Премьера, которую сыграли вчера в Казанском ТЮЗе, может кардинально изменить не очень бурную творческую жизнь этого театра. В приглашении поставить спектакль в Казани режиссера Туфана Имамутдинова кроется интрига. Какая — узнавала побывавшая на спектакле корреспондент «БИЗНЕС Online».
НЕ ПОСТУПИЛ К САЛАВАТУ И СТАЛ РЕЖИССЕРОМ
Туфан Имамутдинов — наш земляк, он родился и вырос в Набережных Челнах. Поступал на эстрадное отделение университета культуры на курс к Салавату и не поступил. Поучился в Елабужском культпросветучилище, но все-таки тяга к режиссуре пересилила. И Туфан оказался в ГИТИСе, который в 2011 году благополучно окончил. А далее для выходца из провинции, который не имел поддержки в столице и мог опираться только на собственный талант и трудолюбие, началась прямо-таки звездная карьера. В активе Имамутдинова три постановки в театре наций, спектакль в театре им. Маяковского. Есть и лауреатство на международных конкурсах, и постановки в Европе. Правда, пока не в топовых театрах, но лиха беда начало. Евгений Миронов, Миндаугас Карбаускис абы кого не пригласят. Да и Марина Неелова (она играла у него в «Стеклянном зверинце») не с каждым режиссером станет работать. Так что с работой у Туфана все в полном порядке. Кстати, отметился он и на родине, поставив в прошлом году спектакль в Набережных Челнах.
Между тем в Казанском ТЮЗе сложилась особая ситуация. Уже второй год, после безвременного ухода из жизни Владимира Чигишева, кресло главного режиссера пустует, и ни для кого не секрет, что министерство культуры РТ ищет человека, который мог бы ТЮЗ возглавить. Назывались три фамилии режиссеров, которые должны были получить постановки в ближайшее время в этом театре, Имамутдинов — один из них. Захочет ли он взвалить на себя эту ношу? Пока «тайна сия велика есть».
Год назад в интервью нашему изданию Имамутдинов был категоричен: «Во-первых, возникает некое привыкание, во-вторых, в стационарных театрах существует некая очередность, ты не можешь подряд ставить спектакли. Если очень повезет, в год поставишь максимум два спектакля, а, как правило, молодые режиссеры ставят один. А если ты к определенному театру прикреплен, то постановки на стороне тоже не приветствуются. Поэтому нужно было выбирать: или выпускать в год по три спектакля в разных театрах и странах, набирая тем самым опыт (а мне кажется, пока молодой, это нужно делать), или довольствоваться одним спектаклем в год, выход которого всегда стоит под вопросом. Если договор подписан, там все сроки указаны, финансирование определено, значит, спектакль все равно выйдет. А в стационарном театре худрук решает, будут показывать подготовленный тобой спектакль зрителям или нет. Одним словом, я выбрал «вольные» условия. Можно и в родном городе поработать, и за границей, а с прикрепленным театром — это тяжелая история».
Но прошел год, и многое могло измениться. Да и речь в Казани идет не о должности очередного режиссера, а о кресле главного.
ХОЛОДНО...
Для дебюта в Казани Туфан выбрал пьесу белорусского автора Дмитрия Богославского «Любовь людей», определенную автором как «мистическая драма». Пусть полетят в меня камни, но скажу, что не вижу резона в этом выборе. Пьеса — откровенный «нуар» и не очень сильна драматургически. В ней слышны очень тихие отголоски «Леди Макбет Мценского уезда», но без проработки характеров, свойственной Николаю Лескову. Образы в «Любви людей», увы, грешат схематизмом, а мистицизм... Это не интеллектуальный мистицизм Метерлинка или Блока, а, скорее, нечто напоминающее фольклорную страшилку. При этом пьеса Богославского в свое время вошла в шорт-листы независимой литературной премии в номинации «Драматургия» драматургического конкурса «Евразия-2011», а также в список победителей конкурса «Любимовка-2011». И в этом можно усмотреть некую тенденцию.
Впрочем, Имамутдинов выжал из пьесы все, что можно. Одна из удач — заказ музыки молодому татарстанскому композитору Эльмиру Низамову, который мистицизм-то как раз хорошо прочувствовал... Режиссер выстроил зрелище стильное, не грешащее эклектикой, «посадил» его на железный режиссерский каркас. Мрачная история про жену, убившую мужа, а затем убитую новым избранником, про душный мрак действительности, в котором пребывает определенная часть нашего населения, получилась целостной. И пугающей.
Но той свечи в финале, которая дает хоть какую-то надежду, что, в принципе, в традициях русской литературы, увы, нет. И жалости к персонажам не возникает. Но этот вопрос, конечно, не к режиссеру, а к драматургу. «А так жить холодно», — говаривала одна из героинь Александра Островского. И героям спектакля Имамутдинова холодно — они словно пленники бесконечной зимы, постоянно идущего снега. Спектакль (автор сценографии — Лилия Имамутдинова) решен нарочито почти в монохромной гамме — темные брусья, которые, поворачиваясь, составляют основу конструкции, и белый снег... Бедность эмоций у главной героини и откровенно «пионерские», характерные тюзовские интонации у некоторых ее партнеров.
НЕ КАЖДЫЙ МОЖЕТ БЫТЬ ПАГАНИНИ
А теперь представьте такую ситуацию. Предположим, что в город N приезжает великий пианист. Горовиц, Ван Клиберн, Денис Мацуев — кому кто больше нравится. Но в городе нет приличного инструмента, и музыканту приходится играть на рассохшемся пианино. Оно годами стояло в подсобке, и его никто не настраивал. Как полагаете, хорошо ли сыграет музыкант? Конечно, он приложит все мастерство и талант, чтобы выступить достойно. Но есть вещи, которые скрыть невозможно. Конечно, могут возразить: Паганини-то играл с оборванными струнами! Играл, но очевидно, что оставшиеся струны были качественными. И не каждый может быть Паганини, и не каждому это нужно.
По спектаклю чувствовалось: Имамутдинов — тот режиссер, что любит и, хочется верить, старательно работает с актерами. Но труппа ТЮЗа отнюдь не звездная, она — это очевидно — весьма проблемная. В «Любви людей» можно было заметить исполнителей, просто-таки не владеющих профессией, ее азами. То есть видеть и слышать партнера, общаться с ним, быть заразительным и органичным. Это печально, но это так. В спектакле можно заметить с десяток эпизодов, которые прекрасно разработаны режиссером, но не наполнены актерами, их болью и страстью. Ощущение возникало такое, что вышел человек из-за кулис, проговорил положенный текст, снова ушел за кулисы до следующего выхода. И это не «пичалька», как сейчас принято говорить, а самая настоящая печаль. И тот, кто рано или поздно сядет в кресло главного режиссера ТЮЗа, с этим непременно столкнется. И должен будет что-то решать, если, конечно, захочет видеть себя в этом театре всерьез и надолго и будет ставить перед собой задачу вывести театр из того состояния, в котором он сейчас пребывает.
Разумеется, безболезненным для труппы это не будет, хотя здоровые силы, которые, конечно же, есть в театре, такую радикальную операцию должны будут приветствовать. Кто станет таким «антикризисным управляющим», покажет время. Но, судя по спектаклю «Любовь людей», без этого обойтись уже невозможно. Крепкая режиссерская рука необходима театру.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 42
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.