Двухлетний конфликт, связанный с «кувалдами кондукторов», сегодня получил новый поворот, хотя еще позавчера казалось, что он исчерпан. Федеральный арбитражный суд Поволжского округа подтвердил законность решения татарстанского УФАС в отношении ОАО «Социальная карта», в котором признавалось незаконным требование 1,9 млн. рублей с челнинских перевозчиков за интеграцию их оборудования в систему оператора «Транспортной карты РТ». Позднее сумма была снижена до 500 тыс. рублей, которую оплатило некоммерческое партнерство «Союз камских перевозчиков». Имея на руках решение арбитража, челнинские транспортники намереваются вернуть «кровные» полмиллиона, но в ОАО «Социальная карта» заявили «БИЗНЕС Online», что не согласны с решением арбитража и будут его оспаривать.
ПРИЗНАКОВ СГОВОРА НЕ ОБНАРУЖЕНО, НО ДЕНЬГИ НАДО ВЕРНУТЬ
Двухлетний конфликт транспортников Закамья и УФАС по РТ с одной стороны и ОАО «Социальная карта» завершился победой предпринимателей. В минувший вторник федеральный арбитражный суд Поволжского округа подтвердил законность решения татарстанского УФАС в отношении ОАО «Социальная карта», в котором признавалось незаконным взимание платы с челнинских перевозчиков за интеграцию их оборудования в систему оператора проекта «Транспортная карта РТ». Казалось бы, на длительном споре поставлена точка.
Антимонопольщики заинтересовались этим делом в феврале прошлого года, когда к ним поступило заявление от «Союза камских перевозчиков», действующего в интересах пассажирских перевозчиков автограда, о незаконности взимания с перевозчиков средств за интеграцию оборудования Geostron в систему «Социальной карты». Рассмотрев жалобу, ведомство Александра Груничева выдало предписание о недопустимости нарушения ст. 16 закона о конкуренции. Однако «Социальная карта» в ответ подала иск в Арбитражный суд. Началась длительная судебная тяжба, которая, пройдя через все инстанции, завершилась в итоге победой УФАС.
Напомним, что «бунт перевозчиков» Закамья разгорелся в апреле прошлого года. Тогда два десятка перевозчиков Набережных Челнов, Нижнекамска и Альметьевска обратились к президенту и премьер-министру РТ с письмами-жалобами на ОАО «Социальная карта», в которых они восстали против «кондукторов с «кувалдами», навязанными Казанью». Транспортники были крайне недовольны тем, как внедряется система социальных транспортных карт, и утверждали, что она «технически архаична и вынуждает их нести непомерные расходы».
В «Социальной карте» назвали обвинения перевозчиков необоснованными. Здесь немаловажно отметить, что компенсации из бюджета за перевозку льготников перевозчики на тот момент не получали. По их мнению, минтранс, во-первых, не учитывал передаваемые транспортниками сведения о количестве перевезенных льготников, а во-вторых, не желал сотрудничать с организациями, не заключившими договоры с ОАО «Социальная карта». То есть перевозчики явно давали понять, что противоположная сторона выступает в сговоре. Однако УФАС по РТ признаков сговора между минтрансом, исполкомом Челнов и ОАО «Социальная карта» не обнаружило, но предписание все же выписало.
Александр Груничев |
КАК СТОИМОСТЬ УСЛУГИ УПАЛА ПОЧТИ В 4 РАЗА
Челнинские транспортники предложили оператору проекта «Транспортная карта РТ» применить оборудование для учета перевезенных пассажиров, которое имело технологическую возможность интеграции в систему ОАО «Социальная карта» при условии предоставления последней алгоритмов обработки электронных социальных проездных билетов, а также подписания соглашения о конфиденциальности.
Разработкой и реализацией этого оборудования занималось челнинское ООО «Геострон» — резидент челнинской площадки казанского IT-парка. Однако «Социальная карта», которой такой вариант был невыгоден, в ответ выдвинуло требование оплатить за его интеграцию 1,9 млн. рублей. Чуть позже, столкнувшись с возмущением перевозчиков, размер платы был снижен до 1 млн. рублей. Но и эту сумму перевозчики приняли в штыки! В итоге после вмешательства в процесс переговоров мэра автограда Василя Шайхразиева, который вышел на руководство «АК БАРС» Банка, «консенсус» был найден, и сумма была снижена еще на полмиллиона.
После этого процесс по интеграции оборудования Geostron к системе, что называется, пошел. Тем не менее транспортники свою жалобу в УФАС все же написали. Как было сказано выше, антимонопольное ведомство судилось с «Социальной картой» в течение года и в итоге добилось своего: теперь суд обязал «Социальную карту» исполнить предписание антимонопольщиков. Отныне интеграция любого оборудования, которое может оказаться у перевозчика, должна проводиться только за счет средств оператора проекта. Таким образом, перевозчики Челнов могут праздновать маленькую победу. Им представился шанс вернуть уплаченные год назад деньги.
Пресс-секретарь УФАС по РТ Резеда Мазитова в ответ на запрос «БИЗНЕС Online» о судьбе уплаченных денег сообщила, что для взыскания этой суммы им необходимо обратиться в суд. «В рамках исполнения предписания, выданного Татарстанским УФАС России, ОАО «Социальная карта» был принят регламент, в соответствии с которым при обращении к ним перевозчиков со своим оборудованием «Социальная карта» обязуется интегрировать это оборудование при наличии технической возможности без взимания платы», — сказала Мазитова.
Президент НП «Ассоциации перевозчиков Закамья» Фаргат Набиев, который и выплатил деньги от имени 30 перевозчиков, заявил корреспонденту «БИЗНЕС Online», что теперь намерен добиваться возврата денежных средств. «Мы через ассоциацию перечислили тогда полмиллиона «Социальной карте» за интеграцию оборудования «Геострон» в их систему. И мы изначально считали, что эти деньги с нас взяли незаконно. Все это время ждали, когда же появится решение суда. Теперь, когда правда восторжествовала, напишем письмо в «Социальную карту» с требованием вернуть деньги обратно и распределим их среди наших перевозчиков. Если они откажутся, будем обращаться в суд. Я считаю, что это большие деньги для перевозчиков. Это же не 5 тысяч рублей! Перевозчики не готовы эти деньги подарить «Социальной карте», — сказал Набиев.
Однако, в «Социальной карте» не согласны с таким поворотом дела. Начальник отдела маркетинга ОАО «Социальная карта» Евгения Шарипова заявила газете «БИЗНЕС Online»: «В настоящий момент ОАО «Социальная карта» оспаривает решение УФАС РТ в части нарушения ч.1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции» в судебном порядке, поскольку несогласно с вынесенным решением. Работы по интеграции системы подходят к завершению, и в Набережных Челнах осуществляется прием льготных транспортных карт для оплаты проезда в общественном транспорте. Близится к завершению процесс интеграции по приему платных транспортных карт оборудования «Квантор». Необходимо отметить, что жители других городов, где внедрена автоматизированная система оплаты проезда, уже по достоинству оценили удобство использования электронных кошельков и активно пользуются на транспорте», — отметила Шарипова.
«ЭТО БАРДАК!»
Эксперты, опрошенные «БИЗНЕС Online», считают, что данную ситуацию создали непрофессиональные чиновники, и система, внедряемая «Социальной картой», может работать только в том случае, если общественный транспорт полностью уйдет от наличной системы оплаты.
Марсель Шамсутдинов — управляющий группой компаний «Райдэн»:
— Непонятны сами правила взаимодействия между «Социальной картой», предоставляющей бесплатный проезд льготникам, и перевозчиками, которые реально тратятся на бензин, зарплату водителям и т.д. Вынужденные разбирательства, ненужные суды, потеря времени и денег — это говорит о непрофессионализме наших чиновников. Наше госуправление толкает этих людей к решению вопросов не по прописанным правилам, а в суде, с помощью махания кулаками. Раз дошло до суда, значит дело никуда не годится.
Теперь есть решение суда, что «Социальная карта» не имела права требовать эти средства, то есть и перспективы эти деньги вернуть. Вопрос: за какое время? Зная практику наших судов, я могу с уверенностью сказать, что это происходит очень долго. Если раньше говорили «суд скорый и неправый», то теперь говорят «суд неправый и очень не скорый». Конечно, адвокаты стоят дорого, это убьет время, нервы, но вообще-то 500 тысяч — немаленькие деньги...
Эмиль Гатауллин — юрист:
— Почему бы перевозчикам и не попробовать отвоевать эти деньги? «Социальная карта» — серьезная организация, которая в будущем будет продолжать вести бизнес. С нее, наверное, можно взыскать эти средства. 500 тысяч — это не такая уж большая сумма для этой компании. Я думаю, в том или ином виде систему оплаты проезда льготников все равно будут внедрять. Будут ли перевозчики работать с «Социальной картой» или с какой-то другой конкурирующей компанией, решать им.
Марат Хафизов — гендиректор ООО «Камский завод стройматериалов», экс-начальник управления транспорта исполкома Набережных Челнов:
— Важно понимать, что пассажирский транспорт — это абсолютно социально ориентированная, стратегическая отрасль любого города. Все, что ни делается в этой сфере, прежде всего нужно рассматривать с точки зрения того, что получат в итоге пассажиры. Система, которую сейчас предлагает внедрить «Социальная карта», в корне построена неправильно. Перевод оплаты проезда на пассажирском транспорте в электронный вид — это, конечно, удобно. Но речь нужно вести не только о «социальщиках», которых в Челнах всего-то 20 тысяч человек. Перевод должен быть полным. Эта система будет работать только тогда, когда общественный транспорт полностью уйдет от наличной системы оплаты.
Вот я пассажир, допустим. Где я должен купить этот электронный проездной билет? Идти в торговый центр, на почту, в банк? Это неудобно. Где я должен пополнять свой проездной? Через интернет? У меня нет интернета под рукой. По идее, на каждой остановке должны стоять терминалы продажи электронных билетов. Без терминалов на остановках эта система, можно сказать, не нужна. В Австрии, Швейцарии, Чехии на каждой остановке можно купить проездной билет и пополнить его. Это первая проблема. Вторая — это сами считыватели. Есть гораздо более современные системы, нежели какие-то там валидаторы, которые предлагаются сейчас.
Дело ведь не в 500 тысячах или в том, что кто-то требует за интеграцию 2 миллиона рублей — она может стоить и дороже. То, что происходит сейчас — это система, которая не ориентирована на клиента. Она ничего не дает пассажирам, в том числе и льготникам. Перевозчикам тем более — не появляется никакой прозрачности, пассажиропоток не увеличивается. Удобства пользования нет. С этого надо начинать!
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 4
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.