В Казани на традиционную августовскую конференцию собрались работники образования

ОБРАЗОВАНИЕ ПОЛУЧИЛО НА МИЛЛИАРД РУБЛЕЙ БОЛЬШЕ

Международный информационный центр Деревни Универсиады собрал вчера в Казани на традиционную августовскую конференцию работников образования — директоров школ, учителей, заведующих детских садов — всего города. Были здесь и школьники, представлявшие на выставке детского творчества созданное своими руками — модели танков, самолетов, экспозиции «Брестская крепость» и «Карта боевых действий» о событиях Второй мировой войны. Однако напрашивающийся вывод, что актуальная в последнее время мода на патриотическое настроение повлияла на тему выставки, оказался не совсем верным. Как пояснили организаторы выставки, выбор был обусловлен приближающимся 70-летием Победы в Великой Отечественной войне. Но красивые куклы в костюмах народов Поволжья и России все же напомнили о «злободневном». Возможно, потому что экспозиция называлась «Мы вместе!» — так же, как песня певицы Валерии, ставшая неофициальным гимном на памятном митинге в Крыму с участием Владимира Путина после референдума.

Начальник управления образования исполкома Казани Ильсур Хадиуллин, открывая конференцию, назвал внушительные цифры — 63% бюджета города (11 млрд.) в этом году тратится на образование! Это, кстати, на миллиард больше, чем в прошлом году.

Он напомнил, что в этом году выполняется капремонт 25 школ на 0,5 млрд. рублей, за три года отремонтировано более половины всех школ города. В этом же году в Казани открывается 28 новых детских садов, в рамках программы ГЧП создано более 1,5 тыс. мест в 17 частных детсадах.

Но проблем еще хватает. Так, в большинстве школ необходим ремонт спортзалов — по предварительным подсчетам, которые привел докладчик, на это требуется не менее 255 млн. рублей. К тому же все еще более 14% казанских школьников учатся во вторую смену, что обуславливает необходимость строительства новых школ, а это, в свою очередь, требует серьезных финансовых вливаний. Как подчеркнул докладчик, без помощи республики проблемы останутся актуальными.

Куклы в костюмах народов Поволжья и России напомнили о «злободневном». Возможно, потому что экспозиция называлась «Мы вместе!»

ШКОЛА УЧЕНОГО ЗАЙЦА

Несмотря на традиционные в России причитания, что в учебных заведениях вот-вот некому будет учить, Хадиуллин привел оптимистичные данные. «Каждый третий педагог в Казани моложе 30 лет. Зарплаты учителей соответствуют среднему уровню зарплаты по республике. Каждый третий работник отрасли — обладатель гранта. Благодаря тому, что молодые педагоги получают 20-процентную надбавку, их количество увеличилось на 13 процентов только в 2013 году», — рассказал он и добавил, что около 5 тысяч преподавателей прошли тренинги сингапурской школы. По его словам, теперь необходимо продумать новые пути мотивации воспитателей и учителей, которые подтолкнут их продолжить свое профессиональное развитие.

«Для поддержки юных талантов и учителей, их подготовивших, из бюджета города в 2014 году выделено 20 миллионов рублей — в два раза больше, чем в прошлом», — напомнил в свою очередь мэр Казани Ильсур Метшин.

То, что Казань вправе гордиться своими учениками и их учителями, доказывает беспристрастная статистика. Результаты ЕГЭ казанских школьников оказались выше республиканских и среднероссийских показателей практически по всем предметам. Казань занимает третье место по результатам в общероссийских олимпиадах, уступая только Москве и Санкт-Петербургу, при том, что по численности населения столица РТ уступает обоим городам. «Доля выпускников, не прошедших аттестацию, снизилась в два раза. Из 122 стобалльных результатов по Татарстану 54 процента принадлежат казанским выпускникам», — рассказал Хадиуллин. Остановился он и на проблемных моментах, в числе которых — дефицит кадров в сфере дополнительного образования из-за невысоких зарплат, необходимость ликвидации разрыва между лучшими школами города и аутсайдерами.

«Ребенок 2014 года качественно отличается от ребенка 90-х годов. Он не лучше и не хуже, он просто другой. Это надо учитывать, используя новые формы обучения», — посоветовал начальник управления аудитории.

Энгель Фаттахов и Ильсур Метшин

Выступавшие следом руководители учебных заведений говорили о важности планирования в сфере образования и развитии системы тьюторства, то есть старого доброго наставничества, но на новый лад. Так, директор школы №122, вошедшей в число лидеров городского рейтинга школ, Ольга Тигина рассказала о своей «Школе ученого зайца». Благодаря тому, что в школе работают кружки по 10 направлениям, ученики начальной школы могут попробовать свои силы в самых разных направлениях. Это не просто интересно — это позволяет с самого начала определить специфику одаренности ребенка и в соответствии с этим планировать его развитие. Лучшим доказательством того, что этот метод ранних проб работает, стали феерические результаты учеников на российских и международных олимпиадах.

Директор межшкольного учебно-производственного комбината Ранис Идрисов рассказал о проекте по созданию сети учебных заведений, где подростки могут получить рабочую профессию. Мэр города поручил обсудить это предложение профильным структурам исполкома.

ДМИТРИЙ ЛИВАНОВ ОТКРОЕТ РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР В КАЗАНИ

Министр образования и науки РТ Энгель Фаттахов озвучил задачи на будущее. Напомним, подробно о них говорили на прошлой неделе на республиканской педагогической конференции с участием президента РТ Рустама Минниханова в Сабинском районе. Повторяться Фаттахов не стал, но, говоря о дошкольном образовании, посетовал, что у него, как у министра, сейчас нет «рычагов» для его оценки. И тут же преподнес сюрприз, пообещав, что уже в следующем году сей инструмент появится. «Кипу бумаг от вас требовать не будем, это я официально заявляю, — заверил он. — Будем выезжать в районы и оценивать ситуацию на местах».

Ближайшее громкое событие состоится уже 2 сентября, когда откроется первый в Казани ресурсный центр для подготовки и повышения квалификации воспитателей и учителей, сообщил Фаттахов. Центр откроют на базе Казанского педагогического колледжа. В гости ждут зачастившего в Казань министра образования РФ Дмитрия Ливанова, последний раз он приезжал в июне на федеральный педсовет. Фаттахов также потребовал от руководителей взять под личный контроль качество изучения татарского языка, которое министра пока не особо радует. «Вопрос преподавания татарского языка продолжает оставаться проблемным», — констатировал министр.

О ЦАРСКОМ УКАЗЕ, ФИНАНСОВОМ ИММУНИТЕТЕ И ТЕОРИИ ДАРВИНА

«Если корабль не знает, куда плыть, попутного ветра не будет». Эту сенековскую фразу вспомнил в своем выступлении один из участников конференции. Метшин, когда ему дали слово, живо на нее прореагировал, рассказав о своем видении, куда в ближайшее время должен плыть «большой корабль под названием «Казанское образование». Если Хадиуллин больше напирал на цифры, то мэр — на идеологию.

Он припомнил, как 8 - 9 лет назад на таких встречах учителя жаловались на удручающее материально-техническое состояние школ. Сегодня проблемы ремонта и оснащения школ на современном уровне большей частью решены, заметно подросли зарплаты педагогов, на это ушли миллиарды рублей и годы интенсивной работы. И на первый план выходят задачи иного уровня, подчеркнул мэр.

Подытоживая выступления других участников, он подчеркнул, что сегодня мало выпустить из школы ученика с пятерками по всем предметам. Мэр привел такие данные социсследований: 95% казанцев видят позитивные изменения во внешнем облике города, 85% — в сфере озеленения города, 75% отметили улучшение условий для занятий спортом. И только 25% горожан сказали, что они видят прогресс в системе образования.

«Поэтому не надо самообольщаться. Это плохая стратегия. Общество ждет, и ждет справедливо, что школа будет не только учить, но и воспитывать. Давайте не забывать, что дети — это не просто машины по выработке домашних заданий и написанию контрольных, что жизнь не измеряется одними только оценками. За результатами ЕГЭ, успехами на олимпиадах, поощрением амбициозности и конкуренции, мы забыли о понятиях дружбы, семьи, о пропаганде главных общечеловеческих ценностей в школе. Важно готовить школьника к жизни, воспитывать гуманное отношение к людям и окружающей среде, учить милосердию».

«Хорошо, что уже в этом учебном году в казанских школах начнутся уроки доброты», — констатировал Метшин.

Перейдя к практической части, мэр посоветовал создавать школьные волонтерские движения, закрепить за каждым парком города учебное заведение. Предвидя скепсис детворы и учителей в ожидании бесконечных субботников в подшефных парках, Метшин оговорился, что делать это нужно не только «для уборки мусора», а для проведения совместного отдыха, приобщения к природе. Он также предложил чаще задействовать школьников в разного рода благотворительных мероприятиях и пообещал, что будет лично их посещать.

Следующий аспект, на котором сделал акцент Метшин, — это оторванность учебного процесса от реальности. Говоря о необходимости подготовки ребят к жизни, мэр подчеркнул, что нужно, в частности, обучение финансовой грамоте и воспитание своего рода иммунитета против всевозможных аферистов.

«В финансовую ловушку попасть легко, но выкарабкаться из нее удается далеко не всем. На ком-то висит огромный кредит, кто-то вложил деньги в незаконное долевое строительство и потерял жилье, кто-то оказался участником пирамиды и остался без всего. И с юридической стороны человек виноват сам — согласился с условиями договора. Поэтому очень важно своевременно подготовить наших детей к таким рискам. Необходимо воспитывать финансово грамотных людей», — сказал мэр, добавив, что с сентября Банк Казани по заявкам школ будет реализовывать соответствующий образовательный проект.

И еще одну тему Метшин назвал беспрецедентно важной. Правда, проблема эта уже «с бородой»: в этом году исполняется 110 лет со дня выхода царского указа «Каким должно быть образование, чтобы не навредить здоровью школьника». Вопрос остается открытым и по сей день: несмотря на все усилия, мало кто из детей выходит из школы более здоровым, чем в нее пришел...

Серьезный тон доклада время от времени оживляли рождавшиеся по ходу мероприятия шутливые замечания градоначальника. Так, говоря о том, что город сегодня все может победить, кроме беспрерывного бумаготворчества, придуманного чиновниками от образования, Метшин заметил: «Министр говорит, что здесь тоже есть улучшения. Но я еще не видел ни одного министра, который бы этого не говорил...» Еще одним объектом критики мэра стала ...теория Дарвина. К пересмотру трактовок исторических событий мы вроде бы уже привыкли, а вот то, что и биологию можно преподавать по-новому, прозвучало неожиданно. Поскольку теория Дарвина — далеко не единственная, объясняющая происхождение человека, мэр предложил поднять этот вопрос и на федеральном уровне. «Я бы не хотел, чтобы мои дети думали, что люди произошли от обезьян, а не по воле Всевышнего», — заметил он.

МЕЖДУНАРОДНУЮ ШКОЛУ ОТКРЫВАЕТ МЕЖДУНАРОДНАЯ КОМАНДА

С начала нового учебного года в Казани стартует новый проект — в столице РТ откроется первая международная школа. По словам Метшина, появление школы, преподавание в которой будет вестись на английском языке, — это долгожданное инфраструктурное решение не только для города, но и для республики в целом.

«Татарстан остро нуждался в учебном заведении для детей работающих в республике иностранцев — ученых, топ-менеджеров, преподавателей вузов, спортсменов, банкиров из других стран», — подчеркнул градоначальник. Он отметил, что республика сегодня серьезно интегрирована в международное спортивное и культурное пространство, именно поэтому Казань, стремясь к развитию, нуждается в привлечении лучших профессионалов со всего мира. «Никто к нам, честно говоря, надолго и всерьез не приезжает по простой причине, что не может привезти семью», — пояснил Метшин. Международная школа призвана решить эту проблему.

Как отметил мэр Казани, хотя путь к аккредитации занимает 2,5 - 3 года, первые самые непростые шаги уже сделаны. Так, планируется, что с 1 сентября откроются первые три класса школы. Проект запускается с помощью специалистов, которые спроектировали более 400 международных школ по всему миру и работали в США, Швейцарии, Германии и других странах.

DSC_8919.jpg
Для поддержки юных талантов и учителей, их подготовивших, из бюджета города в 2014 году выделено 20 миллионов рублей — в два раза больше, чем в прошлом

ЗАДАЧА — ПОДГОТОВИТЬ ДЕТЕЙ К ЖИЗНИ, ЧТОБЫ ОНИ ЧУВСТВОВАЛИ СЕБЯ УВЕРЕННО

Участники совещания в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» высказали свой взгляд на систему образования.

Директор школы №174 Гузяль Мифтахова считает, что сегодня одна из главных проблем в российском образовании — это немотивированность учеников и родителей, необходимо придумывать и использовать новые разработки.

Заведующая детским садом №16 Елена Шайдуллина говорит, что задача — подготовить детей к жизни, чтобы они чувствовали себя уверенно. «К сожалению, старая система образования была замкнутой, кажется немного примитивной для нашего времени. Сейчас необходима работа по изменению системы образования», — отмечает она.

Заведующая детским садом №314 Марина Шишова отмечает, что в дошкольных учреждениях малыши и так мотивированы. Однако, говорят педагоги, дети сегодня владеют гаджетами лучше, чем взрослые, и приходится обучать персонал цифровому настоящему, за которым, возможно, наступит будущее, к примеру, роботов-трансформеров.