В галерее «Хазинэ» накануне был презентован новый художественный проект, объединивший художников из разных регионов. Что нового представил квартет художников, какой увидели столицу Татарстана живописцы из других городов и почему художникам надо непременно собирать минералы? Ответы на эти вопросы получила корреспондент «БИЗНЕС Online», побывавшая на вернисаже.
Рустем Хузин |
САМЫЙ ВЕРНЫЙ ЦВЕТ — ЭТО ЦВЕТ КАМНЯ
Хотя обычно вечером в пятницу люди не очень-то стремятся куда-то, кроме дома и дачи, первый этаж галереи «Хазинэ», где в четырех залах расположилась выставка, был практически полон. Публике предлагали работы, написанные в реалистическом ключе, возможно, без особых изысков, но вполне достойные. Старый, добрый реализм не выходит из моды, и поклонникам его несть числа.
Проект «Между Волгой и Уралом» объединил четырех художников — это Рустем Хузин и Николай Петров из Татарстана, Алексей Ефремов из Свердловской области и Константин Матвиенко из Пермского края. Коллективная работа художников — дело по нынешним временам нечастое, как и сами пленэры столь популярные в начале прошлого века. Стоит только вспомнить опыты Ильи Репина и Исаака Левитана, у которых они были плодотворны и обогатили русскую живопись множеством шедевров.
Идея провести такую акцию зародилась год назад, когда успешно прошла презентация живописи двух татарстанских художников — Рустема Хузина и Александра Шадрина. Это было на выставке «Арт-мост «Казань-Екатеринбург». Татарстанским художникам от имени представительства Татарстана в Екатеринбурге и Свердловской области было предложено приехать в этот край, а художники, живущие на Урале, приехали в Татарстан. Таким образом, начала возрождаться идея пленэров, где сама природа словно стирает с глаз живописцев зашоренность и общение с коллегами многому учит.
«Горы, поля, река, туманы и росы — вот темы, за которые взялись художники. Они обрели на этом пленэре новый взгляд на мир», — отметила на презентации выставки директор музея ИЗО Розалия Нургалеева.
Действительно, работы, выставленные в залах, дышат гармонией природы, окружающего мира, они словно заряжены позитивом.
«Нас было четверо — русские, татарин, чуваш. Мы учились друг у друга. Есть такая поговорка: «Одна встреча — это целая жизнь». Таких «жизней» во время нашей работы было множество», — отметил татарстанский художник Рустем Хузин.
Он рассказал, что начал коллекционировать уральские камни. По его словам, во время его учебы в академии живописи, зодчества и ваяния в Москве педагоги говорили студентам, что живописцы должны собирать камни. Настоящий цвет, неразбавленный, бывает только у камня.
«СКАЗАНИЕМ ВСТАЕТ КАЗАНЬ»
Именно Рустем Хузин оказался самым плодовитым художником в этом проекте, его работ представлено больше, чем у других. Ученик глазуновской академии, он очень хорошо умеет передавать состояние природы, словно улавливает ее «настроение». Эта черта характерна для учеников Ильи Сергеевича, как известно, сам Глазунов — мастер психологического пейзажа, где природа — почти что одушевлена.
В работе «Тучи уходят. Урал» Хузина, например, запечатлено какое-то странное двойственное состояние тревоги и покоя одновременно. И это делает ее интересной, выпадающей из общего ряда.
Полотно «Осень в Азнакаево» привлекает тем самым умиротворением, характерным для второй половины осени, когда мы уже ждем зиму. А вот картина «Месяц над «Кул-Шарифом» вызывает улыбку. Серебряный месяц, один из символов ислама, словно любуется минаретами красивой мечети. Что это, преддверие праздника, когда верующие ждут этот новорожденный серебряный знак?
Героиней полотен Алексея Ефремова стала Казань. Этого романтичного живописца зовут «певцом уходящего Екатеринбурга», он в свое время подарил зрителям графической цикл «Город, которого нет». На этот раз он написал в легкой, воздушной импрессионистской манере Казань.
Алексей Ефремов |
И увидел тот город, к которому мы привыкли и иногда уже не замечаем его красоту и самобытность. Дом Шамиля и колокольня Богоявленского собора, вид на Баумана из двора университета и дождь на Кремлевской. Дождь, в струях которого нереально красиво выглядит дом Ушкова — национальная библиотека. Такая привычная, в читальном зале которой мы проводили многие часы, и такая новая на полотне художника.
Так и хочется спросить себя: «Когда же мы в последний раз не просто пробегали по улицам нашего города, замороченные заботами и суетой, а просто гуляли по любимым и дорогим местам и, как в первый раз, рассматривали красоту и неповторимость Казани?»
Третий участник пленэра — художник из Пермского края Константин Матвиенко. Прекрасный цветовик, он зачарован природой — ее мощью и нежностью. Его «Вечер на Вешере» — гимн гармонии природы и словно напоминание нам: «Остановитесь, посмотрите на эту вечную красоту, которую вы в спешке не замечаете, и этим обедняете себя».
Художник из Пермского края Константин Матвиенко |
Хорошо заявил о себе и художник из Альметьевска, молодой и перспективный Николай Петров. Его легкие и поэтичные пейзажи несут ощущение цельности мира, его соразмерности.
«Такие проекты — это большая помощь нам, художникам, людям, которым нужны новые впечатления. Хочется верить, что этой выставкой все не ограничится и пленэры будут продолжаться», — высказал свое мнение пришедший посмотреть работы коллег известный татарстанский живописец, член-корреспондент академии художеств РФ, лауреат государственной премии РТ Фиринат Халиков. Похоже, что его поддерживают и авторы работ, выставленных в «Хазинэ».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 1
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.