и резко обнажившего все проблемы перевозчика, которому ранее во многом благодаря административному ресурсу удавалось всеми правдами-неправдами оставаться на плаву. Между тем специалистам было многое ясно уже давно: о том, что в компании есть серьезнейшие проблемы, нашей газете рассказывал один из самых авторитетных экспертов авиаотрасли, гендиректор ГК «Тулпар» Азат Хаким.

В каком же финансовом состоянии АКТ подошла к банкротству? Как стало известно на сегодняшнем судебном заседании, ее долги по состоянию на 31 марта нынешнего года достигли 3,5 млрд. рублей.

Как сообщил генеральный директор авиакомпании «Татарстан» Заур Хуснутдинов, именно он представлял интересы должника, дебиторская задолженность никак не перекрывает кредиторскую — она равна всего 400 млн. рублей, из которой реально взыскать лишь около 80 миллионов.

 Азат Хаким
Азат Хаким (слева) предупреждал, что в АКТ есть серьезнейшие проблемы

ПЕРЕШЛИ НА РУЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Кроме того, Хуснутдинов, вставший у штурвала авиакомпании уже после того, как у компании был отозван сертификат эксплуатанта (его назначили на эту должность 24 февраля этого года), рассказал, что у предприятия есть также задолженность перед бюджетом в размере 135 млн. рублей.

«Пенсионным фондом России были выставлены инкассовые поручения на все расчетные счета АК «Татарстан» (последняя задолжала ему 70 миллионов рублей). Это началось еще в конце нынешнего февраля. Таким образом, у авиакомпании фактически нет возможности оплачивать свои текущие расходы и исполнять обязательства», — не стал скрывать он плачевного положения дел.

Как выяснилось, АКТ, у которой уже отозван сертификат эксплуатанта, и без того могла быть не допущеной до неба.

Как поведал тот же гендиректор, системы продаж авиакомпании находились в электронной сети «Америка», которая в связи с неуплатой отключила перевозчику все пульты. Кроме того, продажи велись в системе типа «Сирена» — она тоже отключена.

«Мы не можем посмотреть свои агентские вознаграждения. Работаем вручную. Отдел взаиморасчетов проверяет дебиторку», — рассказал он о переходе АКТ на ручное управление.

В целом, по его словам, кредиторов у АКТ более 100. Основные — это банки и международный аэропорт Казань. Есть в числе кредиторов и иностранные компании. Как минимум перед одной из них (Мixjrt Flight Suppot из Арабских Эмиратов) у перевозчика крупная задолженность — 15 млн. рублей за топливо. Компания из ОАЭ уже подала соответствующее заявление о взыскании долга в татарстанский арбитраж.

Иностранцы, впрочем, есть и среди дебиторов — некая компания из Иордании должна АК «Татарстан» 23 миллиона.

В результате Арбитражный суд РТ признал заявление АК «Татарстан» обоснованным, признал ее банкротом и ввел начальную процедуру банкротства — наблюдение.

Временным управляющим утвержден член НП «СОАУ «Альянс» Евгений Грабалин.

О ФИНАНСОВОМ ОЗДОРОВЛЕНИИ РЕЧИ НЕ ИДЕТ

Следующее заседание по делу о банкротстве авиакомпании «Татарстан» назначено на 27 октября.

Впрочем, судьба перевозчика уже решена. Нынешний гендиректор не стал скрывать, что речи о финансовом оздоровлении не идет — АКТ в итоге ждет ликвидация. Иначе говоря, сегодня она сделала первый шаг в небытие. Про сохранение бренда тоже ничего не известно. «Вряд ли в связи с последними событиями это было бы уместно», — сказал Хуснутдинов.

Лишенная сертификата эксплуатанта АКТ уже полностью избавилась от самолетов. Арендованные «Боинги» и «Эйрбасы» возвращены лизингодателям. Два последних борта «Туполев», являвшиеся собственностью компании, продали москвичам — сделка состоялась еще в апреле.

Из всего имущества, как признал гендиректор, у нее на сегодняшний день остались лишь компьютерные столы, некие агрегаты и склад размером в... 4 кв. метра. Иначе говоря, к банкротству авиакомпания «Татарстан» подошла фактически без имущества. У нее нет сегодня даже недвижимости: два земельных участка и два здания были переуступлены еще год назад «Ак Барс Аэро» за долги (последняя предоставляла АКТ займ на погашение зарплаты).

Но лишенная возможности подняться в небо авиакомпания «Татарстан» пока продолжает производственную деятельность — в ее составе находится учебный центр по подготовке авиационного персонала и центр техобслуживания авиатехники (его услугами пользуется, например, «Ак Барс Аэро»). По словам руководителя, АКТ приносит 2,6 млн. рублей дохода. Впрочем, к сентябрю «Татарстан» лишится и их. Учебный центр уже преобразовался в АНО «Авиакурс» и планирует стать самостоятельным предприятием. Станция же техобслуживания перейдет все той же «Ак Барс Аэро».

Главным положительным итогом своей трехмесячной работы на посту гендиректора Хуснутдинов считает погашение зарплаты перед сотрудниками — их 92 человека, не считая 49 декретниц.

Он напомнил, что, по поручению правительства, 53 млн. рублей на эти цели предоставило ОАО «Связьинвестнефтехим» — это позволило выплатить долги по зарплате с декабря прошлого года по март нынешнего. За апрель и май АКТ выплатила зарплату сама. Гендиректор рассказал, что 80 млн. рублей дебиторской задолженности планируется направить на компенсацию неиспользованных отпусков сотрудникам АКТ.

Оставшуюся задолженность по зарплате должны закрыть средства от продажи «Туполева». Средства по ней — сумму Хуснутдинов не назвал — уже на подходе.