Сегодня на сочинском инвестиционном форуме всплыл важный вопрос, напрямую касающийся Татарстана: сверхдорогостоящий проект высокоскоростной магистрали Москва — Казань. Члены федерального правительства высоко оценили тот экономический потенциал, которым обладает идея ВСМ в случае ее реализации, однако в бюджете соответствующих средств нет, и необходимы очень серьезные частные инвестиции. За дискуссией на форуме следила корреспондент «БИЗНЕС Online», выяснявшая, чем нам может помочь в этой связи Китай.
ОСТАЛОСЬ НАЙТИ ФИНАНСЫ
Сегодня в рамках инвестиционного форума в Сочи обсуждали строительство ВСМ (высокоскоростной магистрали) Москва — Казань. Исходя из мировой практики, строительство ВСМ является одним из драйверов роста экономики — именно того, что так необходимо России сейчас. Министр транспорта РФ Максим Соколов, начавший дискуссию, подчеркнул, что подобные ВСМ проекты способствуют развитию не только регионов, но и целых государств. «Это проекты-мультипликаторы развития не только регионов, не только экономики, но и целых государств. Тот десяток стран европейских и Тихоокеанского региона, которые используют высокоскоростную железнодорожную инфраструктуру, они в том числе являются лидерами экономического развития, и именно железнодорожная высокоскоростная инфраструктура дает дополнительные проценты к тому ВВП, которые создаются в этих странах», — заявил министр.
Соколов напомнил, что в транспортной стратегии до 2030 года, утвержденной в июне правительством, предполагается, что будет построено более 4 тыс. км высокоскоростных линий. «Помимо восточного направления, проходящего через Казань, дальше на Екатеринбург, есть и другие участки: направление Москва — Санкт-Петербург, есть и южная ветка, идущая в направлении Сочи, Адлера. Хотелось бы, чтобы эти планы в эти сроки были реализованы», — отметил он. Министр добавил, что приоритетным было выбрано именно восточное направление, а случилось это еще полтора года назад, когда ни о каких санкциях и повороте России на Восток не шло и речи. «Геополитическая ситуация подтверждает правильность и своевременность этого выбора», — добавил он. Впрочем, до сих пор нет окончательного решения о финансировании проекта. Соколов уверен, что именно проект ВСМ заслуживает выделения средств из ФНБ. По его словам, минфин и министерство экономического развития высказались за возможность реализации проекта, но все же пока деньги не выделяются.
Соколов подчеркнул дороговизну проекта, причем весомую часть должно вложить государство, но этот вопрос «пока не нашел бюджетных решений». Поэтому, отметил Соколов, приходится искать варианты, как снизить бюджетную нагрузку, найти дополнительные инвестиции. «С моей точки зрения, именно этот проект в наибольшей степени заслуживает поддержки и государственного федерального бюджета и ФНБ», — еще раз заверил министр. Соколов порадовался, что все губернаторы регионов, через которые пройдет ВСМ, поддержали идею, уже согласовали маршрут прохождения и приступили к резервированию земельных участков. «Мы должны констатировать, что и на федеральном, и на региональном уровне мы все готовы к реализации этого проекта... Осталось дело не за малым, а за основным — найти финансы», — министр определил задачу панельной дискуссии, а заодно, по всей видимости, дал название стадии, на которой находится проект ВСМ.
Пока решения по финансированию проекта ВСМ из бюджета нет, а именно это необходимо для начала строительства |
ПРОЕКТ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ
Первый вице-президент ОАО «РЖД» Александр Мишарин, в свою очередь, вновь говорил о цифрах. Он напомнил, что время преодоления 770 км сократится с 14 до 3 часов. «Государство на каждый вложенный рубль получает полтора рубля инвестиций в сопутствующие отрасли. Это наибольший мультипликатор сегодня среди транспортных систем, запас и заказ промышленной продукции. Но это еще не все. Проект имеет колоссальный агломерационный мультипликативный эффект после начала его эксплуатации. Он выражается триллионами рублей. Только совокупный прирост ВВП за счет агломерационных эффектов в период с 2019 до 2030 годы составит более 11 триллиона рублей, что дает дополнительные доходы бюджета в 3,4 триллиона рублей, это равносильно примерно 0,7 процентных пункта прироста ВВП», — отчитался Мишарин. Он заверил в устойчивости этих расчетов — при сокращении темпов роста ВВП на 50% эффекты снижаются только на 20%. «Проект — драйвер развития экономики», — безапелляционно заявил он и добавил, что строительство ВСМ даст дополнительные рабочие места, увеличит поступления в бюджет, инвестиции в жилищное и офисное строительство, повысит мобильность населения, поможет развитию малого и среднего бизнеса.
Александр Мишарин отметил, что китайцы готовы сотрудничать с Россией при реализации первого участка ВСМ до Казани |
За предыдущий год, по словам Мишарина, уже разработан инвестиционный меморандум, организационно-правовая финансовая модель, проект внесен в схему территориального планирования РФ, подготовлено и выпущено распоряжение правительства, утверждены и разработаны техническое условия и задания на проектирование, обоснование инвестиций в проект, утверждена конкурсная документация, проведен ценовой и технологический аудит. «Очень важно, что мы проложили трассу и вместе с регионами приступили к резервированию земель», — добавил он.
Что касается финансовой части, то 40% будут инвестициями, а государственное участие делится на две части. Первая — субсидия из бюджета в размере 316 млрд. рублей — практически вернется за период строительства за счет поступления налогов, остальные 100 млрд. рублей вернутся за 2 - 3 года. Вторая — длинные деньги — это средства ФНБ и госгарантия, выпуск инфраструктурных облигаций. «Главный эффект — эффект для государства, чем эффект для любого бизнесмена, участвующего в этом проекте», — подчеркнул Мишарин.
Он добавил, что проект имеет геополитическое значение. Важнейшим партнером является Китай, так как собираются строить высокоскоростной коридор до Пекина. «Суммарное время от Москвы до Пекина сейчас 130 часов, после реализации проекта — 37 часов», — отметил Мишарин. По его словам, как раз китайцы готовы сотрудничать с Россией при реализации первого участка ВСМ до Казани.
Мишарин призвал бизнес и финансовые институты развернуться к проекту ВСМ. Он убежден, что надо спешить создавать транспорт со скоростью 300 - 400 км в час. «Сегодня в России этого транспорта нет, а это значит, что все, если делать аналогии, весь мир ездит на автомобилях, а мы продолжаем ездить на лошадях и при этом стараемся конкурировать. Никогда не будем конкурентоспособными, не имея этой инфраструктуры», — закончил свое выступление Мишарин.
РЕШЕНИЯ ПО ФИНАНСИРОВАНИЮ ПРОЕКТА ИЗ БЮДЖЕТА ПОКА НЕТ
Несмотря на то, что финансовый вопрос при реализации проекта ВСМ является на данном этапе ключевым, на дискуссии присутствовал только заместитель министра экономического развития РФ Николай Подгузов. «На эмоциональном уровне не сказать да этому проекту невозможно. И мы все говорим да. И я уверен, что этот проект будет реализован рано или поздно, — совсем не оптимистично заявил он. — Хотелось бы, чтобы скорее, конечно». Подгузов рассказал, что в министерстве убеждены в стратегической необходимости проекта, но проводят комплексный анализ, чтобы тщательно проанализировать те эффекты, о которых до этого говорил Мишарин.
Замминистра отметил, что все-таки стоит переструктурировать объемы финансирования в сторону большего участия банков, в том числе азиатских, что, в свою очередь, станет драйвером скорейшей реализации проекта ВСМ. То, что Китай заинтересовался проектом, по мнению Подгузова, должно подтолкнуть власть к скорейшему решению по финансированию. На средства ФНБ сейчас претендуют до 10 проектов. «Проект ВСМ постепенно выигрывает эту конкуренцию, — заверил чиновник. — Мы близки к принятию решения о практической реализации проекта».
Вице-президент CREEC Чен Ли из Китая, где высокоскоростные магистрали стали неотъемлемой частью жизни страны, так же, как и предыдущие спикеры, подчеркнул потребность в такого рода дорогах как экономики, так и жителей. Он рассказал, что в КНР скорость уже достигает 480 км в час, при этом гарантируется безопасность движения. Чен Ли подчеркнул, что ВСМ все-таки не только перспективны, но и создают некоторые трудности, например, проблемы энергосбережения. Для скоростей, превосходящих 250 км в час, требуются мощные двигатели. Для обеспечения безопасности проводится множество тестов, потому что даже миллиметровые отклонения могут обернуться трагедией.
Президент центра экономики инфраструктуры Владимир Косой выступил от имени экспертного сообщества с оценкой проекта ВСМ. По его словам, ВСМ позволит включить в оборот дополнительную землю и повысить производительность труда. «Это единственный на сегодня возможный способ для РФ каким-либо способом компенсировать те проблемы, которые накопились в экономике в силу структурных проблем, и те проблемы, которые появились в результате внешних санкций», — подчеркнул он. Косой заявил, что и минфин, и минэкономразвития должны уже сейчас думать о том, как выполнять установки от первых лиц государства, то есть обеспечить рост экономики. Эксперт убежден, что от таких проектов, как ВСМ, можно действительно получить мультипликативный эффект и увеличить темпы роста, тогда как от увеличения пенсий и прочих соцвыплат повысится только инфляция. «Если не будут финансироваться те проекты, которые могут быть драйверами развития экономики, темпов роста не будет. Это факт», — заключил он.
Соколов в заключение дискуссии с сожалением констатировал, что пока решения по финансированию проекта ВСМ из бюджета все-таки нет, а именно это необходимо для начала строительства. «Это не повод опускать руки, — утешил он. — Будем работать. Дорогу осилит идущий. Надеюсь, что те предложения, которые мы слышим от наших китайских партнеров, да и не только китайских, добавят оптимизма в части реализации этого проекта и запуска его в ближайшее время».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 112
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.