В ПРОШЛОМ ГОДУ ЦЕНТРЫ ЗАНЯТОСТИ РЕСПУБЛИКИ ПЕРЕОБУЧИЛИ 9 ТЫС. БЕЗРАБОТНЫХ ПО 107 СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ
В Татарстане более трети официально зарегистрированных безработных — люди с высшим образованием. Найти свое место под солнцем в профессиональном плане многие из них могут, пройдя курсы профобучения по остро востребованным в РТ специальностям. И более 90% слушателей, получив новую специальность, в дальнейшем успешно реализуют себя на рынке труда. Об этом рассказала начальник отдела профессионального обучения и профориентации министерства труда, занятости и социальной защиты РТ Софья Тонконог.
Софья Тонконог: «Программа обучения безработных — не просто «обучение ради обучения». Идеология такая: обучить людей ради трудоустройства или открытия собственного дела» |
ПРОФЕССИИ, КОТОРЫЕ «ОТРЫВАЮТ С РУКАМИ»
– Софья Львовна, как давно действует программа профессионального обучения и профориентации? И насколько изменились основные ее направления за годы существования программы?
– Программа получила свое основание с момента создания службы занятости России, то есть с 1992 года. С точки зрения законодательства, изменений в ней нет. Что касается возникновения новых программ, разумеется, их перечень постоянно изменяется и расширяется. И если рабочие профессии нужны были и в 1992 году, то тот же спектр рабочих профессий предлагается и сейчас. Но, я отмечу это особо, меняется название и содержание профессий. Тот же самый кровельщик: если в начале 90-х он работал с железом и шифером, то сейчас — с совсем другими технологиями и материалами. Это так называемые программы профессионального обучения. Если говорить о программах дополнительного профессионального образования (то есть тех программах, которые могут быть предложены только людям с базовым средним и высшим образованием), то здесь очень сильно расширяется спектр профессий, который меняется в зависимости от конъюнктуры рынка.
– Как это выглядит, скажем, на примере Казани?
– К примеру, в преддверии Универсиады мы очень много учили экскурсоводов, переводчиков с английского языка. Сейчас рынок уже насытился этими профессиями. И появились другие, более востребованные. Например, оценка стоимости бизнеса. Это комплексный аудит: оценивается бизнес в комплексе всех его активов и пассивов. Там не нужна узкая специальность, достаточно любого базового среднего или высшего образования. Самое главное , чтобы у человека был диплом, чтобы он был обучаем и хотел учиться. Закон об образовании сейчас не регламентирует длительность программ, поэтому от специфики базового образования будет варьироваться продолжительность обучения. Условно говоря, финансист может освоить эту программу за месяц, а филолог — за четыре. Очень востребованы сейчас дизайнеры, всегда в дефиците сметчики. Недавно появилась новая программа «медиация» – досудебное решение споров, альтернативное регулирование споров. Операторы котельной – вечная профессия, в 90-х годах рабочие этой специальности были нужны и сейчас остро необходимы, правда, как я уже отмечала, содержание профессии совершенно изменилось. Всегда востребованы электрогазосварщики, водители всех категорий. Причем это люди, которых работодатели отрывают с руками еще на этапе экзаменов на обучающих курсах. Кроме того, по всем программам рабочих профессий они проходят производственную практику. И большинство устраивается именно туда, где проходили практику.
– А кто формирует программы, региональные власти или федеральные? И как распределяется госзаказ на те или иные профессии?
– Формируем заказ мы, ведь в каждом регионе свои потребности. Не может же Москва знать, какие имеются потребности в рабочих кадрах, скажем, в Алексеевском районе Татарстана. Федеральный центр оплачивает только стипендию, она равна пособию по безработице. А все программы обучения плюс проезд к месту учебы, компенсация за проживание и так далее — все эти расходы несет бюджет республики. Перечень профессий также определяет субъект. В прошлом году прошли обучение 9 тысяч татарстанцев по 107 профессиям. Причем существует очень четкая градация по муниципалитетам: Альметьевск – традиционно «нефтянка». Казань – это водители, менеджеры, бухгалтеры, повара, дизайнеры.
Найти свое место под солнцем безработным помогут курсы профобучения по остро востребованным в РТ специальностям |
НЕ ПРОСТО ОБУЧЕНИЕ РАДИ ОБУЧЕНИЯ
– Вы отметили, что даже рабочие профессии сегодня изменились по своему содержанию.
– И это действительно так! И дело не только в модернизации производств и технологий, но и в требовании максимальной профессиональной компетенции, причем независимо от должности и специальности. Маленькая ремарка к нашему разговору о том, как меняются профессии. Например, уборщица. Вы знаете, как сегодня называется эта должность? Специалист по клинингу! Если речь идет о профессиональной уборке, то сотрудник должен владеть самыми современными методами наведения чистоты: с помощью химических средств, специального оборудования, в том числе и механизированного, знать, как использовать те или иные приспособления и средства на разных поверхностях. И это только одна иллюстрация. К специальностям с более высокой квалификацией современные требования еще жестче.
– Как организованы курсы по переобучению?
– Все программы предусматривают 40-часовую учебную неделю. Но есть такая особенность: по закону о занятости лица, направленные на обучение, уже считаются занятыми. К нам часто обращаются с вопросом: если во время обучения у меня появится шанс на трудоустройство, последует ли за этим отчисление с курсов? Это очень важный момент: те граждане, которые учатся по направлению службы занятости, могут трудоустроиться и продолжать учебу, их никто не отчислит. Единственное требование: рабочий график должен быть таков, чтобы не страдали успеваемость и посещаемость.
– Почему по программе переобучения все же делается упор на людей с высшим образованием?
– Здесь необходимо обратиться к статье 23 закона о занятости, которая трактует, кому предлагается профобучение. Если у гражданина вообще нет квалификации, если ему невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия нужного уровня квалификации, или вообще нет вакансий на рынке труда по его профилю работы. Либо ему необходимо изменить профессию по каким-либо показаниям. В такой ситуации оказывается очень большое количество граждан с высшим образованием, это люди, которые по имеющимся у них профессиям не могут найти подходящую работу. Из 9 тысяч обучившихся в прошлом году на наших курсах безработных треть – граждане с высшим образованием.
– А есть ли эффективность от обучающих программ? Не может ли получиться так, что человек прошел переобучение, но так и не нашел свое место под солнцем?
– Программа обучения безработных — не просто «обучение ради обучения». Идеология такая: обучить людей ради трудоустройства или открытия собственного дела. И эффективность нашей деятельности отслеживается по определенному индикатору: не менее 80 процентов безработных должны трудоустраиваться или открывать свое дело. У нас этот показатель — 92 процента благодаря тому, что экономика республики развивается и кадры ей нужны.
НАЙТИ РАБОТУ И СЕБЯ
О том, насколько эффективны программы профобучения безработных, рассказали сами слушатели курсов. Светлана Царева прошла переподготовку по специальности «сметчик». Что интересно, женщина имеет базовое высшее строительное образование, но вынуждена была уйти из профессии в 90-е годы, когда строительная отрасль практически полностью стагнировала. «Когда со стройкой стало неважно, в 1995 году меня сократили, пришлось идти в общепит, где я и проработала все это время. Но мне нравится строительная специальность, я переучилась и сразу нашла работу», — поделилась Царева. Причем, как она отметила, именно прикладные знания, что давались на курсах, помогли ей успешно пройти по конкурсу в солидную строительную компанию. Похожая история и у Павла Портянкина, тоже строителя по профессии. Когда фирма, где он работал, разорилась, мужчина оказался безработным. В центре занятости предложили пройти курсы по оценке строительства. В результате он, еще даже не окончив обучение, нашел работу. «Оценка в строительстве очень важна, устроился на эти курсы, быстро нашел работу в фирме, которая занимается капитальным ремонтом, там как раз потребовались компетенции оценщика строительства», — сообщил он.
В крупный холдинг удалось устроиться и Дание Исхаковой, практически сразу же после окончания курсов по программе 1С. «Меня взяли на работу, хотя и пришлось пройти серьезный конкурс при поступлении. Однозначно, курсы профобучения мне в этом помогли».
Менеджер по персоналу Надежда Потапова полагает, что именно четкие прикладные знания, что она получила на курсах, помогли ей быстро получить работу. «Обучение проводилось исключительно с практической точки зрения, нам не просто начитывали лекции, а давали прикладные знания, благодаря которым можно сразу же приступать к выполнению профессиональных обязанностей. Поэтому я сразу же нашла и работу, и себя с профессиональной точки зрения», — призналась Потапова.
Материал подготовлен при содействии министерства труда, занятости и социальной защиты РТ
На правах рекламы