Х5 ЗА 3 ГОДА ВЛОЖИТ В СВОИ СЕТИ 3 МЛРД. РУБЛЕЙ

Сегодня в ходе KazanSummit-2014 президент РТ Рустам Минниханов встретился с руководством X5 Retail Group. В ходе встречи обсуждались вопросы поставок продукции местных производителей в магазины сети. Кроме того, представители X5 рассказали о проекте строительства распределительного центра на территории Зеленодольского района РТ. Минниханов предложил ретейлеру увеличить количество магазинов в формате «шаговой доступности». «Мы готовы оказывать вам содействие в реализации наших совместных проектов», приводит пресс-служба заявление президента РТ.

В присутствии президента РТ было подписано соглашение между Татарстаном и X5 Retail Group N.V. От имени республики документ подписал премьер-министр Ильдар Халиков, от ретейлера — главный исполнительный директор Стефан Дюшарм.

«Соглашение о сотрудничестве рассчитано до конца 2016 года. Согласно документу, в 2014 - 2016 годах Х5 планирует открыть не менее 70 магазинов разных форматов, в том числе с использованием франчайзинга в муниципальных районах республики, построить распределительный центр с общим объемом инвестиций не менее 3 миллиардов рублей», — говорится в сообщении на официальном сайте компании.

Реализация плана позволит создать не менее 2 тыс. рабочих мест и расширить партнерство с местными производителями. Документ предусматривает сотрудничество с участниками регионального проекта «Покупаем наше местное» и конкурса «Лучшие товары и услуги Республики Татарстан». Сейчас, как напоминает пресс-служба Х5, доля продукции местных поставщиков на полках Х5 — 35%, по отдельным позициям (хлебобулочная группа, мясная гастрономия) от 70 до 90%.

Правительство РТ будет содействовать ретейлеру в реализации проекта во взаимоотношениях с органами государственной власти и муниципалитетами.

Фактически реализация плана будет означать рост сети продуктовых магазинов под управлением X5 примерно на треть. В РТ под работают 182 универсама «Пятерочка+», 4 гипермаркета «Карусель» и 12 «Перекрестков». Кроме того, по состоянию на 31 марта действует распределительный центр площадью 15 тыс. кв. м, а численность персонала составляет 4 тыс. человек.

Строительство еще одного распредцентра в Зеленодольском районе (как полагают эксперты, это будет на площадке мультимодального логистического центра в Свияжске) перекликается с ходом ЗАО «Тандер». Этот ретейлер в сентябре прошлого года открыл свой логистический плацдарм «Магнит» в Зеленодольске, вложив в него от 2 до 3 млрд. рублей и трудоустроив 1,5 тыс. человек.

СОГЛАШЕНИЕ ПОДПИСАНО СПУСТЯ ТРИ ГОДА

Это вторая — и на сей раз успешная — попытка X5 подписать соглашение с Татарстаном. Впервые подписать стратегический документ компания пыталась в 2011 году. Событие планировалось на 18 марта, на подписание рамочного соглашения о сотрудничестве между правительством Татарстана и X5 Retail Group на период до 2013 года должен был приехать все тот же Халиков, специально для этого в Москву отправился десант татарстанских журналистов. Однако встреча сорвалась. Премьер-министр РТ на подписание не приехал, о причинах срыва соглашения пресс-служба правительства не сообщала.

Как пояснил руководитель пресс-службы и PR-проектов Х5 Владимир Русанов, соглашение тогда сорвалось по техническим причинам. «Мы даже журналистов тогда собирали, — рассказал «БИЗНЕС Online» Русанов. — Но тогда ваша делегация из Татарстана не смогла приехать, к сожалению, по причинам, тоже от них не зависящим. Но бизнес есть бизнес, жизнь может вносить свои корректировки. Тогда были одни параметры соглашения, за три года сформировались другие».

Между тем источники «БИЗНЕС Online», знакомые с ситуацией, отмечают, что срыв соглашения произошел из-за судебных тяжб по использованию бренда «Пятерочка» с «Ак Барс Холдингом». «Что же до подписанного сегодня документа, то по большому счету подобные соглашения не дают никаких привилегий компании, — отметил источник, добавив, что бизнес в подобном случае интересует выделение земельных участков под магазины, уменьшение доли местных производителей на полках и освобождение от «вторички по алкоголю». — Наоборот, правительство использует все рычаги, чтобы соблюдались региональные правила по инвестициям в регионе и благотворительности». Выделение участков земли в «интересных» местах вообще вряд ли возможно, полагает собеседник «БИЗНЕС Online».

В РТ под брендом «Пятерочка» с 2004 года работает сеть «Ак Барс Торг», и судебное решение запрещало X5 развивать собственную сеть под брендом «Пятерочка+». Однако франчайзинговое соглашение заканчивается в конце этого года. На этом фоне «Ак Барс Торг», который должен снять вывеску «Пятерочка», открывает магазины под новыми брендами: магазины шаговой доступности «Наша марка», магазины классом повыше под вывеской «Чак-Чак» и премиум-класс, подробности о котором пока не разглашаются.

Соглашение по продлению франчайзинга на «Пятерочку» «Ак Барс Торг», по всей видимости, продлевать не будет. Как стало известно «БИЗНЕС Online», в первых двух форматах сеть уже открыла первые тестовые магазины, расположив их подальше от центра Казани. Всего в сети «Ак Барс Торг» 140 магазинов.

Интересно также, что на фоне готовившегося соглашения и масштабных планов по развитию сети X5 Retail Group расформировала свой Приволжский филиал в Казани. В марте свой пост покинул гендиректор филиала Радик Ибрагимов, извещения об увольнении получили и другие топ-менеджеры. Филиал управлял 266 магазинами всех форматов в Татарстане, Удмуртии и Башкортостане. Теперь эти регионы переданы в управление Поволжскому и Уральскому филиалам.

ДЛЯ ЧЕГО СЕТИ НУЖНО СОГЛАШЕНИЕ?

Насколько Татарстан интересен для Х5, почему республике важно это соглашение и для чего оно нужно ретейлеру? С такими вопросами «БИЗНЕС Online» обратился к экспертам.

Роман Гринченко — младший аналитик «Инвесткафе»:

— Татарстан является достаточно интересным для FMCG-ретейлеров и, в частности, для X5 Retail Group. Это обусловлено тем, что темпы роста оборота розничной торговли в Республике Татарстан значительно превышают среднероссийский уровень. В среднем с 2010 по 2013 год оборот розничной торговли в регионе рос примерно на 12 процентов в год против 9,9 процента в среднем по России. Из этого можно сделать вывод, что розничный рынок имеет высокий потенциал для дальнейшего роста, что позволяет рассчитывать на существенный рост выручки благодаря развитию в регионе.

Причиной подписания данного документа являются выгоды, которые получат обе стороны. Если говорить о X5, то поддержка органов управления региона может существенно снизить время на реализацию проекта и издержки на согласование новых объектов. Между тем регион сможет рассчитывать на лояльность федеральной сети, вследствие чего можно ожидать более тесного взаимодействия. Это может повысить долю продукции местных производителей на полках магазинов сети, что позитивно отразится на ВРП. Конечно, также немаловажен тот факт, что будет создано значительное количество новых рабочих мест в регионе.

X5 Retail Group действительно занимает лидирующие позиции на рынке продуктового ретейла Татарстана, но это не снижает потенциал для дальнейшей экспансии сети, так как значительная доля розничной торговли в регионе все еще приходится на несетевые магазины и рынки. За счет более выгодных условий и зачастую более качественного сервиса магазины сети могут занять долю, ранее принадлежавшую другим небольшим игрокам. При этом открытие распределительного центра может усилить конкурентные преимущества сети, что также окажет позитивное влияние на оборот компании в целом.

Анна Бодрова — старший аналитик «Альпари»:

— У Х5 обширные планы на Татарстан. Компания предполагает расширяться не только в крупных городах, но и в муниципальных центрах, создав в общей сложности около 2 тысяч рабочих мест. Татарстану также интересен крупный ретейлер с готовыми стратегиями развития, так как по существующим соглашениям Х5 будет распространять и местную продукцию в рамках проекта «Покупаем наше местное».

Неверным было бы сказать, что кто-то кого-то продавливает, так как это взаимовыгодное сотрудничество.

Содействие правительства РТ нужно ретейлеру, чтобы избежать ненужных бюрократических препон и, возможно, получить лучшие торговые места. Продуктовый рынок Татарстана достаточно плотный, и крупный игрок серьезно бы поменял расстановку сил. Под контролем властей процессы пройдут без стресса для других участников рынка.

Не исключено, что Х5 просто принял решение работать в республике самостоятельно — ранее завершились сложные отношения с «Ак Барс Торгом», который работал в РТ по франчайзингу под маркой «Пятерочка». Среди основных конкурентов магазинов формата «Пятерочка» в РТ можно назвать магазины «Магнит», «Челны-Хлеб», «Тэмле», «Наша марка».

Поскольку X5 решила работать с Татарстаном самостоятельно, можно сделать вывод, что рынок для компании очень интересен и перспективен. Особенно если ретейлер проведет сегментацию брендов, разделив магазины не только по принципу «магазин шаговой доступности/люксовый магазин», но и создав некоторую промежуточную категорию.

Максим Клягин — аналитик УК «Финам Менеджмент»:

— Полагаю, дальнейшее развитие компании в регионе будет, безусловно, взаимовыгодным процессом, обеспечивающим расширение розничной сети и логистической инфраструктуры, рост обеспеченности населения торговыми площадями, создание новых вакансий на рынке труда и формирующим дополнительные стимулы роста для локальной экономики в целом. Группа Х5, несомненно, заинтересована в дальнейшей экспансии на рынок перспективного региона, характеризующегося высокими социально-экономическими показателями. Республика, в свою очередь, мотивирована к привлечению крупного инвестора — одного из лидеров рынка розничной торговли страны.

Для чего ретейлеру нужно соглашение? Насколько я понимаю, речь идет о рамочном декларативном документе. Ключевым вкладом правительства республики, видимо, будет формирование благоприятной инвестиционной и институциональной среды для заинтересованного в динамичном развитии инвестора.

Несмотря на значительный объем рынка (оборот розничной торговли продуктами питания — foodretail — в 2013 году составил более 271 миллиарда рублей), с учетом низкого уровня консолидации Х5, полагаю, занимает весьма сильные позиции в регионе.