Сегодня государственный советник РТ Минтимер Шаймиев отправился в Катар, в столице которого он принимает участие в заседании комитета всемирного наследия ЮНЕСКО, которое продлится до 25 июня. Главный вопрос — включение в список всемирного наследия ЮНЕСКО 36 объектов, среди которых в категории «Культурные объекты» заявлен Болгарский историко-археологический комплекс. Это не первая попытка попасть в список, но, как отметили эксперты «БИЗНЕС Online», спустя 15 лет после первой заявки сейчас шансы самые реальные.
СОСТАВИТ ЛИ БОЛГАР КОМПАНИЮ КРЕМЛЮ В СПИСКЕ ЮНЕСКО?
Сегодня государственный советник РТ Минтимер Шаймиев отправится в Катар. В городе Доха он примет участие в заседании комитета всемирного наследия ЮНЕСКО, которое стартовало в пятницу, 13 июня, и продлится до 25 июня.
Главный для Татарстана вопрос в повестке дня — включение в список ЮНЕСКО Болгарского историко-археологического комплекса. Возрождение Болгара, как известно, в последние несколько лет курирует первый президент РТ Шаймиев.
В настоящее время список ЮНЕСКО насчитывает 981 объект (включая 25 российских, среди которых есть и Казанский Кремль), и, как отметил на открытии сегодняшнего мероприятия премьер-министр Катара Абдулла бин Нассер бин Халифа Аль Тани, в этом году число объектов, включенных в список, приблизится к тысяче. «Это настоящее достижение в рамках Конвенции об охране всемирного наследия, свидетельствующее об ее успехе», — цитирует его сайт ЮНЕСКО.
На этот раз комитет всемирного наследия рассмотрит 36 кандидатур на включение в список всемирного наследия ЮНЕСКО. В категории «Культурные объекты» помимо Болгара (а он стал единственным представителем России) будут рассматривать Великий канал в Китае, каменные шары племени Дикис доколумбового периода в Коста-Рике, вестверк эпохи Каролингов и аббатство Корвей в Германии, цитадель Эрбиль в Ираке, древние города царства Пью в Мьянме, завод Неллефабрик в Нидерландах и др. В категории «Природные объекты» представлены, например, Ваттовое море в Дании и Германии, Большой Гималайский национальный парк в Индии, природный заповедник горной цепи Хамигуйтан на Филиппинах... Есть еще категория «Смешанные и культурные объекты», где будут представлены древний город майя Калакмуль и охраняемые тропические леса в Мексике, ландшафтный комплекс Чанг Ан во Вьетнаме и другие.
ЭКСПЕРТОВ СМУТИЛИ НОВОДЕЛЫ
Вопрос о включении Болгар в список ЮНЕСКО поднимается на комитете не первый раз. Впервые он был заявлен в 2000 году и рассмотрен на 24-й и 25-й сессиях комитета в Австралии и Финляндии. Однако каждый раз проект отправлялся на доработку. На последнем заседании, которое состоялось в прошлом году в Камбодже, заявка Болгара получила рекомендацию «не включать» (газета «БИЗНЕС Online» писала об этом в материале «ЮНЕСКО раскритиковала Болгар за новоделы»). Основные претензии эксперты международного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест (ICOMOS) выдвинули к масштабному строительству на территории заповедника. В частности, в отчете говорится о том, что возведенные в 2010 году дом лекаря и сувенирные лавки близко расположены к исторической мечети. У представителей ЮНЕСКО были претензии и к памятному знаку, как пишут эксперты, это «большое здание, похожее на мечеть, с позолоченным куполом, которое расположилось рядом с исторической мечетью. Возведение последнего оказало серьезное негативное (визуальное) воздействие на объект и его пейзаж»...
Тем не менее, очевидно, после разъяснений со стороны Татарстана комитет решил еще раз обсудить заявку. «Это означает, что заявитель вновь может подать заявку с незначительными изменениями в той же номинации в ближайшее время», — рассказал тогда представитель пресс-службы 37-й сессии комитета всемирного наследия Рони Амелан. Источники «БИЗНЕС Online» тогда отмечали, что Татарстан решил с Болгаром «идти до конца». «Несмотря на критику, заявку по Болгару не отозвали. Если будет получен отказ, то больше Россия не сможет его номинировать. Власти республики, по сути, пошли ва-банк», — сказал наш собеседник.
Летом прошлого года Шаймиев рассказал СМИ, что заявка по объекту отправлена на краткосрочную доработку (referral), которая будет вестись в течение года совместно со специалистами консультативных органов комитета всемирного наследия — международного совета по охране памятников и достопримечательных мест и международного союза охраны природы. «Что очень важно, если изначально Болгар был представлен только по III категории, то эксперты ЮНЕСКО предложили нам в условиях referral провести Болгар и по VI категории, и мы с удовольствием это принимаем», — сказал тогда Шаймиев. Он пояснил, что III категория подчеркивает значение Болгара как уникального свидетельства существования государств Волжская Булгария и Золотая Орда в X - XIV веках, цивилизации, которая положила начало татарской нации, а VI подчеркивает роль духовности, особенности веры, культуры, обычаев, традиций, социальных и нравственных норм жизни татарского народа в геокультурном регионе мира. «Работы предстоит много, но, полагаю, мы сумеем подготовиться к заседанию комитета в Катаре и доложим о проделанной работе по уже признанному объекту всемирного наследия», — сказал госсоветник.
ДЛЯ БОЛГАРА СМЕНИЛИ КАТЕГОРИЮ
С тех пор эксперты ЮНЕСКО неоднократно приезжали в Татарстан.
В конце прошлого года Шаймиев на пресс-конференции заявил, что претензии экспертов удалось снять, вопросов по документам на Болгар больше нет, и поэтому он надеется на положительное решение вопроса. А во время визита посла Ирака в РФ Исмаила Шафика Мухсина президент РТ Рустам Минниханов попросил его поддержать кандидатуру Болгара.
Выводы были сделаны, и теперь Болгар номинируется в другой категории, пояснил газете «БИЗНЕС Online» Рафаэль Хакимов — директор Института истории им. Марджани АН РТ. «Мы должны были сказать, о чем идет речь, что охраняется. Одно дело, когда речь идет об археологических объектах, другое — о культуре, о цивилизации. Когда речь идет о культурных объектах, за любое разрушение выставляется большой минус и заявка не принимается. Когда речь идет о цивилизации, тогда это другая номинация. И она вполне подходит для нас и даже лучшим образом, поскольку подчеркивает наши истоки, сохранение именно такого облика города, который воплощает татаро-болгарскую цивилизацию. То, что татарская цивилизация, особый татарский мир возникли в Болгаре — сомнений никаких нет. Сама система охраны и научное обеспечение экспертов ЮНЕСКО очень даже впечатлили».
Хакимов отметил, что на этот раз для экспертов была проведена более детальная разъяснительная работа, издана специальная книга с пояснением проводимой научной работы. Были также учтены пожелания экспертов, например, палаточный городок был выведен за территорию заповедника, представлены стандарты охраны.
Рафаэль Хакимов: «У меня есть большая надежда на то, что все это пройдет нормально» |
«Я встречался с экспертами — они остались довольны. У меня есть большая надежда на то, что все это пройдет нормально», — отметил он.
Если же Болгару все такие не удастся войти в список наследия ЮНЕСКО, то подать заявку повторно будет крайне сложно, такая практика не приветствуется.
ЕСЛИ ЕЩЕ УЧИТЫВАТЬ МЕЖДУНАРОДНЫЙ АВТОРИТЕТ ШАЙМИЕВА
Эксперты прокомментировали для «БИЗНЕС Online» шансы Болгара на попадание в список ЮНЕСКО.
Зиля Валеева — директор музея-заповедника «Казанский Кремль», председатель комитета комиссии РФ по делам ЮНЕСКО в РТ:
— Серьезных замечаний к Болгару не было. Всегда есть вопросы обеспечения сохранности памятников, в разных государствах разный климат. В наших неблагоприятных погодных условиях, при резких перепадах температур, стоял вопрос консервации и сохранения памятников. В последние годы именно у нас были применены самые современные технологии, что позволило и памятники сохранить, и создать привлекательную для туристов инфраструктуру.
Болгар имеет абсолютно реальный шанс попасть в список наследия ЮНЕСКО. В последние годы проведены очень серьезные комплексные работы по сохранности памятников, а также научные работы по доказательству того, что Болгар действительно вправе занять место в списке мирового наследия. То, что необходимо было отработать со всеми экспертами и институтами ЮНЕСКО, эта работа проделана. Есть основания надеяться на то, что шансы реальны. Я настроена очень оптимистично и считаю, что все должно получиться.
Низами Мамедов — профессор кафедры управления и организации социальных систем Института государственной службы и управления персоналом РАНХиГС, доктор философских наук, эксперт ЮНЕСКО:
— В прошлый раз, видимо, не было тех формальных обоснований, которые требуются в таких случаях положениями ЮНЕСКО. В этот раз, мне кажется, все взвешено и соответствует требованиям, поэтому шансы очень большие. Если еще учитывать международный авторитет Шаймиева, то, думаю, шансы очень хорошие. Мне представляется, что Болгар — очень ценный памятник природы. Чем больше будет наших памятников в списке, тем это больше обеспечит их сохранность. Если в список войти не удастся, то никто не ограничивал число раз на заявку. Однако мне представляется, что в этот раз мы туда попадем.
Справка
В ходе сессии комитет рассмотрит заявки от следующих претендентов.
Природные объекты: Дельта Окаванго (Ботсвана), карстовые отложения в Южном Китае (фаза II) [расширение объекта «Карстовые отложения в Южном Китае»] (Китай), Стевнс Клинт (Дания), Ваттовое море (Дания и Германия) [расширение объекта «Ваттовое море» (Германия/Нидерланды)], тектоно-вулканическая формация Шен-де-Пюи и разлом Лимань (Франция), Большой Гималайский национальный парк (Индия), природный заповедник горной цепи Хамигуйтан (Филиппины), Беловежская Пуща (Беларусь/Польша) [расширение объекта «Беловежская Пуща / Бяловежа» (Беларусь/Польша)].
Смешанные и культурные объекты: древний город майя Калакмуль и охраняемые тропические леса [расширение объекта «Древний город майя Калакмуль, штат Кампече»] (Мексика), ландшафтный комплекс Чанг Ан (Вьетнам).
Культурные объекты: Кхапак-Ньян — сеть дорог в Андах (Аргентина, Боливия, Чили, Колумбия, Эквадор, Перу), Великий канал (Китай), поселения вождей и каменные шары племени Дикис доколумбового периода (Коста-Рика), пещера с наскальными рисунками Пон-д’Арк, известная как пещера Шове-Пон-д’Арк, Ардеш (Франция), вестверк эпохи Каролингов и аббатство Корвей (Германия), культурный ландшафт Тонго-Тенгзуг народа талленси (Гана), Рани-ки-вав (колодец шагов королевы) в городе Патан, Гуджарат (Индия), Шахри-Сухте (Иран), цитадель Эрбиль (Ирак), пещеры Мареши и Бейт Гуврина в Иудейской низменности, как микрокосм Земли пещер (Израиль), ландшафт виноградников Пьемонта: Ланге, Роеро и Монферрато (Италия), фабрика по производству шелка в Томиока и сопутствующие объекты (Япония), Шелковый путь: начальный участок Шелкового пути, сеть маршрутов Тянь-Шанского коридора (Киргизстан, Китай и Казахстан), культурный ландшафт горы Муланже (Малави), древние города царства Пью (Мьянма), завод Неллефабрик (Нидерланды), Намхансансон (Республика Корея), Болгарский историко-археологический комплекс (Российская Федерация), Историческая Джидда, ворота Макка (Саудовская Аравия), Шелковый путь: коридор Пенджикент-Самарканд-Пойкент (Таджикистан и Узбекистан), Бурса и Кумаликизик: рождение Османской империи (Турция), Пергамон и его многогранный культурный ландшафт (Турция), Хор-Дубай (Дубай-Крик) (Объединенные Арабские Эмираты), монументальные земляные сооружения Поверти-Пойнт (Соединенные Штаты Америки), культурный ландшафт Баротсе (Замбия).
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 84
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.