ПРИЗНАКОВ СГОВОРА НЕ ОБНАРУЖЕНО, НО ДЕНЬГИ НАДО ВЕРНУТЬ

Двухлетний конфликт транспортников Закамья и УФАС по РТ с одной стороны и ОАО «Социальная карта» завершился победой предпринимателей. В минувший вторник федеральный арбитражный суд Поволжского округа подтвердил законность решения татарстанского УФАС в отношении ОАО «Социальная карта», в котором признавалось незаконным взимание платы с челнинских перевозчиков за интеграцию их оборудования в систему оператора проекта «Транспортная карта РТ». Казалось бы, на длительном споре поставлена точка.

Антимонопольщики заинтересовались этим делом в феврале прошлого года, когда к ним поступило заявление от «Союза камских перевозчиков», действующего в интересах пассажирских перевозчиков автограда, о незаконности взимания с перевозчиков средств за интеграцию оборудования Geostron в систему «Социальной карты». Рассмотрев жалобу, ведомство Александра Груничева выдало предписание о недопустимости нарушения ст. 16 закона о конкуренции. Однако «Социальная карта» в ответ подала иск в Арбитражный суд. Началась длительная судебная тяжба, которая, пройдя через все инстанции, завершилась в итоге победой УФАС.

Напомним, что «бунт перевозчиков» Закамья разгорелся в апреле прошлого года. Тогда два десятка перевозчиков Набережных Челнов, Нижнекамска и Альметьевска обратились к президенту и премьер-министру РТ с письмами-жалобами на ОАО «Социальная карта», в которых они восстали против «кондукторов с «кувалдами», навязанными Казанью». Транспортники были крайне недовольны тем, как внедряется система социальных транспортных карт, и утверждали, что она «технически архаична и вынуждает их нести непомерные расходы».

В «Социальной карте» назвали обвинения перевозчиков необоснованными. Здесь немаловажно отметить, что компенсации из бюджета за перевозку льготников перевозчики на тот момент не получали. По их мнению, минтранс, во-первых, не учитывал передаваемые транспортниками сведения о количестве перевезенных льготников, а во-вторых, не желал сотрудничать с организациями, не заключившими договоры с ОАО «Социальная карта». То есть перевозчики явно давали понять, что противоположная сторона выступает в сговоре. Однако УФАС по РТ признаков сговора между минтрансом, исполкомом Челнов и ОАО «Социальная карта» не обнаружило, но предписание все же выписало.

Александр Груничев
Александр Груничев

КАК СТОИМОСТЬ УСЛУГИ УПАЛА ПОЧТИ В 4 РАЗА

Челнинские транспортники предложили оператору проекта «Транспортная карта РТ» применить оборудование для учета перевезенных пассажиров, которое имело технологическую возможность интеграции в систему ОАО «Социальная карта» при условии предоставления последней алгоритмов обработки электронных социальных проездных билетов, а также подписания соглашения о конфиденциальности.

Разработкой и реализацией этого оборудования занималось челнинское ООО «Геострон» — резидент челнинской площадки казанского IT-парка. Однако «Социальная карта», которой такой вариант был невыгоден, в ответ выдвинуло требование оплатить за его интеграцию 1,9 млн. рублей. Чуть позже, столкнувшись с возмущением перевозчиков, размер платы был снижен до 1 млн. рублей. Но и эту сумму перевозчики приняли в штыки! В итоге после вмешательства в процесс переговоров мэра автограда Василя Шайхразиева, который вышел на руководство «АК БАРС» Банка, «консенсус» был найден, и сумма была снижена еще на полмиллиона.

После этого процесс по интеграции оборудования Geostron к системе, что называется, пошел. Тем не менее транспортники свою жалобу в УФАС все же написали. Как было сказано выше, антимонопольное ведомство судилось с «Социальной картой» в течение года и в итоге добилось своего: теперь суд обязал «Социальную карту» исполнить предписание антимонопольщиков. Отныне интеграция любого оборудования, которое может оказаться у перевозчика, должна проводиться только за счет средств оператора проекта. Таким образом, перевозчики Челнов могут праздновать маленькую победу. Им представился шанс вернуть уплаченные год назад деньги.

Пресс-секретарь УФАС по РТ Резеда Мазитова в ответ на запрос «БИЗНЕС Online» о судьбе уплаченных денег сообщила, что для взыскания этой суммы им необходимо обратиться в суд. «В рамках исполнения предписания, выданного Татарстанским УФАС России, ОАО «Социальная карта» был принят регламент, в соответствии с которым при обращении к ним перевозчиков со своим оборудованием «Социальная карта» обязуется интегрировать это оборудование при наличии технической возможности без взимания платы», — сказала Мазитова.

Президент НП «Ассоциации перевозчиков Закамья» Фаргат Набиев, который и выплатил деньги от имени 30 перевозчиков, заявил корреспонденту «БИЗНЕС Online», что теперь намерен добиваться возврата денежных средств. «Мы через ассоциацию перечислили тогда полмиллиона «Социальной карте» за интеграцию оборудования «Геострон» в их систему. И мы изначально считали, что эти деньги с нас взяли незаконно. Все это время ждали, когда же появится решение суда. Теперь, когда правда восторжествовала, напишем письмо в «Социальную карту» с требованием вернуть деньги обратно и распределим их среди наших перевозчиков. Если они откажутся, будем обращаться в суд. Я считаю, что это большие деньги для перевозчиков. Это же не 5 тысяч рублей! Перевозчики не готовы эти деньги подарить «Социальной карте», — сказал Набиев.

Однако, в «Социальной карте» не согласны с таким поворотом дела. Начальник отдела маркетинга ОАО «Социальная карта» Евгения Шарипова заявила газете «БИЗНЕС Online»: «В настоящий момент ОАО «Социальная карта» оспаривает решение УФАС РТ в части нарушения ч.1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции» в судебном порядке, поскольку несогласно с вынесенным решением. Работы по интеграции системы подходят к завершению, и в Набережных Челнах осуществляется прием льготных транспортных карт для оплаты проезда в общественном транспорте. Близится к завершению процесс интеграции по приему платных транспортных карт оборудования «Квантор». Необходимо отметить, что жители других городов, где внедрена автоматизированная система оплаты проезда, уже по достоинству оценили удобство использования электронных кошельков и активно пользуются на транспорте», — отметила Шарипова.

«ЭТО БАРДАК!»

Эксперты, опрошенные «БИЗНЕС Online», считают, что данную ситуацию создали непрофессиональные чиновники, и система, внедряемая «Социальной картой», может работать только в том случае, если общественный транспорт полностью уйдет от наличной системы оплаты.

Марсель Шамсутдинов — управляющий группой компаний «Райдэн»:

— Непонятны сами правила взаимодействия между «Социальной картой», предоставляющей бесплатный проезд льготникам, и перевозчиками, которые реально тратятся на бензин, зарплату водителям и т.д. Вынужденные разбирательства, ненужные суды, потеря времени и денег — это говорит о непрофессионализме наших чиновников. Наше госуправление толкает этих людей к решению вопросов не по прописанным правилам, а в суде, с помощью махания кулаками. Раз дошло до суда, значит дело никуда не годится.

Теперь есть решение суда, что «Социальная карта» не имела права требовать эти средства, то есть и перспективы эти деньги вернуть. Вопрос: за какое время? Зная практику наших судов, я могу с уверенностью сказать, что это происходит очень долго. Если раньше говорили «суд скорый и неправый», то теперь говорят «суд неправый и очень не скорый». Конечно, адвокаты стоят дорого, это убьет время, нервы, но вообще-то 500 тысяч — немаленькие деньги...

Эмиль Гатауллин — юрист:

— Почему бы перевозчикам и не попробовать отвоевать эти деньги? «Социальная карта» — серьезная организация, которая в будущем будет продолжать вести бизнес. С нее, наверное, можно взыскать эти средства. 500 тысяч — это не такая уж большая сумма для этой компании. Я думаю, в том или ином виде систему оплаты проезда льготников все равно будут внедрять. Будут ли перевозчики работать с «Социальной картой» или с какой-то другой конкурирующей компанией, решать им.

Марат Хафизов — гендиректор ООО «Камский завод стройматериалов», экс-начальник управления транспорта исполкома Набережных Челнов:

— Важно понимать, что пассажирский транспорт — это абсолютно социально ориентированная, стратегическая отрасль любого города. Все, что ни делается в этой сфере, прежде всего нужно рассматривать с точки зрения того, что получат в итоге пассажиры. Система, которую сейчас предлагает внедрить «Социальная карта», в корне построена неправильно. Перевод оплаты проезда на пассажирском транспорте в электронный вид — это, конечно, удобно. Но речь нужно вести не только о «социальщиках», которых в Челнах всего-то 20 тысяч человек. Перевод должен быть полным. Эта система будет работать только тогда, когда общественный транспорт полностью уйдет от наличной системы оплаты.

Вот я пассажир, допустим. Где я должен купить этот электронный проездной билет? Идти в торговый центр, на почту, в банк? Это неудобно. Где я должен пополнять свой проездной? Через интернет? У меня нет интернета под рукой. По идее, на каждой остановке должны стоять терминалы продажи электронных билетов. Без терминалов на остановках эта система, можно сказать, не нужна. В Австрии, Швейцарии, Чехии на каждой остановке можно купить проездной билет и пополнить его. Это первая проблема. Вторая — это сами считыватели. Есть гораздо более современные системы, нежели какие-то там валидаторы, которые предлагаются сейчас.

Дело ведь не в 500 тысячах или в том, что кто-то требует за интеграцию 2 миллиона рублей — она может стоить и дороже. То, что происходит сейчас — это система, которая не ориентирована на клиента. Она ничего не дает пассажирам, в том числе и льготникам. Перевозчикам тем более — не появляется никакой прозрачности, пассажиропоток не увеличивается. Удобства пользования нет. С этого надо начинать!