Александр Тормасов: «Университет Иннополис должен представлять собой точку, куда хотели бы приходить высококвалифицированные люди, как в любое другое место сосредоточения кадров, связанных с высокими технологиями»

«В НАШИХ ВУЗАХ УПРАВЛЕНИЮ ПРОЦЕССАМИ НЕ УЧАТ ВООБЩЕ»

— Александр Геннадьевич, начать разговор хочу с вопроса нашего читателя Дамира, полагая, что этот вопрос возникает и у многих ваших конкурентов: «Зачем нужен новый вуз, требующий миллиардных вложений, при наличии сильных институтов в том же КФУ, обладающих научной базой, лабораториями, преподавательскими кадрами?»

— Хочу подчеркнуть, что проект «Иннополис» состоит из трех компонентов: первый — Иннополис как город, среда обитания; второй — Иннополис как место притяжения для бизнеса, особая экономическая зона с налоговыми льготами; третий и, с моей точки зрения, главный компонент — Иннополис как интеллектуальная точка притяжения. И именно Университет Иннополис должен выступать этим местом притяжения.

В мире существует много проектов всевозможных городов вроде Силиконовой долины. И каждый из них по сути своей начинался со здания в чистом поле. Так вот без интеллектуального центра, без весомой причины все это так и останется офисным зданием в чистом поле. Поэтому Университет Иннополис должен представлять собой точку, куда хотели бы приходить высококвалифицированные люди, как в любое другое место сосредоточения кадров, связанных с высокими технологиями. Для этого мы должны создать интеллектуальную среду, которая была бы аналогичной любому другому подобному месту. А «другое место» — это, по сути, стандартные университеты, которые имеют некоторое отличие от российских: они по-другому работают с исследователями и предъявляют другие требования как к процессам, происходящим внутри университета, так и к способам взаимодействия. Это должно быть место, которое люди рассматривают как продолжение своей карьеры — точно так же, как любое другое место в мире, где есть высокие технологии.

В Университете Иннополис должны быть такого же высокого мирового уровня и специалисты, и сервисы, и подходы. Вообще в России проектов построения нового города с нуля не было с 60-х годов, а построение нового вуза, особенно технического, не происходило лет 20 - 30. У традиционного российского вуза достаточно большое «наследие», часть из которого — положительная, а часть — если не отрицательная, то просто другая. Мы аккумулируем весь лучший опыт — зарубежный и российский.

— Какой университет взят за образец?

— У нас нет одного образца, у нас есть несколько вузов-партнеров. Часть программ мы разрабатываем сами, часть разрабатываем совместно с партнерами, часть программ заимствуем у них. Например, начали мы работу с программами лучшего вуза в области Software Engineering. А перед этим мы, естественно, провели исследование индустрии и выяснили, что это одна из ключевых тем, по которой специалистов вообще никто в России не готовит.

— А какие это специалисты?

— Специалисты в области управления разработкой программного обеспечения.

— То есть менеджеры?

— Это на грани менеджера и технического специалиста. В современных российских IT-компаниях вопрос, откуда взять менеджеров, управляющих программными проектами, решается, к сожалению, буквально неприятным образом: они или переманивают людей из других компаний, или «переделывают» инженеров. Сегодня в наших вузах техническим вопросам учат хорошо, а управлению процессами не учат вообще.

ПРЕПОДАВАТЕЛИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ИНТЕРЕСНЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

— Какие вузы стали вашими партнерами?

— В качестве партнера на этапе запуска проекта был выбран американский Университет Карнеги-Меллон (Carnegie Mellon University), с которым мы сотрудничаем по линии реализации магистерской программы по управлению разработкой программного обеспечения. Эта программа считается одной из лучших в мире по данному направлению, и она будет перенесена в Университет Иннополис.

Мы подписали соглашения о сотрудничестве с рядом вузов мира, имеющих высокий авторитет: Национальный университет Сингапура (National University of Singapore, Сингапур), Университет Амстердама (University of Amsterdam, Нидерланды), KAIST (Korea Advanced Institute of Science and Technology, Республика Корея), Миланский политехнический университет (Polytechnic University of Milan, Италия), институт EURECOM (Франция) и др.

«Типичный срок для запуска университета — порядка 20-ти лет»

— О чем эти соглашения?

— Мы пришли к договоренностям о сотрудничестве по нескольким направлениям. В первую очередь мы организовываем стажировки наших преподавателей в вузах-партнерах с той целью, чтобы они имели возможность установить контакты с зарубежными коллегами, обменяться опытом, обсудить курсы, которые будут читать, совместно разработать учебно-методические материалы, по возможности определить темы совместных научных проектов. Наша задача — подготовить специалистов-преподавателей, которые будут интересны для студентов, которые будут в состоянии справляться со сложностями, возникающими на этапе запуска образовательной деятельности. Далее мы планируем совместно реализовывать и разрабатывать учебные программы, запустить научное сотрудничество, организовать академический обмен.

Откуда Иннополис возьмет преподавательские кадры (а не приглашенных преподов на семестр), которых практически нет в регионе? (Дамир)

— Точно так же, как любой зарубежный вуз, преподавателей мы ищем по всему миру. Мы объявляем вакансии и требования к ним, затем собираем и рассматриваем заявки.

— И много поступило заявок?

— Только на первое объявление год назад, когда мы набирали 4 - 5 человек, поступило порядка 60 - 70 заявок, в этом году мы получили уже более 200 заявок. В профессорско-преподавательский состав Университета Иннополис вошли ведущие российские и зарубежные ученые и практики, представляющие Trinity College Dublin, ETH Zurich, Politecnico di Milano, Polytechnic School of Lausanne, Garvard, Imperial College London и др. Все они представители научных школ и университетов, входящих в Топ-100 вузов мира. Мы активно работаем и с российскими вузами: МФТИ, МГУ, ВШЭ, ИТМО, КГТУ-КАИ, КФУ и др.

Отбор происходит через нашу экспертную комиссию, в которую мы смогли привлечь специалистов со всего мира. В него, например, входят глава факультета в университете CMU, глава исследовательской лаборатории IBM Research в Швейцарии, заведующий лабораторией в ETH Zurich (один из лучших европейских университетов), декан Гонконгского университета науки и технологии HKUST, профессор из Высшей школы экономики и другие специалисты.

— Комиссия собирается вместе или работает удаленно через интернет?

— Сначала всю информацию они получают в электронной форме, а затем мы их периодически собираем вместе.

— Собираете их в Москве или в Казани?

— Отдельно почти все из них уже были в Казани, были коллективные встречи в Москве. У нас также есть консультанты, имеющие опыт работы по созданию вузов в разных точках мира. Всем им интересно, потому что в мире очень мало примеров создания новых вузов с нуля. Как я уже сказал, большинство вузов имеют большую историю, богатое наследие, которое не всегда является положительным, и очень часто у вузов «с историей» есть ограничения, которые мешают созданию чего-нибудь нового. Но эти ограничения, к счастью, часто и являются движущей силой для людей.

«В данный момент образование у нас считается формально платным, а реально мы за счет спонсорских взносов IT-компаний сами оплачиваем стоимость обучения»

УНИВЕРСИТЕТ ИННОПОЛИС КАК МИРОВОЙ ПОЛИГОН ДЛЯ АЙТИШНИКОВ

— Получается, что Университет Иннополис — это в некотором смысле мировой полигон для айтишников, чтобы сделать что-то новое?

— Да, и это новое касается не только вопросов образования, но и исследований в области IT, потому что IT — это такая отрасль, где каждые два-три года все может меняться кардинально. К примеру, я в 1999 году занимался достаточно фундаментальными темами, а сейчас результаты этих исследований используются везде, можно сказать, являются основой всей облачной индустрии. От научной лаборатории до отрасли промышленности размером более 100 миллиардов долларов оказалось менее 10 лет!

— Сколько преподавателей вы уже отобрали и сколько нужно всего?

— В этом вопросе у нас подход не цифровой, а содержательный. У нас есть план по курсам. Когда мы, к примеру, открывали первую магистерскую программу управления разработкой программного обеспечения, было понятно, что там нужно для старта программы от 4 до 8 человек, чтобы полностью обеспечить содержательный компонент, с финальными показателями — 10 - 12 человек. Сейчас мы запустили интенсивную годичную бакалаврскую программу, в штате уже порядка 15 преподавателей.

— Но они не живут в Казани, а бывают только наездами?

— Почему? Часть людей уже приехали. Нам удалось привлечь много ученых высокого уровня, которые здесь будут проводить довольно много времени. Например, Бертран Мейер — глава лаборатории (работает также профессором ЕTH), будет здесь проводить не менее четырех месяцев в году. Он будет не только преподавать, но и заниматься исследовательской деятельностью, для чего создаст специальную группу.

Все преподаватели международного уровня в области IT обязаны заниматься исследованиями (и это еще одно отличие от нашей традиционной высшей школы) по одной простой причине: темп изменений в IT такой, что за два-три года меняется все. Если человек занимается профессионально только преподаванием, то он сидит в вузе и не знает, что происходит снаружи. Поэтому он может вести только фундаментальные курсы, которые меняются относительно редко. А чтобы иметь возможность нести студентам то новое, что появляется в индустрии, причем не только технологически новое, а принципиально новое, нужны люди, которые постоянно занимаются исследованиями. Поэтому существенной частью нашей работы является организация исследований внутри вуза. Наша задача — обеспечить исследователей и темами, и аспирантами, и лабораториями, и оборудованием.

«Для меня было важно, что мы можем сделать то, что было бы затруднительно сделать в тех местах, где я до того работал»

— А что по этому поводу думает минобрнауки России? У нас ведь есть стандарты образования...

— Министерство образования в последние годы стало существенно более гибким. Например, мы имеем возможность значительную часть курсов вести на английском языке. Мы также от министерства получили возможность быть площадкой по созданию образовательных программ нового поколения.

«ЕСЛИ ЧЕЛОВЕК МОТИВИРОВАН ТОЛЬКО ДЕНЬГАМИ, МЫ ЕГО НЕ ВОЗЬМЕМ»

— Сколько вы платите своим преподавателям?

— По нашим оценкам, две трети всех затрат на образовательный процесс составляют затраты на преподавателей. Но зарплата не превышает среднемировой цифры на соответствующую позицию ведущих вузов. Взаимоотношения с преподавателями — это очень тонкая материя, потому что они мотивируются совершенно иначе, чем другой персонал. У них движущим интересом является возможность участия в чем-то новом, доступ к квалифицированным, талантливым студентам, которые способны выполнять задания в области их исследований и с которыми просто приятно работать.

— То есть преподаватели будут вести свой бизнес, а вы им в этом будете помогать?

— Не совсем так, но тем не менее очень многие преподаватели приходят из индустрии, и им надо платить адекватно. Но главное — мы предоставляем им возможность участвовать в новых проектах и исследованиях, которые, скорее всего, они не смогут выполнить в рамках коммерческих компаний. Если человек мотивирован только деньгами, мы его не возьмем.

— И даете возможность заниматься бизнесом на территории Иннополиса?

— Да, вести свои разработки, иметь возможность их коммерциализировать и найти необходимых специалистов. Очень многие специалисты из индустрии приходят в вузы, чтобы найти новые идеи, найти людей, которые помогут им опробовать эти идеи. После этого они создают стартап и т.д. Это стандартная мировая практика, когда после 5 - 7 лет работы в вузе преподаватель имеет возможность уйти на пару лет на так называемый саббатикал, чтобы запустить стартап, а потом вернуться в вуз на ту же позицию, с которой он уходил. Если мы хотим, чтобы люди соответствующей квалификации и уровня к нам приходили, мы должны придерживаться общепринятых мировых подходов.

— А студенты будут работать на них бесплатно?

— Это заблуждение, что студенты и аспиранты что-нибудь сделают, если им не платить... На все исследовательские проекты есть хорошие ставки, на которых они получают возможность полное рабочее время заниматься наукой, а не искать «пропитание» на стороне.

«Мы планируем набрать порядка 300 - 500 студентов. Думаю, что все-таки 300 на первом этапе, потому что мы хотим обеспечить высокое качество обучения»

В ИНДИИ — 5 МИЛЛИОНОВ ПРОГРАММИСТОВ, В РОССИИ — 300 ТЫСЯЧ...

— Сколько всего в вашем университете будет студентов?

— Целевые показатели размера Университета Иннополис — порядка 5 тысяч студентов, что означает, что ежегодный набор у нас должен быть на уровне 1 тысячи. А масштаб в целом Иннополиса, напомню, 155 тысяч человек общего населения, из них специалистов — 60 тысяч.

— Вы верите в эти цифры?

— А почему нет? Я считаю, что эти цифры вполне реалистичны. В России, по разным оценкам, от 300 - 400 тысяч до 800 тысяч IT-специалистов. К 2019 году в мире будет насчитываться более 26 миллионов программистов, из них 5 миллионов — в Индии, 4,5 миллиона — в США, 2 миллиона — в Китае, а в России сегодня 300 тысяч программистов, еще около 500 тысяч обладают навыками программистов, но эта деятельность не является для них основной. Эти цифры я почерпнул из стратегии развития, разработанной минкомсвязи РФ.

— А где взять 60 тысяч специалистов для Иннополиса? Привезти из других регионов?

— Естественно, это федеральный проект. При таком объеме набора — порядка тысячи человек ежегодно — очевидно, что мы будем собирать людей со всей России и даже из-за рубежа, а не только из Татарстана.

— Сегодня у вас 15 преподавателей на 60 студентов старших курсов. А сколько должно быть преподавателей на 5 тысяч студентов?

— Принятое соотношение — один преподаватель полной ставки на 8 - 15 студентов, а реально в технических вузах их больше, потому что многие работают неполное время.

«Перед запуском новой программы обучения мы всегда проводим опрос индустрии, выясняем, какие конкретно нужны специалисты, откуда взять деньги на этот процесс»

STEM-ПРОГРАММА ПОДГОТОВИТ «КАЧЕСТВЕННЫХ» АБИТУРИЕНТОВ

— Когда вы начнете прием на первый курс?

— Первый массовый набор на первый курс в Университет Иннополис состоится в 2016 году, и к этому моменту мы активно готовимся. К примеру, реализовали STEM-программу (Science, Technology, Engineeringand Math), которую лицензировали для школ и существенно ее адаптировали. Мы обучили преподавателей по этой программе и запустили их в работу, теперь они учат школьников.

Кстати, на эту тему есть вопрос от нашего читателя: «В рамках университета существуют STEM-центры. Есть ли спрос со стороны школьников на эти центры? Какие курсы наиболее популярны? Будет ли расширена сеть центров в Казани, планируется ли открытие центров в районах республики (Булатов Марс)

— Когда был первый анонс о SТЕМ-центрах, мы ожидали, что придут человек 200 - 300, а пришли 2 тысячи. Мы смогли записать только тысячу, из них за 2013 год обучили 838, а за 2014-й — уже 1001 школьника. Очевидна положительная динамика — в этом учебном году ожидаем до 1500 школьников.

Это обучение платное, и мы пошли по этому пути специально, поскольку при этом повышается стимул посещать занятия. Мы сделали ставку на робототехнику, но кроме этого читаем еще четыре курса: программирование, английский язык, физика и математика, которые необходимы при написании любой программы для роботов.

На данный момент в Казани три SТЕМ-центра: в здании казанской площадки Университета Иннополис на Профсоюзной, 40/42, в 64-й школе и 19-й гимназии. Мы планируем расшириться до представительства во всех городах-миллионниках России. Всего мы хотели бы привлечь в свои центры порядка 5 тысяч школьников. Для нас это тот самый источник абитуриентов, который привлекает к нам внимание, позволяет подготовить к ЕГЭ и повысить уровень знаний.

Помимо этого, мы решаем еще одну задачу. Дело в том, что в России среди школьников достаточно низкий интерес к IT-направлению для построения своей карьеры. Об этом свидетельствует тот факт, что ЕГЭ по обществознанию сдают порядка 60 процентов выпускников школ, по физике — 26 процентов, а по информатике всего — 8 - 10 процентов. То есть большинству школьников просто не приходит в голову, что на IT можно построить свою карьеру и в целом жизнь, стать человеком, который создаст новый Yandex или Mail.Ru.

— Думаю, такому отношению к информатике способствует низкое качество ее преподавания в школах.

— Отчасти, да. Поэтому мы много времени тратим на повышение квалификации учителей.

Университет Иннополис стал официальным оператором программы министерства информатизации и связи РТ по созданию IТ-классов. Через эту программу мы планируем повысить качество обучения в школах, в IТ-классы будут внедрены наши SТЕМ-программы. Для повышения квалификации учителей мы объявили конкурс, и на первом отборе на STEM-программы на 30 мест было подано 300 заявок — и от учителей, и от студентов вузов, желающих участвовать в обучении школьников. А вообще наша задача — подготовить преподавателей, чтобы они дальше несли знания и методики в школы, чтобы повысить интерес к информатике.

— А в районах Татарстана SТЕМ-центры вы не планируете открывать?

— Мы работаем через министерство образования и науки РТ, и сейчас есть программа по робототехнике как варианта урока информатики. И эта программа будет внедряться во всех школах.

ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ ОПЛАЧИВАЮТ... СПОНСОРЫ

— Сколько средств дают вам на создание нового вуза? Хватит ли этого, чтобы достойно укомплектовать оборудованием и квалифицированными кадрами? (Андрей Федоров)

— Строительство университетского комплекса, который состоит из здания самого университета, четырех общежитий и спортивного комплекса (крытая и открытая части), финансируется из федерального бюджета. Весь комплекс обещают сдать в эксплуатацию в конце текущего года, и Новый год мы планируем встретить уже там. В июле мы получили лицензию на все образовательные направления, и наша деятельность активно развивается, даже несмотря на то, что здания еще не сданы.

Университет Иннополис — частный вуз, и на операционную деятельность университета не выделяются бюджетные средства. За 2013 год более 426 миллионов рублей перечислили российские ИКТ-компании, что позволило предоставить образовательные гранты нескольким десяткам будущих бакалавров и магистров. Финансовый отчет есть у нас на сайте. У нас нет планового бюджета, который необходимо «освоить», средства расходуются максимально эффективно. Мы надеемся, что и в дальнейшем высокотехнологичные компании будут проявлять к нам доверие, которое мы стараемся оправдать.

— А государство вообще не дает денег на образовательный процесс?

— Государство дает деньги только на бюджетные места, которых пока в Университете Иннополис нет. В данный момент образование у нас считается формально платным, а реально мы за счет спонсорских взносов IT-компаний сами оплачиваем стоимость обучения. Но мы требуем с наших студентов соответствовать уровню требований. Считаю, бесплатное образование способствует меньшей ответственности студентов.

— Кто просит эти деньги у компаний? Министр связи России Николай Никифоров или президент Татарстана? Или вы сами этим занимаетесь?

— Конечно, в Университете Иннополис есть сотрудники, ответственные за это направление, но совершенно очевидно, что все люди, которые являются движущей силой проекта «Иннополис», вовлечены и в процесс работы со спонсорами.

В России оплата программистов высокой квалификации уже практически соответствует европейской, а местами даже выше. История о том, что мы будем делать то же самое, что на Западе, но дешевле, уже в прошлом. А конкурировать с Индией мы не сможем, потому что там 5 миллионов программистов, а у нас их гораздо меньше. Мы можем конкурировать только качеством.

— Но у нас, наверное, базовое образование выше?

— Но когда у тебя 5 миллионов человек, из них, наверное, можно отобрать миллион, у которых базовое образование будет не хуже, чем наше.

— Вы сказали, что за обучение студентов платят IT-компании. А студенты имеют какие-то обязательства перед спонсорами?

— У магистров будет контракт, по которому они имеют некоторые обязательства. Нам нужно наполнить Иннополис, поэтому основным обязательством будет их работа в компаниях-резидентах этой площадки в течение двух- трех лет. Хотя, конечно, цепями их никто приковывать не будет. Мы хотим удерживать людей не искусственными запретами, а тем, что Иннополис — это хорошее место, где комфортно жить и работать, общаться с коллегами, откуда удобно добраться в любую точку мира и быть вовлеченным в мировой процесс, а не вариться в собственном соку и ощущать себя как в резервации.

— Спонсоры будут направлять к вам учиться своих сотрудников?

— Есть разные варианты. Есть компании-резиденты, которые могут или направлять нам своих сотрудников на краткосрочные курсы повышения квалификации, или полагаться на наши усилия по привлечению квалифицированных людей. Есть разные способы благотворительности, в том числе и стипендии для профессоров. И бизнесмены постепенно начинают этим пользоваться, потому что чувствуют, что есть реальная отдача для их предприятий.

«ОТ БЮДЖЕТНЫХ МЕСТ ПРОБЛЕМ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ВЫГОДЫ»

— Сколько бюджетных мест планируется в вашем университете?

— На данный момент мы пока не давали заявку на бюджетные места. Когда дойдет дело до массового приема на первый курс, а это будет в 2016 году, мы оценим ситуацию. Но в бюджетных местах есть свои плюсы и минусы. Я знаю, что некоторые частные вузы вообще отказываются от бюджетных мест, потому что проблем, которые вызывают их использование, больше, чем выгоды.

— Но все-таки какой это будет порядок — 50 процентов? Или сколько?

— У нас есть стратегия развития, которая на сегодняшний момент в мелких деталях еще не завершена, поэтому я не буду называть какие-то конкретные цифры.

— То есть стратегия еще не одобрена?

— Мы ее обсуждаем и развиваем в деталях. Она меняется в зависимости от окружающей обстановки, от спроса на конкретную программу. Вдруг возникает понимание, что через некоторое время потребуются определенные специалисты и мы должны запустить программы их подготовки. И вопрос, как запустить, обсуждается со всеми заинтересованными сторонами.

Перед запуском новой программы обучения мы всегда проводим опрос индустрии, выясняем, какие конкретно нужны специалисты, откуда взять деньги на этот процесс, куда пойдут специалисты, кто их будет учить, какие исследования необходимо проводить вокруг, каким образом они будут востребованы с точки зрения государства и индустрии. И только после этого мы можем сказать о конкретных количествах и местах.

— Сколько студентов вы наберете на первый курс в 2016 году?

— Мы планируем набрать порядка 300 - 500 студентов. Думаю, что все-таки 300 на первом этапе, потому что мы хотим обеспечить высокое качество обучения. А в 2016 году еще будет наблюдаться сильный демографический спад. Мы проводили некоторые исследования, связанные с тем, куда идут люди после школы. В 2012 году была оценка, что «качественных» абитуриентов по инженерному направлению на всю страну всего 8 тысяч. За них и будут соревноваться все вузы соответствующего профиля. А всего выпускников школ в этом году будет 650 тысяч, в прошлом году их было 900 тысяч.

— Когда вы планируете выйти на «проектную мощность» — 5 тысяч студентов?

— Мы ориентируемся на середину 2020-х — начало 30-х годов, то есть в течение 5 - 7 лет. Это вопрос отчасти и финансирования, и доступности ресурсов. Мы недавно были в Гонконгском университете науки и технологии HKUST, который был открыт в 1991 году, а сейчас этот вуз занимает верхние строчки всевозможных рейтингов и обладает очень хорошим уровнем. Вот типичный срок для запуска университета — порядка 20 лет.

— От кого вам поступило предложение возглавить несуществующий пока вуз? И как вы на него отреагировали: сходу согласились или после долгих раздумий? Какие были за и против? Поднять университет с нуля — это очень почетно, но ведь и очень рискованно! (Валеев Мансур Рашидович)

— Предложение мне сделал один из членов наблюдательного совета Университета Иннополис, известный предприниматель Сергей Белоусов, который окончил тот же вуз, что и я, с которым меня в свое время познакомили мои студенты и с которым я работаю уже с 1999 года. Мы нашли взаимопонимание в вопросе относительно Иннополиса. После этого я, естественно, беседовал и с другими людьми.

— Когда вам предложили построить новый университет, вы взяли тайм-аут подумать или согласились сразу?

— Это предложение пришлось на тот момент, когда у меня, как это бывает у каждого человека раз в 5 - 7 лет, возникло желание изменить направление своей деятельности. Поэтому я слишком долго не думал. Для меня было важно, что мы можем сделать то, что было бы затруднительно сделать в тех местах, где я до того работал.

Окончание следует.