ЕЩЕ ОДНА НЕКОРРЕКТНОСТЬ «ЛАБИРИНТА»

Сегодня в ходе специальной пресс-конференции председатель госкомитета РТ по туризму Сергей Иванов сообщил журналистам, что число пострадавших жителей Татарстана в результате приостановки деятельности одного из крупнейших российских туроператоров ООО «Лабиринт» доподлинно до сих пор не известно. Компания, которая в субботу, 2 августа, заявила о приостановке своей деятельности, пока не предоставила в Ростуризм списки своих клиентов — тех, кто в данный момент находится за рубежом, и тех, кто только планировал отправиться за границу.

«В этом еще одна некорректность в действиях компании «Лабиринт», — заявил Иванов.

Он привел в пример туроператора «Нева», который предоставил списки своих клиентов в первый же день после закрытия. Иванов сообщил, что представители «Лабиринта» довольно закрыто ведут себя как по отношению к своим клиентам, так и журналистам, в частности, они проигнорировали данную пресс-конференцию.

«Сегодня мы также приглашали на пресс-конференцию представителя «Лабиринта» из Казани, более того, настоятельно рекомендовали быть ей в аэропорту в воскресение утром, когда были первые невылеты туристов. Но она посчитала невозможным для себя прибыть в аэропорт, чтобы разъяснить туристам, каким образом надо действовать в сложившейся ситуации», — с негодованием произнес Иванов.

Зато на брифинг пришла начальник службы организации перевозок международного аэропорта Казань Анастасия Васина. Она рассказала о проблемах, с которыми пришлось столкнуться клиентам «Лабиринта», пытавшимся зайти в самолет.

В РОССИЮ ПРИЛЕТЯТ, НА ОТДЫХ НЕ ПОЛЕТЯТ

По словам Васиной, 3 августа рейсами турецкой авиакомпании Onur Air в Анталию не смогли вылететь 20 казанских туристов, а следующий массовый невылет был рейсами авиакомпании «Оренбургские авиалинии» в Монастир — в аэропорту с чемоданами остались более 60 клиентов «Лабиринта». Пассажирам в билетах были проставлены отметки о том, что в момент регистрации они находились в аэропорту.

«Сегодня ночью тоже были случаи невылета, впрочем, для получения отметок прибыли всего 11 человек. Видимо, пассажиры из СМИ или по звонку турфирм узнают, что им не удастся вылететь, — рассказала Васина, отметив, что все рейсы на прилет приходили с полной загрузкой. — То есть авиакомпании сдержали свое слово и привозят всех, кого вывезли».

Слова сотрудницы МАК подтвердил представитель авиакомпании Agean Air («Эгейские авиалинии») Муслим Галиев. По его словам, сегодня ночью авиакомпанией выполнялось два рейса. Из Казани в Родос вылетел 41 пассажир, в Ираклион — 89. При этом в аэропорт столицы Татарстана прилетели полные борта с пассажирами, которые летели из Греции. «Авиакомпания будет возвращать всех пассажиров, которые сейчас находятся в Греции, независимо от того, какой туроператор или турагент продал им тур, — сказал Галиев. — Но вывозить по своим направлениям авиакомпания будет только пассажиров тех туроператоров, которые оплатили эти рейсы. То есть пассажиры от турагента «Лабиринт» вылетать не будут, а, например, от Coral сегодня вылетели».

Галиев добавил также, что туроператору Coral Travel, еще до банкротства перекупившему у «Лабиринта» некоторые туры, теперь приходится платить за перелет своих клиентов по второму разу.

«Авиакомпания заинтересована в большом пассажиропотоке. И направление было интересное, и город растет. Мы выполняли до 5 - 6 рейсов в неделю, это большая потеря для нас», — заключил представитель «Эгейских авиалиний».

Подытоживая выступление коллеги, Васина добавила, что от авиакомпаний Onur Air и «Оренбургские авиалинии», сотрудничавших с «Лабиринтом», также получено подтверждение о том, что они будут привозить в РФ пассажиров, которых вывезли ранее. Однако тем, кто только планировал отправиться за границу, теперь вместо отдыха придется обивать пороги страховой компании.

«ПРИОРИТЕТА В ВЫПЛАТЕ СТРАХОВКИ ДЛЯ ТЕХ, КТО ПОДАЛ ДОКУМЕНТЫ РАНЬШЕ, НЕ БУДЕТ»

Уже сегодня в казанский офис страховой компании «ВСК», в которой гражданская ответственность «Лабиринта» застрахована на 120 млн. рублей (еще на 40 млн. рублей «Лабиринт» застрахован в СК «Восхождение» прим. авт.), пришли 70 казанцев. А очередь желающих получить страховые выплаты в связи с крахом туроператора расписана на месяц вперед. Об этом, отвечая на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online», рассказал исполнительный директор казанского филиала ОАО «ВСК» Виктор Рудаков, которого также пригласили на пресс-конференцию.

«На месяц вперед мы уже работой обеспечены. На сегодня в офисе уже были порядка 70 человек. Вчера мы проводили запись. Запись у нас уже до конца месяца расписана», — сообщил он.

По всей России наблюдается «определенный наплыв» клиентов «Лабиринта», который к концу недели, по мнению представителя «ВСК», должен спасть. «В течение месяца мы примем все документы, оснований беспокоиться по этому поводу у клиентов нет», — заверил Рудаков. Не имеет значения, когда именно клиент придет с заявлением о наступлении страхового случая — приоритета в выплате для тех, кто подал документы раньше, не будет, отметил Рудаков, добавив однако, что страховая компания рекомендует подать заявление в течение месяца.

Чтобы подать заявление в «ВСК» клиентам «Лабиринта» потребуется предоставить оригиналы российского и заграничного паспортов, договоров, платежных документов, подтверждающих, что они передали деньги туроператору либо туристической фирме. Бланк заявления можно найти на сайте страховой компании, там же есть порядок подачи документов. Также есть возможность не приходить лично в офис, а передать документы посредством почты, но при этом все документы должны быть нотариально заверены, заключил Рудаков.

«ЛАБИРИНТ» ДЕМПИНГОВАЛ И СГОРЕЛ

Крушение «Лабиринта» в этом году — это одно из самых крупных ЧП на туррынке, которое особенно отразилось на региональных рынках, считает вице-президент ассоциации туристических агентств РТ Евгений Никулин. По его словам, «Лабиринт» был очень сильно представлен в чартерных программах в регионах. При этом «Лабиринт» продавал туристский продукт значительно дешевле других туроператоров, и в некоторых фирмах продажи туроператора составляли до 50%. «Это очень большие продажи по сравнению с другими операторами, то есть «Лабиринт» был ориентирован на этот продукт», — говорит Никулин.

«Приобретая горящие путевки, очень популярный у потребителя запрос, клиент должен понимать, что именно горит — путевка или туроператор. В данном случае горел туроператор, он демпинговал на рынке, и поэтому продаж было достаточно много», — рассказал Никулин.

Вице-президент АТАРТ порекомендовал турагентствам в сложившейся ситуации не терять контакт с людьми, которые находятся за рубежом. Впрочем, ситуация уже не представляет большой опасности, считает Никулин.

«Развитие ситуации таково, что до конца недели из-за границы будут вывезены все туристы», — заключил Никулин, посоветовав турфирмам снять напряжение в отношениях с теми, кто так и не вылетел за рубеж в связи с крахом «Лабиринта».

Напомним, «Лабиринт» объявил о приостановке своей деятельности в субботу, 2 августа. Причинами послужили скачки курса валют, негативная политическая и экономическая ситуация, повлиявшая на число бронирований, и смещение принципа подачи заявок — подавляющее число бронирований осуществлялось за незначительный период до вылета (горящие туры). Сказались также обширная региональная программа и рекомендации невыезда за границу для сотрудников силовых структур.

Из-за прекращения деятельности туроператора «Лабиринт» пострадали более 60 тыс. клиентов компании, сообщает РБК со ссылкой на пресс-секретаря Российского союза туриндустрии (РСТ) Ирину Тюрину. Приостановка деятельности произошла из-за отказа авиакомпании «Оренбургские авиалинии» обслуживать клиентов «Лабиринта» в связи с просроченными задолженностями.

По ее словам, на момент остановки работы турфирмы за рубежом находились порядка 25 тыс. человек, причем 22 тыс. 300 должны вылетать самолетами. «Из них 1020 были обеспечены билетами на регулярные рейсы. Поэтому возвращать в Россию нужно было более 21 тысячи человек. Это совершенно беспрецедентная ситуация. Такого у нас еще не было», — сказала представитель РСТ.

Тюрина добавила, что еще 40 тыс. человек купили туры «вперед» и не успели никуда вылететь. Таким образом, общее число пострадавших (40 тыс. и 21 тыс.) превысило 60 тыс. человек.

«На настоящий момент за границей находится 15 тысяч 780 человек. Но сегодня многие будут вывезены. Возмещения предполагаются, есть финансовые гарантии у «Лабиринта», но они настолько малы по сравнению с количеством пострадавших, что если на всех поделить, то люди получат копейки», — добавила Тюрина.

ИЗ-ЗА КРАХА «ЛАБИРИНТА» С РЫНКА ТАТАРСТАНА МОГУТ УЙТИ ДО ПОЛОВИНЫ ИГРОКОВ

Рамиль Мифтахов — руководитель ассоциации туристических агентств Татарстана:

— У «Лабиринта» были низкие цены, поэтому отток самого недорого продукта очень негативно повлиял на общий туристический рынок Татарстана не только в финансовой части, но и в имиджевой — пострадала репутация многих туристических агентств, которые работали с «Лабиринтом».

Думаю, из-за краха «Лабиринта» с местного рынка уйдет достаточно большое количество турагентств, которые работали «в черную». Это может быть половина рынка. Соответственно, те документы, которые нужно предоставить в страховую компанию, они не смогут предоставить. Например, нет кассового чека, путевки ТУР-1 со вторым уровнем защиты, договоров, или деньги перечислялись туроператору через аппараты приема денег TourPay, которые выдают «бумажки», ничего не значащие для страховых компаний. Основной документ, подтверждающий факт оплаты тура между турфирмой и туроператором — платежное поручение. Эти черные схемы их и погубят. Думаю, таких агентств очень много.

С такими фирмами, которые не могут предоставить полный пакет документов, есть смысл судиться туристам. Думаю, все шансы у людей вернуть деньги через суд есть. Если подобных документов нет, то смело можно идти в суд и отсуживать деньги у этого агентства.

Те агентства, которые работали чисто, на их стороне закон о туристской деятельности. Здесь формально нет вины ни одного турагентства, никто не мог предсказать банкротство туроператора. В рамках договора турагентство отвечает за правильность оформленных документов и предоставленной информации о туре. Если турагентство приличное, оно вернет свою комиссию в рамках своих полномочий, на этом же будет настаивать суд. Многие крупные компании просто возвращают комиссию, чтобы как-то компенсировать стоимость тура, не потерять имидж.