1. «КУРБАН-РОМАН: ИСТОРИЯ С ЖЕРТВОЙ»

Основная ставка Татарстана на юбилейном кинофестивале. Режиссер Салават Юзеев — сын татарского поэта, прозаика и драматурга Ильдара Юзеева, сам начал заниматься литературой с 22 лет, параллельно работая программистом. Позже была работа на телевидении, а потом — съемки документальных картин. Создал с продюсером Мариной Галицкой киностудию «Инновация», там работали, например, над татарским игровым фильмом о Габдулле Тукае «121», снятом в разрушенной гостинице «Булгар». Над «Курбан-романом», снятом по мотивам повести Ильдара Абузярова, студия работала два года. Действие картины происходит в столице Татарстана, причем это Казань творческая. Главные персонажи в нем — два брата-скрипача Марс (Эрнест Тимерханов) и Юсуф (Даниил Шигапов), балерина Марыся (солистка балетной труппы театра им. Джалиля Александра Елагина), актриса Камилла (телеведущая Лейсан Дусаева). А далее — хитрая геометрия чувств: Марс женится на Камилле, но в Марса влюблена Марыся, а от нее без ума Юсуф. Итог — ссора двух братьев, которая разрешится, когда один из них пожертвует собственной гордыней.

Также в картине можно увидеть артистов театра оперы и балета, камерный оркестр La Primavera. Музыку к фильму написал Радик Салимов.

Кинотеатр «Родина». 6 сентября — 17:00.

2. «ЗИМНЯЯ СПЯЧКА»

Очевидно, главное событие нынешнего форума как части мирового кинопроцесса. «Зимняя спячка» в этом году завоевала главный в иерархии фестивального кино Старого Света приз — «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах, а режиссер Нури Билге Джейлан, уже давно находящийся в каннской номенклатуре режиссеров, теперь поднялся на ее вершину. «Турецкий Тарковский» представляет кинематограф своей страны, который мы привыкли представлять по сериалам «Королек — птичка певчая» и «Великолепный век», совсем другим. Впервые Джейлан появился на Лазурном берегу в 2002 году со своей, возможно, лучшей картиной «Отчуждение», радушно принятой журналистами и публикой, и с тех пор все его фильмы получают большие призы. Сам режиссер всегда подчеркивает свою связь с классической русской литературой, и эта преемственность особо четко прослеживается именно в «Зимней спячке». При этом отечественные критики приняли в штыки это кино, обнаружив в «спячке» лишь три часа скучно проведенного времени в зрительном зале. Возможно, это связано с тем, что турок перехватил главный приз у фаворита, которым в Каннах-2014 был наш соотечественник Андрей Звягинцев со своим «Левиафаном». Кстати, в Казани новый фильм Джейлана появится всего спустя неделю после своей официальной российской премьеры.

Кинотеатр «Мир». 5 сентября — 13:20 и 21.00. 6 сентября — 11:20. 7 сентября — 21:50. 8 сентября — 11:20 и 21:30. 9 сентября — 11:30 и 21:40. 11 сентября — 21:40.

3. «ПОСЛЕДНЯЯ ОСТАНОВКА»

История о жителях Ливана, перебравшихся в Бразилию, о том, как на чужбине люди теряют и находят себя. Один из них по имени Тарик, потеряв жену, стал думать о боге и о том народе, к которому он принадлежит. Тарик навещает старых друзей. Никто из них не знал португальского, когда плыл в Южную Америку на корабле. Теперь же они не знают арабского, у каждого в жизни трагедия. Один уже не может играть на флейте, а вместо этого производит шоколад. Другая, его первая любовь, покончила жизнь самоубийством. Его родной брат забыл о вере. Последняя остановка — друг Али, оставшийся ливийцем даже в Латинской Америке. И он поможет Тарику обрести новую любовь. Переехав в другую страну, они вернулись к Аллаху — эта мысль подана без лишнего драматизма, с юмором и даже иронией.

Кинотеатр «Родина». 7 сентября, 17:00.

4. «ПУТЬ ХАЛИМЫ»

История, основанная на реальных событиях. Боснийская крестьянка ищет в братских могилах останки родных, расстрелянных сербскими военными. Муж обнаружен, но чтобы получить тело сына, которого она, по сути, опознает по черепу и фалангам пальцев, нужно сделать анализ ДНК. Но вдова не хочет сдавать кровь, ведь он не ее ребенок, а приемный, взятый у сестры за 15 лет до начала войны. Сафия зачала его от серба, за что родные подвергли ее остракизму. Мать погибшего юноши тоже не хочет видеть у себя дома мусульманку, но и та не хочет давать кровь, потому что Сафию так же может осудить супруг Славомир, за которого она все-таки вышла замуж. Так война, окончившаяся пять лет назад, бьет по семье уже в третий раз, и она раскалывается вновь.

Кинотеатр «Родина». 9 сентября — 17:20.

5. «МЕД»

Еще одно успешное турецкое фестивальное кино. В 2010 году картина Семиха Капланоглу получила главный приз Берлинского фестиваля «Золотой медведь», а также экуменического жюри, куда входят представители духовенства. Довольно редкий случай, когда эти два титула достаются одному фильму. Но на этот раз драма о маленьком человеке от турецкого режиссера покорила решительно всех.

Кинотеатр «Киномакс» (ТРК «Тандем»). 6 сентября — 16:00. 7 сентября — 14:00. 8 сентября — 18:00.

6. «ПОЙМИ МЕНЯ, ЕСЛИ СМОЖЕШЬ»

Свежий фильм известной итальянской актрисы Азии Ардженто, которая уже давным-давно вышла из тени собственного отца, знаменитого мастера ужасов Дарио Ардженто. Действие ретродрамы разворачивается в Риме 30-летней давности и крутится вокруг 9-летней девочки и ее родителей, которые принадлежат миру искусства и планируют разорвать свои отношения. Критики находят в третьем по счету режиссерском опыте Ардженто очевидные автобиографические мотивы, а помогает ей донести до зрителя собственные идеи едва ли не главная на сегодня европейская актриса Шарлотта Генсбур.

Кинотеатр «Мир». 5 сентября — 11:30. 6 сентября — 15:00. 7 сентября — 13:20 и 15:20. 8 сентября — 15:00. 9 сентября — 19:00. 10 сентября — 16:00.

7. «ИДА»

60-е годы. Молодая послушница готовится принять обет, но перед этим едет к своей тете, ярой сталинистке, коммунистический функционерке. И там узнает, что на самом деле тетю зовут Ида Лебенштейн, а родители были убиты во время войны. И они вместе, верующая и атеистка, отправляются в путешествие за правдой. Этот черно-белый фильм, снятый в формате 35 мм (поэтому каждый кадр выглядит как фотография), — первая картина польского режиссера Павла Павликовского, уехавшего на Запад в 14 лет, снятая на родном языке. Российскому зрителю он известен по «Стрингеру» с Сергеем Бодровым-младшим и «Последнему пристанищу» с Диной Корзун. Во многом фильм отражает детские воспоминания Павликовского о Польше. Пресса выставляет эту картину как историю о получившей громкую огласку 10 лет назад теме истребления поляками евреев во время Второй мировой. Павликовский считает, что его фильм о христианском, библейском прощении. Чувство вины накрывает по ходу картины поляков, евреев, Иду, тетку — всех. И единственный выход — простить.

Кинотеатр «Мир». 7 сентября, 17:20.

8. «ПОЗА РЕБЕНКА»

Последний из фильмов, доказывающих, что феномен румынского кинематографа, несколько лет назад буквально обрушившегося на главные фестивали мира, не умер. Румыния, которая в советские времена плелась в хвосте даже на уровне Восточной Европы, заметно уступая в кино Польше или Чехословакии, вдруг вышла на авансцену на старте XXI века. За свою социальную драму «Поза ребенка», в основе которой лежит криминальная история, режиссер Калин Питер Недзер получил «Золотого медведя» Берлина-2013.

Кинотеатр «Мир». 11 сентября — 15:50.

9. «НИ ПОЕЗДОВ, НИ САМОЛЕТОВ...»

Напомним, что сейчас в Казани проходит ретроспектива — классика голландского артхауса Йоса Стеллинга. Фильм 1999 года «Ни поездов, ни самолетов...», вероятно, лучшее творение позднего Стеллинга, который снял свое главное кино «Стрелочник» еще в 1983-м. Пожалуй, этот фильм выбивается из привычного ряда картин режиссера, обычно предпочитающего изобразительную часть действа диалогам героев. Картина, место действия которой замыкается в пределах придорожной забегаловки, населена массой всевозможных персонажей и смачных диалогов. Главный герой объявляется в кафешке и рассказывает друзьям и знакомым, что уезжает из родного города. После чего начинается разудалая трагикомедия, по ходу которой все отчетливее становится понятной неизбежность печального финала.

Кинотеатр «Мир». 5 сентября, 19:00.

10. «СУХАЯ РЕКА»

Короткометражный фильм Алексея Барыкина по сценарию писателя Дениса Осокина попал на Каннский кинофестиваль, правда, в рамках программы Short Film Corner, туда берут все, что не снято в рамках домашнего видео, утверждают авторы. Главные роли исполняют супруги Ангелина Мигранова и Родион Сабиров, известные по работе в проекте «Театр.Акт». Съемки действительно проходили в поселке Сухая река — там разворачивается фантасмагорическая история любви, причем, как это обычно это бывает у Осокина, со множеством символов, ритуалов, образов, а также элементами эротики.

Напомним, что по сценариям Осокина сняты фильмы «Овсянки» и «Небесные жены луговых мари» — за последний писатель получил премии «Белый слон» гильдии киноведов и кинокритиков России и премию фестиваля «Кинотавр». Сам он снял в Казани цикл фильмов о традиционной культуре Поволжья «Солнцеворот».

Фильм Барыкина «Песня, которой не слышно» входил в конкурсную программу киноакадемии «Ника», в программу киносеминара Роберта Флаэрти в Нью-Йорке, получил диплом всемирного фонда поддержки глухих студентов PEN-International в Лос-Анджелесе и специальный приз международного фестиваля «Кино без барьеров». Фильм «Зона комплексов» выиграл специальный приз международного кинофестиваля DetectiveFest. Кроме того, Барыкин ездил учиться по правительственной программе «Открытый мир» при Конгрессе США. В прошлом году у него вышла картина «Заступница» о Казанской иконе Богородицы с Дмитрием Дюжевым, Ириной Купченко, Николаем Бурляевым и Ольгой Будиной в главных ролях. Ожидается, в декабре Осокин и Барыкин представят полнометражный фильм «Воронья каша».

Кинотеатр «Родина». 7 сентября, 11:20.