Сын скандально известного кроликовода Анатолия Крамина Артем и его будущая супруга Ксения Васис 9 лет назад создали сеть танцевальных школ «Импульс», а пару лет назад брокер «Финам» пригласил Крамина-младшего в качестве довольно успешного программиста-трейдера провести семинар в Москве. Тогда он и познакомился с форматом заведения свободного пространства «Циферблат». Сотрудничая с автором идеи Иваном Митиным, Крамины открыли уже два «Циферблата» в Казани и один — в Лондоне. Как начать бизнес в Европе, какую бомбу замедленного действия кроют в себе танцевальные школы и на какие типы делятся биржевые трейдеры, Артем Крамин рассказал в интервью «БИЗНЕС Online».
Артем Крамин открыл уже два «Циферблата» в Казани и один — в Лондоне |
«СОБРАТЬСЯ И ЧИТАТЬ ЧЕХОВА ПО РОЛЯМ»
— Артем, после создания сети танцевальных школ «Импульс» пару лет назад вы открыли один «Циферблат» и через полгода второй. Откуда такая идея организации свободного пространства?
— Так как я уже несколько лет пишу программы для автоматизации торговли на фондовом рынке, пару лет назад холдинг «Финам» позвал меня в Москву провести семинар. Он должен был состояться вечером, и весь день у меня был свободен, поэтому я встретился со своим другом. Он мне рассказал, что в Москве появилось интересное место, где платят не за еду, а за проведенное время. И вот там мы сидели четыре часа и играли в го (логическая настольная игра, возникшая в Древнем Китае — прим. авт.).
— И вот тогда вам понравилась идея такого заведения?
— Если честно, на тот момент я не зацепился за идею, но когда приехал в Казань, понял, что здесь есть здравое зерно. Сколько всего интересного можно организовать внутри этого проекта.
Это принципиально другой формат. Он дает тебе возможность делать то, что в другом месте никогда не сделаешь. Например, здесь можно собраться и читать Чехова по ролям. Ты этого ни в каком ресторане не сделаешь. Раз пришел, надо кушать, а иначе ты неинтересен.
На тот момент у нас с женой (Ксенией Васис — прим. авт.) уже работала школа танцев «Импульс», мы так или иначе были связаны с неким интертейментом. Сели с женой размышлять, что бы подобное сделать, и тогда она говорит, если есть человек, который все придумал, надо с ним связаться и предложить сотрудничество.
— И как, сразу удалось наладить контакт с Иваном Митиным, автором идеи?
— Когда мы ему позвонили, он сказал, что как раз собирается открывать в Казани «Циферблат» и чуть ли не завтра приезжает. Но он планировал открывать свое заведение на улице Профсоюзной. Для него, приезжего, этот центр города казался и центром активной жизни. Но эта улица тогда вся была разбитая, вряд ли бы у него там вообще что-то выгорело. Мы присмотрели очень хорошее помещение на улице Университетской, в свое время думали там школу танцев открывать, но в итоге запустили «Циферблат».
ФАКТИЧЕСКИ ЭТО ФРАНШИЗА, НО В РЕАЛЬНОСТИ ПАРТНЕРСТВО
— На каких условиях с Митиным вы открывали здесь первый «Циферблат»?
— Ваня — человек творческий, поэт, книжки пишет. Для него понятие «франшиза» было чем-то непонятным. В этом плане сложно было с ним разговаривать. Он думает, как все будет хорошо, а не как нужно разделить полномочия и потенциальные проблемы. Но на тот момент мы очень четко все проговорили. Из тех, кто параллельно с нами открывали «Циферблат» в России, мы единственные, кто работает с Митиным до сих пор, другие так или иначе с ним разошлись.
— На каких условиях вы в итоге остановились?
— Фактически это франшиза: мы платим роялти за использование торговой марки и ресурсов. Но в реальности партнерство. Доля участия Вани составляет 10 процентов от валовой выручки, остальные 90 процентов наши, а по документам Ксения сейчас и гендиректор, и учредитель.
— Что вам рассказывал Иван, как у него родилась идея с «Циферблатом»?
— Идея появилась так: в Москве у Вани был проект «Стихи в кармане». Они собирались с друзьями в каких-то кафе, печатали стихи российских классиков, затем раздавали в метро, в скверах. Но потом им начали просто отказывать. И понятно, приходят 40 человек, заказывают чай и сидят, стихи пишут. Тогда они начали совместно арендовать помещение. На выходе стоял чемодан — гости оставляли деньги, кто сколько может.
Из этого получился проект, который тогда назвали «Дом на дереве». В какой-то момент про них написал «Московский комсомолец», после чего к ним стало приходить огромное количество незнакомых людей. Ваня понял, что с этим надо что-то делать. Атмосфера рушилась: раньше были только друзья, а теперь стали приходить разные неизвестные люди, съедали печеньки и уходили, не оставляя деньги в чемоданчике у выхода. Так появился тариф: 1 рубль — 1 минута. В Москве сейчас 2 рубля.
Тариф «Циферблата»: 2 рубля первый час, остальные по рублю |
— А у вас какой тариф?
— 2 рубля первый час, остальные по рублю. Но это все равно очень маленький ценник.
«КОЛОССАЛЬНАЯ РАЗНИЦА С МОСКВОЙ»
— Митин подчеркивает, что у каждого «Циферблата» своя особенность. В чем заключаются отличия казанских?
— В так называемом втором «Циферблате» на Щапова каждый месяц проходит по 90 мероприятий: мастер-классы по фотографиям, танцы, встречи по интересам. А, например, раз в полгода организовывается битловник, когда казанские ребята играют песни группы The Beatles. Как-то удалось посидеть в уголке на таком битловнике — полный восторг. Я фанат этой группы.
Для того чтобы на такие встречи приходили люди, недостаточно просто сообщить об этом, нужно провести большую работу, и тогда зал на 50 человек заполнится. Наступил тот момент, когда мы можем позвонить профессионалам разных областей, пригласить, и они к нам точно придут. Иногда эксперты сами изъявляют желание прийти. Вообще, у нас хорошие управляющие: Наиля Бикчентаева на Щапова и Анна Русс на Университетской. У них очень большой круг знакомых.
В этом заключается колоссальная разница с Москвой. Туда люди приходят просто так, им не нужны мероприятия. У нас же ситуация другая: чтобы постоянно приходили люди, нужно давать поводы. И в других городах все так или иначе идут к этому. Даже в Лондоне такая ситуация, а иначе это превратится просто в место, где можно посидеть, а различных кафе там миллион.
Артем Крамин: «Каждый день приходят примерно по 100 - 150 человек, летом меньше» |
— Тем, кто у вас проводит мероприятия, нужно платить аренду?
— Аренды у нас ни для кого нет. Спикер просто приходит, а у нас уже все готово. Для наших же гостей это всегда тариф «Циферблата». Без разницы: либо Шевчук, либо я выступаю.
«ЭТО КАЗАЛОСЬ ЧЕМ-ТО НЕВООБРАЗИМЫМ»
— Когда начинали, были опасения, что заведение с нестандартной финансовой системой не выстрелит в Казани?
— Конечно, было страшно. На тот момент мы арендовали помещение только под «Импульс». У нас была внутренняя планка, что мы готовы заплатить 15 - 20 тысяч рублей за помещение. А под «Циферблат» надо было брать намного больше и платить 100 тысяч в месяц. Это казалось чем-то невообразимым, но, слава Богу, проект выстрелил, и мы очень хорошо попали в аудиторию. К тому же контактов к этому времени накопилось немного.
— Какая складывается динамика посещений? Какой «Циферблат» пользуется большей популярностью?
— Каждый день приходят примерно по 100 - 150 человек, летом меньше. На Щапова странная ситуация, там люди приходят только на вечерние мероприятия, что мы только ни делали, но днем люди туда почему-то не доходят. На Университетской люди сидят в основном днем, а на мероприятия туда не так много людей приходит.
— Конкуренцию в Казани вам составляют заведения формата антикафе?
— На самом деле они копируют идею, но не суть. А суть не в том, чтобы купить мебель «Икеа» и установить стоимость за посещение, смысл в тех событиях, которые создаешь внутри. В результате те, кто открывают такие антикафе, через полгода пропадают с радаров.
«У нас же ситуация другая: чтобы постоянно приходили люди, нужно давать поводы» |
«ОН ЖЕ САМ ВСЕ ПРИДУМАЛ, НО ЕМУ НИКТО НЕ ВЕРИЛ»
— Вы участвовали в открытии «Циферблата» в Лондоне. Какова ваша роль?
— Мы открыли в Казани первый, второй «Циферблат» и поняли, что третий открывать здесь бесполезно. Мы долго думали, куда пойти дальше, и начали сверлить Ване мозг, что надо осваивать Европу, нужно было двигаться дальше. И в феврале 2012 года мы съездили, посмотрели сам Лондон и его заведения. В июне съездили еще раз, выбрали помещение, а в декабре мы открылись. И 6 января TimeOut (компания с центральным офисом в Лондоне, которая выпускает одноименный еженедельник о развлечениях и культурной жизни в 60 городах мира — прим. авт.) опубликовала материал о нашем «Циферблате». В своем первом номере в новом году!
— Вы приглашали журналиста TimeOut на открытие «Циферблата»?
— Нет, главный редактор зашел к нам случайно в декабре и попал на Ваню. Они зацепились языками и проговорили пару часов. Он был очарован и Ваней, и «Циферблатом». И еще был удачный ход с тем, что гости сами варят кофе. У них сейчас как раз возвращается мода на вареный кофе. А уже потом от TimeOut пришел журналист. И заканчивался материал о нас предложением, что он съест свой галстук, если это кафе не станет номером один в 2014 году в Лондоне.
— Минута славы...
— С того момента началось какое-то безумие. Первое время мы давали по 10 - 15 интервью в день, в том числе для ВВС, Bloomberg... У Вани будто гештальт закрылся, ведь в России он работал два года и ему каждый журналист говорил, что его идея не нова и за границей в любом случае заведение такого формата уже есть. Конечно, ему было обидно. Он же сам все придумал, но ему никто не верил. А тут и Times, и Guardian, и другие СМИ обратили на нас внимание. Не думаю, что когда-нибудь мне придется еще раз испытать такое — быть в эпицентре такого события.
«Мы открыли в Казани первый, второй «Циферблат» и поняли, что третий открывать здесь бесполезно» |
«В ЛОНДОНЕ ВСЕ БОЛТАЕТСЯ НА УРОВНЕ БЕЗУБЫТОЧНОСТИ»
— Сколько вложений потребовалось для английского «Циферблата»?
— Около 8 миллионов рублей. Для «Циферблата» это очень большие деньги. В России на открытие тратится 500 - 600 тысяч рублей. Конечно, потом требуются и дополнительные вложения на покупку новой мебели, чтобы менять обстановку, создавать уют.
— А с какими темпами окупаются вложения?
— В Лондоне пока все болтается на уровне безубыточности. Я думаю, это связано с тем, что на месте нет ни Вани, ни меня — людей, напрямую заинтересованных в развитии. Хотя кафе в хипстерском районе, много дизайнеров приходит, все приветливые. Но в целом посетителей все равно не так много.
— Почему вы открылись в Лондоне? Дело в престиже?
— Открыть «Циферблат» в Лондоне — это не вопрос денег или престижа. Лондон — самый сложный город. Там высокая конкуренция, очень много новинок. И если ты смог что-то открыть там, то сделаешь везде, уже будет проще.
— В жизни еще каких-нибудь «Циферблатов» вы принимали участие?
— Помогал с открытием «Циферблата» в Нижнем Новгороде. Сейчас вот летнюю веранду у них открыли. Помогал им с отбором людей. Но там минус «Циферблата» в том, что Ваня поставил местную управляющую, у которой нет мотивации. Если мы в минусе, то платим за аренду из своего кармана, для нее же это очередная строчка в отчете.
ВЫРУЧКА КАЗАНСКИХ ЗАВЕДЕНИЙ СОСТАВИЛА 12 МЛН. РУБЛЕЙ
— Какую прибыль приносит вам «Циферблат»? Сколько составила годовая выручка за прошлый год?
— Выручка двух казанских заведений составила 12 миллионов рублей, плюс еще небольшая прибыль от лондонского «Циферблата», где наша доля участия составляет 10 процентов, и с Нижнего Новгорода, там у нас 5 процентов.
— И сколько это всего?
— Около 13 миллионов рублей.
— Какова рентабельность казанских заведений?
— Низкая, в районе 10 процентов. В структуре доходов очень большую долю занимает аренда и зарплата. Только помощников в течение дня выходит 10 человек, плюс еще куча расходов на кофе, чай, снеки и мероприятия.
«КАЖЕТСЯ, ЧТО ЗА ГЛУПОСТЬ...»
— На ваш взгляд, где самый необычный «Циферблат»?
— Я был не везде. Мне, например, нравится идея одного из питерских заведений, где сняли огромный зал метров на 300 без каких-либо перегородок и выкрасили все в черный цвет, а на полу белой краской нарисовали дома, площадь, маяк. У посетителей возникает ощущение, что они ходят по городу. Очень крутая идея. И у них там, кстати, работает парикмахерская. Кажется, что за глупость, но у них же город, в котором есть и парикмахерская, так что все нормально. Но думаю, они недорабатывают по мероприятиям, площадка у них большая, и можно концерты проводить.
В Ростове самый большой в России «Циферблат». У них там большая поляна во внутреннем дворе, куча выставок. Пушкинский «Циферблат» в Москве очень крутой. Они взяли на Тверской улице квартиру в сталинском доме площадью метров 300 - 400. Там два этажа и есть хитро устроенная лестница, да и весь интерьер интересно выполнен. Они собрали у себя всякую советскую мебель 60-х годов. Ванин инвестор по этому заведению — очень серьезный человек, и когда он хочет каким-то партнерам показать «Циферблат», он везет их туда, и это нормально, что они могут там посидеть. У нас «Циферблат» больше для школьников и студентов.
«А ТАНЦЕВАТЬ-ТО ХОЧЕТСЯ. ЗНАЧИТ, НАДО ОТКРЫВАТЬ СВОЮ ШКОЛУ»
— Давайте поговорим о танцевальной школе «Импульс», в период расцвета которой в 2007 году, казалось, что филиалы раскиданы по всему городу.
— Да, всего было 10 филиалов, 40 преподавателей и совершенно разные направления танцев. Человек просто звонил, говорил, чем он хочет заниматься, называл удобное для него время, и ему подбирали варианты.
— А как родилась идея?
— Первая студия открылась 9 лет назад. Ксения посмотрела фильм «Запах женщины» и очень сильно захотела заниматься аргентинским танго, но выяснилось, что в Казани нигде не учат танго, а танцевать-то хочется. Значит, надо открыть свою школу (смеется). На улице Пушкина работал клуб Fashion, где сейчас «Хмельная». У них помещение было занято только ночью, а днем пустовало. Мы пришли к арт-директору и сказали, что у нас есть идея организовать свою школу танцев, но мы не знаем, что из этого выйдет, но если получится, будем отдавать 20 - 30 процентов от прибыли. Работали там почти два года, пока не началась перестройка помещения.
— Как о вас узнали первые ученики?
— Да мы вообще не знали, откуда брать людей. Напечатали 200 афиш и вечерком пошли клеить их на улице города. Сейчас бы так уже не сделал (смеется). Но такого эффекта от афиш я никогда, наверное, не получал — желающих было много. Но самое смешное, мы так и не нашли преподавателя по танго (смеется).
«ОТ КАЖДОГО ИЗ 10 ЗАЛОВ МЫ ПОЛУЧАЛИ 120 ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ В МЕСЯЦ»
— Сколько прибыли приносил «Импульс»?
— В самом начале чистыми оставалось примерно 15 тысяч рублей. И нам казалось, что это очень круто. У нас было 10 групп по 10 человек, абонемент стоил 1,2 тысячи рублей.
А уже на пике от каждого из 10 залов мы получали 120 тысяч рублей в месяц. Но сложность была в том, что это нестабильный бизнес: летом провал и постоянная смена преподавателей.
— Когда и почему начала ломаться ваша модель?
— В проект изначально была заложена бомба замедленного действия. Преподаватели, выросшие в этой школе, ощутив свою силу, хотели открывать собственные студии. А уходя они забирали с собой учеников из трех-пяти групп. И через два года так случалось со всеми.
Мы, когда открывались, не могли понять, почему нет какой-либо большой и известной школы танцев, некоего McDonald’s в своей отрасли. Со временем поняли: в танцах все завязано на персоне. Когда мы первый раз съездили в Лондон, увидели, что даже там не существует зонтичных брендов в области танцев, все построено на лидерах. Нам нужно было что-то менять, ведь мы вкладывались в каждого преподавателя, организовывали постоянные мастер-классы. А через некоторое время они все равно уходили, поэтому мы оставили название, два зала, а преподаватели работают как субарендаторы.
— Сколько от вас ребят отпочковались?
— Очень много. Особняком от нас стоит школа Гульнары Хамзиной и «Дансхолл», все остальные — это наши ученики или преподаватели.
«ДЛЯ НИХ ЭТО КРУТАЯ ТУСОВКА»
— Сколько человек вообще у вас работают?
— В «Циферблате» 30 - 35 человек, еще мы запустили квест-проект «Комната», где заняты 8 человек, и в «Импульсе» 2 человека.
— Сколько составляет средняя зарплата?
— В «Циферблате» маленькая зарплата, сам проект не позволяет платить больше. Час стоит 80 рублей. Как правило, у нас работают студенты, и они посещают «Циферблат» бесплатно, организуют какие-то мероприятия, и для них это крутая тусовка.
«ЛЮДИ СКРЫВАЮТ СВОИ АЛГОРИТМЫ РАБОТЫ»
— Артем, вы также занимаетесь автоматизацией торговли на фондовом рынке. Стартовая цена ваших программ — 100 тысяч рублей. Под это направление у вас открыта компания «РСТ»? И вы работаете один или сформирована команда?
— Да, компания «РСТ» открыта под это направление, а команды никакой нет, я работаю один и несу персональную ответственность. В этом заключается принципиальная особенность. В этой сфере есть несколько компаний, разрабатывающих роботов для торговли на фондовом рынке под заказ. Там все стандартно: руководитель, техзадание, исполнители, заказчик. Но здесь появляется тонкий момент: нельзя сохранить тайну заказа. Хотя большинство людей, зарабатывающих деньги на фондовом рынке, скрывают свои алгоритмы работы. Многие даже по почте не готовы обсуждать техзадание, только при личной встрече. Я стою особняком и за сохранность секретов отвечаю личным именем. Достаточно одному из них написать, что был какой-то эксцесс, и ко мне люди перестанут обращаться.
«Скальперский стакан — привод активной внутридневной работы, который я сделал в 2008 году, разошелся с тиражами в несколько тысяч» |
— У вас совершенно нет сотрудников, вы работаете один. Зачем открывать ООО, а не ИП, допустим?
— ООО удобнее, потому что людям комфортнее работать с нормальным юрлицом, чем с ИП.
— Какие компании представлены на рынке?
— В Казани никто этим не занимается. По России есть несколько организаций, счет идет на единицы. Есть ребята в Краснодаре «АЛаб» и в Пскове, и также много отдельных сообществ вокруг интернет-сайтов.
— Откуда появился интерес к созданию программ для фондового рынка?
— Я сам окончил факультет ВМК теперь уже Казанского федерального университета. Эта тема мне близка и интересна. А фондовый рынок потенциально содержит большое количество денег. Люди, которые приходят с вопросами по этой теме, готовы платить приличные сумму за исполнение работ.
— А скальпировать (совершать много быстрых сделок с коротким сроком жизни внутри дня) учились самостоятельно?
— В 2003 году начала зарождаться активная торговля, скальпинг. Андрей Беритц из Пскова первым начал разработки в этом направлении. В 2008 году я съездил к нему в Псков, познакомился, прошел обучение. Сначала я сделал привод для активной внутренней торговли, когда можно видеть текущие котировки на покупку и продажу и двумя кликами мышки проводить сделки. Люди начали обращаться с просьбами о доработке, кто-то торгует с очень большими суммами. Из этого постепенно выросли роботы.
— Как долго длится процесс разработки?
— Около двух недель мы согласуем техзадание, еще недели три пишем, а потом еще месяц человеку дается на тестирование.
— Какая у вас производительность?
— Бывает параллельно несколько проектов, иногда случаются перерывы. Если усреднить, то один месяц — один клиент.
— И примерный доход — 1,5 миллиона в год. Из всех ваших бизнесов доля именно этой деятельности небольшая.
— Да, это скорее удовлетворение личных амбиций, когда ты выступаешь в качестве эксперта в области. Скальперский стакан — привод активной внутридневной работы, который я сделал в 2008 году, разошелся с тиражами в несколько тысяч. Бывает забавно, когда серьезный эксперт делает учебное видео, а на рабочем столе я вижу ярлык моего стакана. Но там, к сожалению, очень близкий потолок, на этом рынке невозможно вырасти. Да и вообще, на всем рынке активно торгуют около 30 тысяч человек в России.
«ЖИЗНЬ ПРОХОДИТ ЗРЯ, ВЕДЬ ВСЕ МОЖНО АВТОМАТИЗИРОВАТЬ»
— Кто ваши клиенты?
— Это люди, торгующие сами на себя. У меня картина клиента такая: он торгует уже 10 - 15 лет и занимается только этим, у него 7 - 8 миллионов рублей прибыли, которые он использует в торговле. С утра до вечера он сидит за монитором, чтобы кликнуть в момент пересечения графиков и провести сделку. Через 15 лет он понимает, что жизнь проходит зря, ведь все можно автоматизировать.
— Откуда приезжают клиенты?
— Из Москвы, Санкт-Петербурга, Ульяновска, Томска, Омска...
«Оказалось, что в России начинается бум на такие проекты. В мае мы открыли первую комнату, потом — вторую, а затем — третью» |
— Какие тенденции складываются на этом рынке?
— Трейдеров можно поделить на два типа: инвесторы, которые что-то купили и долго держат это при себе, и люди, торгующие спекулятивно, то есть быстро купили и быстро продали. У первых сейчас очень тяжелая ситуация. В период кризиса 2008 - 2010 годов люди теряли большие суммы. В моменты сильного падения рынок двигается на 10, 20, 30 процентов, можно вообще все потерять. Для второго типа трейдеров не имеет значения, куда двинется рынок: вверх или вниз. Им важно, что рынок движется, и с помощью механизированных систем они хорошо зарабатывают. В целом рынок в последнее время стал тонким. Денег очень мало, характер движения абсолютно непредсказуем.
— Сами зарабатываете на бирже?
— Когда-то мы торговали опционами. У меня с двумя товарищами был торговый алгоритм, когда один раз все рассчитывается и потом уже совершаются сделки. У нас было незакрытое окно возможностей, которым мы пользовались. Но сейчас этот робот уже не работает.
КАК ИСПУГАТЬ ЧЕЛОВЕКА?
— Давайте переключимся на самый молодой ваш проект. Расскажите, как родилась идея с квестом «Комната».
— В Лондоне есть здание, где 68 комнат, и куда тебя запирают на четыре дня. Там можно спать, есть, если удается найти еду. Когда мы открывали «Циферблат» в Лондоне, подсмотрели эту идею. А оказалось, что в России начинается бум на такие проекты. В мае мы открыли первую комнату, потом — вторую, а затем — третью.
— Чем они отличаются?
— Первая называется «Человек, которого не было». Это история про советского инженера. Он приходит в сознание в квартире, про которую ничего не знает и не помнит. И задача игроков — выбраться и разобраться с этой историей. Вторая — «Алиса в стране чудес». Там очень круто: газон, деревья, гриб. Это единственный квест, где есть грибы и трава (смеется). Третий на тему средневековья. Многие, кто прошли обе комнаты, говорят, что хотели бы что-нибудь пострашнее. Мы добились такого эффекта. И, кстати, испугать человека можно не видом крови, а, допустим, тишиной. Например, когда первые 30 минут играет зловещая музыка, а потом наступает тишина — жутко. И сейчас еще готовим сценарий для четвертой комнаты. Думаю, в ближайший год или два только в Казани откроется около 30 комнат, и они все будут разными.
— Это вы сами столько планируете открыть?
— У меня есть партнеры в Казани, Москве, Альметьевске, которые будут открывать «Комнату» по франшизе. Человек, который прошел мой квест, для меня уже неинтересен, но у него горят глаза, и он интересен для моего партнера. 10 таких квестов вместе будут работать круче, чем один.
У «КОМНАТЫ» ОЧЕНЬ ХОРОШАЯ ЭКОНОМИКА
— Какие условия по франшизе?
— Сюжет пишет только наш сценарист, чтобы мы были уверены за качество. Партнер получает проект, доведенный до реализации, и попадает в нашу структуру продаж. Дальнейшее продвижение упрощается. А совокупный эффект будет распространяться на всех.
— А кто пишет сценарии?
— Мы специально ищем ребят, которые этим и ранее занимались. У нас сейчас две группы сценаристов. Одни делали городские квесты наподобие дозоров. Другая команда разрабатывала сценарии для компьютерных игр. У всех какие-то детские мечты всплывают. Сейчас активно разбираемся с микроконтроллерами, чтобы задавать разные направления игры. Опять же пригодится мой опыт программиста.
— Сколько стоит франшиза?
— Сейчас мы берем паушальный взнос — 300 тысяч рублей и роялти — 10 процентов от оборота.
— Сколько стоит участие в квесте?
— 2 тысячи рублей на группу от 2 до 4 человек. Мы специально делаем такие задания, чтобы невозможно было пройти одному. И можно, кстати, придумать проекты, связанные с тимбилдингом. Сам квест длится один час.
— Сколько средств вы вложили в создание «Комнаты»?
— Около 500 тысяч рублей. У «Комнаты» очень хорошая экономика. За июнь мы заработали больше, чем в обоих «Циферблатах». В день примерно 6 команд проходит. А дальнейшие затраты только на аренду и зарплату.
«РАСКРУТИТЬ ПРОБЛЕМЫ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА МОЖНО НА ПУСТОМ МЕСТЕ»
— Мы не можем пройти мимо этой темы. Ваш отец Анатолий Крамин 7 лет пытался поднять здесь производство кроликов, однако дело кончилось скандалом и заявлениями в правоохранительные органы об исчезновении бюджетных средств. Озвучьте, пожалуйста, свою позицию, ведь вы были его помощником.
— Эта история намного сложнее и не так прямолинейна, как ее пытались представить. Для того чтобы ответить вам полностью, мне надо рассказать всю историю взаимодействия с инвестиционно-венчурным фондом РТ, которое в конечном итоге вылилось в уголовное дело на моего отца. А если смотреть на это дело глазами отстраненного предпринимателя, то все больше напоминает бред. Человек 7 лет создает свой собственный бизнес, получает инвестиционные деньги, а потом его судят за то, что он превысил полномочия в своем собственном же бизнесе (Анатолий Крамин был признан виновным в хищении 14,8 млн. рублей, выделенных ему по решению правительства республики на развитие кролиководства. После подачи апелляции суд переквалифицировал статью обвинения с присвоения на злоупотребление полномочиями и изменил наказание с реального на три года лишения свободы условно — прим. авт.).
Другое дело, что законы в нашей стране выстроены так, что найти зацепку и раскрутить проблемы для человека можно на пустом месте. И, находясь вовне, очень сложно разбираться со всеми этими ситуациями, потому что ты не понимаешь внутреннюю кухню процесса принятия решений. У меня здесь нет конкретного ответа, только одни вопросы.
— А все-таки...
— Венчурный фонд — структура государственная и работает по каким-то своим законам. За то время, что мы с ними работали, там трижды поменялся весь состав. Можете себе представить? А у всех ведь какая-то отчетность, и от предыдущих сотрудников остаются какие-то дела. И нужно ведь перед руководством отрапортовать, что все хорошо. В какой-то момент мы просто попались под руку, некая брешь в чьем-то отчете.
Для папы это был колоссальный эмоциональный удар. Ведь дело двигалось, и мы готовы были продолжать. И самое главное, у нас было еще четыре года, чтобы закрыть кредит.
— И вы знали, как его закроете?
— У папы был конкретный план, как именно это сделать. Понимаете, это был 2008 год, кризис, с финансированием было очень сложно всем. Мы на тот момент вели переговоры со многими организациями, чтобы выкупить активы у ИВФ РТ. Там не такая огромная сумма финансирования была, чтобы не рассчитаться к 2012 году.
Мы подавали апелляцию, дело было пересмотрено. Одна ситуация, когда его обвиняли в мошенничестве, а другое — в превышении полномочий. Можно было продолжать борьбу, но у папы просто кончилась батарейка. Когда ты 7 лет к чему-то идешь, потом очень сложно перезагрузиться.
«МОЖЕТ ДЛЯ ЧИНОВНИКОВ ЭТО НЕ СРОК,
НО ДЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ВОПРОС ЖИЗНИ И СМЕРТИ»
— Пару лет назад ваш отец получил под хозяйство участок земли в Пестречинском районе...
— Да, он продолжает заниматься кролиководством, но это уже не тот полет мыслей. Ведь была важная стратегическая цель: восстановить в РТ производство крольчатины, чтобы республика стала лидером. Задача была не столько экономическая, сколько социальная. Мы дорогу в селе проложили и параллельно решали несколько задач. Для меня это был колоссальный опыт взаимодействия со всеми государственными структурами.
— К каким выводам пришли из этого опыта?
— Люди, которые занимают первые позиции, как правило, очень адекватные и понимающие. Но среднее звено — люди, реально отвечающие за реализацию, это просто другой мир.
— Что вы имеете в виду?
— Было принято решение о том, что должно быть финансирование нашего проекта. Но с того момента, как было принято решение, и до момента получения денег прошел целый год! Может быть, для чиновников это не срок, но для предпринимателей, без всякого преувеличения, вопрос жизни и смерти. За это время мы трижды встречались с руководством, пытаясь продвинуть проект. В результате на каждом этапе, педалируя процесс, ты вынужден брать на себя дополнительные риски. Папа всегда брал ответственность на себя, и в итоге все привело к такой развязке. Но если этого не делать, проект бы погиб, даже не родившись.
«ПЕРВЫЕ ДЕНЬГИ ПОЛУЧИЛ В 12 ЛЕТ — РАЗГРУЖАЛ МАКАРОНЫ»
— А вообще вы бизнесом занимаетесь со студенческих лет?
— Первые деньги я получил в 12 лет — разгружал макароны. Перегрузил тогда спину, теперь регулярный клиент остеопата.
У меня был интересный опыт работы программистом в ICL, но непродолжительный. Работы было немного, зарплата хорошая, но это было скучно. И в бизнесе смысл не в том, что ты зарабатываешь деньги, а в том, что реализуешь интересные проекты, делаешь вещи, которые тебя реально мотивируют, заряжают энергией.
А когда учился в университете, участвовал в кроличьем бизнесе отца. И с кроликами начиналось все с очень маленькой фермы на 40 голов. Когда началась история с венчурным фондом, переключился на «Импульс».
«МЫ ХОРОШО ДРУГ ДРУГА ДОПОЛНЯЕМ»
— Какова роль супруги в ваших семейных бизнесах?
— Мы все делаем вместе, очень много думаем и разговариваем. Она хорошо думает про здесь и сейчас, а я на три шага стратегически вперед. Поэтому я сейчас размышляю про эти 30 комнат для квеста, а она мониторит отчеты, регулярно встречается с управляющими. Мы хорошо друг друга дополняем.
— А хобби у вас есть, чем любите заниматься в свободное время?
— По воскресеньям в «Циферблате» играем в сложные настольные игры, которые продолжаются по 5 - 6 часов, и я это очень люблю. Каждый раз переживаю процесс создания, развития и гибели в игре. Живешь этой жизнью. И мне нравится игры контактные: когда ты очень много должен договариваться. Сейчас много играем в настольную «Игру престолов». Мы играли 6 раз, и я 5 раз выигрывал (улыбается).
«Мы все делаем вместе, очень много думаем и разговариваем. Она (Ксения) хорошо думает про здесь и сейчас, а я на три шага стратегически вперед» |
У нас есть ребята, у которых есть свой магазин. Они приносят для нас интересные игры. Была идея по созданию настольных игр, но беда в том, что там очень долго происходит раскачка. У тебя могут уйти годы, пока игра станет популярной. Может, через некоторое время все-таки этим займемся.
— И наш традиционный вопрос: в чем заключаются три секрета успеха в бизнесе?
— Надо не бояться оторвать попу от стула. Ездить три раза в Лондон, жить там для того, чтобы открыть «Циферблат» — это очень сложно. Но если этого не делать, то ничего не получилось бы.
Надо активно смотреть по сторонам. У нас на рынке много ниш свободных. Можно в любую прийти. И если ты будешь делать свою работу хорошо, то ты займешь свою позицию.
И работать надо много, особенно на старте, чтобы потом была хорошая отдача. Я сейчас наблюдаю за людьми и понимаю, что у многих не хватает сил на длинную дистанцию. На самом деле чем бы ты ни занимался, это не вопрос месяца, это вопрос долгих месяцев и даже лет. Если ты не способен на это, то лучше устраиваться работать на зарплату.
Визитная карточка компании
ООО «РСТ» ведет деятельность в области автоматизации торговли на фондовом рынке.
Уставный капитал: 10 тыс. рублей.
Прибыль от деятельности: от 1,5 млн. рублей в год.
Учредитель: Артем Крамин (100%).
«Циферблат» по улице Университетской, 14, «Циферблат» на улице Щапова, 47, и студия танца «Импульс» находятся на балансе ООО «Импульс».
Общее количество сотрудников: около 38 человек.
Уставный капитал: 10 тыс. рублей.
Совокупная выручка: 13 млн. рублей.
Учредитель: Ксения Васис (100%).
Визитная карточка руководителя
Артем Крамин
Дата и место рождения: 20 апреля 1982, Казань.
Образование: окончил факультет вычислительной математики и кибернетики КГУ в 2004 году.
Семейное положение: женат, есть дочь.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 49
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.