Вчера в ТГАТ им. Камала состоялось, пожалуй, одно из самых главных театральных событий первой половины нынешнего лета — Константин Хабенский сыграл моноспектакль «Контрабас». Как постановку принимала публика, каковы плюсы и минусы спектакля, стоящего в афише МХТ, и почему некоторые казанцы покинули зал, не дождавшись финала? Об этом размышляет корреспондент «БИЗНЕС Online», побывавшая на спектакле.
УШЕЛ, ЧТОБЫ ВЕРНУТЬСЯ
Афишами «Контрабаса» город пестрел несколько месяцев кряду, и эффект был достигнут. В зале был не просто аншлаг, даже все проходы были заполнены людьми, которые стояли более двух часов — такой протяженности был спектакль.
Обращение к самой ранней пьесе Патрика Зюскинда «Контрабас» у Константина Хабенского, можно предположить, было и неожиданным, и рискованным — театральная Москва знает знаменитый спектакль театра «Сатирикон», где играет другой Константин — Райкин, актер редкой органики, так необходимой в жанре моноспектакля. Ходили слухи, что играть контрабасиста собирался в «Современнике» Валентин Гафт.
На прошлой неделе Хабенский побывал на интернет-конференции «БИЗНЕС Online» и среди прочих ответил на вопрос о пьесе Зюскинда. Актер рассказал, что думал о ней давно, когда занимался общими проектами с Юрием Башметом, но как-то не сложилось. Потом был период, когда он взял в МХТ своего рода отпуск, в течение года играл только одну роль — Мэкки-ножа в «Трехгрошовой опере», но по договоренности с шефом МХТ Олегом Табаковым должен был через год вернуться. И не один, а с новой идеей. Идея была — поставить Зюскинда.
Этого немецкого автора широкие российские массы хорошо знают по «Парфюмеру». Сначала зачитывались романом, потом вышел фильм. Неплохой, но слабее, чем книга. Пьеса «Контрабасист» была написана Зюскиндом в 1980 году, поставлена в Мюнхене, и хотя сам автор никогда не играл на контрабасе, а играл на пианино, было видно, что миру музыки он не чужд. Впрочем, мир музыки, скорее всего, можно было бы заменить на любой другой. «Дело тут не в блуждающей почке, а в жизни и смерти», — как писал некогда Лев Толстой. Автор исследует кризис среднего возраста, а если еще точнее — проблему тотального одиночества, граничащего с фобиями.
ДВА ЧАСА СМЕХА СКВОЗЬ СЛЕЗЫ
Авторы спектакля режиссер Глеб Черепанов и актер Хабенский просят не называть их постановку моноспектаклем. В афише МХТ значится «трагифарс». Хабенский играет социопата — уже в первые минуты действия он обрывает телефон. Его странное жилище (автор сценографии Николай Симонов) обито матрасами — квартира словно отгорожена от внешнего мира мягкой «броней».
Сам контрабасист — странен и смешон, на нем мешковатый фрак, короткие фрачные брюки и ...оранжевые носки. Классический лузер. Он беспрестанно говорит — о контрабасе, о певицах, о композиторах. Одним словом, о музыке. Кажется, что он боится замолчать даже на секунду, боится, что тишина сомнет его. Публике часто бывает смешно, иногда она жалеет героя. Иногда подыгрывает актеру. Например, когда он спрашивает, знает ли кто-то композитора-женщину, в зале Камаловского театра раздавались нестройные голоса, называющие Софию Губайдуллину.
Нравится авторам спектакля или нет, но «Контрабас» — это все-таки моноспектакль. Со всеми вытекающими сложностями. Главная из них — чтобы держать внимание зала, актер должен быть божественно органичен. Хорошо обученный и владеющий приемами профессии Хабенский все-таки не может этим похвастаться. Отсюда идут повторы, и эту некую эмоциональную монотонность может почувствовать зритель. Так что зал, хотя и не массово, но все же покидали некоторые казанцы.
Что касается претензий к режиссеру, то раздробленность финала явно нельзя отнести к плюсам постановки. Хотя самый последний из финалов, когда на сцене наконец-то появляется женщина-мечта контрабасиста (или это только его фантазия?) можно назвать удачным. Нелепое существо в чудовищно блестящем платье, да еще и скверно поющее, конечно, наш герой просто придумал себе певицу с божественным голосом.
Он и контрабас, контрабас и он, жизнь между репетицией и спектаклем, бег по кругу. Скоро 36 лет. Кризис среднего возраста, а что потом? Наверное, ничего страшного, просто, как всегда, будет музыка. Рассуждения о Вагнере и Моцарте. Любовь-ненависть к своему инструменту. Тихое сползание в безумие и попытки выбраться из него. Одиночество и в мегаполисе, и большом оркестре, где каждый ведет свою партию. Тот, кто прочел Зюскинда, понимает, что пьеса и тоньше, и глубже спектакля.
Публика аплодировала Хабенскому стоя. Завалила цветами. Что ж, иногда медийность выступает заменой качеству спектакля.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 22
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.