Сегодня на аэродроме «Куркачи» на базе Центрального аэроклуба РТ проходит 49-й чемпионат России по вертолетному спорту. В нем впервые принимает участие республиканская команда. Участники надеются, что эти соревнования дадут толчок развитию этого вида спорта. Как узнал побывавший в Куркачах корреспондент «БИЗНЕС Online», профессиональный пилот вертолета и спортсмен-вертолетчик — это далеко не одно и то же.
ТАНЦЫ В ВОЗДУХЕ
Сами соревнования в Куркачах проходят по четырем дисциплинам. Вчера пилоты соревновались в дисциплине «навигация» без зрителей: основная часть задания выполняется вне аэродрома — это полет по 90-километровому маршруту с выполнением различных заданий.
Сегодня состязания проходили в дисциплинах «полет на точность», «слалом», «параллельная развозка грузов». В «полете на точность» вертолет летает на высоте 2,5 м с двумя грузами, выполняя перемещения и развороты, а потом точно приземляясь на линию шириной 5 сантиметров. Его движения напоминают одиночный танец. И если миниатюрный Robinson выглядит как маленькая девочка, то более габаритный Ми-2 покачивается, словно степенная дама.
В «слаломе» экипаж с ведром воды летит через несколько ворот, а потом ставит его на мишень. Здесь замеряют даже количество жидкости, оставшееся после маневров. Вертолет в процессе выполнения настолько низко зависает над землей, что кажется, сейчас зароется хвостом в землю. А в «развозке грузов» он должен опустить на фале 8-килограммовый груз поочередно в три контейнера. И все это не высоко в небе, а на глазах у зрителей. Одним словом, все эти операции требуют ювелирного мастерства.
А завтра ожидаются вертолетные гонки. Кроме того, в Куркачах делали показательные полеты мастера вертолетного фристайла и пилоты Як-52, прыгали парашютисты. Отметим, что несмотря на свободный вход, чемпионат посетили всего несколько сотен человек.
Спортсмены отмечают, что для четкого выполнения указанных упражнений нужны долгие часы тренировок. Скажем, одно неверное движение — и ведро начинает летать из стороны в сторону. Или машина садится не на линию. Везде — штрафные баллы. После вывешивания результатов участники начинают обсуждать, кто где сделал ошибку, радуются чужим достижениям. Все отказываются что-либо говорить перед вылетом. Некоторые вне кабины «репетируют» управление, закрыв глаза.
Результаты соревнований будут объявлены завтра в 14:00.
ВОЗВРАЩЕНИЕ В КАЗАНЬ
Первые всесоюзные соревнования по вертолетному спорту прошли в 1958 году в Калуге, летали тогда на вертолетах Ми-1. Сайт федерации вертолетного спорта России указывает, что уже в 1961 году они прошли в Казани, потом опыт был повторен в 1965-м. Далее чемпионаты чаще всего организовывались в таких городах, как Ярославль, Витебск, Егорьевск, Сызрань, Сумы. В начале июня 2011 года на аэродроме «Мензелинск» был проведен Кубок России по вертолетному спорту при участии 8 команд.
— Мы давно хотели в Казань, — рассказал «БИЗНЕС Online» двукратный чемпион мира Максим Сотников. — Три года назад обратились к Минниханову, он сказал: хотелось бы, чтобы вы поехали в Мензелинск, там у нас чемпионат мира по парашютному спорту, все подготовлено. Нам понравилось. Другое дело, что в Москве нам легче достать машины для состязаний.
Еще на пресс-конференции президент федерации вертолетного спорта России Ирина Грушина указывала, что вертолетный спорт — один из немногих, который зародился в России: «И первыми абсолютными чемпионами СССР были именно спортсмены из Татарстана. В 60-е годы татарстанская команда была очень сильной. Большой пласт истории вертолетного спорта связан именно с Казанью».
Вчера на торжественном открытии чемпионата министр по делам молодежи и спорту Республики Татарстан Рафис Бурганов отметил: «Очень приятно, что наша татарстанская команда вернулась в ваш круг, чтобы возродить былые традиции и еще раз подтвердить, что наш Татарстан является спортивной республикой».
ГЛАВНОЕ — ТОЧНОСТЬ И УПОРСТВО
В нынешнем чемпионате России по вертолетному спорту принимает участие 26 экипажей. В Казань прилетели такие гранды, как действующие абсолютные чемпионы мира Александр Жуперин и Николай Буров, действующие абсолютные чемпионки мира Людмила Косенкова и Елена Прокофьева и многие другие. Отметим, что российские спортсмены — лидеры в вертолетном спорте планеты, они постоянно занимают сразу несколько топовых мест.
Делятся они, условно говоря, на три категории: от ДОСААФ, военные и любители. Значительная часть из них — москвичи. Как говорит Юрий Яблоков — бывший член совета федерации от Ивановской области, председатель совета директоров корпорации «Нордтекс», в радиообмен столицы порой тяжело пробиться. Вертолеты стали там модным явлением среди бизнесменов. Это и понятно: занятие эффектное, престижное, дорогое. Сам он летает с 2006 года, в спорт пришел в 2007-м.
— Вертолетный спорт требует постоянных занятий, — утверждает Яблоков. — Перерыв приводит к резкому снижению результатов. Не все на это готовы. К тому же наш спорт стоит достаточно много денег. В России, наверное, сейчас есть около 35 экипажей. Остальные летают для удовольствия. Некоторые пробуют себя в спорте, с первого раза ничего не получается, они расстраиваются и перестают заниматься.
— По работе я летаю немного, на 400 - 500 километров от Москвы, — продолжает Яблоков. — Есть ребята, которые много путешествуют: вокруг света, на Северный полюс, на Алтай, на Сахалин. Экономии тут никакой, но можно посмотреть, что происходит. Не то, что в самолете. Особенно интересно летать по густонаселенным европейским странам.
Некоторые предпочитают не покупать, а арендовать винтокрылый аппарат, это обходится примерно в 30 тысяч рублей в час. Так делает Ирина Диденко — кандидат в мастера по вертолетному спорту, победительница открытого чемпионата Бельгии и Германии 2013 года. Она из Новосибирска, занимается производством упаковки.
— Для нас, любителей, это удовольствие, хобби, — размышляет она. — Но зачастую хобби перерастает в нечто большое. Этот спорт помогает в жизни. Вы не представляет, как меня трясло пред стартом, но я справилась с волнением, а это постоянная работа над собой.
ТАТАРСТАНЦЫ НАЧИНАЮТ. И НАДЕЮТСЯ ПРОДОЛЖИТЬ
Летали участники на вертолетах Ми-2 и Robinson R44 (эти легкие машины предпочитают любители, скажем, стоимость Robinson R44 Raven 1 колеблется примерно от 360 до $620 тысяч). Татарстанская команда, в частности, выступала на «полицейском» Ка-226. Как отметил Фларит Мавлеткулов — командир авиаотряда специального назначения МВД по РТ, татарстанцы сами проявили инициативу, когда узнали о предстоящем чемпионате. Тренировались между рабочими вылетами, поэтому особо и не надеялись на какие-то высокие результаты.
— Мы энтузиасты, которые, по сути, сами вызвались, согласовав вопрос с руководством, — рассказывает Мавлеткулов. — Это же еще и тренировки для нас, проработка новых упражнений. Глазомер прицеливается, улучшается точность, координация. Можно быть профессиональным летчиком, но спортсменом — не быть. Чтобы участвовать в этом спорте, нужны упорные тренировки. И мы надеемся, по итогам соревнования руководство сделает какие-то выводы, можно будет заниматься постоянно. У других есть танковый биатлон, авиадартс. А мы можем проявить себя в вертолетном спорте.
— Хочется, чтобы в Татарстане была сильная команда, — говорит Яблоков. — Я думаю, пока ребята высоких мест не займут, но через пару лет наверняка у них что-то получится. Сейчас они просто пытаются понять, что это такое. Даже высококлассный пилот с ходу не достигнет серьезных результатов. Здесь нужно очень точное управление. Скажем, надо сесть на планку. У нас есть ребята, которые по 10 тысяч часов летали, асы, но и они промахнутся на 10 сантиметров. У них нет этой точности. Пока нет...
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 7
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.