ПОЛТОРА ЧАСА УГОВАРИВАЛИ ДРУГ ДРУГА ПОКОНЧИТЬ С ГОВОРИЛЬНЕЙ

Стратегический вопрос о том, как к 2016 году поднять долю малого и среднего бизнеса в валовом территориальном продукте автограда с 28 до 34%, рассчитывали обсудить вчера в челнинском отеле Open City, где состоялось расширенное заседание Совета предпринимателей при мэре города. Для этого отдел по поддержке предпринимательства исполкома города разработал дорожную карту.

Квадратный стол, рассчитанный на 60 участников, и три линии стульев у стен не спасли положения — мест для желающих обсудить с мэром Василем Шайхразиевым насущные вопросы не хватило. Не сразу нашли место для чуть запоздавшего прокурора города Александра Евграфова, а гендиректору ООО «ТКФ «Кама-Тракс» Леониду Штейнбергу так и не удалось втиснутся в зал — отдохнув на диванчике в коридоре, он ушел восвояси.

На экран вывели тайминг для спикеров — по 2 минуты каждому. Но это не помогло. Полтора часа собравшиеся уговаривали друг друга покончить с говорильней и выйти на конструктивную беседу, пока этот гордиев узел не разрубил новый в устоявшейся аудитории человек — 34-летний гендиректор компании «Камский лес» Николай Иванов. Он решил презентовать руководству города программу, которую отрекомендовал как собственную и ТПП разработку (корреспондент «БИЗНЕС Online» выяснил, что чиновники исполкома автограда тоже живо интересуются проектом и даже передали его на рассмотрение в минземимущества РТ). Но Иванов, как стало понятно чуть позже, начал не с той ноты.

Николай Иванов
Николай Иванов

«Полтора часа прошло, и к чему мы пришли?! Если бы у меня замы так вели совещание, я бы половину распустил! — резко высказался молодой гендиректор. — Давайте по делу. Наша компания совместно с ТПП давно работает над программой привлечения дешевых длинных денег для бизнеса. Россия вступила в ВТО, производители из Китая довольно-таки агрессивно в наш регион идут, и без дешевых длинных денег местным будет тяжело. Программа даст рост и развитие».

«ПОД БЮДЖЕТНЫЙ ФОНД НЕ ПОДПИШЕМСЯ»

По объяснениям Иванова, в предлагаемой им программе речь идет о создании госструктуры, которая работала бы аналогично лизинг-гранту, и занималась выделением возвратных лимитов, субсидированием бизнеса с льготным периодом. Скидки хотелось бы получать на год — на этот срок государство должно, по мнению авторов программы, давать деньги бизнесу под гарантии банков. Бизнес, получив беспроцентный займ, исходя из 2/3 ставки рефинансирования, должен платить налог на доход 35%, то есть 1,9% годовых. По истечении года банки автоматически будут выкупать у государства данные пакеты на заранее оговоренных с бизнесом условиях.

— Если посмотреть пошагово, что мы получим? — увлекся собственной идеей Иванов. — Бизнес получает деньги и в течение года запускает производство. Через год банк возвращает деньги государству, а для бизнесмена займ превращается в обычную кредитную линию. Бизнес программу поддержал, банки проявили к ней активный интерес и готовы участвовать. Я прошу исполком города подключиться к продвижению данного инструмента на уровень республики, провести комплекс мероприятий.

— Насчет эффективности встречи я согласен, — не забыл резкий заход спикера Шайхразиев, и его дальнейшая реакция на предложение Иванова показала, что чересчур откровенное высказывание про полтора часа говорильни и определило судьбу проекта «длинных денег для бизнеса» на ближайшую перспективу. — Но, с другой стороны, после вашего выступления эффективность встречи возросла или нет? Может быть, ваше предложение кому-то интересно, а кому-то нет. В том году открылся завод на 900 миллионов рублей. Ребята ни разу не были в исполкоме, они просто прислали мне пригласительный билет на открытие. Сейчас работают и ничего не просят. Я могу однозначно сказать, что господдержка развращает бизнес. Я категорически против. Если у меня появятся муниципальные деньги, которые можно будет направить на развитие предпринимательства, я сделаю наоборот. Договаривайтесь с банками, запускайтесь, выпускайте продукцию, а потом я вам энный процент возмещу. Тогда не будет коррупции, никто ничего не будет «пилить». Для кого-то это будет кирдык, потому что нельзя будет сказать: «Ну, не получилось, я убил государственные деньги. Ну, посади меня»...

— Василь Гаязович, я говорю не за себя, а за весь бизнес, программа обсуждалась. Я прошу муниципалитет только поддержать ее на уровне республики, — не отступил Иванов.

— Откуда эти деньги должны появиться? Если с бюджета, то исполком не будет подписываться, — отрезал мэр.

Иванов снова попытался объяснить принцип трехстороннего соглашения, по которому банки возвращают государству все вложения, и пришел к необходимости создания республиканского фонда. Он заявил, что сегодня есть лишь два эффективных инструмента привлечения денег: кредит и лизинг. Но по ним бизнес несет повышенные расходы с первого месяца работы, а предложенная программа дает годовую передышку.

Публичные переговоры закончились нейтрально. Шайхразиев так и не понял, кто должен давать бизнесу деньги. «Если для государства риска нет, зачем тогда ему участвовать?» — сделал он не вполне доступный для понимания вывод, но согласился рассмотреть вопрос в индивидуальном порядке. Как позже пояснил Иванов корреспонденту «БИЗНЕС Online», программой заинтересовались четыре банка, с которыми он провел переговоры. Безуспешный диалог с мэром не расстроил Иванова, и если исполком не возьмет программу на вооружение, он готов самостоятельно продвигать ее дальше. «У меня самого есть ряд направлений, которые ждут дешевых денег, — рассказал Иванов. — Я пока нахожусь в линейке малого бизнеса, по всем предприятиям у меня годовой оборот порядка 60 - 70 миллионов, но рентабельность невысокая, и передо мной стоит задача быстро выйти на миллиард. Для этого нужен финансовый инструмент, и если мэр нас не поддержит, мы пойдем дальше». Иванов уточнил, что в бизнесе он 16 лет, основная его продукция — деревянная тара для КАМАЗа и деревянный погонаж, но новые направления с лесопромышленностью никак не связаны.

«МЫ СОБЕРЕМ 8 ТЫСЯЧ ПРЕДЛОЖЕНИЙ»

Возвращаясь к заявленной теме встречи, то есть дорожной карте «34%», напомним, что эта цифра означает доведение доли МСБ в валовом территориальном продукте автограда до 34% к 2016 году. Сейчас, по словам Шайхразиева, эта доля составляет 28%, что не устраивает не только муниципалитет, но и президента РТ. Кстати, Рустам Минниханов, по словам Кропотовой, «34%» уже утвердил. Главные посылы проекта, перечисленные заместителем руководителя исполкома автограда по экономике — это доступность финансирования и энергоресурсов для МСБ, содействие в промышленной модернизации, снижение налоговой и тарифной нагрузки.

Василь Шайхразиев: «Откуда эти деньги должны появиться? Если с бюджета, то исполком не будет подписываться»
Василь Шайхразиев: «Откуда эти деньги должны появиться? Если с бюджета, то исполком не будет подписываться»

«Данный документ имеет 5 основных индикаторов, — рассказала Кропотова. — Это прирост оборота продукции малых предприятий, рост доли продукции, работ и услуг МСБ в общем объеме валового регионального продукта, прирост количества субъектов МСБ и количество вновь зарегистрированных субъектов, а также доля среднесписочной численности работников МСБ в общем числе работников всех предприятий».

Как рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» начальник отдела развития предпринимательства исполкома города Радмир Беляев, который непосредственно занимается проектом «34%», в дорожной карте городские власти видят рывок для качественного изменения участия муниципалитета в жизни предпринимателей: «Карта — это очень важно для нас, это не вода и не слова, а конкретные индикаторы со сроками исполнения. По нашему реестру предпринимателей мы сделаем рассылку проекта, это порядка 8 тысяч контактов. Когда нам вернутся конкретные предложения от бизнеса, мы сведем их в краткий единый план, пока мы видим в нем 6 пунктов, и примем конкретные мероприятия, сроки и индикаторы эффективности работы. Сегодня была первая попытка обсудить карту, собрать максимальное количество предложений. Услышанного мало, но каждый участник еще дошлет нам свои предложения. Принцип в том, что карту должны составить сами предприниматели, а мы взяли на себя организаторскую роль».

Для гендиректора ООО «ТКФ «Кама-Тракс» Леонида Штейнберга (слева) не нашлось места в зале
Для гендиректора ООО «ТКФ «Кама-Тракс» Леонида Штейнберга (слева) не нашлось места в зале

«ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ НИ В КОЕМ СЛУЧЕ НЕ ДОЛЖЕН РАССЧИТЫВАТЬ НА ГОСУДАРСТВО»

Участники встречи прокомментировали «БИЗНЕС Online» свое видение механизмов госпомощи малому бизнесу.

Юрий Петрушин — председатель совета директоров ТПП Набережных Челнов и Закамья:

— Иванов начинал со мной, и я, конечно, доведу до мэра подробности программы. Этот проект имеет смысл... В целом по встрече — на ней многие вопросы не были заданы. Во-первых, нужно изучить вопрос, почему многие предприниматели уехали из города. Выяснить причину и ее ликвидировать. Второй вопрос — это ОЭЗ «Алабуга». На ней запускаются производства, альтернативные тем, которые уже есть в регионе. Наши предприятия оказываются в невыгодных условиях, банкротятся, умирают из-за льготного налогообложения конкурентов. Вот эти проблемы нужно решать!

Максим Федоров — генеральный директор ООО «Конкор Оптика», заместитель главы Набережных Челнов на общественных началах:

— Здесь как вопрос стоит? Дайте денег, и мы начнем пахать! Я считаю, должно быть иначе: вы пашете, и вам, может быть, перепадет. Я никогда денег не просил, и нормально живу. Надо подходить системно. Вот у меня бизнес устоявшийся, 21 год, на кризис реагирует не так, как у нового предпринимателя. Может быть, предложение и правильное — давать год отсрочки, но в виде чего? В виде отсутствия процентов по кредиту или отсутствия налогов? Нужно же сегментировать, что и кому давать. Должна ли халява быть компенсирующей затраты или она должна быть упреждающей и сразу идти в работу — зависит от целей муниципалитета в сфере развития предпринимательства. Потому что ни в какой бизнес-план господдержка не включается. К примеру, строители получают компенсацию за подключение к инженерным сетям, но только после того, как они сами все сделали, и то если повезет. Василь Гаязович смотрит с этой стороны.

Что касается подъема новых компаний, то давайте посмотрим, как вопрос решили в Китае. У них компания с годовым оборотом до 10 тысяч долларов ничем не облагается и не контролируется. Это сделано для того, чтобы государство не тратило деньги на соцпакеты, то есть они заняли делом абсолютно всех. А мы ведь эмпирическим путем можем понять — скакнет предприниматель из ИП на следующий уровень или нет. Если он продает жвачку и ему хватает, то зачем ему помогать? Давайте тогда всех от всего освободим, как в Китае, и у нас будет стопроцентная занятость.

Евгений Рачков — генеральный директор ЗАО «ТАТПРОФ»:

— Я считаю, вообще предпринимателям не надо помогать. Лучшая помощь — это качественное исполнение государственных функций. Чтобы сроки были адекватные и цены на госуслуги. Ничего другого мы не просим. Что касается грантов и субсидий, то, мне кажется, государство должно управлять направлениями развития экономики. Хочет государство инноваций — дает денег на инновационные направления, хочет промышленность — дает туда. То есть субсидиями просто задается вектор желаемого развития. А предприниматель никогда ни в коем случае не должен рассчитывать на государство в процессе открытия своего бизнеса. Это не предприниматель, если он, планируя бизнес, уже думает, как получить помощь от государства. Помощь не означает, что за тебя кто-то что-то должен делать. А ВТО — это пугало, мы его вообще никак не почувствовали.