В Крыму сегодня нет «белых и пушистых» татарских общественных организаций, считает председатель исполкома ВКТ Ринат Закиров. Побывав несколько раз с миссией на полуострове, он сделал вывод, что ситуация в среде крымских татар весьма «намагничена», и предложил им свои рецепты интеграции в российское общество. Какие именно, Закиров объяснил в ходе интернет-конференции с читателями «БИЗНЕС Online». Кроме того, председатель исполкома ВКТ рассказал о том, на какие слова Путина опирается уже 12 лет, как убедил Николая Меркушкина воссоздать татарскую школу в Мордовии и для чего конгресс проводит форумы для бизнеса, молодежи и женщин.
Ринат Закиров: «Мы намерены повсеместно отстаивать интересы крымско-татарского народа, чтобы эти интересы не были отброшены в сторону» |
«МИЛЛИ МЕДЖЛИС В КРЫМУ — ЭТО РЕАЛЬНАЯ СИЛА»
— Ринат Зиннурович, одно из самых резонансных политических событий последних месяцев — подписание имполкомом ВКТ договора с меджлисом крымско-татарского народа. Вам удалось подписать его не сразу. Какие все-таки доводы, обещания способствовали подписанию?
— Не было и не могло быть никаких обещаний со стороны ВКТ, потому что мы понимаем, что только нашими обещаниями ничего не изменишь, когда 300-тысячный крымско-татарский народ много десятилетий находится буквально в загоне. Здесь возымело действие то, что мы родственные народы.
— На какие круги крымских татар вы рассчитываете в поисках взаимопонимания?
— Когда произошли все эти события в Крыму, мы по поручению Госсовета РТ уже на второй день выехали в Крым и начали искать встречи с председателем меджлиса крымско-татарского народа Рефатом Чубаровым. Он и раньше при наших встречах всегда занимал взвешенную позицию по всем вопросам. Поэтому я рассчитывал, что с ним мы общий язык найдем, и мы в этом не ошиблись.
Когда мы сообщили ему, что приехали в Крым, он взял полтора часа на тайм-аут, а когда мы спустя это время приехали на встречу, уже стояло с десяток телекамер, присутствовал весь состав руководителей меджлиса. И в таком формате мы провели первую встречу.
— О чем шел разговор? Крымские татары, наверное, расспрашивали, как живется татарам в России?
— Нет, на первых наших встречах, естественно, речь шла о ситуации в Крыму. Мы проявляли свою озабоченность, хотели, чтобы их чаяния были услышаны, их нужды были решены. Мы об этом говорили на все телекамеры. Поскольку крымские татары уже оказались в составе Российской Федерации де-факто, мы намерены повсеместно отстаивать интересы крымско-татарского народа, чтобы эти интересы не были отброшены в сторону.
— Что все-таки послужило последней каплей для подписания договора?
— Раньше Чубаров не смог приехать в Казань, потому что в Крыму было как на вулкане. Даже во время нашего с ним разговора в Крыму ему звонили, он срывался и, извинившись, уезжал. Любая провокация могла вывести на улицу всех, начались бы столкновения, и пошло-поехало, до крови. Чтобы этого не произошло, он нес ответственность, он же лидер милли меджлиса.
— Могли быть именно провокации, или татарский народ выступал против объединения с Россией?
— Провокация могла быть с любой стороны, могли подключиться и чисто бандиты, у которых руки чешутся. Ведь есть люди, которым без войны скучно. А Чубаров делал все, чтобы это не превратилось в бойню или в противостояние. Нам рассказывали, что однажды крымские татары собрались вокруг Верховной Рады Крыма и ждали от Чубарова команду, чтобы взять Раду. Но он сказал: идите по домам и утром не выходите, пока не будет особого распоряжения.
— Чубарова народ слушается? Меджлис — действительно влиятельная организация?
— Да, милли меджлис в Крыму — это реальная сила. Я знал об этом и раньше, но когда 6 раз ездил в Крым, я окончательно укрепился в своем мнении. Приведу вам такой пример. Помните, власти Крыма после присоединения к России запретили митинги? У крымских татар 3 мая отмечается национальный праздник, похожий на наш Сабантуй. А между 1 и 2 мая власти приняли решение о запрете массовых сходов. Поздно вечером 2 мая собрался меджлис, заседали часа три, под утро приняли решение, что праздник в этом году проводить не будут. И в 10 часов утра на празднике не было ни одного человека! Вот так они за несколько часов смогли оповестить и организовать народ. А ведь в прошлом году этот праздник собрал 30 тысяч.
— Всемирный конгресс татар заключил договор о сотрудничестве с меджлисом крымско-татарского народа. Вы ведь в курсе, что эта организация антироссийски настроенная? И не кажется ли вам, что хотя бы для баланса вам необходимо заключить договор о сотрудничестве с пророссийски настроенной крымско-татарской организацией «Милли фирка» («Национальная партия»)? (Раис Сулейманов)
— Я бы не стал обозначать позицию организаций такими резкими определениями.
— Это не соответствует действительности?
— Не соответствует. Там ведь много народу, а когда народ намагниченный и уже многие годы участвует в национальном движении, конечно, там есть разные мнения. Но это не означает, что из-за мнений, имеющихся в массе, можно обозначить все движение какой-то одной краской — красной, черной или белой пушистой. Пушистых я там не видел. Курултай там проходил 12 часов практически без перерыва, и я все это время был в зале. Это был бурлящий котел! Но я обратил внимание на то, что ни один человек не оскорблял ближнего, все высказывались очень корректно.
Что касается «Милли фирка», то, считаю, это одна из десятков организаций, которые сегодня пытаются привлечь к себе внимание массы крымских татар, но этого не происходит. Основная сила все-таки у меджлиса.
— Что вы думаете о противоречивых мнениях по поводу подписанного вами договора с меджлисом крымских татар? Там нет ничего опасного для страны, но шум поднялся большой... (А.Н.)
— Нет никакого шума и противоречивого мнения по этому поводу. Наоборот, все говорят, что мы правильно поступили, поддержав крымских татар в это непростое время. Какая может быть опасность от сотрудничества двух общественных организаций в области культуры и образования?
«Я много раз был в Крыму и ни разу не видел пренебрежения ни единым штришком» |
«КОРНИ ЕДИНЫ!»
— Наверное, в Крыму вы выполняли поручение властей республики? Какое конкретно поручение вам дали?
— Нам поручений не дают, нас просят... Естественно, раз есть к нам доверие, нас и попросили участвовать в смягчении ситуации.
— А доверие есть?
— Конечно! Я много раз был в Крыму и ни разу не видел пренебрежения ни единым штришком!
— Говорят, что крымские татары — это очень далекие «родственники» нашим татарам. А какое ваше мнение по этому поводу?
— Я считаю, что это очень близкий нам народ. Корни всех тюрков едины!
— А крымские татары воспринимают нас как близкий народ?
— Именно так и воспринимают.
— Вы говорили им: ребята, давайте домой, в Россию, дома хорошо?
— Нет, мы такими штампами не говорим. Мы говорим: да, российское общество тоже сложное, татары живут здесь много столетий, в течение которых все было... Но мы здесь сумели себя достойно сохранить, сохранили свою национальную идентичность, сохранили культуру, искусство. А в XX веке мы возродили свою утраченную государственность. Об этом можно было бы много говорить, но я скажу о том, что мне близко. Одним из важных признаков государственности является наличие высокой культуры и классического искусства. Раз мы сумели сохраниться и возродиться, стало быть, и у вас тоже есть шанс на возрождение.
И мы будем помогать, передавая свой опыт. Например, у нас десятки проектов, которые мы реализуем, и не только в Татарстане, а по всей России. И даже по всему миру. Но крымских татар больше всего интересует Россия, они говорят: не потеряемся ли мы, вдруг нас так зажмут, что мы растеряем все? На что я им ответил: вы пока еще ничего не имеете по сравнению с нами. Если вы быстрее будете адаптироваться, интегрироваться, у вас есть возможность из этой ситуации выудить очень большую пользу для себя.
Путин 10 раз говорить не будет. Он во время прямой связи 17 апреля говорил о необходимости реабилитации, о восстановлении законных прав и интересов крымско-татарского народа. Сегодня сказал — надо сейчас, завтра, послезавтра, через день, через неделю «ноги приделать» к сказанному. Это не так просто. Вы думаете, нам все готовое преподносят на блюдечке с голубой каемочкой?
12 лет назад в казанском Кремле Владимир Путин сказал нам: если кто мешает преподаванию родных языков, это дурость. И мы уже столько лет опираемся на это высказывание. Я и сам неоднократно перед публикой повторял эти слова Путина. Он же для нас это сказал, дал нам шанс. Президент страны 10 раз на твою тему говорить не может, у него тысячи участков, которым надо давать оценку, высказывать свое мнение. И мнение президента страны, высказанное по этой части, — это уже рычаг в наших действиях. По этому принципу мы и работаем. Помню, с бывшим главой Мордовии Николаем Меркушкиным мы полтора часа беседовали о состоянии татарских школ в регионе, в частности, там закрыли школу в большом татарском селе. Разговор наш имел результат: сегодня в этом селе построена новая школа.
— Вы общались с простым народом? Как они воспринимают все эти события?
— Мне довелось выступить на 20-тысячном митинге, народ воспринял мое выступление очень тепло, но, естественно, они все встревожены.
— Национальная культура, язык — это, безусловно, все важно, но людям реально негде жить, у них нет ни земли, ни дома. Как вы отвечали на вопросы, когда эти проблемы будут решаться?
— Путин же сказал, что будут обустраивать быт крымских татар.
— Словам Путина они поверили?
— Я им сказал: слова Путина возьмите на вооружение. Это принципиальный момент. Как бы местные власти не противились, указания президента будут реализовываться. Мне показалось, они восприняли наш совет.
— Вы верите, что для крымских татар выполнят все обещанное?
— Абсолютно уверен!
С Рефатом Чубаровым после подписания договора |
КРЫМСКИЕ ТАТАРЫ БЫЛИ В ВОСТОРГЕ ОТ УВИДЕННОГО В КАЗАНИ
— Как делегация крымских татар восприняла все увиденное в Казани, в Татарстане?
— Они были в восторге! Они тогда сказали: обязательно вместе с Чубаровым в ближайшее время приедем. И приехали с Чубаровым на подписание договора.
— А почему подписание договора сделали тайным — прессу не позвали?
— Мы тайну не делали. Когда мы вышли с подписания договора, ко мне подошел корреспондент «БИЗНЕС Online» и попросили дать интервью. А почему нет? Ответил на все его вопросы. Кто сумел дозвониться, тот и получил комментарий...
— Так надо было позвать все СМИ!
— Делегация крымских татар приехала всего на один день, а тут не знаешь — то ли с ними общаться, то ли с журналистами... Хотелось Чубарову показать все по максимуму, чтобы он тоже убедился, что мы имеем достаточно большой опыт. Кстати сказать, министр иностранных дел РФ на больших форумах неоднократно похвально отзывался о деятельности Всемирного конгресса татар по поводу его работы с российскими соотечественниками за рубежом, сказал, что это бесценный опыт для России.
— По телевидению показывали сюжеты, где простые крымчане уже после присоединения к России не очень-то и восторженно высказываются по этому поводу...
— Вы поставьте себя на их место! Многие крымские татары до сих пор живут в лачугах, землю им никто не предоставил, а уже занятые земли никто не узаконил. Они ставят временные лачуги, потому что в любой момент их могут снести. И было такое — бульдозером лачуги сносили, а ночью татары их опять строили... И так жили 20 лет.
— Как вы считаете, Владимир Путин понимает татар?
— Если бы не понимал, десятки раз не приезжал бы в Татарстан. Помните, на встрече с крымскими татарами Путин сказал: «Я любуюсь тем, как Татарстан развивается». Это показатель, это оценка не только татарам, а нам всем в республике. Созидательный труд на пустом месте не появляется, а только тогда, когда есть в обществе согласие, есть понимание, когда человек не озабочен мелочными интригами, когда уверен в своем будущем.
«ЗА ПРЕДЕЛАМИ ТАТАРСТАНА ПРОЖИВАЮТ 70 ПРОЦЕНТОВ ТАТАР»
— Совсем недавно вы приняли участие в I съезде татар Сибири в Новосибирске. Участников было много? Известные люди были?
— Всего было человек 350, а из известных людей было много ученых, профессоров, например, академик РАН Ренад Зиннурович Сагдеев, представитель знаменитого рода Сагдеевых.
За пределами Татарстана проживают 70 процентов татар, и за последние 20 лет мы многого добились в плане объединения народа, возрождения языка и культуры. Если бы возрождение шло только внутри нашей республики, то это было бы слишком усеченно, поэтому мы выступаем за то, чтобы в крупных городах страны, где проживают татары, обязательно были татарский культурный центр, татарский детский сад, школа и мечеть.
Что касается школы, у родителей должна быть возможность определить туда своих детей, чтобы они в условиях иноязычной среды могли обучаться родному языку и сохранять национально-культурную идентичность. Ведь всех детей для этого в Татарстан не отправишь, даже если есть школа-интернат. Вот в Актаныше два года назад открыли интернат-гимназию для особо одаренных детей, но из других регионов России родители пока не очень охотно отпускают туда своих детей.
— И что же, актанышский проект провалился?
— Нет, я бы не сказал, что провалился, свой контингент он набрал. Но, на мой взгляд, такие школы-интернаты для одаренных детей должны располагаться в крупных культурных и исторических центрах, столичных городах. Ведь само наличие в таких городах культурной элиты, научного сообщества играет огромную роль в формировании молодых талантов. Поэтому Всемирный конгресс татар обратился к президенту РТ с инициативой открытия такой школы-интерната для одаренных детей в Казани. Президент поддержал эту идею, в настоящее время по его поручению соответствующие структуры конкретно занимаются этим вопросом.
— В других регионах России есть татарские школы?
— В России 4300 татарских сел, и во многих из них есть школа, в которой преподается татарский язык. Но, к сожалению, образовательная система у нас очень сложная по своим подходам и компонентам, и уже 20 лет идут реформы. Нам удалось открыть татарские школы в Москве, Самаре, Саратове, Ижевске, Димитровграде.
— На первом съезде татар Сибири были приняты какие-то конкретные решения?
— Конечно, по итогам работы съезда они приняли большую резолюцию, основной смысл которой заключается в том, что татарам Сибирского округа надо объединиться для решения общих проблем и задач. Кстати, для себя я отметил, что половина участников съезда еще не бывала в Казани. И я сделал вывод, что на горизонтальном уровне это общение будет очень полезным.
— Кто лидер у сибирских татар?
— У татар, проживающих в Сибирском федеральном округе, пока нет единого лидера, это дело будущего. Надеемся, он появится в процессе совместной работы всех региональных татарских организации округа.
«Ни одна нация не хочет исчезнуть с планеты, из общества, и люди объединяются, чтобы сохранять свою нацию из поколения в поколение» |
«НАША МИССИЯ — ОБЪЕДИНИТЬ ТАТАР»
— Сколько татар проживает в России и в мире?
— В России — 5,5 миллионов, в мире — 7,5 миллионов.
— Сегодня ВКТ старается объединить татар всего мира. А зачем это вообще надо?! В чем вы видите основную миссию ВКТ? (Ленар Хафизов)
— Наша миссия — объединить татар, чтобы они вели единую национальную жизнь, чтобы люди почувствовали, что причастны к духовному богатству, традициям и современным успехам татарского народа. Объединение необходимо для самосохранения в этом мире. Ни одна нация не хочет исчезнуть с планеты, из общества, и люди объединяются, чтобы сохранять свою нацию из поколения в поколение.
— А объединение необходимо для придания «веса» в решении проблем нации?
— Вы знаете, татарам никакого дополнительного «веса» придавать не нужно, они и так второй по численности народ страны. И последние два десятилетия отчетливо показывают значимость татарского фактора в России. Посмотрите, среди татар есть политические деятели федерального масштаба, руководители регионов, больших городов, видные ученые, крупные военачальники, деятели искусства мирового масштаба, знаменитые спортсмены. Как видите, веса у нас достаточно, а объединение такого народа вокруг общих идей позволяет концентрировать силы для достижения позитивных целей национального возрождения.
— Интересно, а другие народы России — чуваши, марийцы, мордва — тоже так активны в вопросе сохранения своей нации?
— Конечно, все активны, и у всех есть свои организации. Например, руководитель конгресса евреев Борис Шпигель приезжал в Казань, чтобы ознакомиться с опытом нашей работы. И мы договорились, что к 70-летию Победы проведем совместное мероприятие на военную тематику.
— Из каких источников финансируется ВКТ?
— В основном спонсорские средства, а из бюджета Татарстана мы получаем 1,8 миллиона рублей в год в виде грантов, как и другие общественные организации. У спонсоров мы просто так деньги не просим, а приходим к ним с идеей, с конкретным проектом.
— В аппарате исполкома ВКТ сколько человек работает?
— Аппарат у нас небольшой — 35 человек.
МЫ НЕ БЕРЕМ ПРОЕКТЫ С ПОТОЛКА
— Почему до сих пор не принята программа и не осуществляются никакие меры по поддержке татар, переезжающих в Татарстан из других регионов РФ и других стран? Планируется ли принятие подобной программы? Возможно ли включение татар, переезжающих в Казань из других регионов РФ, в перечень лиц, имеющих право на получение жилья в рамках социальной ипотеки? (Гульназ Бадретдин)
— Да, действительно, сегодня такой программы нет только по причине того, что вопросы организованного переселения находятся в ведении федеральных властей. Несколько лет назад была принята федеральная программа переселения зарубежных соотечественников на Родину. К ней был приложен перечень регионов, которым выделялись квоты для приема соотечественников. К сожалению, Татарстан в этот перечень не попал. Но жизнь всегда сложнее любых директив и инструкций. Только за последние два десятилетия тысячи семей соотечественников вернулись на историческую родину — в Татарстан. Конечно, люди сталкиваются с различными дополнительными трудностями, но тем не менее они обустраиваются.
«Сохранить село можно только через развитие сельского предпринимательства. Других рычагов нет! Даже муниципальные органы не в состоянии решать вопросы создания рабочих мест» |
Что касается Всемирного конгресса татар, то по нашей инициативе была принята программа обучения соотечественников в вузах Татарстана. Например, в прошлом году по нашей совместной с министерством образования и науки РТ программе 500 татар, проживающих за пределами Татарстана, поступили в казанские вузы на бюджетные места. Мы этими вопросами занимаемся вот уже 11 лет.
Когда я возглавил ВКТ и огляделся, то понял, что вопрос обучения в Казани татар из других стран — это самое перспективное направление работы, и решил начать именно с этого. Конечно, не все так просто у нас получалось — не все ректоры сразу соглашались бесплатно учить иностранцев, ссылаясь на то, что это противозаконно. Со временем все поняли, что это дело перспективное, и все вопросы с минобрнауки РФ были урегулированы. К примеру, за эти годы в наших вузах обучались 76 татар — граждан КНР.
— В Китае народ активный, а с татарами из других стран как обстоят дела?
— Нас особо волнуют контакты со странами СНГ, где после развала СССР остался большой массив наших соотечественников. Я 7 лет сотрудничаю с международным советом соотечественников России и все это время говорю, что мы с каждым годом теряем своих соотечественников — и русских, и татар. Считаю, пока еще свежа память, пока народ не отвык от своего родного языка и традиций, надо активизировать перетягивание их интересов по самым разным каналам, в том числе и обучением их детей в вузах России. А жилье — это, конечно, не вопрос ВКТ, а руководства страны.
— Какие еще проекты есть у ВКТ?
— У нас много проектов, и мы их берем не с потолка — нам жизнь подсказывает. Для примера приведу только два проекта. Первый проект — создали Всероссийскую ассоциацию татарских сел. В один момент нам показалось, что мы села уже потихоньку начали терять, они становились депрессивными территориями. И нам нужно было придумать, как сохранить эти села. Как вы думаете, откуда мы узнали, что в России 4300 татарских сел? Мы сначала сами создали их картотеку, потом создали всероссийскую ассоциацию татарских сел и зарегистрировали ее в минюсте РФ как всероссийскую организацию.
Начали с ежегодного проведения всероссийского сельского Сабантуя в разных регионах страны. Порядка 40 субъектов федерации из своих крупных сел направляют делегации на этот праздник. С регионов приезжают 500 - 600 человек. Сабантуй — это не просто праздник, а место общения людей и обмена опытом, это место, где завязываются связи для дальнейшей работы.
Мы поняли, что сохранить село можно только через развитие сельского предпринимательства. Других рычагов нет! Даже муниципальные органы не в состоянии решать вопросы создания рабочих мест. А для возрождения сел нужна экономическая основа, чтобы молодежь не уезжала из села, а занималась предпринимательством в хозяйстве родителей, чтобы возвращалась в родное село по окончании вуза, видя, что бизнес у родителей идет успешно.
КАК САМАРСКОЕ СЕЛО НАДОУМИЛО СОЗДАТЬ 1 ТЫСЯЧУ СЕМЕЙНЫХ ФЕРМ В ТАТАРСТАНЕ
— Сколько лет действует программа по татарским селам?
— В этом году мы в четвертый раз провели всероссийский сход предпринимателей татарских сел — собралось порядка 600 человек. Надо отметить, что президент Татарстана принимал участие в работе всех четырех сходов. К нашему удовлетворению, слой сельских предпринимателей, который на заре советского времени раскулачивали, вновь образовался. И они уже твердо стоят на ногах. Одно загляденье смотреть на эти одухотворенные лица! Такие интеллигентные лица сельских жителей я видел только на фотографиях начала XX века. Эти люди знают толк в жизни, своим трудом уже чего-то достигли. От них исходит благородная энергетика.
...На четвертом сходе, когда начал выступать пожилой предприниматель из села Ямурза Агрызского района Ильшат Сахипов, президент всем корпусом развернулся к нему, а потом только с ним и говорил. Человек оказался настолько интересным и разносторонним, хорошо понимающим сегодняшнее состояние села. Все его дети и родственники получили разное образование и вернулись в его хозяйство. Они своим трудом все село подняли!
Когда конгресс начал реализацию проекта возрождения татарских сел, мы специально изучали опыт успешных сел регионов всей России. Их оказалось достаточно много! В крупных татарских селах проживает по 5 - 10 тысяч человек. Когда я впервые побывал на Сабантуе в селе Алькино Самарской области, подумал: вот бы показать это село нашему президенту. И действительно, президент Татарстана побывал там на I всероссийском сельском Сабантуе. Перед камерами журналистов он сказал: вот как надо жить татарским селам, опыт Алькино — это перспективный путь развития. И по возвращении в республику Рустам Нургалиевич дал поручение министру сельского хозяйства в течение двух лет организовать тысячу семейных ферм.
— В чем феномен этого села?
— Там процентов 60 сельчан занимаются разными видами предпринимательства, даже туризмом! Один предприниматель создал там центр сельского туризма, и его опытом заинтересовались многие чиновники Самарской области. В этом году и мы возили туда делегатов схода предпринимателей. Другой предприниматель организовал переработку сельскохозяйственной продукции, причем в кооперации с односельчанами: 30 - 50 подворий выращивают домашний скот и по графику сдают ему мясо на переработку. Мало того, предприниматель за свои деньги свозил партнеров в хадж, и теперь они имеют свое клеймо для маркировки халяльной продукции.
И надо сказать, в таких успешных селах очень сильна религия: в одном только Алькино три мечети. Как видим, даже 70 лет советской власти не смогли истребить в сельчанах предпринимательский дух. Кстати, это село основали 400 лет назад выходцы из нынешнего Рыбно-Слободского района Татарстана.
ВПЕРВЫЕ ПРОВЕЛИ ФОРУМ ТАТАРСКИХ ЖЕНЩИН
— Что делается для сохранения и развития татарского языка? Многие известные наши соотечественники стали академиками, учеными, писателями, военачальниками. И знание родного языка им не помешало, а наоборот. (Салиха)
— В этом году мы впервые провели всемирный форум татарских женщин, в котором приняли участие 500 человек. И этот проект нам тоже подсказала сама жизнь. За последние годы мы много сделали: возродили Сабантуй, и в прошлом году он прошел в 23 странах мира; Татарстан со многими регионами заключил двухсторонние договора о сотрудничестве, в рамках которых проходит много встреч и мероприятий. И это нам очень помогает.
Но должны прямо сказать, пока мы не удовлетворены результатами работы по сохранению татарского языка. И с каждым годом этот вопрос становится все сложнее. А люди, когда дело плохо идет, начинают говорить, что их зажимают власти. Но мы поняли, что проблема в нас самих. Мы не случайно привлекли на помощь женщин, ведь это именно от них в первую очередь зависит, на каком языке говорят дома. Чтобы язык стал действительно родным, на нем надо говорить с самого детства, иначе никакие школы и детские сады не помогут.
Конечно, эти 500 женщин погоду по всей России не сделают, требуется мощное женское движение по сохранению языка, культуры и традиций татарского народа в семье. На первом съезде женщин мы создали координационный совет из 35 человек, в структуре исполкома ВКТ создали специальный отдел. И мы это движение будем всячески поддерживать. Уверен, это поможет нам изнутри решить проблемы языка и традиций. Здесь ни власти, ни деньги не помогут, а вопрос может решиться только на бытовом уровне в каждой конкретной семье, и мы очень рассчитываем на мудрость и активность женщин в этом вопросе.
Кроме того, министерство образования и науки Татарстана стало проводить международные олимпиады по татарскому языку. Это стало возможным при новом министре Энгеле Фаттахове. У нас с ним установилось хорошее сотрудничество. Кстати, до этого в течение ряда лет он был членом бюро Всемирного конгресса татар. К сожалению, предыдущие министры в течение долгих лет запустили вопросы национального образования. Сейчас многое приходится выправлять. Что касается последней международной олимпиады по татарскому языку, она прошла с большим успехом, а ее итоги подводились в Театре оперы и балета имени Мусы Джалиля. Достаточно сказать, что одним из победителей олимпиады стал юноша-японец.
По поручению президента Татарстана запущен интернет-проект «Ана теле» для изучения татарского языка. Нынче за виртуальные парты этого проекта сели 10 тысяч новых энтузиастов родного языка.
— Когда возобновится переход на латинскую графику письма татарского языка с кириллицы? (Дамир)
— Этот вопрос превратили в политический... Переходить на латинскую графику — я так вопрос не ставлю, раз закон приняли. Но этот вопрос никогда с повестки не снимется и в какой-то форме все равно найдет свое решение.
120 ТАТАРСКИХ МОЛОДЕЖНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ВСЕМУ МИРУ
— Есть ощущение, что вы слишком увлеклись проведением различного рода форумов — то религиозных деятелей, то сельских предпринимателей, то теперь вот женщин...
— Наши форумы — это нейтральная площадка для встреч и завязывания полезных связей, обмена опытом, для обсуждения проблем и выработки путей их решения. И мы работаем с обратной связью, обязательно отслеживаем, как выполняются решения форумов. И то же самое затем происходит в других регионах. Кстати, 12 - 14 июня мы собираем пятый Всероссийский форум татарских религиозных деятелей. В работе форума примут участие 900 человек, а в мероприятии «Изге Болгар җыены» 14 июня — порядка 50 тысяч из разных регионов страны (интернет-конференция проходила 9 июня — ред.).
— Смысл праздника в том, что Болгар — это место, где был принят ислам на нашей территории?
— Да, это священное место для татар, где наши предки приняли ислам.
— А вы уверены, что именно там был принят ислам? Например, Фатих Сибагатуллин в своей книге пишет, что ислам приняли в Биляре?
— Болгар во все времена у татар считался священным местом, и не надо это сегодня оспаривать.
— Что делать с ребятами, которые уже по возрасту не могут причислять себя к всемирному форуму татарской молодежи, что делать, чтобы их не потерять? Есть ли у вас какие-то практики, которые могли бы закрепить их в развитии национальной жизни? (Istorik)
— Когда я только возглавил ВКТ, первое, чем я занялся, — это молодежный проект. В то время почти не было татарских молодежных организаций, а сегодня их порядка 120 по всему миру. В августе этого года на всемирном форуме татарской молодежи мы соберем 900 человек.
Молодежный форум работает под крылом Всемирного конгресса татар, но имеет свою управленческую структуру. А тем, кто вырос из молодежного возраста, советую перейти во взрослую организацию и продолжать работать. У нас ведь нет ни приема в организацию, ни учета членства. Мы работаем с массами. Если человек готов стать лидером во взрослой организации и подтвердил на это право своей работой в молодежном «крыле» ВКТ, мы с удовольствием поручим ему дело.
Окончание следует.
Справка
Ринат Зиннурович Закиров родился 1 августа 1948 года в деревне Нарат-Елга Чистопольского района ТАССР. Окончил Казанский химико-технологический институт по специальности «химия и технология высокомолекулярных соединений» (1972). Кандидат педагогических наук, доктор исторических наук. Заслуженный работник культуры РТ.
1972 — инженер Казанского химико-технологического института.
1972 - 1980 — инструктор отдела пропаганды, заместитель заведующего отделом, заведующий отделом пропаганды и культурно-массовой работы в Татарском обкоме ВЛКСМ.
1980 - 1988 — инструктор отдела культуры, заместитель заведующего отделом пропаганды и агитации Татарского обкома КПСС.
1988 - 1991 — глава казанского филиала Центрального музея Ленина.
С 1991 года — директор Национального культурного центра «Казань».
1996 — заместитель начальника управления культуры города Казани.
С 2002 года — председатель исполнительного комитета Всемирного конгресса татар.
2004 - 2009 — депутат Государственного Совета по РТ третьего созыва.
С марта 2009 года — депутат Государственного Совета РТ четвертого созыва, член комитета по культуре, науке, образованию и национальным вопросам.
Член коллегии министерства культуры РТ.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 29
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.